Научная статья на тему 'Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов'

Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
472
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STUDENTS OF TUVAN AND RUSSIAN NATIONALITY / LIFESTYLE / HEALTH / NUTRITION / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-Саловна

В статье представлены исследования социального статуса и образа жизни студентов тувинской и русской национальности по оценке самих студентов материально-бытовых условий проживания, состояния здоровья, физического развития, питания, социально-демографической характеристики. Показано, что студенты Тувинского университета отличаются низким уровнем материального положения, преобладанием сельских студентов над городскими, низким образовательным цензом родителей студентов, что объясняется общими социально-экономическими характеристиками республики с низким уровнем урбанизации, экономического развития, особенностями уклада жизни коренного населения. 43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем». Хуже оценивают свое состояние здоровья студенты 1-2-х курсов. Оценка состояния здоровья в значительной степени зависит от половой принадлежности юноши оценивают свое здоровье выше, чем девушки. В самооценке образа жизни, здоровья и физического развития у студентов имеются этнические различия, связанные с особенностями менталитета коренного и некоренного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-Саловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociohygienic factors for the lifestyle in students

In the paper there are presented the studies of the social status and lifestyle in students of Tuvan and Russian nationality according to self-assessment by students of the material and domestic living conditions, health status, physical development, nutrition, socio-demographic characteristics. Students of the Tuvan University were shown to differ according to a low level of material provision, predominance of rural students over urban ones, low educational qualifications of parents of students, due to the general socio-economic characteristics of the republic with a low level of urbanization, economic development, features of indigenous way of life. 43.8% of students believe that they have "good health." Students of 1-2 courses rated their health status as worst. Assessment of health largely depends on gender young men assess their health higher than young women. In the self-assessment of the lifestyle, health and physical development in the students there are ethnic differences related to the peculiarities of mentality of the indigenous and non-indigenous population.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов»

Гигиена детей и подростков

О БУДУК-ООЛ Л.К., 2015 УДК 613.96-057.875(571.1/.5)

Будук-оол Л.К.

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, 667000, г. Кызыл

В статье представлены исследования социального статуса и образа жизни студентов тувинской и русской национальности по оценке самих студентов материально-бытовых условий проживания, состояния здоровья, физического развития, питания, социально-демографической характеристики. Показано, что студенты Тувинского университета отличаются низким уровнем материального положения, преобладанием сельских студентов над городскими, низким образовательным цензом родителей студентов, что объясняется общими социально-экономическими характеристиками республики с низким уровнем урбанизации, экономического развития, особенностями уклада жизни коренного населения. 43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем». Хуже оценивают свое состояние здоровья студенты 1-2-х курсов. Оценка состояния здоровья в значительной степени зависит от половой принадлежности - юноши оценивают свое здоровье выше, чем девушки. В самооценке образа жизни, здоровья и физического развития у студентов имеются этнические различия, связанные с особенностями менталитета коренного и некоренного населения.

Ключевые слова: студенты тувинской и русской национальности; образ жизни; здоровье; питание; физическое развитие.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(5): 95-97.

Buduk-ool L.K. SOCIOHYGIENIC FACTORS FOR THE LIFESTYLE IN STUDENTS

Tuvan State University, 667000, Kyzyl, Russian Federation

In the paper there are presented the studies of the social status and lifestyle in students of Tuvan and Russian nationality according to self-assessment by students of the material and domestic living conditions, health status, physical development, nutrition, socio-demographic characteristics. Students of the Tuvan University were shown to differ according to a low level of material provision, predominance of rural students over urban ones, low educational qualifications of parents of students, due to the general socio-economic characteristics of the republic with a low level of urbanization, economic development, features of indigenous way of life. 43.8% of students believe that they have "good health." Students of 1-2 courses rated their health status as worst. Assessment of health largely depends on gender - young men assess their health higher than young women. In the self-assessment of the lifestyle, health and physical development in the students there are ethnic differences related to the peculiarities of mentality of the indigenous and non-indigenous population.

Key words: students of Tuvan and Russian nationality; lifestyle; health; nutrition; physical development. Received 19.02.14

Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(5): 95-97. (In Russ.)

