Научная статья на тему 'СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СФОРМИРОВАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ'

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СФОРМИРОВАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудева Татьяна Владимировна, Чашкова Олеся Юрьевна, Козыренко Елена Анатольевна, Скидан Мария Николаевна, Новосельцев Олег Николаевич

Целью работы является поиск адекватных путей и методов привлечения студенческой молодежи к занятиям физическими упражнениями в условиях дистанционного обучения. Материал и методы: в исследовании приняли участие 55 студентов 1-3 курса Кубанского государственного технологического университета, которые находились на дистанционном обучении. Результаты: определена тематика и формы проведения дистанционного обучения по физическому воспитанию, оценена активность студентов во время очного и дистанционного обучения. Определены роль, место и возможности дистанционного обучения по физической культуре для студентов и преподавателей. Выводы: дистанционные занятия по физической культуре, помогают формированию более объемного теоретического багажа, способствуют сохранению здоровья, мотивируют к здоровому образу жизни при сознательной самоорганизации студента. Это способствует систематическому повышению уровня физической подготовленности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудева Татьяна Владимировна, Чашкова Олеся Юрьевна, Козыренко Елена Анатольевна, Скидан Мария Николаевна, Новосельцев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION, FORMED ON THE BASIS OF THE KNOWLEDGE GAINED IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

The aim of the work is to find adequate ways and methods of involving students in physical exercises in the context of distance learning. Material and methods: 55 students of 1-3 courses of the Kuban State Technological University, who were on distance learning, took part in the study. Results: the topic and forms of conducting distance learning in physical education have been determined, the activity of students during full-time and distance learning has been evaluated. The role, place and possibilities of distance learning on physical culture for students and teachers have been defined. Conclusions: the distance learning on physical education helps to form more voluminous theoretical baggage, contribute to the preservation of health, motivate to a healthy lifestyle with the conscious self-organization of the student. This contributes to the systematic improvement of the level of physical training of future professionals.

Текст научной работы на тему «СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СФОРМИРОВАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ»

УДК 37.037.1

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СФОРМИРОВАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПЕРИОД

САМОИЗОЛЯЦИИ

Татьяна Владимировна Рудева, старший преподаватель, Кубанский государственный медицинский Университет, Краснодар; Олеся Юрьевна Чашкова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Елена Анатольевна Козыренко, старший преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Мария Николаевна Скидан, старший преподаватель, Северо-Кавказский филиал Российского университета правосудия, Краснодар; Олег Николаевич Новосельцев, преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Илья Анатольевич Блужин, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Целью работы является поиск адекватных путей и методов привлечения студенческой молодежи к занятиям физическими упражнениями в условиях дистанционного обучения. Материал и методы: в исследовании приняли участие 55 студентов 1-3 курса Кубанского государственного технологического университета, которые находились на дистанционном обучении. Результаты: определена тематика и формы проведения дистанционного обучения по физическому воспитанию, оценена активность студентов во время очного и дистанционного обучения. Определены роль, место и возможности дистанционного обучения по физической культуре для студентов и преподавателей. Выводы: дистанционные занятия по физической культуре, помогают формированию более объемного теоретического багажа, способствуют сохранению здоровья, мотивируют к здоровому образу жизни при сознательной самоорганизации студента. Это способствует систематическому повышению уровня физической подготовленности будущих специалистов.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, обучение, дистанционное образование, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p330-333

CONSCIOUS APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION, FORMED ON THE BASIS OF THE KNOWLEDGE GAINED IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

Tatiana Vladimirovna Rudeva, the senior teacher, Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar; Olesya Yurievna Chashkova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar; Elena Anatolievna Kozyrenko, the senior teacher, Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar; Maria Nikolaevna Skidan, the senior teacher, North Caucasian branch of the Russian University of Justice, Russia, Krasnodar; Oleg Nikolayevich Novoseltsev, the teacher, Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar; Ilya Ana-tolievich Bluzhin, the teacher, Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Abstract

The aim of the work is to find adequate ways and methods of involving students in physical exercises in the context of distance learning. Material and methods: 55 students of 1-3 courses of the Kuban State Technological University, who were on distance learning, took part in the study. Results: the topic and forms of conducting distance learning in physical education have been determined, the activity of students during full-time and distance learning has been evaluated. The role, place and possibilities of distance learning on physical culture for students and teachers have been defined. Conclusions: the distance learning on physical education helps to form more voluminous theoretical baggage, contribute to the preservation of health, motivate to a healthy lifestyle with the conscious self-organization of the student. This contributes to the systematic improvement of the level of physical training of future professionals.

