Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
ИВАНОВА Наталья Геннадьевна БИОРИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ...
VTTK" I -—V /¡\ /5Л |©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. |() 57 145/27 1 29780 2022 11 02 03 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
БИОРИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
© Автор(ы) 2022 SPIN: 5988-5705 AuthorlD: 739419 ORCID: 0000-0002-2635-6051
ИВАНОВА Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет 350072, Россия, Краснодар, nataliaiva67@mail.ru Аннотация. Множество факторов могут влиять на здоровье человека, в том числе и биоритмы. Благодаря проведенным исследованиям, которые заключались в обработке информации о биоритмах, установке рекомендаций касаемо физических нагрузок и подборе наиболее оптимального времени суток для тренировок и упражнений, удалось выяснить оптимальный промежуток времени для занятия физической культурой, составляющий 10-14 часов. Также изучены понятия о хронотипе человека, проведен опрос студентов, в ходе которого было выяснено, что подавляющее большинство обучающихся активны в дневное время суток.
Ключевые слова: студенты, исследование, биоритмы, хронотип, физическая активность, опрос, период, здоровье, физическая культура, исследования.
BIORHYTHMS AND THEIR INFLUENCE ON THE PHYSICAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS
© The Author(s) 2022
IVANOVA Natalya Gennadyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Physical education and sports"
Kuban State Technological University 350072, Russia, Krasnodar, nataliaiva67@mail.ru Abstract. Many factors can affect human health, including biorhythms. Thanks to the research, which consisted in processing information about biorhythms, setting recommendations regarding physical activity and selecting the most optimal time of day for training and exercise, it was possible to find out the optimal period of time for physical education, which is 10-14 hours. The concepts of the human chronotype were also studied, a survey of students was conducted, during which it was found that the vast majority of students are active during the daytime.
Keywords: students, research, biorhythms, chronotype, physical activity, survey, period, health, physical culture, research.
ВВЕДЕНИЕ
Биологический ритм представляет собой периодические изменения характера и интенсивности протекания биологических процессов под влиянием внутренних и внешних факторов. Биоритмам подвержены все живые организмы. Их можно наблюдать как в отдельных клетках, тканях или органах, так и в целых популяциях [1; 2; 3; 4]. Они выполняют важную функцию, т.к. они влияют на интеллектуальную, психологическую и физиологическую составляющую человеческого организма, что сказывается на его здоровье и качестве жизни. Биоритмы помогают организму согласовывать свою деятельность с меняющейся средой. Также благодаря ним происходит множество процессов, которые зависят от различных факторов.
Одной из основных характерных черт биоритмов является индивидуализм. Каждому человеку присущ собственный биологический ритм, который не всегда совпадает с условиями внешней среды. Современные реалии таковы, что мы вынуждены работать как цельный механизм, одна большая система, где нет места различиям и особенностям. Однако в природе, как бы не было парадоксально, вся организация как раз и строится одновременно на различиях и схожести. Для того чтобы обеспечить безопасность и здоровье, живому организму необходимо находится как в состоянии покоя, устойчивости, так и уметь меняться под воздействиями внешней среды. Если молодой человек сможет правильно оценить возможности своего биоритма, то его работоспособность увеличится в разы, он будет более развит как физически, так и морально [5-9].
Люди молодого поколения более всего подвержены влияниям биоритмов, так как их организм все еще развивается. Начиная с детского сада, человека учат жить по определенному режиму: утром - подъем, днем - какой-либо вид активности, вечером - подготовка ко сну. Однако с возрастом этот распорядок постепенно уходит на второй план. Умственная активность вытесняет
физическую, из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем в дальнейшем [10-14]. В рамках обучения в каком-либо учреждении организму сложно перестраиваться каждый раз, так как расписание занятий не всегда является подходящим или же ежедневно меняется.
Как показывает статистика от 1 сентября 2022 года, в Краснодаре обучаются 98,4 тыс. студентов в вузах на очных отделениях, а в средних специальных - 37,2 тыс. обучающихся. Почти в каждом из направлений, выбранных студентами, есть дисциплина, связанная с физическими нагрузками [15-19]. Поэтому важно выбрать такой момент, при котором обучающиеся могли бы эффективно провести тренировку и не нарушили бы ход биологических часов.
