Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОСЛЕКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОСЛЕКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИНАМИКА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна

В данной работе по результатам проведенного исследования представлены материалы, дающие оценку занятиям физической культурой, проводимые в технических вузах южного федерального округа (ЮФО) в послековидном периоде. Проведен сравнительный анализ полученных данных уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся в период возобновления занятий по физической культуре в обычном (доковидном) формате по сравнению с этапом дистанционного обучения (вынужденной самоизоляции). В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод о том, что у юношей исследуемые параметры физической подготовки и функционального состояния не претерпели изменений и остались практически на том же уровне. В то же время у девушек из всех обследуемых мышечных групп зафиксирован прогресс силовой выносливости мышц живота и сгибателей туловища, но ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PHYSICAL EDUCATION IN THE POST-COOL PERIOD

In this work, based on the results of the study, materials that evaluate physical training at the university in the post-cod period are presented. A comparative analysis of the obtained data of the level of physical and functional preparedness of students during the resumption of physical education classes in a conventional (pre-clinical) format compared with the stage of distance learning (forced self-isolation) was conducted. As a result of the experiment, it can be concluded that the studied parameters of physical training and functional state have not changed and have remained almost at the same level. At the same time, girls from all the study muscle groups have recorded progress in strength endurance of abdominal muscles and flexors of the torso, but deterioration of the functional state of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОСЛЕКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9780

ИВАНОВА Наталья Геннадьевна ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ...

V 7ТК" I -—v 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2022 11 01 03 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПОСЛЕКОВИДНЫЙ ПЕРИОД © Автор(ы) 2022 SPIN: 5988-5705 AuthorlD: 739419 ORCID: 0000-0002-2635-6051

ИВАНОВА Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет 350072, Россия, Краснодар, nataliaiva67@mail.ru Аннотация. В данной работе по результатам проведенного исследования представлены материалы, дающие оценку занятиям физической культурой, проводимые в технических вузах южного федерального округа (ЮФО) в послековидном периоде. Проведен сравнительный анализ полученных данных уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся в период возобновления занятий по физической культуре в обычном (доковид-ном) формате по сравнению с этапом дистанционного обучения (вынужденной самоизоляции). В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод о том, что у юношей исследуемые параметры физической подготовки и функционального состояния не претерпели изменений и остались практически на том же уровне. В то же время у девушек из всех обследуемых мышечных групп зафиксирован прогресс силовой выносливости мышц живота и сгибателей туловища, но ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: студенты, исследование, динамика, контрольные нормативы, результаты, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, тестирование, показатели.

EVALUATION OF PHYSICAL EDUCATION IN THE POST-COOL PERIOD

© The Author(s) 2022

IVANOVA Natalya Gennadyevna, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department «Physical education and sports»

Kuban State Technological University 350072, Russia, Krasnodar, nataliaiva67@mail.ru Abstract. In this work, based on the results of the study, materials that evaluate physical training at the university in the post-cod period are presented. A comparative analysis of the obtained data of the level of physical and functional preparedness of students during the resumption of physical education classes in a conventional (pre-clinical) format compared with the stage of distance learning (forced self-isolation) was conducted. As a result of the experiment, it can be concluded that the studied parameters of physical training and functional state have not changed and have remained almost at the same level. At the same time, girls from all the study muscle groups have recorded progress in strength endurance of abdominal muscles and flexors of the torso, but deterioration of the functional state of the cardiovascular system.

Keywords: students, research, dynamics, control standards, results. physical readiness, functional read-iness, testing, indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Многочисленные научные исследования в области физической культуры и спорта в студенческой среде подтверждают проблему низкого уровня двигательной активности молодежи [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Многие юноши и девушки имеют слабую силовую (мышечную) подготовку, плохое состояние сердечно-сосудистой системы, низкий объем жизненной емкости легких, обладают избыточной массой тела и т.д. Такое положение еще более усугубилось весной 2020 года, когда все образовательные учреждения Российской Федерации были вынуждены перейти в режим дистанционной формы обучения (ДФО), что не могло не отразиться на эффективности образовательного процесса по предмету «Физическая культура» (ФК), одними из основных задач которого является выработка у студентов мотивации к самостоятельным занятиям физкультурой, повышение физической подготовленности, обеспечение достаточного уровня двигательной активности и ведение здорового образа жизни [7; 8; 9; 10; 11; 12].

Подобная мера самоизоляции коснулась и обучающихся, однако, в отличии от других вузов, с сентября 2020 года учебные отделы технических вузов ЮФО были вынуждены вынести занятия физической культурой лишь на дни самостоятельной работы студентов, что привело к снижению числа учебных пар по физкультуре с двух до одной в неделю.

