Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Порубайко Людмила Николаевна, Воронин Илья Сергеевич, Светличная Ксения Александровна, Серков Анатолий Сергеевич

Известно, что за последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья и физического состояния студенческой молодежи. В статье представлены результаты исследования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов и проведен сравнительный анализ полученных данных с нормативными требованиями. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что физическая подготовленность первокурсников находится ниже требований, предъявляемых учебной программой вуза, параметры же их физического развития и функциональной подготовленности в целом соответствуют нормативным данным. Итоги эксперимента не подтверждают мнение исследователей, утверждающих, что повышающаяся интенсивность учебного процесса в вузах приводит к снижению показателей функционального состояния систем организма и физической работоспособности учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Порубайко Людмила Николаевна, Воронин Илья Сергеевич, Светличная Ксения Александровна, Серков Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE NEED FOR PHYSICAL EDUCATION AS THE MAIN FACTOR IN INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF FUTURE SPECIALISTS

It is known that in recent years there has been a steady deterioration in the health and physical condition of young students in Russia. The article presents the results of the study of indicators of physical development and physical and functional preparedness of students and compares the data obtained with normative requirements. The results of the experiment show that the physical fitness of the first-year students is below the requirements of the university curriculum, and their physical development and functional fitness are generally in line with the normative data. The results of the experiment do not support the view of the researchers that the increasing intensity of the educational process in higher education leads to a decrease in the functional state of the body systems and physical fitness of the young students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

9. Zelensky, K.G. (2018), "Research of the structure of competitive activity in sprint distances in sports radio direction finding at different stages of long-term training", Uchenye zapiski universiteta im P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 102-107.

10. Zelensky, K.G. (2018), Competitive activity in sports radio direction finding: monograph, NCFU Publishing House, Stavropol.

11. Zelensky, K.G. (2018), "Improving the structure of competitive activity in sports radio direction finding at various stages of long-term training", Theory and practice of physical culture, No. 4. pp. 66-70.

12. Zelensky, K.G. and Shubin, E.G. (2018), "Features of competitive activity in the discipline of sports radio direction finding - radio orientation", Uchenye zapiski universiteta im P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp.116-120.

13. Zelensky, K.G. (2019), Long-term training in sports radio direction finding: monograph, NCFU Publishing House, Stavropol.

14. Zelensky, K.G. and Ponomarev, G.N. (2019), "Establishment of the dominant factors of special preparedness of athletes aged 15-18 in sports radio direction finding", Theory and practice ofphysical culture, No.10. pp. 14-17.

15. Fiskalov, V.D. and Cherkashin, V.P. (2016), Theoretical and methodological aspects of sports practice: textbook, Sport, Moscow.

Контактная информация: ardf_zelenskii@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2021

УДК 37.037.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, РФ, г. Краснодар; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Илья Сергеевич Воронин, преподаватель, Ксения Александровна Светличная, преподаватель, Анатолий Сергеевич Серков, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

Аннотация

Известно, что за последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья и физического состояния студенческой молодежи. В статье представлены результаты исследования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов и проведен сравнительный анализ полученных данных с нормативными требованиями. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что физическая подготовленность первокурсников находится ниже требований, предъявляемых учебной программой вуза, параметры же их физического развития и функциональной подготовленности в целом соответствуют нормативным данным. Итоги эксперимента не подтверждают мнение исследователей, утверждающих, что повышающаяся интенсивность учебного процесса в вузах приводит к снижению показателей функционального состояния систем организма и физической работоспособности учащейся молодежи.

Ключевые слова: проблема, студент, здоровье, учебный процесс, физическая подготовленность, физическая работоспособность, исследования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p102-106

FORMING THE NEED FOR PHYSICAL EDUCATION AS THE MAIN FACTOR IN INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF FUTURE

SPECIALISTS

Natalia Gennadievna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Lyudmila Nikolaevna Porubayko, the candidate of

medical sciences, senior lecturer, Ilya Sergeevich Voronin, the teacher, Kseniya Alexandrovna

Svetlichnaya, the teacher, Anatoly Sergeevich Serkov, Cuban State Medical University, Russia, Krasnodar

Abstract

It is known that in recent years there has been a steady deterioration in the health and physical condition of young students in Russia. The article presents the results of the study of indicators of physical development and physical and functional preparedness of students and compares the data obtained with normative requirements. The results of the experiment show that the physical fitness of the first-year students is below the requirements of the university curriculum, and their physical development and functional fitness are generally in line with the normative data. The results of the experiment do not support the view of the researchers that the increasing intensity of the educational process in higher education leads to a decrease in the functional state of the body systems and physical fitness of the young students.

