Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается актуальность и значимость создания комплекса условий для обеспечения результативного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, а также наиболее важные, с точки зрения автора, направления организации, планирования и управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения. Основываясь на результатах исследования, авторы приходят к выводу о необходимости создания комплекса условий (материально-технических, организационных, психологических, педагогических) для обеспечения эффективного учебных занятий в контексте дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSARY CONDITIONS FOR ENSURING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

The article considers the relevance and importance of creating a set of conditions to ensure the effective educational process in the context of distance learning, as well as the most important, from the author's point of view, directions of the organization, planning and management of independent work of students in the context of distance learning. Based on the results of the study, the authors conclude that it is necessary to create a set of conditions (logistical, organizational, psychological, pedagogical) to ensure effective training in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»

это было в прошлом;

4) просматривается на данном этапе борьба стилей игры и тактик розыгрыша очка, обусловленная готовностью игрока проявлять нужную эргономическую цену деятельности, как неотъемлемое условие оптимальной реализации техники ударов [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Г.П. Биомеханика избранного вида спорта : учебное пособие / Г.П. Иванова. -Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 131 с.

2. Иванова Г.П. Современный теннис: биомеханика, эргономика, техника игры. - Наука о спорте / Г.П. Иванова // Энциклопедия систем энергообеспечения. - Москва : UNESCO, 2011. - С. 695-712.

3. Иванова Г.П. Основы техники и тактики тенниса: учебное пособие / Г.П. Иванова, Т.И. Князева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2015. - 136 с.

4. Тарпищев Ш.А. Оружие для чемпиона / Тарпищев Ш.А., В.Н. Янчук; Москва : Квант, 2020. - 204 с.

5. Теннис: Учебник для вузов физической культуры / под общей ред. А.П. Скородумовой, Ш.А. Тарпищева. - Москва : АзБука, 2011 - Часть 2. - 279 с.

REFERENCES

1. Ivanova G.P. (2017), Biomechanics of the chosen sport, tutorial, St. Petersburg.

2. Ivanova G.P. (2011), "Modern tennis: biomechanics, ergonomics, playing technique - Sports Science", Encyclopedia of power supply systems, UNESCO, Moscow, pp. 695-712.

3. Ivanova, G.P. and Knyazeva, T.I. (2015), Fundamentals of tennis technique and tactics, tutorial, St. Petersburg.

4. Tarpishchev, Sh.A. and Yanchuk, V.N. (2020), Weapons for the champion, Kvant, Moscow.

5. Skorodumova, A.P. and Tarpishchev, Sh.A. (2011), Tennis: Textbook for universities ofphysical culture, Part 2, AzBuka, Moscow.

Контактная информация: gpiva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 37.037.1

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Наталья Геннадьевна Иванова, доцент, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность и значимость создания комплекса условий для обеспечения результативного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, а также наиболее важные, с точки зрения автора, направления организации, планирования и управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения. Основываясь на результатах исследования, авторы приходят к выводу о необходимости создания комплекса условий (материально-технических, организационных, психологических, педагогических) для обеспечения эффективного учебных занятий в контексте дистанционного обучения.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, обучение, дистанционное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p169-172

NECESSARY CONDITIONS FOR ENSURING THE EFFECTIVENESS OF THE

EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

Natalia Gennadyevna Ivanova, the docent, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The article considers the relevance and importance of creating a set of conditions to ensure the effective educational process in the context of distance learning, as well as the most important, from the author's point of view, directions of the organization, planning and management of independent work of students in the context of distance learning. Based on the results of the study, the authors conclude that it is necessary to create a set of conditions (logistical, organizational, psychological, pedagogical) to ensure effective training in the context of distance learning.

Keywords: physical education, students, training, distance education.

В современных условиях преподаватель не заменит компьютеры и новые информационные технологии (НИТ), но меняется его роль. Так, если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени проводил за чтением лекций, то в образовании, основанном на НИТ, содержание его деятельности во многом меняется. Таким образом, использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике преподавателя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей [1].

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Студент должен видеть полезность выполняемой работы. Важным условием является контроль результатов деятельности студентов [2].

Современный квалифицированный, конкурентоспособный специалист должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать готовность к постоянному профессиональному росту, способность трансформировать полученные знания в инновационные технологии, формировать и развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, критического мышления.

Основными задачами самостоятельной работы студентов в современных условиях являются:

- организация с использованием систем дистанционного обучения;

- определение оптимального содержания учебного материала;

- формирование заданий с целью развития более высокого уровня навыков критического мышления;

- использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- установление четких критериев оценки и рефлексии.

Инновационный подход к организации самостоятельной работы студентов предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий путем организации открытой информационно-образовательной среды вуза [3].

Наиболее эффективным способом организации открытой информационно -образовательной среды вуза является использование системы дистанционного обучения (СДО).

Существует разделение на три типа интернет-занятий:

- чат-занятия - это занятия, которые проводятся с использованием чатов - аналог общения, только в электронном виде, где участники беседы обмениваются сообщениями, которые видят все участники группы.

- веб-занятия - это дистанционные семинары, конференции. Обычно для организации такого рода занятий используются форумы. Этот тип дистанционного обучения организовывает совместную работу участников по исследованию конкретных тем, анализа проблем. В процессе работы над вопросами обучающиеся выписывают заметки на сайте, доступные к прочтению и комментированию остальными участниками курса.