Такое решение руководства вузов еще более сократило двигательную активность обучающихся, тем самым повышая риск возникновения у них гиподинамии, приводящей, как известно, к снижению умственной и физической работоспособности [13; 14; 15; 16; 17]. Кроме того, усложнилась и система контроля самочувствия занимающихся, а также возможность корректирования качества выполняемых ими упражнений, что тоже не

способствует укреплению здоровья юношей и девушек [18; 19; 20; 21; 22; 23].

И только с апреля 2021 года, в период снижения по стране уровня заболеваемости СОУГО-19, студенты вернулись к прежней (контактной, очной) форме проведения занятий в условиях стадиона и спортивных залов.

В связи с вышеизложенным актуальность нашего исследования обусловлена изучением динамики показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся технических университетов ЮФО в период проведения занятий по физической культуре в очном и дистанционном формате.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - проанализировать индивидуальные достижения студентов в очный период (май 2021 года) при выполнении тестов, характеризующих физическую и функциональную подготовленность, и сравнить полученные показатели с результатами, достигнутыми юношами и девушками в период ДФО (февраль 2021 года).

Были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование физической и функциональной подготовленности в период действия режима самоизоляции и в контактном режиме, а также математическая статистика.

Авторы многих исследований [24; 25; 26; 27; 28; 29; 30], посвященных проблеме изучения особенностей проведения занятий по физической культуре в период коронавирусной инфекции, едины во мнении, что уровень двигательной активности обучающихся снизился.

Ряд научных работ был посвящен изучению динамики работоспособности обучающейся молодежи в период ДФО. Так, например, по данным исследования, проведенного среди обучающихся технических вузов в период карантина, физическая культура не смогла, в боль-

IVANOVA Natalya Gennadyevna EVALUATION OF PHYSICAL EDUCATION ...

шинстве случаев, полностью компенсировать те формы двигательной активности обучающихся, которые были им присущи до введения режима самоизоляции. Это подтверждается и данными о том, что более половины опрошенных студентов выполняют в домашних условиях лишь простые физические упражнения (наклоны, приседания и т.п.) и только треть использует в занятиях элементы аэробики, йоги, танцев и силовой направленности.

Анализ литературных источников позволил выявить ряд объективных и субъективных причин физической пассивности, возникающих у учащейся молодежи при организации занятий по физической культуре в режиме самоизоляции. Среди них: отсутствие времени на занятия спортом в связи с плотным учебным графиком, отсутствие необходимого оборудования и неспособность самостоятельно подобрать упражнения, личностные проблемы (нежелание терпеть насмешки одногруппни-ков при выполнении упражнений в видеорежиме, присутствие в квартире родственников и т.п.), нежелание показывать свои жилищные условия посторонним.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа: в феврале и мае 2021 года. В нем приняли участие 257 студентов технических вузов ЮФО (136 юношей и 121 девушка) 1-3 курсов, табл. 1, 2.

Таблица 1 - Динамика показателей физической и функциональной подготовленности юношей 1-3 курсов технических вузов ЮФО (2021 г.)

N ТЕСТЫ Февраль il = 136 Мак п = 133 t Р

Mi dm; Ms ±mj

1 «сгаоание-разгиоанне рук в упоре лежав (кол-во раз) 23.3 2 32 24.3 2,22 0,31 >0,05

2 «поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой» (кол-во за 1 мнн) 33:3 2.35 37.5 1,16 1,41 > 0,05

3 ЧСС б покое 35.5 4.95 93.4 4.19 1,22 >0,05

Таблица 2 - Динамика показателей физической и функциональной подготовленности девушек 1-3 курсов технических вузов ЮФО (2021 г.)

N ТЕСТЫ Февраль п= 121 Май 11 = 120 t Р

М: dm: Ма ±ш.

' «сгиоанне-разгиоанне рук б упоре лежа» (кол-во раз) 4,5 0,67 4,5 0,59 0 -

2 «поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой» (кол-во за 1 ынн) 27,3 1,12 32,3 1,10 3,13 < 0,01

3 ЧСС б покое 32,4 1,33 97,3 4,33 2,35 < 0,01

На первом этапе исследования обучающиеся в домашних условиях выполнили следующие контрольные нормативы: «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (тест «отжимание»), «поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой» за 1 мин (тест «пресс») и определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое. В конце мая, после двух месяцев контактных занятий на спортивных объектах технических вузов ЮФО, участвующие в эксперименте студенты провели повторное тестирование, что дало возможность сравнить полученные результаты.