Keywords: physical education, students, training, distance education, motivation.

Дистанционное образование в современных реалиях приобретает большое значение. Организуются факультеты и институты дистанционного образования. Этот вид учебной деятельности пробует вытеснить классическое образование. Однако разумное сочетание всех форм образовательного процесса должно предоставлять определенные преимущества.

Введение всероссийского карантина изменило привычные формы и методы преподавания учебных дисциплин. Образовательное пространство страны перешло на дистанционное обучение. Не исключением явилось и физическое воспитание. Среди учебного года учителя и преподаватели срочно овладевали новейшими технологиями. Как никогда, приобрела актуальность организация самостоятельной работы по физической культуре [1].

Сегодня физическое воспитание студенческой молодежи, как заявляют многие авторы, к сожалению, далеко от совершенства, что обусловлено рядом объективных причин: недостаточным количеством аудиторных и внеаудиторных занятий по физическому воспитанию; низким уровнем мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; недостаточным уровнем специальных знаний и практических умений в области физической культуры; низким уровнем использования новейших технологий и современных технических средств на внеаудиторных занятиях; недостаточным финансовым обеспечением; низкой эффективностью управления физическим воспитанием, осуществляемым в учреждениях высшего образования; не учитываются ценностные ориентиры, потребности, интересы, составляющие направленность личности студента; и таких, на наш взгляд, как преимущественно устаревшая материально-спортивная база вузов; свободного и сознательного выбора студентом времени для занятий физическими упражнениями [2].

Физическое воспитание является единственной рекреационной дисциплиной в высшей школе, которая направлена на сохранение здоровья обучающихся [3] при усвоении значительных объемов теоретического материала. Разумно спланированная двигательная активность является залогом обретения сильного иммунитета и профилактики заболеваний.

Цель исследования - поиск адекватных путей и методов привлечения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в условиях дистанционного обучения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Участники. Исследование проводилось в течение 2,5 месяцев на базе кубанского государственного технологического университета. В исследовании приняли участие 55 студентов 1-3 курсов, которые находились на дистанционном обучении.

Организация. Занятия со студентами проводились дистанционно на платформе BigBlueButton. Преподавателями была разработана программа дистанционного обучения по физическому воспитанию для студентов кубанского государственного технологического университета с учетом особенностей подготовки студентов в институтах [4]. Были определены тематические направления по теории, методике и практике физического воспитания, написаны сценарии обучающих роликов по темам, разработаны презентации и тестовые задания для проверки знаний. Во время дистанционной работы снимались и монтировались учебные материалы. Каждую неделю студенты получали задание и имели возможность выполнять его в удобное для себя время. Задачи включали: необходимую теоретическую и методическую информацию; комплексы разнообразных физических упражнений, разработанных преподавателями; видеоролики на интернет-ресурсах. Каждый студент индивидуально мог выбрать вид двигательной активности, нагрузку, удобное время и место выполнения. Учитывая специфику обучения, предлагали выполнение несложных упражнений на иностранном языке для повышения профессиональных практи-

ческих навыков. Для отчета требовалось предоставить фото или видео с элементами выполнения предлагаемых упражнений. При выполнении задания выставлялись баллы.

Для достижения цели исследования использовали следующие методы: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, описательная статистика.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования была проведена проверка успеваемости по учебной дисциплине «Физическая культура» [5]. В табл. 1, приведен процент студентов академических групп, которые были аттестованы по учебной дисциплине «Физическая культура» в 1-ом семестре учебного года. Аттестация состояла из посещения академических занятий, сдача контрольных нормативов физической подготовленности, участия в спортивно-массовых мероприятиях, членстве в сборных командах и добросовестного отношения к предмету.