Keywords: problem, student, health, learning process, physical fitness, physical fitness, research.

В первую очередь, как считают многие специалисты [1, 2, 3] эта проблема актуальна для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, занятость учебными делами превышает физическую нагрузку необходимую в этом возрасте. Это приводит к тому, что значительная часть обучающихся имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также недостаточное развитие адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анкетирование перво- и второкурсников выявило тенденцию к снижению двигательной активности студентов второго года обучения по сравнению обучающимися на первом курсе. Это дает основание предположить, что отрицательная динамика могла коснуться и параметров физической подготовки второкурсников.

С этой точки зрения мониторинг динамики физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой, позволит получить объективную картину эффективности процесса физического воспитания в высшем учебном заведении.

Целью исследования являлось выявление динамики показателей физической подготовленности студентов основной группы в течение календарного года обучения.

Задачи педагогического эксперимента:

- определение исходного уровня физической подготовленности студентов первого курса;

- выявление уровня физической подготовленности обучающихся через год в процессе проведения практических занятий по физической культуре;

- проведение анализа динамики исследуемых параметров.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы показал [4, 5, 6, 7, 8], что из пяти параметров физической подготовленности самым слабым ее компонентом у первокурсников является показатель общей выносливости, второй в этом рейтинге стоит сила и силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса. К проблемным относятся сила и силовая выносливость мышц туловища, а также гибкость.

Педагогическое тестирование представляло собой комплекс мероприятий, включающих выполнение контрольных упражнений с целью выявления уровня развития физических качеств:

- бег 100м (с) - скоростно-силовые качества;

- подтягивание на перекладине (юноши) (кол-во) - силовые качества;

- поднимание и опускание туловища из положения, лежа (девушки) (кол-во за 1 мин) - скоростно-силовые качества;

- наклон вперед из положения стоя (см) - гибкость;

- 12-минутный бег (тест К. Купера) (км) - выносливость.

Обработка полученных результатов осуществлялась по общепринятым методикам. При этом рассчитывались средняя арифметическая величина (М) и ошибка средней арифметической (±т). Достоверность различий (Р) определялось по критерию Стьюдента (1). Исследования проводились в течение года, со студентами первого курса, с учетом исходного уровня физической подготовленности первокурсников и сравнивая их с итоговыми показателями развития физических качеств за год обучения. В них приняли участие более 100 студентов. Данные, характеризующие динамику показателей физической подготовленности студентов за учебный год практических занятий, представлены в таблице.

Таблица -Динамика показателей физической подготовленности

№ Показатели Юноши (п=52) Девушки (п=61)

октябрь 2019 г. ноябрь 2020 г. октябрь 2019 г ноябрь 2020 г.

М ±т М ±т М ±т М ±т

1 Бег 100 м (с) 13,57 0,10 13,34 0,08 17,09 0,12 16,80 0,16

1=1,77; Р>0,05 1=1,45; Р>0,05

2 Подтягивание (кол-во) 10,7 | 0,61 | 11,7 | 0,74 _ _ _ _

1=1,04; Р>0,05

3 Поднимание и опускание туловища из положения лежа (кол-во за 1 мин) 37,9 0,72 44,7 1,02

1=5,44; Р<0,001

4 Наклон вперед из положения стоя (см) 10,8 0,86 12,8 0,86 11,3 | 0,47 | 11,9 | 0,36

1=1,64; Р>0,05 1=1,02; Р>0,05

5 12-минутный бег (тест К. Купера) (км) 2,66 | 0,03 | 2,55 | 0,05 2,05 | 0,02 | 2,10 | 0,02

1=-1,83; Р>0,05 1=1,67; Р>0,05

Примечание: отрицательное значение 1-критерия Стьюдента характеризует более высокий среднеарифметический показатель на исходном этапе исследования.

Результаты исследований позволяют говорить о том, что статистически достоверный прирост исследуемых параметров был отмечен при тестировании скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса у девушек (поднимание и опускание туловища из положения лежа) (Р<0,001). Улучшение же результатов в беге на 100 м и наклоне вперед из положения стоя (юноши и девушки), подтягивании на перекладине (юноши), 12-минутном беге (девушки) произошло на недостоверном уровне (Р>0,05), а в тесте на выносливость у юношей было зафиксировано ухудшение исходного результата.

