Научная статья на тему 'ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВОГО ФОРМАТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВОГО ФОРМАТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИЗОЛЯЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейбовский А.Ю., Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н.

Цель исследования - определение основных методов и форм реализации ДФО в процессе преподавания предмета «ЭДФКиС» с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса и изучение физической активности студентов в период самоизоляции. Методика и организация исследования. Проведены анализ научно-методической литературы и анонимное анкетирование в КубГУ в феврале 2021 г., в нем приняло участие 127 студентов (48 юношей и 79 девушек) 1-3-го курсов девяти факультетов. Результаты исследования и выводы. На вопрос анкеты «Ощущаете ли Вы недостаток физической активности?» 72% респондентов ответили утвердительно. На вопрос «Какие упражнения Вы хотели бы выполнять, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» большинство опрошенных выбрало спортивные игры, хотя это невозможно. Подавляющее большинство анкетируемых (81%) указало, что формат проведения занятий по физической культуре два дня в неделю более эффективен, нежели два спаренных занятия в один день один раз в неделю. Лишь 12% респондентов ответило, что их устраивает совмещение практического и теоретического занятий один раз в неделю, и 7% не определились в выборе. Результаты дали основание предложить ряд практических рекомендаций, которые, по мнению обучающихся, позволят оптимизировать процесс поддержания здорового образа их жизни в период ДФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейбовский А.Ю., Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMAT OF EDUCATIONAL PROCESS AT RUSSIAN UNIVERSITIES WHEN CHANGING TO DISTANCE LEARNING DUE TO SELF-ISOLATION

Objective of the study was to define the main methods and forms of distance learning under the elective physical education and sports discipline to further improve the educational process and involve students in motor activity during self-isolation. Methods and structure of the study. The study included an analysis of the scientific and methodological literature and an anonymous questionnaire survey conducted at Kuban State University in February 2021. Sampled for the study were the 1st-3rd-year students of 9 faculties (n=127, including 48 boys and 79 girls). Results and conclusions. To the question "Do you have a feeling that you are not getting enough physical activity?", 72% of the respondents answered in the affirmative. To the question "What are your favorite exercises that become difficult to perform in conditions of self-isolation?", most of the respondents chose sports games, though they are not allowed. The vast majority of those surveyed (81%) indicated that it is more effective to conduct two physical education lessons a week than two back-to-back classes in a single day once a week. Only 12% of the respondents stated that they were satisfied with the combined practical and theoretical classes once a week, while 7% were undecided. The findings enabled to elaborate practical recommendations that students believe would optimize the maintenance of a healthy lifestyle in terms of distance learning under the physical education discipline.

Текст научной работы на тему «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВОГО ФОРМАТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ»

плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 13.04.2021 г.

Информация для связи с автором: nataliaiva67@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Лейбовский1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Иванова2 Кандидат медицинских наук, доцент Л.Н. Порубайко3

1 Кубанский государственный университет, Краснодар

2 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

3 Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

NEW FORMAT OF EDUCATIONAL PROCESS AT RUSSIAN UNIVERSITIES wHEN CHANGING TO DISTANCE LEARNING DUE TO SELF-ISOLATION

PhD, Associate Professor A.Y. Leibovsky1 PhD, Associate Professor N.G. Ivanova2 PhD, Associate Professor L.N. Porubayko3

1 Kuban State University, Krasnodar

2 Kuban State Technological University, Krasnodar

3 Kuban State Medical University, Krasnodar

□ и

Аннотация

Цель исследования - определение основных методов и форм реализации ДФО в процессе преподавания предмета «ЭДФКиС» с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса и изучение физической активности студентов в период самоизоляции.

Методика и организация исследования. Проведены анализ научно-методической литературы и анонимное анкетирование в КубГУ в феврале 2021 г., в нем приняло участие 127 студентов (48 юношей и 79 девушек) 1-3-го курсов девяти факультетов.

Результаты исследования и выводы. На вопрос анкеты «Ощущаете ли Вы недостаток физической активности?» 72% респондентов ответили утвердительно. На вопрос «Какие упражнения Вы хотели бы выполнять, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» большинство опрошенных выбрало спортивные игры, хотя это невозможно. Подавляющее большинство анкетируемых (81%) указало, что формат проведения занятий по физической культуре два дня в неделю более эффективен, нежели два спаренных занятия в один день один раз в неделю. Лишь 12% респондентов ответило, что их устраивает совмещение практического и теоретического занятий один раз в неделю, и 7% не определились в выборе. Результаты дали основание предложить ряд практических рекомендаций, которые, по мнению обучающихся, позволят оптимизировать процесс поддержания здорового образа их жизни в период ДФО.