Таблица 1 - Показатели аттестации по дисциплине в 1 семестре

Показатели, кол-во студентов 1 курс, п=32 2 курс, п=32 3 курс, п=24

Посещение занятий, кол-во студентов 30 25 23

Успешность сдачи дисциплины, % 84,3% 65,6% 95,8%

В таблице 2, показан процент аттестованных студентов во 2-ом семестре. Аттестация состояла из посещения академических занятий (в карантин), членство в сборных командах, добросовестное отношение к предмету, активность во время дистанционного обучения.

Таблица 2 - Показатели аттестации по дисциплине во 2 семестре

Показатели, кол-во студентов 1 курс, п=32 2 курс, п=32 3 курс, п=24

Зарегистрировавшихся на дистанционной платформе, кол-во студентов 21 14 20

Из числа зарегистрированных, не выполнявших задания, кол-во студентов 1 2 0

Успешность сдачи дисциплины, % 65,6% 43,7% 83,3%

ВЫВОДЫ

Исследование доказывает, что не все студенты заинтересованы в дистанционном обучении, что отразилось на снижении качества освоения учебной дисциплины «Физическая культура». Причем, студенты с проблемами со здоровьем приняли активное участие в выполнении практических и творческих задач. Дистанционные занятия по физической культуре позволили уделить внимание собственному здоровью всем желающим в удобное время, самостоятельно контролировать нагрузку, выбирать желаемый вид двигательной деятельности, приобрести теоретические и практические знания для ведения здорового образа жизни и пригодятся для будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, И.С. Воронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С.102-106.

2. Иванова Н.Г Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г Иванова, Л.Н. Порубайко, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 135-141.

3. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции / А.Ю. Лейбовский, Н.Г Иванова, Л.Н. Порубайко// Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 110-112.

4. Иванова Н.Г Проблемы дистанционного обучения и способы их решения на пути новых преобразований в российских вузах / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 147-150.

5. Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе / Иванова Н.Г, Л.Н. Порубайко, Р.И. Ковтун// Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, - № 4. - С. 86-88.

REFERENCES

1. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Voronin, I.S. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 102-106.

2. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Dorontsev, A.V. (2021), "Transformation towards a modern vocational education system: Problems and ways of solving them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 135-141.

3. Leibovsky, A.U., Ivanova, N.G. and Porubaiko, L.N. (2021), "Pros and Cons of the new format of the educational process in Russian higher educational establishments when transferring to distance learning in self-isolation", Theory and practice of physical culture, No 9, рр. 110-112.

4. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2021), "Problems of distance learning and ways of solving them on the way to new transformations in Russian", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 147-150.

5. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kovtun, R.I. (2021), "Healthy lifestyle of the student and its components during his studies at the university", Baltic Humanitarian Journa, Vol. 10, No. 4, pp. 8688.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 796.5/355.233.1

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Наталья Владимировна Рыженкова, кандидат педагогических наук, Вера Викторовна Воронова, кандидат педагогических наук, доцент, Зинаида Васильевна Васильева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта,

г. Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования военно-прикладных навыков у сотрудников силовых структур на основе использования средств спортивного ориентирования. Подчёркивается, что регулярные практические занятия ориентированием позволяют военнослужащим уверенно передвигаться по незнакомой местности и преодолевать различные естественные препятствия, получать и анализировать актуальную информацию, оперативно принимать решения в экстремальных ситуациях. Указывается, что такие военно-прикладные навыки особенно важны для военнослужащих разведывательных, воздушно-десантных и других специальных подразделений, которые в основном действуют небольшими группами за пределами пунктов постоянной дислокации воинских подразделений. На основе анализа проблем организации военно-прикладной подготовки личного состава представлены пути повышения эффективности образовательного процесса по обучению навыкам ориентирования на местности в силовых структурах Российской Федерации.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, военно-спортивное ориентирование, физическая подготовка, сотрудники силовых структур, военно-прикладные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p333-337

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF MILITARY-APPLIED SKILLS AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS BY MEANS OF ORIENTEERING

Natalya Vladimirovna Ryzhenkova, the candidate of pedagogical sciences, Vera Viktorovna Voronova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Zinaida Vasilyevna Vasilyeva the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.