Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА УМСТВЕННУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА УМСТВЕННУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ПРОДУКТЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибрагимов Вадим Рустемович, Петренко Яна Сергеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич, Ковтун Римма Ивановна, Ниживенко Вячеслав Николаевич

На основе оценки частоты потребления основных продуктов питания анализируется питание студентов КубГТУ. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте 20-22 лет. Результаты показали, что питание большинства студентов нерационально, и существуют некоторые факторы риска, связанные с недостаточным потреблением здоровой пищи в повседневной жизни молодых людей. Довольно распространены привычки потреблять продукты быстрого питания. Проведённый анализ взаимосвязи между питанием, работоспособностью и особенностями образа жизни подтверждает, что нарушения правил здорового питания негативно сказывается на показателях работоспособности и увеличивает вероятность вредных привычек. Это говорит о низкой культуре питания и плохой осведомленности молодежи в вопросах правильного питания, что даёт необходимость в проведении санитарно-просветительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ибрагимов Вадим Рустемович, Петренко Яна Сергеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич, Ковтун Римма Ивановна, Ниживенко Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF STUDENTS' NUTRITION ON MENTAL AND PHYSICAL ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Based on the assessment of the frequency of consumption of basic foodstuffs, the nutrition of KubGTU students is analyzed. The study involved 60 students aged 20-22 years. The results showed that the nutrition of the majority of students is irrational, and there are some risk factors associated with insufficient intake of healthy food in the daily life of young people. Fast food habits are quite common. The analysis of the relationship between nutrition, performance and lifestyle features confirms that violations of the rules of healthy eating have a negative impact on performance indicators and increase the likelihood of bad habits. This indicates a low culture of nutrition and poor awareness of young people in matters of proper nutrition, which makes it necessary to carry out sanitary and educational activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА УМСТВЕННУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

в зависимости от морфофункциональных особенностей спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ антропометрических показателей армрестлеров различных весовых категорий как фактора успешности выступления на всероссийских соревнованиях / А.В. Посохов, И.Н. Никулин, Л.А. Кадуцкая, В.А. Малахов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 69-71.

2. Копылов, С.А. Формирование комплекса упражнений, влияющих на развитие силовых качеств студенческой молодежи с использованием элементов армрестлинга / С.А. Копылов // Наука-2020. - 2019. - № 6(31). - С. 206-210.

3. Модельные характеристики силовых показателей отдельных мышечных групп армрестлеров различной квалификации / И.А. Матюшенко, И.Н. Никулин, А.В. Антонов, Э.И. Никулин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 19-21.

4. Методика коррекции асимметрии в физическом развитии спортсменов, занимающихся армспортом / Д.Н. Черногоров, Ю.А. Матвеев, В.С. Беляев, Ю.Л. Тушер // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2016. - № 3(23). - С. 5670.

REFERENCES

1. Posokhov, A.V., Nikulin, I.N., Kadutskaya, L.A. and Malakhov, V.A., (2018), "Analysis of anthropometric indicators of arm wrestlers of various weight categories as factors of success in performing at all-Russian competitions", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 69-71.

2. Kopylov, S.A. (2019), "Formation of a set of exercises affecting the development of strength qualities of student youth with the use of arm-wrestling elements. Kopylov", Science-2020, No. 6 (31), pp. 206-210.

3. Matyushenko, 1.А., Nikulin, I.N., Antonov, A.V. and Nikulin, E.I. (2020), "Model characteristics of power indicators of individual muscle groups of arm wrestlers of various qualifications", Theory andpractice of physical culture. No. 8, pp. 19-21.

4. Chernogorov, D.N., Matveev, Yu.A., Belyaev, V.S. and Tusher, Yu.L., (2016), "Methodology for the correction of asymmetry in the physical development of athletes involved in arm-wrestling", Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences, No. 3 (23), pp. 56-70.