- телеконференции или телесеминар, проходят на основании списков рассылки с использованием электронной почты. Телеконференции делятся на видео и аудио конференции, что открывает возможности для большего взаимодействия участников.

Одним из самых эффективных способов организации самостоятельной работы студентов является использование электронных учебных курсов на базе платформ дистанционного обучения, таких как LMS, Moodle, которые позволяют реализовать различ-

ные виды самостоятельной работы, а также организовать групповую и индивидуальную работу со студентами [4].

В электронном учебном курсе можно разместить разнообразные учебные материалы и задания для самостоятельной работы студентов [5].

Теоретический материал может быть представлен в виде следующих ресурсов:

1) ресурс «Файл» подразумевает публикацию учебно-методического материала в виде набора файлов различных форматов;

2) ресурс «Страница» подразумевает отображение учебно-методического материала в виде веб-страниц;

3) ресурс «Гиперссылка» позволяет перенаправить обучающегося на ресурс «Гиперссылка» что позволяет перенаправить студента на внешний ресурс с учебными материалами.

Многие авторы отмечают активизацию самостоятельной деятельности студентов благодаря организованной системе предъявления заданий, консультаций, контроля выполненных заданий, реализуемой с помощью электронного учебного курса.

В рамках данной работы, было проведено исследование среди студентов [5]. Для наглядного понимания, все результаты были переведены в графический вид. Была опрошена группа студентов в количестве 25 человек на предмет одобрения дистанционного обучения. По итогам опроса выяснилось, что 16 студентов поддерживают удалённый формат, 6 не одобряют, при этом, два человека высказались, что для них разницы между различными способами обучения нет. Три человека затруднились ответить.

По результатам данного исследования выяснилось, что подавляющее большинство студентов (примерно 2/3 группы) предпочли бы заниматься дистанционным обучением вместо привычного посещения занятий. Среди 16 отозвавшихся положительно был проведен еще один опрос, направленный на выяснение причин выбора такого варианта.

Студентам были предложены различные варианты на выбор, в том числе их собственные. Выяснилось, что главным преимуществом студенты назвали удобство использование информационных технологий, вместо привычных рукописных принадлежностей. Семь студентов объяснили свой выбор экономией материальных средств на транспорт. 6 обучающихся посчитали, что это уменьшает количество времени, затраченное на процесс обучения и путь до учебного заведения. Пять студентов подкрепили тем фактом, что просыпаться можно практически к самому занятию, поскольку нет необходимости вставать сильно заранее и тратить время на маршрут. Два студента выразили свой дискомфорт находиться в большой компании людей, предпочитая самостоятельное времяпрепровождение.

Среди не одобривших дистанционное обучение был также проведен опрос с целью выяснения причин. По данным гистограммы можно заметить, что абсолютно все студенты предпочли старый формат обучения именно из-за его привычности. Двое студентов также объяснили свой выбор слишком устаревшим техническим оборудованием, что делает их процесс дистанционного обучения практически невозможным. Трое студентов выразили свои опасения по поводу качества данного формата обучения, где нет прямого контакта между преподавателем и студентом.

ВЫВОДЫ

Было проведено исследование, в ходе которого опросили контрольную группу студентов второго курса университета. Выяснилось, что формат дистанционного обучения хоть и одобряется большинством, но все равно присутствуют трудности, описанные другими студентами. Самой большой проблемой из выявленных, как я считаю, является невозможность обеспечить подходящей аппаратурой тех студентов, у которых нет возможности её приобрести. Если же другие проблемы, например, качество материала можно разрешить, то здесь фигурирует именно финансовая составляющая, которая вынуждает

студента тратить большое количество материальных средств для нужд учёбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 135-141.

2. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко// Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 110-112.

3. Иванова Н.Г. Проблемы дистанционного обучения и способы их решения на пути новых преобразований в российских вузах / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 147-150.

4. Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе / Иванова Н.Г, Л.Н. Порубайко, Р.И. Ковтун // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 86-88.

5. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2014621722, 11.12.2014. Заявка № 2014621416, 22.10.2014.

REFERENCES

1. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Dorontsev, A.V. (2021), "Transformation towards a modern vocational education system: Problems and ways of solving them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 135-141.

2. Leibovsky, A.U., Ivanova, N.G. and Porubaiko, L.N. (2021), "Pros and Cons of the new format of the educational process in Russian higher educational establishments when transferring to distance learning in self-isolation", Theory and practice of physical culture, No 9, рр. 110-112.

3. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. snd Kozyrenko, E.A. (2021), "Problems of distance learning and ways of solving them on the way to new transformations in Russian", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 147-150.

4. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kovtun, R.I. (2021), "Healthy lifestyle of the student and its components during his studies at the university", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 10, No. 4, pp. 8688.

5. Ivanova, N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: «Effectiveness of physical education classes by students' eyes»", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 796.01

ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАМЕТРОВ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Екатерина Евгеньевна Исаева, ассистент, Семен Николаевич Чупахин, студент, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа; Альбина Зуфаровна Даутова, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Галина Сергеевна Тупиневич, кандидат биологических наук, доцент, Валентина Гусмановна Ша-мратова, доктор биологических наук, профессор, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Аннотация

Физические нагрузки любого уровня всегда сопряжены с энергозатратами организма, направленными на обеспечение мышечной деятельности. Существенный вклад в поддержании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.