Для этого необходимо учитывать множество факторов, например, погодные условия, время суток, периодичность физических нагрузок [20-24], интервал между приемами пищи и т.п.
Так, стоит обратить внимание на погодные условия, ведь именно они способны на изменение физических параметров природы (температура, влажность, давление), которые оказывают непосредственное влияние на состояние организма молодого человека. Установлено, что в осенний период можно наблюдать спад физической активности у студентов [25-28], потому как преобладает пасмурная погода, дожди, действующие на организм успокаивающе. В то время как в летний период, наоборот, солнце оказывает тонизирующий эффект [29].
Еще в 1987 году было описано влияние световых и темновых фаз на биоритмы живых организмов. Человек является существом с дневным типом физической активности, поэтому в световой фазе суточного цикла он, как правило, бодрствует, а в темновой - спит.
Около 5:00 часов утра в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию. Нарастает продукция «гормонов активности» - глюкокортиноидов и адреналина, серотонина и дофамина, начинает повышаться температура тела. Увеличивается продолжитель-
IVANOVA Natalya Gennadyevna BIORHYTHMS AND THEIR INFLUENCE ..
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
ность и частота фаз быстрого сна, повышается артериальное давление и пульс, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света. Свет - это самый сильный синхронизатор суточных ритмов, так как он является внешним задате-лем для внутренних биологических часов.
Дальнейший рост температуры тела, артериального давления, частоты и силы сокращений происходит во время пробуждения. Повышен уровень кислорода зависимого энергетического метаболизма. Уровень психической активности невысок, но на пике умственная активность, кратковременная память, чувствительность к боли. Принцип соответствия режима трудовой деятельности биоритма с одной стороны, способствует сохранению здоровья [30-33], с другой - позволяет увеличить производительность труда, достичь лучших результатов с наименьшими затратами.
В после полуденные часы наступает перелом в вегетативной нервной системе. В ЦНС усиливаются процессы торможения. Психологическая активность растет.
Между 14:00 и 15:00 часами наступает спад настроения и работоспособности. Наблюдается кратковременная сонливость, немного понижается температура тела. Минимальна болевая чувствительность.
Около 16:00 часов дня возвращается бодрость и физическая работоспособность, повышается активность долговременной памяти.
С 17:00 до 18:00 часов - максимальная координация зрения и двигательных рефлексов, реактивности, силы и собранности.
К 21:00 часу вечера температура тела достигает максимума, но постепенно снижается уровень «гормонов бодрствования». Показатели активности сердечно-сосудистой системы падают.
К первой половине ночи преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотроп-ного гормона, стимулирующего процессы клеточного размножения и роста.
Около 3:00-4:00 часов утра происходит самый глубокий сон. Минимальная температура тела. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы снижены.
Таким образом, наиболее оптимальным временем для занятия умственным и физическим трудом является промежуток между 10 и 14 часами, когда организм готов выдерживать нагрузки и достигать максимальных результатов.
Однако из-за индивидуальных особенностей студенческой молодежи, сложно определить какой период времени является наиболее подходящим для выполнения упражнений [34-39]. В частности, одним из таких аспектов является хронотип обучающихся.
Хронотипом называется такой уровень организации человека, который позволяет отнести его к утреннему (жаворонок), недифференцированному (голубь) и вечернему типу (сова). В зависимости от хронотипа определяется оптимальное время проведение физической и умственной активности студенческой молодежи [40-43].
Для хронотипа «жаворонок» характерна максимальная работоспособность утром. Обычно, таким людям присуща сдержанность, дисциплинированность, любовь к спокойствию. Они наиболее работоспособны в утреннее время, ближе к вечеру их активность сильно снижается.
«Совы» не имеют привязки к режиму и сон сдвинут на более позднее время. Максимальная активность проявляется ближе к вечеру, минимальная - утром.
«Голубями» называют людей, у которых биоритмы находятся между показателями «жаворонков» и «сов». У «голубей» пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.
Согласно данным, полученным в результате проделанной работы, большинство студентов относят себя к хронотипу «голуби» (54,16 %), на втором месте - «жаворонки» (29,60 %), и меньше всего «сов» (16,60 %) (ри-
сунок 1).
