Научная статья на тему 'Региональные особенности функционального статуса студентов, проживающих в Республике Тыва'

Региональные особенности функционального статуса студентов, проживающих в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОГЕМОДИНАМИКИ / СТУДЕНТЫ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ / ПОЛОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ / THE FUNCTIONAL CONDITION / FACTORS WARMHEARTED AND BLOOD SPEAKERS STUDENT TUVINIAN AND RUSSIAN NATIONALITIES / SEXUAL AND NATIONAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

В работе представлены результаты исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в условиях южно-сибирского района Республики Тыва. Показаны достоверные различия в функционировании сердечно-сосудистой системы в зависимости от национальности, пола и длительности обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATUS OF THE STUDENTS LIVING IN REPUBLIC TUVA

The article are present results of the study of the functional condition of the cardiovascular system students, living in condition of South-Siberian region of the Republic of Tuva. Reliable differences are shown in operating the cardiovascular system depending on nationalities, flap and duration of the education in higher school.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности функционального статуса студентов, проживающих в Республике Тыва»

УДК [612:613.12:[616-055:616-054 ](571.52)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

© 2008 г. Л. К. Будук-00Л

Тывинский государственный университет, г. Кызыл

В работе представлены результаты исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в условиях южно-сибирского района Республики Тыва. Показаны достоверные различия в функционировании сердечно-сосудистой системы в зависимости от национальности, пола и длительности обучения в вузе. Ключевые слова: функциональное состояние, показатели кардиогемоди-намики, студенты тувинской и русской национальностей, половые и национальные отличия.

В районах южной Сибири экстремальные экологические условия проживания сопровождаются многообразным комплексом отрицательных социально-экономических факторов. В связи этим особую актуальность и значимость приобретают научные исследования, направленные на изучение функциональных особенностей организма человека. Изучение морфофункциональных особенностей людей, относящихся к разным этносам и проживающих в различных климатогеографических условиях, диктуется необходимостью корректировки показателей, которые созданы и рекомендованы в качестве нормативно-возрастных в других регионах.

Республика Тыва по своим климатическим, природным и социальным условиям не имеет аналогов в Российской Федерации [4, 9]. Основные факторы, определяющие своеобразие климата, это географическая широта территории, характер общей циркуляции атмосферы, удаленность от морей и океанов, высота над уровнем моря. Республика Тыва является горной территорией — 82 % ее территории занимают горы. Тыва расположена в межгорной котловине, окруженной со всех сторон горными хребтами. На западе граничит с Республикой Горный Алтай, на северо-западе и севере — с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке — с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на юго-востоке и юге — с Монголией.

Аграрная, с отдельными очагами промышленности, слабоурбанизированная Республика Тыва характеризуется дискомфортными природными условиями. Здешний климат, получивший название ультраконтинентального, отличается чрезвычайно высоким атмосферным давлением (до 1 042 миллибар зимой, что соответствует максимальным значениям для всей Земли), отрицательной среднегодовой температурой (-Б...—7 0С), очень высокой годовой амплитудой температур (свыше 100 0С), малым количеством осадков (150—250 мм/год) и их необычным концентрированным выпадением в середине лета (середина июля — середина августа). Одной из положительных черт климата считается высокая инсоляция.

Части территории республики, вошедшие в экстремально дискомфортную зону, по уровню дискомфортности условий проживания населения приблизительно соответствуют районам Крайнего Севера, а вошедшие в дискомфортную зону — местностям, приравненным к Крайнему Северу. В связи с этим, несмотря на то, что Тыва расположена на юге Сибири, из-за суровых климатических условий республика отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Оценка уровня популяционного здоровья по показателю коэффициента суммарной оценки здоровья населения выявила в Республике Тыва самый неблагополучный показатель по стране [21]. Основной де-

мографической характеристикой республики является ее социально-экономическая изоляция, отсутствие миграции в нее людей других национальностей, в том числе русских.

Функциональное состояние студентов помимо климатогеографических факторов детерминируется и влиянием учебной нагрузки. Данные литературы свидетельствуют о том, что у студентов во время учебы в вузе наблюдаются сдвиги со стороны многих систем, в том числе и сердечно-сосудистой, и что эти сдвиги являются результатом неблагоприятных воздействий ряда факторов: низкого уровня двигательной активности, значительной умственной нагрузки, нарушений режима дня и питания.