Итоги проведенных исследований дают основание говорить о том, что, вопреки мнению некоторых исследователей в области физической культуры и спорта, физическая подготовленность студентов в процессе обучения не снижается, а находится практически на исходном уровне. С точки зрения многих специалистов [9, 10, 11, 12], для того, чтобы данные показатели не снижались, а росли нужно повышать мотивацию к занятиям физической культурой, которые поднимут результативность их двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности. Достичь поставленной цели можно за счет мотивов, упражнений и методик [13].

Таким образом, для повышения эффективности учебного процесса и поддержания двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности будущих специалистов необходимо ввести дополнительные часы по освоению следующих дисциплин: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт» и «Физическая подготовка».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Н.А. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 10 (116). - С. 7-10.

2. Еременко В.Н. Роль физкультуры в жизни молодежи / В.Н. Еременко, О.В. Синько, Н.П. Федорова // // Е-Бсю. - 2019. - № 6. - С. 303-310.

3. Еременко В.Н. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8., № 3. - С. 353-355.

4. Иванова, Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

5. Лейбовский А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 41-44.

6. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский //Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.

7. Лейбовский А.Ю. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям / А. Ю. Лейбовский, Н. Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 59-64.

8. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2014621722, 11.12.2014. Заявка № 2014621416, 22.10.2014.

9. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 3-5.

10. Иванова Н. Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе / Н. Г. Иванова. И.Я Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 154-157.

11. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой / Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 181-184.

12. Иванова Н.Г. Мировоззренческая концепция безопасности уровня жизни и ее влияние на ментальное и физическое здоровье молодого поколения/ Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9., № 3. - С. 88-90.

13. Еременко В. Н. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин // Современное педагогическое образование. -2018. - № 3. - С. 59-62.

REFERENCES

1. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov, I.S. (2014), "Innovative models of socio-pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (116), pp. 7-10.

2. Eremenko, V.N., Shinko, O.V. and Fedorova, N.P. (2019), "The role of physical education in the life of young people", E-SISO, No. 6, pp. 303-310.

3. Eremenko, V.N., Medvedev, A.S. and Levchenko А.А. (2019), "The role of physical education in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3, pp. 353-355.

4. Ivanova N. G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

5. Leibovsky, A.Y. and Ivanova N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State University of Technology for various types of motor activity in physical education classes (based on the results of the questionnaire)", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

6. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

7. Leibovsky, A.Y and Ivanova, N.G. (2012), "Dynamics of physical development, physical and functional preparedness of students of the Kuban State University of Technology and compliance of the researched parameters with normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 59-64.

8. Ivanova N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: «Effectiveness of physical education classes by students' eyes", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.

9. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A., (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

10. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Y. (2018), "Health-saving potential of students studying in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 154-157.

11. Ivanova, N.G., Luchinina, I.G. and Medvedeva, A.S. (2020), "Personal-oriented technologies aimed at shaping the needs of physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 181-184.

12. Ivanova, N.G. and Khrebtishchev, V.N. (2020), "World view concept of safety of living standard and its impact on the mental and physical health of the younger generation", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 9, No. 3, pp. 88-90.

13. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E. and Pitkin, V.A. (2018), "Increasing the motivation to engage in physical education among students", Modern Pedagogical Education, No. 3, pp. 59-62.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2021

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ДОПИНГОВЫХ СКАНДАЛОВ НА ИМИДЖ РОССИЙСКОГО

СПОРТА

Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Сергеевич Казанцев, старший преподаватель, Иркутский Юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации; Екатерина Владимировна Глазова, преподаватель, Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

В настоящее время задача сохранения позитивного имиджа российского спорта в свете допинговых скандалов является весьма актуальной. В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, позволяющего определить смысловое поле концептов «спорт» и «допинг». Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что в языковом сознании носителей языка концепт «спорт», несмотря на значительные имиджевые потери, продолжает ассоциироваться с позитивными смысловыми конструкциями и оценивается как важная ценностная категория. При этом у пятой части респондентов концепт «допинг» определяется как преимущество. Результаты исследования показывают, что работа в формировании в российском обществе нетерпимости к употреблению и распространению допинга в спорте должна быть системной, связанной прежде всего с формированием убеждения о недопустимости допинга.

Ключевые слова: спорт, допинг, Россия, ассоциативный эксперимент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p106-110

INFLUENCE OF DOPING SCANDALS ON THE IMAGE OF RUSSIAN SPORT

Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Sergeevich Kazantsev, the senior teacher, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation; Ekaterina Vladimirovna Glazova, the teacher, Baikal State University, Irkutsk

Abstract

At present, the task of preserving the positive image of Russian sport in the light of doping scandals is very urgent. The article presents the results of an associative experiment that allows to determine the semantic field of the concepts of "sport" and "doping". The results of the experiment allow us to con-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.