Научная статья на тему 'Физическое развитие и здоровье студентов в дискомфортных климато-географических условиях проживания'

Физическое развитие и здоровье студентов в дискомфортных климато-географических условиях проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
343
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / здоровье / климато-географические условия проживания / students / health / climate and geographical conditions of living

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна, Айзман Роман Иделевич

Изучено состояние здоровья и основных морфофункциональных показателей 1043 студентов, проживающих в дискомфортных климато-географических условиях Южной Сибири в Республике Тыва. Более низкие показатели здоровья на 1 и 5-м курсах можно объяснить наличием стрессорных факторов, связанных с адаптацией первокурсников к условиям вуза и «синдромом выпускника». Студенты имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности как в самооценке своего здоровья, так и в основных морфофункциональных показателях организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studied was the health status and basic morphofunctional indicators of 1043 students living in discomfort climatic and geographical conditions of Southern Siberia the Republic of Tuva. Lower health indices at the 1st and 5th year of study can be explained by the presence of stress factors related to adaptation of first year students to a high school conditions and the «Graduate syndrome». Students observe not only age and sex, but also regional peculiarities in the self-appraisal of their health status and of the main morphofunctional indicators of the organism.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие и здоровье студентов в дискомфортных климато-географических условиях проживания»

УДК 616-057.875-022.361

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В ДИСКОМФОРТНЫХ КЛИМАТО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ

Лариса Кара-Саловна Будук-оол1, Роман Иделевич Айзман2

1 Кафедра анатомии и физиологии (зав. — доц. В.А. Красильникова) Тывинского государственного университета, г. Кызыл, 2 кафедра анатомии и физиологии (зав. — проф. Р.И. Айзман) Новосибирского государственного педагогического университета, e-mail: buduk-ool@mail.ru

Реферат

Изучено состояние здоровья и основных морфофункциональных показателей 1043 студентов, проживающих в дискомфортных климато-географических условиях Южной Сибири — в Республике Тыва. Более низкие показатели здоровья на 1 и 5-м курсах можно объяснить наличием стрессорных факторов, связанных с адаптацией первокурсников к условиям вуза и «синдромом выпускника». Студенты имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности как в самооценке своего здоровья, так и в основных морфофункциональных показателях организма.

Ключевые слова: студенты, здоровье, климато-гео-графические условия проживания.

Установленные закономерности влияния внешних факторов среды на человека заключаются в перестройке функционирования систем организма, что нередко приводит к развитию патологии и снижению темпов физического развития. Республика Тыва характеризуется дискомфортными природными условиями проживания, и по особенностям климата она не имеет аналогов в России [2]. Оценка уровня популяционного здоровья выявила в республике наиболее неблагоприятный показатель по стране [8]. Здоровье студентов наряду с климато-географическими факторами детерминируется значительным влиянием учебной нагрузки. По данным литературы, у студентов во время учебы в вузе наблюдаются сдвиги со стороны многих систем [3], что чревато отрицательными последствиями для их здоровья [1]. Наложение неблагоприятных социальных условий на климато-географические особенности региона проживания еще больше усугубляют ситуацию со здоровьем и функциональным состоянием организма студентов.

Целью нашего исследования являлось изучение состояния здоровья и основных морфофункциональных показателей студентов, проживающих в дискомфортных

климато-географических условиях Южной Сибири.

В обследовании принимали участие 1043 студента Тывинского государственного университета. Была использована анкета оценки социально-демографического и материального положения студентов, их образа жизни и ценностных факторов жизненного успеха. Морфофункциональные показатели оценивали по длине (ДТ), массе (МТ) тела, окружности грудной клетки (ОГК). Качественную оценку антропометрических показателей проводили на основании индексов Пинье (ИП), Кетле (ИК), Эрисмана (ИЭ) с использованием стандартных методических рекомендаций [7].