Сердечно-сосудистая система выступает индикатором адаптивных реакций организма человека как к профессиональной деятельности, так и к различным условиям проживания. Уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма [1, 14, 15, 18, 27, 30].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что характер адаптивных сдвигов для лиц, проживающих в экстремальных условиях, зависит не только от возраста, уровня тренировки, длительности проживания в этих условиях, но и от этнических особенностей организма [1, 14, 27]. речь идет о формировании экологического портрета — совокупности генетически обусловленных свойств и морфофункциональных признаков живых систем, сформировавшихся в соответствии со свойствами их естественной среды [15], адаптации человека к определенным экологическим условиям (формирование адаптивных типов, их морфологических и функциональных признаков)[20].

Методика

В эксперименте приняли участие студенты 1 — 5 курсов коренной национальности и пришлого населения русской национальности. Пришлое население представлено русскими во втором и более поколении, проживающими на территории Тувы. Всего 2 073 студента.

для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД — САД и ДАД). По данным артериального давления и ЧСС рассчитывали: среднединамическое (АДср) и пульсовое (ПД) давление, ударный (УОК) и минутный (МОК) объемы кровообращения, ударный (УИ) и сердечный (СИ) индексы. Вегетативный индекс Кердо (ВИК) определяли по формуле: ВИК = (1 — ДАД/ЧСС) • 100. Адаптационный потенциал (АП) по формуле Р. М. Баевского [8]. Уровень физического состояния (УФС) определяли по Е. А. Пироговой [24], двойное произведение (ДП) — по Робинсону [6].

Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке с использованием описательной статистики Microsoft Excel. Для срав-

нения величин при их нормальном распределении использовали ^критерий Стьюдента.

Результаты исследований

Сравнительный анализ основных показателей гемодинамики показал, что климатогеографические характеристики региона проживания оказывают неоднозначное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в Республике Тыва.

Основным показателем уровня функционирования системы кровообращения является АД. Тувинские студенты имеют более низкое САД по сравнению с русскими весь период обучения, а ДАД ниже на старших курсах, причем ДАД достаточно стабильно на 1—2 курсах как у русских, так и у тувинцев.

Подъемы САД у студентов независимо от национальности отмечаются на 2 и 5 курсах. Причем у русских увеличение САД продолжается и на 3 курсе, что может свидетельствовать о более продолжительном периоде напряжения адаптации у них. Наиболее благоприятным в плане динамики показателей АД является 4 курс, на котором отмечено значительное снижение как САД, так и ДАД, причем у русских показатели АД оказались достоверно выше, чем у тувинцев.

При оценке АД по половому признаку показано, что у девушек обеих национальных групп АД ниже, чем у юношей. Более низкие показатели АД у девушек подтверждаются данными других исследований [12].

одним из важнейших показателей гемодинамики является ПД, отражающее объем поступающей крови в аорту и соответственно характеризующее функциональное состояние всего организма.

Пульсовое давление у тувинских студентов ниже, чем у русских, за исключением 5 курса, где значения его примерно одинаковы. Величина ПД имеет два пика повышения на 2 и 4 курсах, причем динамика изменений идентична в обеих национальных группах. Значительное снижение величины ПД на 3 курсе свидетельствует об улучшении функционального состояния организма в этот период обучения в вузе.

важнейший показатель состояния системы кровообращения — среднее гемодинамическое давление. По мнению ряда авторов, эта величина выражает энергию непрерывного движения крови [11, 29] и служит для обеспечения водно-солевого гомеостаза [ 13]. Среднединамическое давление на младших курсах у тувинских студентов практически не отличается от такового у русских, причем динамика увеличения АДср с 1 по 3 курсы может косвенно отражать напряжение механизмов адаптации на младших курсах. У старшекурсников достоверно более высокие значения АДср у русских студентов, по-видимому, свидетельствуют о более высоком уровне гомео-стаза, который обеспечивает более высокую «цену» адаптации этих студентов.

Факторами увеличения ударного и минутного

объемов кровообращения с возрастом являются нарастание объема сердца, массы миокарда, диаметра капилляров сердца, камер сердца [19]. Указанные объемы также зависят от пола и физического развития [10, 25, 31, 32].

Оценка динамики по курсам показала увеличение УОК на 1—2 курсах, характерное для возрастных изменений, и значительное снижение этих объемов крови на старших курсах, на которых, по-видимому, свою корректировку вносит процесс обучения. В самый неблагоприятный период обучения на 2 курсе как УОК, так и МОК у тувинцев достоверно ниже, чем у русских.