Контактная информация: m.vvvvv.m66@bk.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2022

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА УМСТВЕННУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Римма Ивановна Ковтун, старший преподаватель, Вячеслав Николаевич Ниживенко, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Тихомирова, Кубанский государственный технологический университет,

Краснодар

Аннотация

На основе оценки частоты потребления основных продуктов питания анализируется питание студентов КубГТУ В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте 20-22 лет. Результаты показали, что питание большинства студентов нерационально, и существуют некоторые факторы риска, связанные с недостаточным потреблением здоровой пищи в повседневной жизни молодых людей. Довольно распространены привычки потреблять продукты быстрого питания. Проведённый анализ взаимосвязи между питанием, работоспособностью и особенностями образа жизни подтверждает, что нарушения правил здорового питания негативно сказывается на показателях работоспособности и увеличивает вероятность вредных привычек. Это говорит о низкой куль-

туре питания и плохой осведомленности молодежи в вопросах правильного питания, что даёт необходимость в проведении санитарно-просветительных мероприятий.

Ключевые слова: здоровое питание, продукты, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p147-153

INFLUENCE OF STUDENTS' NUTRITION ON MENTAL AND PHYSICAL

ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL

UNIVERSITY

Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Yana Sergeevna Petrenko, the student, Evgeniy Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Rimma Ivanovna Kovtun, the senior teacher, Vyacheslav Nikolaevich Nizhivenko, the senior teacher, Tatyana Vladimirovna Tikhomirova,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Based on the assessment of the frequency of consumption of basic foodstuffs, the nutrition of KubGTU students is analyzed. The study involved 60 students aged 20-22 years. The results showed that the nutrition of the majority of students is irrational, and there are some risk factors associated with insufficient intake of healthy food in the daily life of young people. Fast food habits are quite common. The analysis of the relationship between nutrition, performance and lifestyle features confirms that violations of the rules of healthy eating have a negative impact on performance indicators and increase the likelihood of bad habits. This indicates a low culture of nutrition and poor awareness of young people in matters of proper nutrition, which makes it necessary to carry out sanitary and educational activities.

Keywords: healthy food, products, students.

ВВЕДЕНИЕ

Основным является вклад образа жизни в формирование здоровья, принято считать, что этот компонент является его доминирующей составляющей [18]. Принято считать, что основным вкладом в формирование здоровья является образ жизни человека. Вместе с тем, среди образующих здорового образа жизни немаловажным является разумное питание, поскольку оно обеспечивает оптимальную работоспособность, устойчивость к неблагоприятным факторам, а также нормальное развитие организма [16]. Изучение питания позволяет не только оценить его как фактор сохранения здоровья, но и определить наличие факторов риска, связанных с недостатком некоторых продуктов в рационе. Вредные привычки в еде увеличивают риск нарушения деятельности органов и систем [19]. Изучение особенностей питания может дать вам основание для принятия необходимых профилактических и медицинских мер, тем самым повышая роль такого рода исследований в оценке здоровья населения. Исходя из значимости здоровья молодежи, как надежды на будущие страны, анализ состояния питания студентов является актуальной медицинской и педагогической задачей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель эксперимента - исследование специфики питания студентов и установление связи работоспособности с образом жизни и его формирующими. С помощью анкеты "Sindi", рекомендованной ВОЗ для оценки особенностей образа жизни и состояния питания населения, были анкетированы 60 студентов в возрасте от 20 до 22 лет. Работоспособность молодых людей рассчитывали на основе полученных результатов корректурной пробы, проведенной с помощью таблиц Анфимова.

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следую полученным результатам можно сделать вывод о нарушении режима питания у студентов. Лишь треть участников поддерживало 3-х разовое питание. Риском воз-

никновения заболеваний пищеварительной системы являлось то, что большинство обследуемых питались не более 1-2 раза в сутки. В столовой вуза питались менее половины обучающихся - завтракали (40,34±0,6 %), а обедали (4,2±0,3 %). Произведенный анализ показал, что умственные показатели и физические состояние выше у тех студентов, которые соблюдают регулярный режим питания. Чтобы оценить качество питания студентов, мы проанализировали, как часто они употребляют основные продукты здорового рациона.

