Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗАХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Доронцев Александр Викторович, Уразов Игорь Ярославович, Романова Анастасия Петровна, Перунов Владимир Иванович

Известно, что только в процессе занятий физической культурой, при рациональной физической нагрузке воспитывается ответственность за свое здоровье, которое формируется за счет использования физических упражнений, естественных факторов среды, личной и общественной гигиены. Норматив двигательной активности молодежи студенческого возраста, VI возрастной ступени, представлены во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе готов к труду и обороне 2014 года и составляет не менее восьми часов в неделю. В соответствии с приказом Министерства Спорта России № 575 от 08 июля 2014 года в виды двигательной деятельности могут входить: утренняя гигиеническая гимнастика, обязательные практические учебные занятия по физкультуре, двигательная деятельность в процессе учебного дня, самостоятельные занятия оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Доронцев Александр Викторович, Уразов Игорь Ярославович, Романова Анастасия Петровна, Перунов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE MOVEMENT OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

It is known that it is only during physical exercise and rational physical activity that responsibility for one's health is raised, which is formed through the use of physical exercises, natural environmental factors and personal and public hygiene. The standard of motor activity of young students, at the 6th age level, is presented in the All-Russian Physical Culture and Sport Complex ready for labor and defense in 2014, and is not less than eight hours per week. According to the Order 575 of the Ministry of Sport of Russia of July 8, 2014, motor activities may include morning hygienic gymnastics, compulsory practical physical education classes, motor activity during the school day, and independent exercises of health promotion.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗАХ»

139.

16. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E. and Pitkin, V.A. (2018), "Increasing the motivation to engage in physical education among students", Modern Pedagogical Education, No. 3, pp. 59-62.

17. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S. and Mazurenko, E.A. (2020), "Improving the safety of the educational process through the use of health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 6 (184), pp. 377-381.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗАХ

Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Александр Викторович Дорон-цев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Игорь Ярославович Уразов, преподаватель, Анастасия Петровна Романова, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Владимир Иванович Перунов, старший преподаватель, Ольга Петровна Десенко, преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

Аннотация

Известно, что только в процессе занятий физической культурой, при рациональной физической нагрузке воспитывается ответственность за свое здоровье, которое формируется за счет использования физических упражнений, естественных факторов среды, личной и общественной гигиены. Норматив двигательной активности молодежи студенческого возраста, VI возрастной ступени, представлены во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе готов к труду и обороне 2014 года и составляет не менее восьми часов в неделю. В соответствии с приказом Министерства Спорта России № 575 от 08 июля 2014 года в виды двигательной деятельности могут входить: утренняя гигиеническая гимнастика, обязательные практические учебные занятия по физкультуре, двигательная деятельность в процессе учебного дня, самостоятельные занятия оздоровительной направленности.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, двигательная активность, проблема, малоподвижный образ жизни, двигательный режим.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p305-308

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE MOVEMENT OF STUDENTS IN HIGHER

EDUCATION

Lyudmila Nikolaevna Porubayko, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Kuban State Medical University, Krasnodar; Alexander Viktorovich Dorontsev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Igor Yaro-slavovich Urazov, the teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar; Anastasia Petrov-

na Romanova, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vladimir Ivanovich Perunov, the senior teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar; Olga Pe-trovna Desenko, the teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar

Abstract

It is known that it is only during physical exercise and rational physical activity that responsibility for one's health is raised, which is formed through the use of physical exercises, natural environmental factors and personal and public hygiene. The standard of motor activity of young students, at the 6th age level, is presented in the All-Russian Physical Culture and Sport Complex ready for labor and defense in 2014, and is not less than eight hours per week. According to the Order 575 of the Ministry of Sport of

Russia of July 8, 2014, motor activities may include morning hygienic gymnastics, compulsory practical physical éducation classes, motor activity during the school day, and independent exercises of health promotion.

Keywords: students, physical culture, physical activity, problem, sedentary lifestyle, movement

regime.

Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов обеспечения нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека.

В научно-методической литературе [1, 2], встречается мнение, что положительный эффект может обеспечиваться за счет расширения двигательной активности любых составляющих, а не специально разработанных программ занятий физическими упражнениями [3, 4]. При суточной двигательной активности ниже гигиенической нормы у современного молодого поколения развивается состояние гиподинамии и гипокинезии, влияние которых на здоровье зависит от величины дефицита двигательной активности и длительности его воздействия [5, 6]. Для студентов, обучающихся в вузе целесообразно проводить от 6 до 15 часов организованной двигательной активности в неделю и столько же времени желательно заниматься физическими упражнениями самостоятельно [7, 8].

К 18-22 годам у девушек может происходить некоторое снижение двигательной активности. Это связано с особенностями морфологического развития организма. В этом возрасте сохраняют двигательную активность лишь те девушки, которые до этого систематически занимались спортом или другими видами мышечной активности.

Для девушек 18-22 лет необходима большая доля специально организуемых форм физической культуры [9, 10], так как они меньше проявляют двигательную активность самостоятельно. Навязанные занятия двигательной активностью у студенток сопровождаются хорошим функциональным состоянием, а на юношей они действуют угнетающе.

Оптимальная дневная двигательная активность для девушек, по мнению [11, 12], должна составлять от 7 до 9 часов, для юношей - от 8 до 12 часов. При таком количестве занятий обеспечивается наивысший уровень нервно-психического и полового развития, а также крепкое здоровье. Вместе с тем авторы [2, 4, 13] отмечают, что при этом следует обратить внимание на выбор той или иной двигательной нагрузки в зависимости от возраста и от их физического развития и подготовленности. Недостаток или избыток двигательной активности может оказывать отрицательное влияние на кардиореспираторную систему организма студентов.