Ключевые слова: студент, физическая культура, дистанционное обучение, двигательная активность, изоляция, самостоятельные занятия.

Abstract

Objective of the study was to define the main methods and forms of distance learning under the elective physical education and sports discipline to further improve the educational process and involve students in motor activity during self-isolation.

Methods and structure of the study. The study included an analysis of the scientific and methodological literature and an anonymous questionnaire survey conducted at Kuban State University in February 2021. Sampled for the study were the 1st-3rd-year students of 9 faculties (n=127, including 48 boys and 79 girls).

Results and conclusions. To the question "Do you have a feeling that you are not getting enough physical activity?", 72% of the respondents answered in the affirmative. To the question "What are your favorite exercises that become difficult to perform in conditions of self-isolation?", most of the respondents chose sports games, though they are not allowed. The vast majority of those surveyed (81%) indicated that it is more effective to conduct two physical education lessons a week than two back-to-back classes in a single day once a week. Only 12% of the respondents stated that they were satisfied with the combined practical and theoretical classes once a week, while 7% were undecided. The findings enabled to elaborate practical recommendations that students believe would optimize the maintenance of a healthy lifestyle in terms of distance learning under the physical education discipline.

Keywords: student, physical isolation, self-training.

education, distance learning, motor activity,

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. В марте 2020 г все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на дистанционную форму обучения (ДФО). Это было вызвано необходимостью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с этим в Кубанском государственном университете в марте-мае 2020 г. преподавание дисциплины «ЭДФКиС» осуществлялось дистанционно два раза в неделю согласно учебному расписанию, а с сентября

учебный отдел вуза был вынужден вынести занятия физической культурой лишь на дни самостоятельной работы студентов, чтобы не препятствовать полноценному проведению занятий по другим предметам, преподавание которых проходило в обычном очном режиме в аудиториях КубГУ. В результате этого занятия по предмету «ЭДФКиС» стали представлять собой сдвоенные учебные пары один раз в неделю, одна из которых являлась практической, а другая - теоретической

(так как два практических занятия по физической культуре в один день запрещены Министерством науки и высшего образования РФ).

Такая вынужденная мера способствовала снижению двигательной активности студентов, обуславливая развитие у них гипокинезии, что является значимым фактором риска в развитии различных заболеваний, снижения умственной и физической работоспособности. Вместе с тем в условиях ДФО значительно усложнилась система контроля самочувствия обучающихся и качества выполнения ими упражнений, что также негативно сказывается на здоровье юношей и девушек [1, 2, 5, 6].

Цель исследования - определение основных методов и форм реализации ДФО в процессе преподавания предмета «ЭДФКиС».

Методика и организация исследования. Проведены анализ научно-методической литературы и анонимное анкетирование в КубГУ в феврале 2021 года, в котором приняло участие 127 студентов (48 юношей и 79 девушек) 1-3-го курсов девяти факультетов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников позволил [3, 7] выявить ряд проблем, возникающих у студенческой молодежи при переходе на ДФО:

- основной причиной дефицита физической активности являлся недостаток времени, вызванный большим объемом учебной нагрузки;

- технические проблемы. По данным исследования, проведенного специалистами сервиса Skyes University, почти половина обучающихся не имеет необходимого оборудования (компьютера, телефона, планшета) и подключения к высокоскоростному интернету (47 и 45 % соответственно). Причем, в отличие от других дисциплин, эта проблема при проведении занятий по физической культуре наиболее актуальна [4]: при выполнении упражнений студент должен стоять так, чтобы его было хорошо видно, совершать движения в режиме обзора камеры и т. д.;

- личностные проблемы. Зачастую обучающие стесняются выполнять в видеорежиме предложенные преподавателем комплексы упражнений, рискуя вызвать насмешки со стороны одногруппников из-за внешнего или неловких движений, что вынуждает их либо пропускать занятия, либо выполнять задания в аудиоформате. Иногда подобную застенчивость вызывало присутствие в квартире родственников (особенно в субботу, когда большинство людей поводит выходной день дома);

- «приглашение» к себе домой незваных гостей: различные жилищные условия (теснота, скромная обстановка, отсутствие ремонта и др.) иногда являлись причиной отказа включить видеокамеру во время проведения дистанционных занятий.