Стало известно, что ежедневно или чаще молочные продукты потребляла только третья часть студентов. Чуть больше половины учащихся (53,8±0,73 %) в свой рацион добавляли эти продукты менее 2-3 раз в неделю (рис. 1). Подведя итоги можно сказать о нехватки продуктов этой группы в рационе опрошенных. Необходимость присутствия молочных продуктов в рационе обусловлена особой ценностью их составных компонентов, которые легко усваиваются в организме человека. Для студентов наиболее значимо содержание кальция и фосфора, которые участвуют в формировании костной ткани и восстановлении крови [16, 17]. Недостаточность этих компонентов в питании оценивается как риск развития нарушений сердечно-сосудистой системы.

50

40 30 20 10

Никогда Один раз в неделю 2-3 раза в день Один раз в день

■ Творог и сыр ■ Молоко ■ Сливочное масло Рисунок 1 - Частота потребление молочных продуктов студентами.

Корреляционный анализ установил, что учащиеся, употребляющие чаще сыр, молоко и творог были более трудоспособны во время учебы (г=0,29, р<0,01), ощущали прилив сил (р=0,32, р<0,01), были менее раздражительными (г =0,35, р<0,02) и редко прибывали в плохом настроении (г=0,40, р<0,01). Рассчитанный нами индекс детерминации показал вклад потребления молочных продуктов в улучшении эмоционального и психического настроя около 5-9%.

Потребление фруктов среди студентов один раз в день или чаще составило лишь (33,5±4,4 %), овощей - (20,2±3,1 %). Отсутствие свежих фруктов и овощей в питании у почти 77% опрошенных может привести к возникновению нежелательных хронических заболеваний в будущем, а также к снижению эффективности во время учебного процесса и физического состояния студентов. Биологическая значимость и высокая пищевая ценность орехов определена спецификой их химического состава - они обладают высокой калорийностью, являются хорошим заменителем мяса, в них сбалансировано содержание ценных жирных кислот, аминокислот, витаминов и минералов. Употребление орехов положительно влияет на весь организм в целом: улучшается работа мозга, укрепляется иммунная система, повышается уровень гемоглобина в крови, мы считаем это важным фактором для жизни учащихся [12, 14]. В числе анкетированных вообще не употребляли орехи 14%. Было замечено, что у студентов, употребляющих фрукты, овощи и орехи чаще остальных, около минимальное содержания сахара (г=-0,27, р<0,01), среди них почти не встречаются курящие (г=-0,28, р<0,01), эти учащиеся более стрессоустойчивы (г=-0,22, р<0,01). Индекс детерминации установил вклад этой группы продуктов питания на

0

уровне 5-7%.

60

53

50

40

30

10

1 с 12 10

Никогда Один раз в неделю 2-3 раза в неделю Один раз в день

■ Фрукты ■ Овощи ■ Орехи

Рисунок 2 - Частота потребления студентами фруктов, овощей и орехов

Нынешние изменения в пищевом поведении и внедрение новых привычек питания характеризуются, прежде всего, ростом популярности продуктов быстрого питания [5, 6, 7, 11, 13]. В эту группу входят фаст-фуд, продукты с высоким содержанием жира, шаурма, чипсы, гамбургеры и сладкие напитки. Исследование рациона питания испытуемых показало высокую востребованность таких продуктов, что следует оценивать, как еще одна причина ухудшения здоровья. Расчеты корреляционных индексов определили, что частое употребление сладкой воды связано с курением г=0,3 (р<0,01), повышением нервозности г=0,32 (р<0,01) и раздражительности г=0,29 (р<0,01). Любители шаурмы и чипсов чаще употребляют алкогольные напитки, а связь корреляции с потреблением пива, шампанского и водки составила г=0,33 (р<0,01), г=0,28 (р<0,01), г=0,29 (р<0,01), соответственно. Такие учащиеся жалуются на частые боли желудка и спины. Также снижается психологическое и физическое состояние студентов, ухудшается способность рабочей нагрузки г=0,24 (р<0,01) и эффективности работы г=0,26 (р<0,01).