Территория Республики Тува находится в центральной части Азиатского материка между 54-50° с.ш. и 89-99° в.д., является на 82% преимущественно горной территорией. Численность населения республики составляет 310 тыс. человек.

Республика по своим климатическим, природным и социальным условиям не имеет аналогов в Российской Федерации. Природный дискомфорт Республики Тува, определяемый биоклиматическим индексом суровости метеорежима, колеблется в диапазоне от 196,7 до 283,3, что соответствует проживанию в условиях от экстремальных до относительно дискомфортных [1]. Из-за суровых климатических условий часть территории республики отнесена к экстремально-дискомфортным зонам, остальная -к дискомфортным зонам. Известно, что значительное напряжение компенсаторно-приспособительных систем организма выявляется в регионах с дискомфортными условиями проживания, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма [2, 3].

Для корреспонденции: Будук-оол Лариса Кара-Саловна, buduk-ool@mail.ru

For correspondence: Buduk-ool Larisa, buduk-ool@mail.ru.

Цель исследования - изучение образа жизни студентов тувинской и русской национальности, проживающих в дискомфортных условиях.

Для изучения образа жизни студентов Тувинского государственного университета была использована анкета, которая включала самооценку студентами материально-бытовых условий проживания, состояния здоровья, физического развития, питания и социально-демографическую характеристику респондентов. Всего опрошено 657 человек. Опрошенные студенты-первокурсники представляли все районы республики, поэтому мы не выделяли отдельно район расположения университета, тем более что он также относится к дискомфортной зоне.

В составе респондентов - 53,3% девушек, 46,7% -юношей, что характерно для университета с преобладанием гуманитарных специальностей.

Социально-экономические особенности Республики Тыва в полной мере отражают особенности студенческой группы населения. Низкий уровень материального состояния семей в республике не позволяет в должной мере обеспечивать своих обучающихся детей. По официальным данным, денежные доходы в среднем на душу

гигиена и санитария 5/2015

Таблица 1

Оценка респондентами (п = 657) своего материального положения

Показатель

%

Таблица 2

Удовлетворенность бытовыми условиями в зависимости от места проживания студентов (в %)

Материальных затруднений не испытывают

Средств хватает, но вынуждены соизмерять свои потребности с возможностями

Средств хватает только на питание

Средств не хватает даже на питание

0,43 53,9

20.5

24.6

Всего.

100

населения за январь 2014 г. составили всего 7499,8 рублей, что значительно ниже в среднем по России. Оценка материального положения студентами независимо от национальной принадлежности представлена в табл. 1.

Из общей совокупности опрошенных студентов 12,8% оказались женаты или замужем (в большинстве -тувинцы), из них 15,3% уже имели детей.

До поступления в университет 59,8% студентов проживали в сельской местности, из них тувинских студентов было 73,4%. Надо отметить, что русское население составляет 16,3% населения республики.

Из родителей студентов среднее специальное образование имели 42,6%, высшее - 34,8%. Достаточно низкий образовательный ценз родителей студентов объясняется общим низким социально-экономическим положением республики и преобладанием сельского населения, где уровень образования ниже, чем в городе.

Социальные аспекты образа жизни студентов определяются уровнем материального состояния. Основными источниками существования для студентов являются помощь родителей - 54% и стипендия - 39%. В связи с высоким уровнем безработицы в Республике Тыва совмещают работу с учебой всего 1,3% студентов. Из 21% студентов, которым «средств хватает только на питание» и 24,6% студентов, кому «средств не хватает даже на питание», все оказались тувинцами. Эти данные отличаются от исследований других авторов [4], где до 60% студентов столичного вуза оценивали свое материальное положение как «хорошее» и «очень хорошее».

Оценка студентами своего материального положения достоверно не зависела ни от пола, ни от курса обучения.

Важным фактором материального благополучия, влияющим на жизнедеятельность человека, его работу, учебу, отдых, являются жилищно-бытовые условия проживания. Из опрошенных нами студентов 34,1% живут дома в семье, 21,7% студентов - в общежитии, 8,4% арендуют жилье, при этом в общежитии не проживает ни один русский студент. Естественно, степень удовлетворенности условиями проживания в значительной мере зависит от места проживания: из проживающих дома более половины студентов «вполне удовлетворены» бытовыми условиями, в «основном удовлетворены» - проживающие в общежитии (табл. 2).