Социально-демографическая характеристика респондентов показала, что 76% студентов прибыли на обучение из сельской местности. Основными источниками существования для студентов являются помощь родителей (54%) и стипендия (39%). Совмещение учебы с работой (1,3%) проблематично из-за отсутствия вакансий в республике, которая по уровню безработицы занимает одно из первых мест в Российской Федерации. Оценка студентами своего материального положения практически не зависит ни от пола, ни от курса, на котором они учатся. Заслуживает внимания тот факт, что у 21% «средств хватает только на питание», а у 24,6% студентов «средств не хватает даже на питание». Эти данные отличаются от исследований других авторов [6], где 97,3% студентов столичного вуза оценивают свое материальное положение как «хорошее».

Исследование субъективного представления студентами своего здоровья показало, что около 50% студентов считают, что обладают хорошим здоровьем, около 37% — удовлетворительным и 9% — сла-

567

Таблищ 1

Некоторые морфофункциональные показатели студентов (М±т)

Курсы п 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

447 159 175 100 162

ДТ,см

Юноши 172,9±0,5*** 173,6±0,9*** 170,5±1,1*** 174,0±0,7*** 172,9±0,8***

Девушки 161,5±0,4 161,1±0,7 160,8±0,7 164,3±0,9 161,7±0,7

МТ, кг

Юноши 65,6±0,9** 65,8±1,3** 67,8±1,2** 70,5±1,7*** 73,2±1,3***

Девушки 55,9±0,4 56,1±0,9 54,0±0,7 56,1±1,4 55,8±1,0

ОГК, см

Юноши 91,0±0,4* 91,4±1,0* 93,4±0,8*** 95,5±2,3** 93,1±1,0***

Девушки 86,0±0,5 86,6±0,9 83,1±0,3 85,3±1,1 83,2±0,8

ИК, у.е.

Юноши 22,0±0,2 21,5±0,5 23,2±0,3*** 23,3±0,5*** 24,5±0,4***

Девушки 21,5±0,1 21,6±0,3 21,0±0,2 20,7±0,5 21,3±0,3

ИП, у.е.

Юноши 17,0±0,9 18,0±2,3 11,2±1,5*** 7,1±2,4*** 3,2±1,8***

Девушки 19,4±0,8 20,9±0,6 22,2±2,4 21,7±0,1 22,7±1,4

ИЭ, см

Юноши 4,1±0,7 4,7±1,2 8,9±0,7 8,6±2,3 6,8±1,0

Девушки 5,1±0,4 3,8±1,0 4,0±1,6 4,7±1,1 3,4±0,8

Примечание: * р< 0,05, ** р< 0,01, *** р< 0,001 различия между юношами и девушками.

бым. К сожалению, 8% респондентов затруднились оценить своё здоровье, что свидетельствует об отсутствии как интереса к нему, так и мотивации к его сохранению и укреплению. В качестве контрольного показателя, в определённой мере характеризующего состояние здоровья студентов и степень сопротивляемости заболеваниям, использованы данные о частоте и длительности заболеваний. В течение года не болели только 21,6% студентов. Между числом и длительностью заболеваний, с одной стороны, и оценкой студентами своего здоровья, с другой, существует положительная корреляция: чем чаще и дольше болел студент, тем хуже он оценивает своё здоровье. При этом более тесная связь обнаружилась с числом заболеваний (г=0,8; р<0,05), чем с продолжительностью болезни (г=0,5; р<0,01).

Оценка состояния здоровья в значительной степени зависит от пола респондентов. 47% юношей признают своё здоровье хорошим, 31,7% — удовлетворительным, 6,5% — слабым, оценки девушек существенно хуже — 36%, 44,6%, 10,8% соответственно (х2=13,1; р<0,01).

Анализ субъективной оценки состояния здоровья показал, что оно улучшает-

568

ся от 1-го к 5-му курсу (х2=46,5; р<0,001). Низкий показатель здоровья на 1-м курсе, вероятно, связан с такими факторами, как окончание школы, поступление в вуз, иной режим труда и отдыха во время учёбы [5]. Обращает на себя внимание факт ухудшения здоровья на 5-м курсе по сравнению с 4-м, что можно объяснить увеличением стрессорных факторов, связанных с «синдромом выпускника». 49% респондентов оценивает своё физическое развитие как хорошее, 28,7% — как удовлетворительное и 6% — как слабое. Как и в случае с оценкой здоровья, юноши оценивают своё физическое развитие выше, чем девушки: хорошим считают своё физическое развитие 53% юношей и только 45% девушек, слабым — соответственно 3% и 12%. Своё физическое развитие студенты оценивают лучше, чем здоровье (хорошее физическое развитие имеют 51% респондентов, а хорошее здоровье — только 45%, слабое физическое развитие имеют 5%, а слабое здоровье — 8,8%).