Организация двигательной активности оздоровительной направленности молодежи требует соблюдения ряда требований [1, 8].

- соответствия содержания, объема, интенсивности двигательной деятельности их возрастным и половым особенностям на различных этапах развития;

- сочетания занятий физической культурой с рациональным режимом занятий и отдыха, использованием гигиенических условий и естественных факторов закаливания;

- обеспечения систематического врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, динамикой показателей физического развития и степенью физической подготовленности.

Научной новизной данного исследования является периодичность занятий, которая обеспечивает оптимальный оздоровительный эффект двигательной активности, в частности: двухразовые занятия в неделю могут использоваться для поддержания высокого уровня физического состояния, трех- и пятиразовые оздоровительные тренировки способствуют совершенствованию физического состояния. При низком уровне подготовленности и физического развития рекомендуется проведение занятий 4-5 раз в неделю с нагрузками сниженной интенсивности.

В результате проделанной работы авторы рекомендуют следующее распределение объема двигательной активности в оздоровительной физической тренировке: 40-50%

должно быть направлено на развитие общей выносливости, 20-40% - на скоростную и скоростно-силовую выносливость, 20-30% - на гибкость и быстроту.

Подсчитано, что для развития мышечной силы требуется заниматься хотя бы трижды в неделю по 25-35 мин, для развития выносливости, обеспечиваемой аэробными источниками энергии, - не менее 3-4 раз в неделю по 25-30 мин, для развития подвижности в суставах - трижды в неделю по 15-20 мин. Для поддержания соответствующих качеств необходима организация аналогичных занятий на уровне 60% от продолжительности занятий по развитию этих качеств. По мнению многих авторов [6, 12, 13], достоверные изменения показателей физического состояния возможны при 6-8-недельном цикле занятий оздоровительной тренировки по 3-4 часа в неделю. Таким образом, минимальный объем двигательной активности, дающий положительные сдвиги в организме, составляет 24-32 часа в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блужин И. А. Соцкультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов / И.А. Блужин, И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 45-48.

2. Иванова, Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

3. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский //Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.

4. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» : [база данных] : № свидетельства: RU 2014621722 : № заявки: 2014621416 : заявл. 22.10.2014 : опубл.: 11.12.2014 / Иванова Наталья Геннадьевна ; Федерал. гос. бюджетное образовательное учреждение высш. профессионального образования «Кубанский гос. технол. ун-т».

5. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 116-118.

6. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе/ Н.Г. Иванова. И.Я Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. -

2018. - № 3. - С. 154-157.

7. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой / Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4. - С. 181-184.

8. Иванова Н.Г. Мировоззренческая концепция безопасности уровня жизни и ее влияние на ментальное и физическое здоровье молодого поколения / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 3. - С. 88-90.

9. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом мотивационно-потребностной сферы // Этнос и культура в эпоху глобализации. Сборник материалов III Международной научной очно-заочной конференции. - Краснодар,

2019. - С. 205-209.

10. Иванова Н.Г. Систематичность занятий физической культурой - залог успешности будущего специалиста / Н.Г. Иванова, И.Я Уразов // Этнос и культура в эпоху глобализации. Сборник материалов III Международной научной очно-заочной конференции. - Краснодар, 2019. - С. 198-204.

11. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1. - С.102-106.

12. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 135-141.

13. Лейбовский А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 41-44.

14. Лейбовский А.Ю. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям / А. Ю. Лейбовский, Н. Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 59-64.

REFERENCES

1. Bluzhin, I. A., Luchinina, I.G. and Ivanova N.G. (2020), "Social and cultural environment of domestic and foreign universities as an integral indicator of socialization and education of students", Modern trends in cross-cultural communications. Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 45-48.

2. Ivanova, N.G. (2006), Differentiation of motor modes of children 10-12 years of age, taking into account the peculiarities of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

3. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

4. Ivanova N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: 'Effectiveness of physical education classes by students' eyes'", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.

5. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A., (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 116-118.

6. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Y. (2018), "Health-saving potential of students studying in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 154- 157.

7. Ivanova, N.G., Luchinina, I.G. and Medvedeva, A.S. (2020), "Personal-oriented technologies aimed at shaping the needs of physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 181-184.

8. Ivanova, N.G. and Khrebtishchev, V.N. (2020), "World view concept of safety of living standard and its impact on the mental and physical health of the younger generation", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 9, No. 3, pp. 88-90.

9. Ivanova, N.G. (2019), "Personal interest of students in sports and recreation activities, taking into account the motivational and need-based sphere", Ethnos and culture in the era of globalization. Collection of materials of the III International scientific full-time and correspondence conference, Krasnodar, pp. 205-209.

10. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Y. (2018),"Systematic physical training-the key to the success of the future specialist", Ethnos and culture in the era of globalization. Collection of materials of the III International scientific full-time and correspondence conference, Krasnodar, pp. 198-204.

11. Ivanova, N.G. and Porubayko, L.N. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 102-106.

12. Ivanova, N.G. and Porubayko, L.N. (2021), "Transformations on the path of the formation of a modern vocational education system: Problems and ways to solve them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 3 (193), pp. 135-141.

13. Leibovsky, A.Y. and Ivanova, N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State University of Technology for various types of motor activity in physical education classes (based on the results of the questionnaire)", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

14. Leibovsky, A.Y. and Ivanova, N.G. (2012), "Dynamics of physical development, physical and functional preparedness of students of the Kuban State University of Technology and compliance of the researched parameters with normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 59-64.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.