Не обошли стороной сложности при организации учебного процесса в период самоизоляции и преподавателей. Так, по данным совместных опросов НИУ «Высшая школа экономики» и общероссийского профсоюза образования, у 42 % опрошенных педагогов возникали перебои в работе из-за перегрузки сети, а 13 % признались, что их уровень знаний в области персональных компьютеров не позволил подключиться к платформе или же у них отсутствовало необходимое оборудование. Кроме того, преподаватели отметили еще ряд недостатков, препятствовавших качественному образовательному процессу:

- отсутствие единых предписаний и документов, регламентирующих проведение занятий в дистанционном формате; психологическая неготовность педагогов к переходу на ДФО; не было проведено централизованное обучение

новым инструментам для ведения занятии в дистанционном формате;

- пониженный уровень ответственности студентов; низкая мотивация студентов к учебе;

- низкая концентрация студентов на занятии; низкая посещаемость занятий и лекций.

Анонимное анкетирование в КубГУ показало следующие результаты. На первый вопрос анкеты «Ощущаете ли Вы недостаток физической активности?» 72 % респондентов ответили утвердительно, причем большинство из них указали, что наиболее остро малоподвижный образ жизни сказывался весной 2020 г., когда вся образовательная деятельность в университете осуществлялась дистанционно. С возвратом же в первом семестре 2020/2021 учебного года процесса обучения по всем предметам, кроме «ЭДФКиС», к прежнему контактному формату, проблема нехватки двигательной активности сохранялась, однако в несколько меньшей степени.

При выявлении проблем, с которыми столкнулись обучающиеся в ходе проведения занятий по физической культуре в дистанционном режиме, рейтинг полученных ответов выглядел следующим образом: 63 %% респондентов высказали недовольство сокращением практических занятий, начиная с сентября 2020 г, с двух до одного в неделю. Многие считали, что, наоборот, в период вынужденного перехода к сидячему образу жизни (в основном перед экраном компьютера) необходимо их количество увеличить. 45 %% ответили, что в той или иной мере столкнулись с техническими проблемами подключения к интернету. Стесненные жилищные условия и комментарии одногруппников в чате по поводу несовершенства выполнения тех или иных упражнений являлись причиной нежелания, соответственно, 17 и 8 %% опрошенных работать на занятиях с включенной вебкамерой. 14 % юношей и девушек признались, что предлагаемые преподавателями комплексы физических упражнений затруднительны для выполнения, а у 6 0% респондентов отсутствовала мотивация к занятиям.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями помимо дистанционных занятий по предмету «ЭДФКиС»?» лишь 34 0% опрошенных ответили на него утвердительно. 53 0% обучающихся хотели бы начать заниматься, но в силу определенных причин (главная, из которых - отсутствие свободного времени) не могли этого сделать, и 13 % юношей и девушек ответили, что чувствуют себя комфортно.

На вопрос «Какие упражнения, Вы хотели бы выполнять, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» выбор обучающихся был различный: танцевальные упражнения, координационно несложные движения, бег, комплексы силового характера, стретчинг и т. д. Но большинство опрошенных сошлись во мнении, что оптимальным вариантом являлось бы проведение занятий, обуславливающих распределение студентов по спортивным специализациям (баскетбол, плавание и пр.).

Подавляющее большинство анкетируемых (810%) указало, что формат проведения занятий по физической культуре, существовавший в университете весной 2020 г. (два дня в неделю), более эффективен, нежели предложенный учебным отделом вуза в дальнейшем (два спаренных занятия в один день один раз в неделю). Лишь 12 0% респондентов ответило, что их устраивает совмещение практического и теоретического занятий один раз в неделю, и 7 00 не определились в выборе.

Студенты, положительно оценившие проведение двух занятий в день по физической культуре, аргументировали свою точку зрения тем, что они освежили теоретические знания по предмету, выполняя рефераты на заданные преподавателями темы, познакомились с правилами соревнований

№9 • 2021 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

по многим видам спорта, научились составлять комплексы физических упражнений для проведения занятий определенной направленности.

Вывод. Полученные по итогам анализа научно-методической литературы и проведенного анкетного опроса студентов КубГУ результаты дали основание предложить ряд практических рекомендаций, которые, по нашему мнению, позволят оптимизировать процесс поддержания здорового образа жизни обучающихся в период ДФО:

- помимо учебных занятий по физической культуре необходимо уделять физическим нагрузкам от 30 мин до одного часа в день не менее трех раз в неделю;

- после полутора-двух часов непрерывного сидения у экрана компьютера делать 15-20-минутные паузы, во время которых выполнять упражнения для глаз, снижающие зрительное напряжение;

- применять в домашних условиях в большей степени фит-нес-технологии, позволяющие на ограниченном пространстве индивидуально дозировать нагрузку и не требующие специального оборудования;

- при проведении дистанционных занятий преподавателем стараться чаще использовать не фронтальный, а групповой и индивидуальный подходы с целью оптимизации нагрузки студентов в соответствии с их физической подготовленностью;

- привлекать обучающихся к составлению и самостоятельному поведению комплексов физических упражнений, что позволит преподавателю осуществлять, в случае необходимости, их корректировку.