Ударный объем кровообращения и чСС являются детерминантами МОК. Увеличение МОК у студентов на 1 —2 курсах сопровождалось увеличением ЧСС, на 4 курсе увеличение МОК происходило за счет снижения ЧСС и увеличения УОК. На 5 курсе снижение МОК у тувинцев происходило на фоне снижения ЧСС, а у русских студентов — на фоне повышения ЧСС. Изменение МОК за счет ЧСС соответствует менее экономичному варианту функционирования сердечно-сосудистой системы [17, 28].

Минутный объем кровообращения у юношей ниже, чем у девушек, причем это отличие становится более существенным на старших курсах, что подтверждается и другими исследованиями [11].

Сердечный ритм и его вегетативная регуляция являются важным звеном в адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды, что дает возможность использовать характеристики сердечного ритма для оценки функционального состояния организма в целом. ЧСС меняется раньше, чем наступает процесс утомления, и является информативным показателем при анализе состояния организма [33].

Анализ показателей ЧСС по курсам и национальностям свидетельствует о более низких значениях ее у тувинцев, за исключением 1 курса, где у студентов тувинской национальности ЧСС достоверно выше, чем у русских (р < 0,05). Несмотря на то, что должно происходить возрастное снижение ЧСС в обеих национальных группах, на 2 курсе произошло ее увеличение, причем у русских студентов ЧСС оказалась достоверно выше, чем у тувинских. Более высокие значения ЧСС у русских студентов сохраняются и в последующем, за исключением 4 курса.

Динамика снижения ЧСС от 1 к 5 курсу более выражена у тувинцев, что может косвенно указывать на то, что они легче адаптируются в период обучения, чем русские.

Исследователи констатируют появление межполовых различий в регуляции сердечного ритма: статистически ЧСС у лиц женского пола выше, чем у лиц мужского [16]. Нами также выявлены более высокие значения ЧСС у девушек на 1 —4 курсах, однако на 5 курсе ЧСС у юношей выше, что, вероятно, связано с усилением симпатического влияния на регуляцию ЧСС у юношей в связи с более сен-

ситивным отражением психоэмоциональной нагрузки у выпускников.

На старших курсах тувинские студенты имеют достоверно более высокие значения УИ, чем русские. Значения УИ у девушек выше, чем у юношей, независимо от национальной группы.

Величина СИ достоверно не отличается в национальных группах, имеет тенденцию к снижению от 1 к 5 курсу. Снижение СИ свидетельствует о замедлении обменных процессов.

Двойное произведение представляет собой интегральную величину, объединяющую САД и ЧСС. Отрицательная возрастная динамика величин ДП свидетельствует об улучшении механической деятельности сердца и состояния аппарата кровообращения в целом [5], о более экономичной деятельности сердца в покое и увеличении функционального резерва [7].

Тувинские студенты имеют величины ДП достоверно ниже, чем русские, за исключением 1 курса, что также свидетельствует о более оптимальной работе сердечно-сосудистой системы у тувинцев. Необходимо отметить на 2 курсе как у русских, так и у тувинцев повышение ДП, связанное с напряжением механизмов адаптации, которое подтверждается другими показателями гемодинамики. Более высокие значения ДП у юношей в сравнении с девушками независимо от национальности указывают на более низкую «цену» адаптации у девушек.

Вегетативная регуляция кардиогемодинамики также указывает на напряжение адаптации на 2 курсе, поскольку преобладает симпатический тонус вегетативной системы. Положительное значение ВИК отмечено у тувинцев на 2 и 4 курсах, а у русских только на 2, причем значения ВИК у тувинцев ниже. На 1 курсе отличий в значениях ВИК нет, как и на 5, однако на выпускном курсе преобладает парасимпатическое влияние вегетативной нервной системы, в отличие от равновесного состояния на 1 курсе.

С целью выяснения компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального уровня гемодинамики, использовался расчетный показатель — АП системы кровообращения [2, 3], который является показателем состояния регуляторных систем [26].

Адаптационный показатель также указывает на то, что тувинские студенты имеют более благоприятное функциональное состояние в период обучения. Повышение АП у них отмечается на 1—2 курсах, а у русских оно продолжается и на 3 курсе. На 5 курсе АП повышается как у русских, так и у тувинцев, причем достоверно выше он у русских.