В большей степени студенты придают значение личностным качествам как факторам успеха в жизни. Приоритет отдан таким качествам, как трудолюбие и самосовершенствование (40%), образова-

ние (34,3%), личная активность (22,7%). В меньшей степени на студенческие оценки факторов жизненного успеха влияют материальная обеспеченность (17,1%), здоровье, физическое совершенство (11,%), личное обаяние, привлекательность (4,5%). 31,1% юношей против 16,4% девушек большее значение придают личной активности, девушки же больше рассчитывают на образование (38,3% против 27,8% юношей).

Динамика антропометрических показателей в периоде обучения свидетельствует о том, что ДТ достоверно не изменяется, а МТ и ОГК увеличивается только у юношей (табл.1). Анализ индивидуальных значений ИК показал, что на 1-м курсе «нормальную» МТ имеют больше половины студентов, при этом во всех обследованных группах обнаружено от 5 до 10% студентов с гипотрофией массы тела, на последующих курсах она характерна в основном для девушек. Наши данные согласуются с результатами, полученными в других исследованиях, где также показано, что нормальную массу тела имеют около половины студентов различных регионов России [4, 9].

Начиная с 3-го курса юноши отличаются большей крепостью (ИП) и широкогру-достью (ИЭ) телосложения, причем эти показатели увеличиваются к концу обучения, а у девушек — снижаются (табл.).

Таким образом, студенты, проживающие в дискомфортных климато-гео-графических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности как в самооценке своего здоровья, так и в основных морфофункциональных показателях организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. — 27 с.

2. Анайбан З.В. Межэтнические отношения в Туве в 90-е годы.— М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. — 125 с

3. Гаголина С.В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Караганда, 2004. — 24 с.

4. Драгич О.А. Некоторые антропометрические показатели организма студентов Уральского региона // Вестн. Тюмен. ун-та. — 2005. — № 5. — С. 181—191.

5. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН, 1997. — 199 с.

6. Миннинбаев Т.Ш., Смирнова М.А., Силаев А.А., Кузнецова Л.Ю. Психофизиологические показатели адаптации студентов-медиков к повышенной умственной нагрузке // Профилактическая медицина на рубеже тысячелетий. — Вып.1. — М.: Изд-во ММА, 2002. — С. 1—12.

7. Никитюк Б.А. Конституция человека // Антропология: Итоги науки и техники. — М.: ВИНИТИ, 1991. — 150 с.

8. Ондар С.О. Проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения Республики Тува // Проблемы развития и сохранения тувинского генофонда. — Томск: STT, 2000. — С. 189 — 203.

9. Устименко О.А. Оценка физического развития учащейся молодежи Дальневосточного региона / Здоровье и образование в XXI веке. — М.: РУДН, 2006. — С. 515—516.

Поступила 21.11.08.

PHISICAL STATUS AND HEALTH OF STUDENTS IN DISCOMFORT CLIMATIC AND GEOGRAPHIC LIVING CONDITIONS

L.K. Buduk-ool, R.I. Aizman

Summary

Studied was the health status and basic morphofunctional indicators of 1043 students living in discomfort climatic and geographical conditions of Southern Siberia — the Republic of Tuva. Lower health indices at the 1st and 5th year of study can be explained by the presence of stress factors related to adaptation of first year students to a high school conditions and the «Graduate syndrome». Students observe not only age and sex, but also regional peculiarities in the self-appraisal of their health status and of the main morphofunctional indicators of the organism.

Key words: students, health, climate and geographical conditions of living.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.