Обработка полученных показателей осуществлялась по общепринятым методикам. Рассчитывались средняя арифметическая величина (М) и ошибка средней арифметической (т). Достоверность различий (Р) определялась по критерию Стьюдента

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате полученных данных, характеризующих динамику показателей физической и функциональной подготовленности студентов 1-3 курсов технических вузов ЮФО в период контактных занятий на спортивных объектах университета по сравнению с обучением во время карантинной самоизоляции, следует, что

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)

ISSN online: 2712-9780

у юношей статистически достоверно не изменился ни один из рассматриваемых показателей.

Положительная динамика силовой выносливости мышц живота и сгибателей туловища по показателям теста «пресс» (с 27,3 до 32,3 раз, Р <0,01) была выявлена у девушек. В то же время эксперимент показал, что за исследуемый период у студенток достоверно ухудшился показатель ЧСС в покое, который возрос с 82,4 до 97,3 удара в минуту (Р <0,01).

Физиологи отмечают, что ЧСС в покое (частота пульса) относится к функциональным показателям, имеющим с уровнем здоровья довольно высокую степень корреляции - 0,83. ЧСС в покое позволяет оценить функционирование, а также резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Данный показатель достаточно надежен и доступен для повседневного экспресс-контроля. Академик Н.М. Амосов допускает, что по пульсу в положении сидя уже можно приблизительно оценить функциональное состояние сердца.

ОБСУЖДЕНИЕ

В нашем эксперименте обращает на себя внимание тот факт, что и у юношей, как и у девушек, наблюдалось повышение (хотя и статистически недостоверное) значения ЧСС в покое в конце исследования по сравнению с начальным периодом. Подобное явление, очевидно, связано, во-первых, с ухудшением функционального состояния кардиореспираторной системы организма, которая в домашних условиях ДФО у большинства студентов или не подвергается существенным нагрузкам, или не тренируется совсем. Во-вторых, можно предположить, что учащенный в покое пульс студентов в конце эксперимента может быть связан с так называемым синдромом «белого халата» (СБХ), заключающегося в том, что у человека повышается артериальное давление и учащается сердцебиение (тахикардия) при общении с врачом (в нашем случае - в мае при непосредственном измерение ЧСС в присутствии преподавателя в отличие от подсчета пульса в феврале в домашних условиях).

Однако, если предположить наличие у большинства студентов СБХ, то это тоже будет свидетельствовать об их плохой кардиореспираторной подготовке. На последнее указывает также и то, что итоговая ЧСС в покое у юношей 93,4 уд/мин и аналогичная у девушек 97,3 уд/ мин - это оценка «очень плохо» (1 балл), по 5-бальной шкале В.И. Белова.

ВЫВОДЫ

Итоговые результаты проведенного эксперимента частично подтвердили мнение большинства исследователей о том, что в период пандемии эффективность образовательного процесса по предмету «ФКиС» снизилась. По возвращению учебных занятий по физической культуре в контактный режим у студенток технических вузов ЮФО статистически достоверно возрос показатель силовой выносливости мышц живота и сгибателей туловища по сравнению с периодом ДФО. Очевидно, девушки достаточно активно тренировали данные мышцы, следя за своей фигурой в домашних условиях, возможно из-за близости «пляжного сезона».

Достоверных улучшений в тестах «ЧСС в покое», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (у юношей и девушек) и «поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой» (у юношей) не наблюдалось, видимо, из-за недостаточно активной и регулярной самостоятельной аэробной и силовой тренировки студентов.

Для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой, им необходимо найти время для изучения научно-методической литературы [36; 37; 38; 39].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева Н.А. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10. - С. 7-10.

2. Еременко В.Н. Роль физкультуры в жизни молодежи / В.Н.

14

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9780

ИВАНОВА Наталья Геннадьевна ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ...

Еременко, О.В. Синько, Н.П. Федорова // // E-Scio. - 2019. - № 6. - С. 303-310.

3. Еременко В.Н. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3. - С. 353-355.

4. Еременко В.Н. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов /В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин //Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 59-62.

5. Дьякова Н.А., Еременко В.Н. Проблемы физического воспитания среди студентов ВУЗа в период глобализации // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, - 2020.

— С. 67-71

6. Питкин Е.А., Тюпенькова Г.Е., Еременко В.Н., Синько О.В. Танец как средство социализации личности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, освобожденных от физической культуры Оригинальные исследования. 2018. Т.8. № 2.С.87-90

7. Блужин И.А. Соцкультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов / И.А. Блужин, И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы IIМеждународной научно-практической конференции. Краснодар,

2020. — С. 45-48.

8. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис.... канд. пед. наук /Иванова Наталья Геннадьевна.

— Краснодар. — 2006. — 205 с.

9. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов /Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 4. — С. 116118.

10. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой /Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 4. — С. 181184.

11. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе /Н.Г. Иванова, И.Я. Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 3. — С. 154-157.

12. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом мотивацион-но-потребностной сферы //Этнос и культура в эпоху глобализации: материалы III Международной научной очно-заочной конференции. Краснодар, 2019. — С. 205-209.

13. Иванова Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 3. — С. 173-177.

14. Иванова Н.Г. Формирование ценностей здорового образа жизни // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. — С. 342-345.

15. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. —

2021. — № 1. — С.102-106.

16. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 3 (193). — С. 135-141.

17. Лучинина И.Г. Сознательно-устойчивая и личностно-ориен-тированная установка на здоровый образ жизни в эпоху глобализации / И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. — С. 329-332.

18. Лялюк А.В., Синельникова Н.А., Иванова Н.Г. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова // монография. — Краснодар. 2018. — 210 с.

19. Носарев В.В. Влияние здорового образа жизни на эффективность образовательного процесса / В.В. Носарев, Н.Г. Иванова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. — С. 657-665.

20. Организационно-управленческие условия развития снежного регби в России / Е. А. Мазуренко, Р. З. Гакаме, В. Н. Ниживенко, В. Д. Фомичев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — № 2. — С. 30-31.

21. Влияние командных видов спорта на физическую подготовленность к сдаче нормативов ГТО / Т. А. Леонова, О. А. Снимщикова, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 4(194). — С. 260-264.

22. Методика применения современных психорегулирующих программ на занятиях с женщинами второго зрелого возраста / О. С. Трофимова, Н. Р. Рычкова, Е. А. Бабарикина, Е. А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 8(198).

— С. 325-329.

23. Структура и содержание обучения в молодежном клубе российских регбистов 16-18 лет / В. Д. Фомичев, Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 9(199). - С. 312-314.

24. Мотивационная составляющая, как часть развития студенческого спорта в Краснодарском крае / А. А. Брянцев, В. Р. Ибрагимов, Р. В. Лукашевич [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12(202). - С. 55-58.

25. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т. А. Марченко, Е. А. Мазуренко, А. В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 12(202). - С. 222-225.

26. Статистика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе годового цикла технической подготовки регбистов / Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1(203). - С. 300-304.

27. Различия психологических навыков баскетболистов-студентов в зависимости от их позиции на поле / Р. В. Лукашевич, В. Р. Ибрагимов, А. А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2(204). - С. 494-497.

28. Абонеева, А. В. Принципы питания регбистов при высоких нагрузках /А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 2(49). - С. 39-45.

29. Абонеева, А. В. Режим питания и психическое состояние при акселерации у спортсменов подросткового возраста / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 3(50). - С. 40-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Абонеева, А. В. Разработка рецептуры и оценка воздействия функциональных пищевых продуктов на спортсменов в тренировочный период /А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко, С. П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 1(54). - С. 44-50.

31. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе / Т. А. Леонова, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова, И. С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12(190). - С. 118-121.

32. Вычегжанина, Е. В. Дыхательные практики в прикладной физической культуре как средство снятия стресса и улучшения когнитивных функций у студентов высшей школы /Е. В. Вычегжанина, Е. А. Мазуренко, В. Н. Ниживенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 52-56.

33. Маринович, М. А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников /М. А. Маринович, О. С. Трофимова, Е. А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 207-210.

34. Абонеева, А. В. Технология приготовления спортивного питания, основные требования и воздействие на организм человека /А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко, С. П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 2(55). - С. 44-49.

35. Белковые продукты и их роль в питании спортсменов в период интенсивной подготовки / В. С. Гринченко, Г. И. Касьянов, Е. А. Мазуренко, Е. А. Ольховатов // Современная наука и инновации. -2018. - № 2(22). - С. 118-123.

36. Мазуренко, Е. А. Конструирование продуктов питания для людей с повышенной физической активностью / Е. А. Мазуренко, Г. И. Касьянов // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2016. - № 5-6(353-354). - С. 48-51.

37. Методика занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30-35 лет / Е. А. Мазуренко, О. С. Трофимова, Т. С. Пегушина, Ю. Е. Лесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 7(197). - С. 203-207.

38. Ольховатов, Е. А. Получение СО2-экстрактов и их использование в рационах питания спортсменов / Е. А. Ольховатов, В. С. Гринченко, Е. А. Мазуренко// Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2017. - № 5(46). - С. 45-49.

39. Конструирование продуктов питания для спортсменов-игровиков / Г. И. Касьянов, Е. А. Мазуренко, Е. А. Ольховатов [и др.] // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. -№ 1(64). - С. 18-26.

Received date: 2022.07.11 Approved date: 2022.08.16 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.