Уровень физического состояния характеризуется совокупностью признаков кардиореспираторной и морфофункциональной систем и также указывает на адаптивные возможности организма.

Уровень физического состояния у тувинцев достоверно выше на 2—5 курсах. Как у тувинцев, так и у русских отмечено значительное снижение его на

2 курсе, и если у тувинцев после этого отмечается повышение УФС, то у русских он продолжает снижаться и на 3 курсе.

Обсуждение

Проведенные нами исследования позволили установить, что продолжительность обучения корректирует возрастные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы. У студентов младших курсов наблюдается нарушение управления процессами адаптации, это свидетельствует о значительном снижении функциональных резервов организма, что может вызвать патологические изменения в состоянии их здоровья [23].

Установлено, что в функциональном состоянии студентов имеется тенденция ухудшения показателей гемодинамики на 2 и 5 курсах у студентов как тувинской, так и русской национальностей. Менее напряженным для функционирования сердечно-сосудистой системы является период обучения на 3—4 курсах, что согласуется с другими исследованиями [22].

Ухудшение основных показателей гемодинамики на 2 курсе свидетельствует о напряжении функционального состояния, связанном с периодом нестабильной адаптации к учебной нагрузке. На 5 курсе изменения показателей сердечно-сосудистой системы, вероятно, обусловлены усилением психоэмоциональной нагрузки в связи с предстоящим окончанием вуза и перспективами дальнейшей деятельности.

Полученные данные также позволяют заключить, что для студентов тувинской национальности характерны более низкие значения АД, ПД, АДср, ЧСС и более высокие значения УОК и МОК, УФС, что указывает на лучшее функциональное состояние их в период обучения по сравнению с русскими, отличающимися более продолжительным периодом формирования механизмов долговременной адаптации.

Таким образом, показатели кардиогемодинамики, характеризующие состояние основных гомеостати-ческих систем организма, указывают на различия в функционировании адаптационного гомеостаза в зависимости от климатогеографических и социальных (обучение в вузе) нагрузок у студентов коренной национальности и пришлого населения.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Экологический портрет человека на Севере / Н. А. Агаджанян, Н. В. Ермакова. — М. : КРУК, 1994. - 208 с.

2. Адамович Б. А. Проблема автоматизированной оценки функционального состояния организма космонавтики и профилактической медицины на современном этапе / Б. А. Адамович, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева и др. // Космическая биология и авиакосмическая медицина. - 1990. - Т. 24, № 4. - С. 11-18.

3. Айдаралиев А. А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева и др. - Фрунзе : Изд-во «Илим», 1988. - 195 с.

4. Анайбан З. В. Межэтнические отношения в Туве в 90-е годы (По материалам этносоциологического исследования) / З. В. Анайбан. - М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. - 123 с.

5. Антропова М. В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. // Физиология человека. - 2000.

- Т. 26, № 1. - С. 56- 61.

6. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 248 с.

7. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - М. : Медицина, 1979. - 298 с.

8. Баевский Р. М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10.

9. Балакина Г. Ф. Развитие хозяйственного комплекса и социальной сферы в Республике Тува в период реформ / Г. Ф. Балакина // Круг знания : научно-информационный сборник. - Кызыл : ТувИКОПР СО РАН, 1998. -Вып. 1. - С. 5-9.

10. Вульфсон И. Н. Возрастные особенности некоторых показателей гемодинамики здоровых детей / И. Н. Вульфсон // Вопросы охраны материнства и детства. - 1967.

- № 8. - С. 9-11.

11. Дембо А. Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. - Л. : Медицина, 1989. - 464 с.

12. Драгич О. А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях Уральского федерального округа : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Драгич Ольга Александровна. - Тюмень, 2006. - 41 с.

13. Еремеев В. Я. Адаптивные реакции сердечно-сосудистой системы старших школьников на дозированную физическую нагрузку / В. Я. Еремеев, Н. П. Горбунов, Л. Д. Калашникова // Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам : межвузовский сб. науч. тр. - Пермь : ПГПИ, 1990. - С. 28-30.

14. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. - Новосибирск, 1986. - 1 19 с.

15. Куприянова О. О. Суточный ритм сердца у детей : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Куприянова Ольга Олеговна. - М., 1995. - 40 с.

