Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ВОЕННО-СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР / ВОЕННО'-ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыженкова Наталья Владимировна, Воронова Вера Викторовна, Васильева Зинаида Васильевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования военно-прикладных навыков у сотрудников силовых структур на основе использования средств спортивного ориентирования. Подчёркивается, что регулярные практические занятия ориентированием позволяют военнослужащим уверенно передвигаться по незнакомой местности и преодолевать различные естественные препятствия, получать и анализировать актуальную информацию, оперативно принимать решения в экстремальных ситуациях. Указывается, что такие военно-прикладные навыки особенно важны для военнослужащих разведывательных, воздушно-десантных и других специальных подразделений, которые в основном действуют небольшими группами за пределами пунктов постоянной дислокации воинских подразделений. На основе анализа проблем организации военноприкладной подготовки личного состава представлены пути повышения эффективности образовательного процесса по обучению навыкам ориентирования на местности в силовых структурах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыженкова Наталья Владимировна, Воронова Вера Викторовна, Васильева Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF MILITARYAPPLIED SKILLS AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS BY MEANS OF ORIENTEERING

The article deals with topical issues of improving military-applied skills of law enforcement officers based on the use of orienteering equipment. It is emphasized that regular practical orientation classes allow military personnel to move confidently through unfamiliar terrain and to overcome various natural obstacles, to receive and analyze relevant information, and to make decisions promptly in extreme situations. It is indicated that such military-applied skills are especially important for military personnel of reconnaissance, airborne and other special units, which mainly operate in small groups outside the points of permanent deployment of military units. Based on the analysis of the problems of the organization of military-applied training of personnel, the ways of improving the effectiveness of the educational process for teaching terrain orientation skills in the power structures of the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ»

5. Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе / Иванова Н.Г, Л.Н. Порубайко, Р.И. Ковтун// Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, - № 4. - С. 86-88.

REFERENCES

1. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Voronin, I.S. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 102-106.

2. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Dorontsev, A.V. (2021), "Transformation towards a modern vocational education system: Problems and ways of solving them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 135-141.

3. Leibovsky, A.U., Ivanova, N.G. and Porubaiko, L.N. (2021), "Pros and Cons of the new format of the educational process in Russian higher educational establishments when transferring to distance learning in self-isolation", Theory and practice of physical culture, No 9, рр. 110-112.

4. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2021), "Problems of distance learning and ways of solving them on the way to new transformations in Russian", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 147-150.

5. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kovtun, R.I. (2021), "Healthy lifestyle of the student and its components during his studies at the university", Baltic Humanitarian Journa, Vol. 10, No. 4, pp. 8688.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 796.5/355.233.1

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Наталья Владимировна Рыженкова, кандидат педагогических наук, Вера Викторовна Воронова, кандидат педагогических наук, доцент, Зинаида Васильевна Васильева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта,

г. Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования военно-прикладных навыков у сотрудников силовых структур на основе использования средств спортивного ориентирования. Подчёркивается, что регулярные практические занятия ориентированием позволяют военнослужащим уверенно передвигаться по незнакомой местности и преодолевать различные естественные препятствия, получать и анализировать актуальную информацию, оперативно принимать решения в экстремальных ситуациях. Указывается, что такие военно-прикладные навыки особенно важны для военнослужащих разведывательных, воздушно-десантных и других специальных подразделений, которые в основном действуют небольшими группами за пределами пунктов постоянной дислокации воинских подразделений. На основе анализа проблем организации военно-прикладной подготовки личного состава представлены пути повышения эффективности образовательного процесса по обучению навыкам ориентирования на местности в силовых структурах Российской Федерации.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, военно-спортивное ориентирование, физическая подготовка, сотрудники силовых структур, военно-прикладные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p333-337

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF MILITARY-APPLIED SKILLS AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS BY MEANS OF ORIENTEERING

Natalya Vladimirovna Ryzhenkova, the candidate of pedagogical sciences, Vera Viktorovna Voronova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Zinaida Vasilyevna Vasilyeva the

candidate of pedagogical sciences, docent, Smolensk State University of Sports, Smolensk

Abstract

The article deals with topical issues of improving military-applied skills of law enforcement officers based on the use of orienteering equipment. It is emphasized that regular practical orientation classes allow military personnel to move confidently through unfamiliar terrain and to overcome various natural obstacles, to receive and analyze relevant information, and to make decisions promptly in extreme situations. It is indicated that such military-applied skills are especially important for military personnel of reconnaissance, airborne and other special units, which mainly operate in small groups outside the points of permanent deployment of military units. Based on the analysis of the problems of the organization of military-applied training of personnel, the ways of improving the effectiveness of the educational process for teaching terrain orientation skills in the power structures of the Russian Federation are presented.

Keywords: orienteering, military orienteering, physical training, law enforcement officers, military-applied skills.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время обеспечение безусловной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности всех силовых ведомств нашей страны. Для решения этой цели необходимы хорошо подготовленные и специально обученные подразделения различного вида.