Сохранение и укрепление здоровья студентов являются важной задачей системы образования, так как состояние здоровья влияет на успешность обучения. Уровень здоровья непосредственно связан с адаптационными возможностями организма. Показано, что у студентов с удовлетворительной степенью адаптации субъективная оценка здоровья высокая [6].

43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем», отсутствие интереса к своему здоровью выявили 7,8% студентов, затруднились дать оценку своему

Показатель Живут в общежитии Снимают частное жильё Живут у родственников Живут дома, в семье

Вполне 6,9 20 25,5 55,2

удовлетворены

В основном 48,3 40 51, 22,4

удовлетворены

Не совсем 34,5 32 19,6 19

удовлетворены

Совсем 10,3 8 3,9 3,4

не удовлетворены

Всего... 100 100 100 100

здоровью 49,4%. Среди студентов, указавших на хорошее здоровье, примерно половина тувинцев, а среди затруднившихся дать оценку своему здоровью - их более 60%.

Хуже оценивают состояние своего здоровья студенты 1-2-х курсов. Вероятно, это объясняется процессом адаптации, связанным со стрессовыми нагрузками при поступлении в вуз и значительными учебными нагрузками на младших курсах обучения.

В качестве показателей, характеризующих состояние здоровья студентов, были использованы данные о частоте и длительности заболеваний. «Не болели в течение года» только 31,5% студентов, 34,3% «болели менее недели», 5% «болели около двух месяцев». Распределение их между национальными группами оказалось практически одинаковым.

Как и ожидалось, между числом и длительностью заболеваний, с одной стороны, и самооценкой студентами своего здоровья - с другой, обнаружена положительная (г=0,7, р<0,05) корреляционная связь.

Оценка состояния здоровья в значительной степени различалась по половому признаку. Среди опрошенных юношей признают свое здоровье хорошим 47%, удовлетворительным - 31,7%, слабым - 6,5%. Оценки девушек хуже - 36, 44,6, 10,8% соответственно.

Важным компонентом здорового образа жизни человека, показателями его материального положения и уровня жизни являются количественные и качественные характеристики его питания. Установлено, что состояние здоровья студентов зависит от качества питания (г=0,7, р<0,05). Вместе с тем по оценке студентов только 38,2% из них «питаются полноценно», а 2,1% «недоедают постоянно».

Качество питания в значительной мере зависит от места проживания студентов. Очевидно, что хуже других питаются студенты, проживающие в общежитии: у них ниже доля лиц, «питающихся полноценно» (15,5% против 52,6% у проживающих дома, р<0,05) и выше число студентов, «питающихся недостаточно» и «недоедающих постоянно» (22% против 5,3%, р<0,05). Поскольку проживают в общежитии только тувинские студенты, среди них больше «недоедающих постоянно» (табл. 3).

Девушки оценивают качество своего питания хуже, чем юноши, в связи с большей требовательностью к организации и пищевому рациону.

С состоянием здоровья тесно связано физическое развитие, хотя эти понятия, как известно, нетождественны. По результатам проведенного исследования показано, что 49,2% респондентов оценивают свое физическое

Таблица 3

Качество питания студентов (в %) в зависимости от места проживания

Питаются полноценно 15,5

Питаются сытно, 56,3 но недостаточно полноценно

Питаются недостаточно 22,0

калорийно,

часто недоедают

Недоедают постоянно 6,25

8,4

24,5

1,9

5,3

1,7

Всего.

100

100

100

100

развитие как «хорошее», 28,7% - как «удовлетворительное» и 6,3% - как «слабое». 56,3% тувинских и 54,4% русских студентов оценили свое физическое развитие как «хорошее».

Как и в случае со здоровьем, юноши оценили свое физическое развитие выше, чем девушки: «хорошим» его посчитали 53% юношей и 45% девушек, «слабым» -3% юношей и 12% девушек. При этом тувинские девушки оценили свое здоровье хуже, чем русские, а юноши обеих национальных групп - практически одинаково.