29,6
0 Жаворонки Ш Совы □ Голуби
Рисунок 1 - Хронотипы студентов по результатам опроса
Следовательно, можно сделать вывод о том, что работоспособность у большинства студентов повышается в дневное время суток, а именно в промежуток между 12 и 16 часами.
Необходимо также учесть, что физические упражнения наиболее эффективно влияют на организм человека, если выполняются с периодичностью, в одно и тоже время. Это позволяет выработать внутренние биоритмы, которые подготавливают мышцы к предстоящим нагрузкам [44^-9].
Еще одним фактором, влияющим на биологические ритмы человека, является его психоэмоциональное состояние. Поэтому был проведен опрос, согласно которому студенты могли выбрать подходящее время для занятия физической культурой [46-49] (рисунок 2). %
50 -44-
—
Illllll
— 18
— ШШЁШ
iNNf 4
1......
8-10 ч 8-10 ч 8-10 ч 8-10 ч
Рисунок 2 - Рейтинг оптимального времени занятия спортом по мнению студентов
РЕЗУЛЬТАТЫ
Большинство студентов, а именно 46 %, предпочитают выполнять физические упражнения в 11-13 часов, т.е. в дневное время. На втором месте 8-10 часов (32 %), на третьем 14-16 часов (18 %) и на последнем в 17-19 часов (4 %).
ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ собранного материала позволяет сделать выводы о том, что биологический ритмы играют важнейшую роль в жизни студентов. Соблюдение режима, выполнение физической и умственной активности с учетом индивидуальных особенностей и выработка внутренних биоритмов способны оказывать положительный эффект.
ВЫВОДЫ
С помощью систематизированного расписания занятий можно повысить качество обучаемости студентов и благоприятно воздействовать на их здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блужин И.А. Соцкультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов// Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. — С. 45-48.
2. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом мотивацион-но-потребностной сферы //Этнос и культура в эпоху глобализации: материалы Ш Международной научной очно-заочной конференции. Краснодар, 2019. - С. 205-209.
3. Иванова Н.Г. Формирование ценностей здорового образа жизни // Филологические и социокультурные вопросы науки и образова-
Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
ИВАНОВА Наталья Геннадьевна БИОРИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ...
ния: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. - С. 342-345.
4. Лучинина И.Г. Сознательно-устойчивая и личностно-ориен-тированная установка на здоровый образ жизни в эпоху глобализации / И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. - С. 329-332.
5. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис.... канд. пед. наук /Иванова Наталья Геннадьевна.
- Краснодар. - 2006. - 205 с.
6. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов /Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 116118.
7. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой /Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4. - С. 181184.
8. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе /Н.Г. Иванова, И.Я. Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3. - С. 154-157.
9. Иванова Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3. - С. 173-177.
10. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 1. - С.102-106.
11. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 135-141.
12. Лялюк А.В., Синельникова Н.А. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // монография. -Краснодар. 2018. - 210 с.
13. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 9. - С. 110-112.
14. Иванова Н.Г., Десенко О.П., Кузнецова М.А. Особенности использования тренажерного устройства для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021.
- № 1. - С. 55-57.
15. Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н., Козыренко Е.А., Долгова Е.И., Якимова Л.А., Бюттнер К.Ф. Проблемы дистанционного обучения и способы их решения на пути новых преобразований в российских вузах// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 147-150.
16. Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н., Ковтун Р.И. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 4 (37). - С. 86-88.
17. Ласкова И.С., Гринченко В.С. Здоровый образ жизни студента, современный взгляд на проблему //Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. С. 196-201.
18. Николаенко Л.Д. Исследование основных мотивов молодежи и соблюдение принципов здорового питания // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. С. 201-204.
19. Рыбачук Н.А. К проблеме организации и содержания процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 234-237.
20. Иванова Н.Г., Иванова Д.Д., Кнышенко Е.А. Сравнительный анализ устройства для сохранения осанки младших школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 117-120.
21. Рыбачук Н.А., Романова А.П. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 380-383.