Как отмечают многие специалисты, значительное повышение интенсивности и сложности оперативно-служебных задач, возложенных на сотрудников силовых структур, предъявляют высокие требования к их специальной подготовленности. Следовательно, военно-прикладная подготовка должна быть направлена на комплексное развитие, как физических качеств, так и специальных навыков, необходимых для эффективного решения служебно -боевых задач [3, 6, 8, 9].

В современных условиях сотрудникам различных силовых структур в большинстве случаев приходится выполнять боевые задачи в полевых условиях. Поэтому умение ориентироваться на местности играет большую роль в их профессиональной деятельности, способствует повышению её результативности, позволяет выбрать оптимальный маршрут движения, адаптирует организм к длительным нервно-психическим напряжениям.

Можно заключить, что с учётом специфики деятельности большинства подразделений силовых структур, наблюдается необходимость включения в процесс их специальной комплексной подготовки средств спортивного ориентирования, так как именно эти упражнения целенаправленно формируют необходимые военно-профессиональные навыки деятельности.

Ведь хорошо известно, что в процессе занятий спортивным ориентированием, помимо совершенствования основных физических способностей, эффективно формируются навыки передвижения по пересечённой местности и преодоления естественных препятствий, чтения спортивно-топографических карт и использования компаса, а также развиваются ведущие психические процессы, такие как память, внимание, мышление и восприятие [4, 5].

В этой связи необходимо научное обоснование оптимальной направленности воздействий средств спортивного ориентирования при формировании готовности сотрудников силовых структур к выполнению боевых задач. Данная проблема и предопределила актуальность предпринятого авторами исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование основано на обобщении теоретических положений, раскрывающих содержание технологий формирования военно-прикладных навыков у сотрудников силовых структур и обзоре практик применения спортивного ориентирования в подготовке

военнослужащих. В качестве основных методов исследования применялся теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, контент-анализ документальных источников и педагогическое наблюдение. В результате была обоснована проблема исследования, выдвинута гипотеза, определены цель и задачи исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный нами анализ служебной деятельности сотрудников различных подразделений силовых структур позволил установить, что с целью тактической оценки оперативных ситуаций и осуществления эффективных боевых или разведывательно -диверсионных действий, необходимо в совершенстве владеть навыками ориентирования, уметь быстро передвигаться по пересечённой местности, преодолевать естественные препятствия, организовывать и проводить поисково-спасательные работы, определять направления на ориентиры, читать топографические карты, понимать изображение рельефа и других объектов, представленных в виде условных знаков [1, 2, 4, 7].

Вышеперечисленные приёмы ориентирования частично входят в учебную программу по дисциплине военная топография в образовательных организациях и в содержание служебно-боевой подготовки в силовых ведомствах России. Вместе с тем стоит отметить, что полученные знания преимущественно используются для решения теоретических задач в аудиториях, а в реальной обстановке, например, в лесу или горной местности, практически не отрабатываются. То есть унификация и универсализация учебных программ по физической и топографической подготовке не в полной мере отвечает требованиям по формированию военно-прикладных навыков сотрудников силовых структур.

Таким образом, можно заключить, что необходимость владения сотрудниками силовых структур знаниями, умениями и навыками ориентирования на местности имеет служебно-прикладное значение.

В каждой из силовых структур Российской Федерации существуют наставления, руководства и инструкции, регламентирующие организацию физической и служебно-боевой подготовки, разработанные с учётом задач, особенностей и специфики служебной деятельности. Они, в свою очередь, являются теоретической основой, предопределяющей специальную направленность профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников.

В то же время многолетние наблюдения показывают, что зачастую организация и проведение практических занятий специальной направленности затруднено нехваткой квалифицированных специалистов, способных на практике обучать сотрудников силовых структур необходимым военно-прикладным навыкам, в том числе и ориентированию на местности. Кроме того, в настоящее время не разработаны методики, направленные на обучение сотрудников силовых структур ориентированию на местности, которые адаптированы к условиям, характеру и особенностям их служебной деятельности. Выявленные противоречия порождают необходимость теоретико-методологического обоснования принципов и методов применения ориентирования на местности в служебно-боевой подготовке сотрудников силовых структур.

Следует отметить, что, по нашему мнению, существуют несколько основных направлений решения данной научной проблемы:

- разработка и экспериментальное обоснование разноуровневых методик обучения ориентированию на местности сотрудников различных силовых структур;

- подготовка спортсменов-инструкторов по ориентированию на местности в образовательных организациях силовых ведомств, которые, в последствие, будут задействованы в различных боевых подразделениях в качестве инструкторов по военно-спортивному ориентированию;

- научное обоснование принципов и критериев конструирования соревновательных дистанций по ориентированию на местности, пригодных как для обучения, так и

оценки уровня подготовленности сотрудников;

- включение навыков ориентирования на местности в наставления, руководства и инструкции по физической подготовке военнослужащих.