Следует отметить, что студенты независимо от половой принадлежности оценили свое физическое развитие лучше, чем здоровье.

Важным фактором, определяющим хорошее физическое развитие, для студентов является физическая культура (гигиеническая гимнастика и физические упражнения). Исследование показало, что из общего числа студентов университета занимаются физической культурой дополнительно к занятиям по физической культуре в университете только 21% опрошенных, из них 65,7% - тувинские студенты. При этом около 24% студентов утверждают, что не делают утренней гимнастики, «так как для этого нет условий», 11,% студентов не выполняют ее, даже при наличии условий.

Для укрепления состояния здоровья особенно важны регулярные спортивные занятия. Опрос свидетельствует, что регулярно (не менее 2-3 раз в неделю) посещают спортивные секции от 12% русских до 20% тувинских студентов, еще 11% участвуют в работе спортивных секций в среднем один раз в неделю.

Девушки, составляющие большинство студентов университета, значительно отстают от юношей в этом отношении. В спортивных секциях регулярно занимается только 4,7% из них (среди юношей 25,5%).

Между посещением спортивных секций и оценкой своего физического развития имеется положительная связь (г=0,75, /><0,01).

Таким образом, оценка социального статуса и образа жизни студентов свидетельствует о низком уровне материального положения студентов, что можно объяснить общими социально-экономическими характеристиками республики с низким уровнем урбанизации, экономического развития. Показано, что уровень материальной

обеспеченности и качество питания значимо влияют на показатели состояния здоровья. Только 43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем». Установлены достоверные корреляционные связи между самооценкой состояния здоровья и частотой и длительностью заболеваний студентов. Фактором, влияющим на позитивную оценку своего физического развития, являлись регулярные занятия студентов в спортивных секциях.

Литер атур а

1. Эрдыниева Л.С. Оценка влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2010; 3: 263-8.

2. Хаснулин В.И., Хаснулина А.В. Психоэмоциональные проявления северного стресса и состояние иммунитета у пришлых жителей Севера. Экология человека. 2011; 12: 3-7.

3. Хаснулин В.И., Красильникова В.А., Дороганов А.О., Будук-оол Л.К. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского автономного округа. Экология человека. 2009; 7: 3-6.

4. Ильинский И.М., Луков В.А. Московский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы. М.: Издательство Московского гуманитарного университета; 2005.

5. Химич И.Ю. Физические упражнения как средство повышения устойчивости к нервно-эмоциональному напряжению студентов вузов. Физическое воспитание студентов. 2012; 6: 123-8.

9. Вилянский В.Н., Мельниченко А.П. К проблеме оценки здоровья студентов. Ученые записки ТНУ. 2008; 21 (3): 82-7.

References

1. Erdynieva L.S. Assessing the impact of climatic factors on the health of the population of the Republic of Tuva. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P.Astaf'eva. 2010; 3: 263-8. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Khasnulin V.I., Khasnulina A.V. Psycho-emotional manifestations of the northern state of stress and immunity aliens north. Ekologiya cheloveka. 2011; 12: 3-7. (in Russian)

3. Khasnulin V.I., Krasil'nikova V.A., Doroganov A.O., Buduk-ool L.K. Endocrine and physiological characteristics of the formation disadaptative students Tuva Republic and the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. Ekologiya cheloveka. 2009; 7: 3-6. (in Russian)

4. Il'inskiy I.M., Lukov V.A. Moscow University Students Eyes: On Materials Survey of Students in Public and Private Universities in Moscow [Moskovskiy vuz glazami studentov: Po materialam oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta; 2005. (in Russian)

5. Khimich I.Yu. Physical exercise as a means of increasing resistance to the neuro-emotional stress of university students. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; 6: 123-8. (in Russian)

6. Vilyanskiy V.N., Mel'nichenko A.P. On the problem of assessing the health of students. Uchenye zapiski TNU. 2008; 21 (3): 82-7. (in Russian)

Поступила 19.02.14

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.