22. Иванова Н.Г., Федорова Н.П., Алексеева А.А., Добролюбова А.В. Профилактические мероприятия в образовательной среде в целях сохранения зрения младших школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 161-164.
23. Иванова Н.Г., Васильева Д.А., Быковский А.А., Татлок А.А. Профессиональное самоопределение, ошибки и их последствия // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 137-139.
24.RU201124275 C1, 28.03.2018.
25. Иванова Н.Г., Алексеева А.А. Внедрение здровьесберегающих технологий в образовательную среду школ для детей начальных классов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 126-129.
26. Иванова Н.Г., Синельникова Н.А. Решение некоторых проблем
в процессе достижения высоких результатов в спорте путем использования медико-биологических технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 129-133.
27. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 147-151.
28. Гольцов А.П., Алексеева А.А. Решение проблемы формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 118-119.
29. Лейбовский А.Ю. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. — № 3. - С. 63.
30. Лейбовский А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) // Физическая культура, спорт - наука и практика. — 2011. - № 3. - С. 41.
31. Иванова Н.Г., Лейбовский А.Ю. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям //Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 1 - С. 16-19.
32. Иванова Н.Г., Иванова Д.Д., Кнышенко Е.А. Сравнительный анализ устройств для сохранения осанки младших школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1. - С. 117-120.
33. ФедороваН.П., ВорошиловаИ.С., МазуренкоЕ.А., Снимщикова О.А. Повышение безопасности образовательного процесса путем использования здоровьесберегающих технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6. - С. 377-381
34. Иванова Н.Г. Формирование ценностей здорового образа жизни // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования.
- Краснодар. 2017. - С. 342-345.
35. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2014621722, 11.12.2014. Заявка № 2014621416, 22.10.2014.
36.RU2746335 C1, 12.04.2021.
37. Носарев В.В. Влияние здорового образа жизни на эффективность образовательного процесса / В.В. Носарев, Н.Г. Иванова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. - С. 657-665.
38. Алексеева А.А. Здоровье школьников - одно из приоритетных направлений государственной политики страны //Молодежная наука: сборник лучших научных работ молодых ученых. - Краснодар, - 2020.
- С. 198-200.
39. Иванова Н.Г., Рыбачук Н.А., Помилуйко Ю.В. Формирование здорового образа жизни студентов путем внедрения новых технологий //Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сборник IIМеждународной научно-практической конференции. - Ереван, -2020. - С. 267-271.
40. Иванова Н.Г., Рыбачук Н.А., Помилуйко Ю.В. Некоторые существенные дополнения к учебной программе дисциплины «Профессионально-прикладная физическая культура» в вузе // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сборник II Международной научно-практической конференции. -Ереван, -2020. - С. 271-278.
41. Иванова Н.Г., Уразов И.Я. Комплексный подход социальных институтов профориентации, направленный на осознанный выбор профессии // Профнавигация молодежи: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснода, 2020. - С. 50-53.
42. Рыбачук Н.А. К проблеме содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в вузе // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сборник II Международной научно-практической конференции. - Ереван, -2020. - С. 661-667.
43. Иванова Н.Г. Необходимые условия для обеспечения эффективности учебного процесса в контексте современных реалий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7. - С. 169-172.
44. Агеева Н.А. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10. - С. 7-10.
45. Еременко В.Н. Роль физкультуры в жизни молодежи / В.Н. Еременко, О.В. Синько, Н.П. Федорова // // E-Scio. - 2019. - № 6. - С. 303-310.
46. Еременко В.Н. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 353-355.
47. Еременко В.Н. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов /В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин //Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 59-62.
48. Дьякова Н.А., Еременко В.Н. Проблемы физического воспитания среди студентов ВУЗа в период глобализации // Физическая куль-
IVANOVA Natalya Gennadyevna BIORHYTHMS AND THEIR INFLUENCE ..
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
тура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, - 2020. - С. 67-71
49. Питкин Е.А., Тюпенькова Г.Е., Еременко В.Н., Синько О.В. Танец как средство социализации личности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, освобожденных от физической культуры // Оригинальные исследования. 2018. Т.8. № 2. С.87-90.
Received date: 06.10.2022 Revised date: 24.11.2022 Accepted date: 25.11.2022