ВЫВОДЫ

Современная система обучения сотрудников силовых структур требует внедрения в процесс их профессиональной подготовки комплексных упражнений. На это указывает и включение спортивных дисциплин «Ориентирование в заданном направлении» и «Ориентирование по выбору (2 человека)» вида спорта «Военно-спортивное многоборье» во Всероссийский реестр видов спорта. Эти спортивные дисциплины представляют собой комплексные упражнения, включающие ускоренное передвижение с ориентированием на незнакомой местности с помощью карты и компаса с выполнением боевых приёмов и действий. Всё это говорит о том, что владение навыками ориентирования на местности имеет важное военно-прикладное значение в профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. При этом формирование устойчивой базы знаний, умений и навыков военно-спортивного ориентирования возможно только при практической направленности занятий, организованных на пересеченной местности в рамках служебно-боевой подготовки, и имеющих строгое научное обоснование. Таким образом, можно заключить, что результаты проведённого нами анализа проблем использования средств спортивного ориентирования в процессе формирования специальных навыков у сотрудников силовых структур, диктуют необходимость проведения научных исследований в целях дальнейшего развития теории специальной направленности профессионально-прикладной физической подготовки в интересах поддержания высокой боеспособности личного состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакаев В.В. Особенности методики применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.В. Бакаев, В.И. Бочкарёв // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 2 (6). - С. 3-4.

2. Бочкарев В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.И. Бочкарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

3. Бугреев В.В. Условия реализации потенциала спортивного ориентирования в процессе физической подготовки военных специалистов / В.В. Бугреев // Сибирский научный вестник. -2018. -№ 2 (32). - С. 18-21.

4. Воронов Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 4445.

5. Воронов Ю.С. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 94-98.

6. Кузнецова Е.О. Совершенствование военно-прикладных навыков средствами военно-спортивного ориентирования / Е.О. Кузнецова, В.И. Елескин // Сборник статей итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвящённой Дню российской науки. - Санкт-Петербург : ВИФК, 2020. - С. 203-207.

7. Пинягин, П.Ю. Содержание технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании сотрудников силовых структур / П.Ю. Пинягин, Т.А. Кравчук, И.А. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 237-242.

8. Чайкин И.Н. Спортивное ориентирование в военно-учебном заведении: монография / И.Н. Чайкин. - Ярославль, 2017. - 192 с.

9. Шабалин И.И. Военно-спортивное ориентирование в системе подготовки военнослужащих к ведению боевых действий в современных условиях / И.И. Шабалин, Р.А. Файзуллин // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика) : Сборник статей итоговой научно-практической конференции профессорско-

преподавательского состава Военного института физической культуры. - Санкт-Петербург : ВИФК, 2019. - С. 237-248.

REFERENCES

1. Bakaev, V.V., and Bochkarev, V.I. (2016),"Features of the methodology for the use of military orienteering in the system of physical training of cadets of a frontier university", New science: current state and ways of development, Vol. 6, No. 2, pp. 3-4.

2. Bochkarev, V.I. (2008), "The methodology of the application of military orienteering in the system of physical training of cadets of the border university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 20-25.

3. Bugreev, V.V. (2018),"Conditions for realizing the potential of orienteering in the process of physical training of military specialists", Simbirsk scientific Bulletin, Vol. 32, No. 2, pp. 18-21.

4. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 44-45.

5. Voronov, Yu.S. (2021),"0rganizational and pedagogical support for the development of the sports reserve training system in cross-country orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 94-98.

6. Kuznetsova, E.O. and Eleskin, V.I. (2020), "Improvement of military-applied skills by means of military orienteering", Collection of articles of the final scientific and practical conference of the teaching staff of the Military Institute of Physical Culture for 2019, dedicated to the Day of Russian Science, St. Petersburg, pp. 203-207.

7. Pinyagin, P.Yu., Kravchuk T.A., Zdanovich I.A. (2021),"The content of technical and tactical training in orienteering of law enforcement officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 237-242.

8. Chaikin, I.N. (2017), Orienteering in a military educational institution, monograph, Yaroslavl.

9. Shabalin, I.I. and Fayzullin R.A. (2019) "Military orienteering in the system of training military personnel to conduct combat operations in modern conditions", Promising areas of scientific research in the field ofphysical culture and sports (theory and practice): collection of articles of the final scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 237-248.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 371+796.034.2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ГТО - НОРМА ЖИЗНИ»

Владимир Андреевич Рыжков, преподаватель, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Николаевич Алёшин, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме организации и проведения внеурочных форм занятий физической культурой в школе, где Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся, позволит воздействовать на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, заинтересованность к введению здорового образа жизни и ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, разработанное программное сопровождение «ГТО - норма жизни» позволит решить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.