Литература

1. Иванова Н. Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям/Н. Г. Иванова, А. Ю. Лейбов-ский//Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. -№ 1. - С. 16-20.

2. Иванова Н. Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе/Н. Г. Иванова, И. Я. Уразов//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3. - С. 154-157.

3. Иванова Н. Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н. Г. Иванова, Л. Н. Порубайко, Е. А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. -С. 16-118.

4. Иванова Н. Г. Мировоззренческая концепция безопасности уровня жизни и ее влияние на ментальное и физическое здоровье молодого поколения / Н. Г. Иванова, В. Н. Хребтищев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3. - С. 88-90.

5. Лейбовский А. Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической

культуре (по результатам анкетного опроса) / А. Ю. Лейбов-ский//Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. -№ 3. - С. 41-44.

6. Лейбовский А. Ю. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям/А. Ю. Лейбовский, Н. Г. Иванова//Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 59-64.

7. Рыбачук Н. А. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей / Н. А. Рыбачук, А. П. Романова, Н. Г. Иванова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11. - С. 380-383.

References

1. Ivanova N.G., Leibovskiy A.Y. Sootvetstvie fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy i funktsionalnoy podgotovlennosti studentov pervogo kur-sa Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta normativnym trebovaniyam [Correspondence of physical development, physical and functional fitness of first-year students of Kuban State Technological University to regulatory requirements]. Fiziches-kaya kultura, sport - nauka i praktika. 2012. No. 1. pp. 16-20.

2. Ivanova N.G., Urazov I.Y. Zdorovyesberegayushchiy potentsial studentov, obuchayushchikhsya v vuze [Health-preserving potential of university students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 3. pp. 154-157.

3. Ivanova N.G., Porubayko L.N., Kozyrenko E.A. Puti rasshireniya dvigatelnogo rezhima kak odnogo iz osnovnykh faktorov zdoro-vogo obraza zhizni studentov [Ways to expand motor regime as one of key factors of students' healthy lifestyle]. Mezhdunarodny zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2017. No. 4-1. pp. 16-118.

4. Ivanova N.G., Khrebtishchev V.N. Mirovozzrencheskaya kontseptsi-ya bezopasnosti urovnya zhizni i ee vliyanie na mentalnoe i fiziches-koe zdorove molodogo pokoleniya [Worldview concept of living standard safety and its impact on the mental and physical health of the younger generation]. Baltiyskiy gumanitarny zhurnal. 2020. V. 9. No. 3. pp. 88-90.

5. Leibovskiy A.Y. Motivy i potrebnosti studentov Kubanskogo gosu-darstvennogo tehnologicheskogo universiteta v razlichnykh vidah dvigatelnoy aktivnosti na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture (po rezul-tatam anketnogo oprosa) [Motives and needs of Kuban State Technological University students in various types of physical activity at physical education lessons (based on survey results)]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2011. No. 3. pp. 41-44.

6. Leibovskiy A.Y., Ivanova N.G. Dinamika pokazateley fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy i funktsionalnoy podgotovlennosti studentov Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta i sootvetstvie issleduemykh parametrov normativnym trebovaniyam [Dynamics of indicators of physical development, physical and functional fitness of Kuban State Technological University students and compliance of studied parameters with regulatory requirements]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2012. No. 3. pp. 59-64.

7. Rybachuk N.A., Romanova A.P., Ivanova N.G. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professionalno-prikladnoy fizicheskoy kultury studentov pedagogicheskikh spetsialnostey [Organizational educational conditions for formation of professionally applied physical culture of students majoring in pedagogics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No, 11. pp. 380-383.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ л

а

ч-

о

OJ и

а

с

га &

О OJ л Н

КРУГЛИК И.И. 0ЛИМПИИСКИЕ ИГРЫ, ОЛИМПИЗМ, 0ЛИМПИИСК0Е ДВИЖЕНИЕ. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / И.И. КРУГЛИК, A.B. ГРИГ0Р0В. - МИНСК: 000 «К0Л0РГРАД»

(ИД «СЕГМЕНТ»), 2021. - 286 С.

В пособии освещена история зарождения античных олимпийских игр, представлена программа античных состязаний. Раскрыты предпосылки возникновения современных олимпийских игр. Рассмотрены все игры олимпиад и олимпийские зимние игры, представлены организации, руководящие олимпийским движением, дана биография президентов Международного олимпийского комитета (МОК).

Учебно-методическое пособие предназначено для общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, специализированных спортивных учебных заведений, школьников, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, учителей физической культуры, тренеров по видам спорта, профессорско-преподавательского состава и всех людей, интересующихся вопросами Международного олимпийского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.