60 50 40 30 20 10

56

33

27

27

31

33

15

14

16

9

4

Никогда Один раз в неделю 2-3 раза в неделю Один раз в день

■ Чипсы ■ Шаурма ■ Сладкие напитки Рисунок 3 - Частота потребления студентами продуктов быстрого питания

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе результатов анкетирования можно сделать общий вывод о том, что студенты не следят за своим рационом, взамен здоровой пищи идёт употребление продуктов быстрого питания, что в будущем может грозить ухудшением состояния организма. Изучение корреляционных взаимосвязей между трудоспособностью, образом жизни и питанием показало, что нерациональное употребление пищи пагубно сказывается на работоспособности и увеличивает шанс возникновения вредных привычек [2, 8, 9, 10]. Плохая информированность и отсутствие культуры питания способствует ухудшению психологического и физического состояния молодых людей, поэтому учебным заве-

0

5

0

дениям следует проводить различные санитарно-просветительные работы, давать советы студентам по составлению своего рациона, следить за разнообразием продуктов в столовых [1, 3, 4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар. - 2006. - 205 с.

2. Иванова Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 3 (181). - С. 173-177.

3. Рыбачук Н.А. К проблеме организации и содержания процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2. - С. 234-237.

4. Лялюк А.В. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7, № 2. - С. 243-246.

5. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 116-118.

6. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, И.С. Воронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 102-106.

7. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 135-141.

8. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко// Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 110-112.

9. Иванова Н.Г. Проблемы дистанционного обучения и способы их решения на пути новых преобразований в российских вузах / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 147-150.

10. Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе / Иванова Н.Г, Л.Н. Порубайко, Р.И. Ковтун// Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 86-88.

11. Иванова Н.Г. Решение некоторых проблем в процессе достижения высоких результатов в спорте путем использования медико-биологических технологий / Н.Г. Иванова, Н.А. Синельникова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 129-133.

12. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой / Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 181-184.

13. Иванова Н.Г. Профессиональное самоопределение, ошибки и их последствия /Н.Г. Иванова, Д.А. Васильева, А.А. Быковский А.А.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С. 137-139.

14. Федорова Н.П. Повышение безопасности образовательного процесса путем использования здоровьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 377-381.

15. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский //Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.

16. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2014621722, 11.12.2014. Заявка № 2014621416, 22.10.2014.

17. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе/ Н.Г. Иванова. И.Я Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. -

2018. - № 3 (157). - С. 154-157.

18. Иванова Н.Г. Мировоззренческая концепция безопасности уровня жизни и ее влияние на ментальное и физическое здоровье молодого поколения/ Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3. - С. 88-90.

19. Рыбачук Н.А. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей / Н.А. Рыбачук, А.П. Романова, Н.Г. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11. -С. 380-383.

REFERENCES

1. Ivanova, N. G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

2. Ivanova, N.G. and Khrebtishchev, V.N. (2020), "Implementation of creative potential through youth innovative projects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, рр. 173-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rybakhuk, N.A. (2020), "To the problem of organization and content of the process in the discipline "Physical culture and sport", Research Azimuth: Pedagogy and Psychology, V. 9, No. 2, рр. 234-237.

4. Lyalyuk, A.V. (2018), "Some constructive solutions to ensure the safety of educational environment", Baltic Humanitarian Journal, V. 7, No. 2, pp. 243-246.

5. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A., (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 116-118.

6. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Voronin, I.S. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 102-106.

7. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Dorontsev, A.V. (2021), "Transformation towards a modern vocational education system: Problems and ways of solving them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 135-141.