16. Лунев Д. А. Функциональные резервы организма и работоспособность у лиц разного пола / Д. А. Лунев, А. К. Джумагалиева, В. Р. Горст // Физиология и медицина: Всерос. конф. молодых исследователей. - СПб., 2005. - С. 70.

17. Маркина Л. Д. Сравнительная оценка функционального состояния студентов в конце семестра / Л. Д. Маркина, В. В. Маркин // Валеология. - 2000.

- № 2. - С. 74-76.

18. Меерсон З. А. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца / З. А. Меерсон. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 154 с.

19. Меерсон Ф. З. Влияние адаптации к физической нагрузке на возрастную динамику сократительной функции и массы левого желудочка сердца человека / Ф. З. Меерсон, З. В. Берсенева // Кардиология. - 1982.

- Т. 22, № 1. - С. 85-90.

20. Никитюк Б. А. Факторы роста и морфофунк-ционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез) / Б. А. Никитюк. - М. : Наука, 1978. - 148 с.

21. Ондар С. О. Проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения Республики Тува / С. О. Ондар // Проблемы развития и сохранения тувинского генофонда: теория и практика. — Томск : STT, 2000. — С. 189—203.

22. Палкина О. А. Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой системы студенток в течение пятилетнего обучения в вузе / О. А. Палкина, А. Б. Гудков, Л. А. Шаренкова // Экология человека. — 2007. — № 2. — С. 22—25.

23. Пацевич Ю. Л. Оценка функционального состояния организма студентов по данным компьютерной экспресс-рефлексодиагностики в динамике учебного процесса / Ю. Л. Пацевич, С. В. Текучева, Е. Е. Ямщикова и др. // Экология человека. — 2003. — № 6. — С. 27—29.

24. Пирогова Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. — Киев : Здоровье, 1986.

— 152 с.

25. Салата Ж. Н. Изучение систолического и минутного выброса крови у детей методом реографии / Ж. Н. Салата, В. П. Бобыкин // Вопросы охраны материнства и детства.

— 1974. — Т. 19, № 8. — С. 54—56.

26. Сорокин О. Г. Возможности и перспективы использования оценки адаптационного потенциала в практической медицине / О. Г. Сорокин, И. Б. Ушаков // Экология человека. — 2005. — № 10. — С. 11 — 17.

27. Талис А. Ю. Сердечно-сосудистая система / А. Ю. Талис, М. М. Миррахимов // Экологическая физиология. Адаптация человека к различным климатогеографи-ческим условиям. — Л. : Наука, 1990. — С. 342—360.

28. Федоров Б. М. Стресс, кардиологические аспекты / Б. М. Федоров // Физиология человека. — 1997. — Т. 23, № 2. — С. 89—99.

29. Фомин Н. А. Физиология человека / Н. А. Фомин.

— М. : Просвещение, Владос, 1995. — 416 с.

30. Щедрина А. Г. Понятие индивидуального здоро-

вья — центральная проблема валеологии / А. Г. Щедрина.

— Новосибирск, 1996. — 50 с.

31. Correlates of the hemodynamic determinants of blood pressure / S. R. Daniels, T. R. Kimball, P. Khoury et al. // Hypertension. - 1996. - Vol. 28, N 1. - P. 37-74.

32. Turley K.. R. Cardiovascular responses to treadmill and cycle ergometer exercise in children and adults / K. R. Turley, J. H. Wilmore // J. Appl. Physiol. - 1997.

- Vol. 83, N 3. - P. 948-957.

33. Sega S. A comparison of cardiovascular reflex tests and spectral analysis of heart rate variability subjects / S. Sega, F. Jager, T. Kiauta // Clin. Auton. Res. - 1999. - Vol. 3, N 3. - P. 175-182.

REGIONAL FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATUS OF THE STUDENTS LIVING IN REPUBLIC TUVA

L. K. Buduk-ool

Tuva State University, Kysyl

The article are present results of the study of the functional condition of the cardiovascular system students, living in condition of South-Siberian region of the Republic of Tuva. Reliable differences are shown in operating the cardiovascular system depending on nationalities, flap and duration of the education in higher school.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: the functional condition, factors warmhearted and blood speakers student tuvinian and Russian nationalities, sexual and national differences.

Контактная информация:

Будук-оол Лариса Кара-Саловна - кандидат биологических наук, доцент, проректор по аттестации Тывинского государственного университета

Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36

Тел./факс (394) 223-83-78 E-mail: buduk-ool@mail.ru

Статья поступила 20.09.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.