8. Leibovsky, A.U., Ivanova, N.G. and Porubaiko, L.N. (2021), "Pros and Cons of the new format of the educational process in Russian higher educational establishments when transferring to distance learning in self-isolation", Theory and practice of physical culture, No. 9, рр. 110-112.

9. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2021), "Problems of distance learning and ways of solving them on the way to new transformations in Russian", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 147-150.

10. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kovtun, R.I. (2021), "Healthy lifestyle of the student and its components during his studies at the university", Baltic Humanitarian Journal, V. 10, No. 4, pp. 86-88.

11. Ivanova, N.G. and Sinelnikova, N.A. (2018), "Solving some problems in the process of achieving high results in sport through the use of biomedical technologies ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, pp. 129-133.

12. Ivanova, N.G., Luchinina, I.G. and Medvedeva, A.S. (2020), "Personal-oriented technologies aimed at shaping the needs of physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4, pp. 181-184.

13. Ivanova, N.G., Vasilyev, D.A. and Bykovsky, A.A. (2019), "Professional self-determination, mistakes and their consequences", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5, pp. 137-139.

14. Fedorova N.P., Voroshilova I.S., Mazurenko E.A. (2020), "Improving the safety of the educational process through the use of health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 377-381.

15. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

16. Ivanova N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: Effectiveness of physical education classes by students' eyes", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.

17. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Y. (2018), "Health-saving potential of students studying in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 154-157.

18. Ivanova N.G., Khrebtishchev V.N. (2020), "World view concept of safety of living standard and its impact on the mental and physical health of the younger generation", Baltic Humanitarian Journal, V. 9, No. 3, pp. 88-90.

19. Rybakhuk, N.A., Romanova, A.P. and Ivanova, N.G. (2019), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of vocational-applied physical culture of students of pedagogical specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, рр. 380-383.

Контактная информация: m.vvvvv.m66@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 378:343.83

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Наталья Николаевна Ивашко, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной работе, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк; Виктория Евгеньевна Луценко, кандидат философских наук, доцент Владивостокский филиал Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Уссурийск

Аннотация

Статья посвящена проблемам гуманизации образовательной среды вузов ФСИН России. Ввиду того, что профессиональная деятельность выпускников вузов ФСИН России связана с решением гуманистической, педагогической задачей исправления осуждённых, гуманизация образовательной среды вузов ФСИН России является актуальной проблемой. Цель исследования - изучение образовательной среды вузов ФСИН России и её гуманизации. Исследование проводилось методом сравнительного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность вузов ФСИН России и определяющей структуру их образовательной среды. Результаты, полученные в ходе анализа, показали, что в вузах ФСИН России возникают определенные сложности с процессом гуманизации. Однако, несмотря на наличие обозначенных проблем, в целом для вузов ФСИН России характерен учет современных тенденций развития образования и его гуманизации.

Ключевые слова: образование, гуманизация, гуманитаризация, образовательная среда, Федеральная служба исполнения наказаний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p153-157

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Natalya Nikolaevna Ivashko, the candidate of pedagogical sciences, docent, deputy head of the institute for academic work, Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk; Viktoriya Evgenyevna Lutsenko, the candidate of philosophical sciences, docent, Vladivostok branch of Far Eastern Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian

Federation, Ussuriisk

Abstract

The article is devoted to the problems of humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia. Due to the fact that the professional activity of graduates of the Federal Penal Service of Russia is connected with the solution of the humanistic, pedagogical task of correcting inmates, the humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia is an actual problem. The purpose of the article is to study the educational environment of institutes of the Federal Penal Service of Russia and its humanization. The study was conducted by the method of comparative analysis of the regulatory framework regulating the activities of the institutes of the Federal Penal Service of Russia and determining the structure of their educational environment. The results of the analysis showed that in the institutes of the Federal Penal Service of Russia there are certain difficulties with the process of humanization. However, despite the existence of these problems, in general, the institutes of the Federal Penal Service of Russia are characterized by taking into account modern trends

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.