Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ДЕЙСТВИЯМ ВПЛАВЬ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ СРЕДСТВАМИ ВОЕННОПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ДЕЙСТВИЯМ ВПЛАВЬ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ СРЕДСТВАМИ ВОЕННОПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабаев Игорь Евгеньевич, Иваненко Тамара Александровна, Мельничук Павел Вячеславович, Цирульников Николай Николаевич

С целью повышения эффективности физической подготовки курсантов военных вузов к действиям вплавь на водных акваториях разработана модель военно-прикладного плавания, основанная на компетентностном выборе тренировочных средств. Впервые на научном уровне сформулированы гидросредовые компетенции курсантов при решении задач военно-профессиональной деятельности. Обоснованы функциональные предпосылки формирования гидросредовых компетенций. Использован функциональный подход в образовательной стратегии развития. Практическая значимость статьи заключается в представленной динамике показателей плавательной подготовленности испытуемых, что позволяет эффективно управлять формированием гидрогенных навыков курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабаев Игорь Евгеньевич, Иваненко Тамара Александровна, Мельничук Павел Вячеславович, Цирульников Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES FOR OPERATING INTO WATER AREAS BY MEANS OF MILITARY APPLIED SWIMMING

In order to increase the effectiveness of the physical training of cadets of military universities for swimming in water areas, the model of military-applied swimming has been developed, based on the competence-based choice of training means. For the first time at the scientific level, hydro-environmental competencies of cadets were formulated in solving problems of military professional activity. The functional prerequisites for the formation of hydro-environment competencies are substantiated. A functional approach was used in the educational development strategy. The practical significance of the article lies in the presented dynamics of the indicators of swimming preparedness of the subjects, which allows you to effectively control the formation of hydrogen skills of cadets.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ДЕЙСТВИЯМ ВПЛАВЬ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ СРЕДСТВАМИ ВОЕННОПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ»

плавательной подготовленности у спортсменов тренировочного этапа, за счет применения авторских упражнений и упражнений, взятых из подготовки спортсменов этапов СС и ВСМ из подводного спорта (группа дисциплин - апноэ). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что применение данных упражнений для спортсменов тренировочного этапа благоприятно влияет на улучшение спортивного результата. В дальнейшем при использовании данных упражнений возможно повышать терпимость к гипоксии и улучшать спортивные результаты, не только в спринтерском плавании, но и на средние и длинные дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов Д.Ф.. Технико-тактические особенности оптимизации дыхания в паралимпий-ском плавании на дистанции 50 м способом баттерфляй в спорте слепых / Д.Ф. Мосунов, Л.В. Винокуров, А.А. Никитина // Адаптивная физическая культура. - 2020. - Т. 82, №. 2. - С. 38-40.

2. Никитина, А.А. Использование «индекса Першина» для повышения эффективности выполнения элементов соревновательной деятельности у пловцов тренировочного этапа / А.А. Никитина, Е.А. Никитин, К.В. Киселев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 250-253.

3. Никитина, А.А. Использование специфических упражнений пловцов подводников (группа дисциплин - апноэ) для улучшения отрезка дистанционного плавания у пловцов тренировочного этапа специализирующихся на дистанциях стилем баттерфляй / А.А. Никитина, Е.А. Никитин, К.В. Киселев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 260-263.

REFERENCES

1. Mosunov, D.F., Vinokurov, L.V. and Nikitina, A.A. (2020), "Technical-tactical features of breathing optimization in paralympic swimming on distance 50m butterfly in blind sport", Adaptive physical culture, No. 2 (82), pp. 38-40.

2. Nikitina, A.A., Nikitin, E.A. and Kiselev K.V. (2021), "Use of the "Pershin index" to improve the performance of elements of competitive activity in swimmers of the training stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 250-253.

3. Nikitina, A.A., Nikitin, E.A. and Kiselev K.V. (2021), "Use of specific exercises of underwater swimmers (group of disciplines - apnea) to improve the distance swimming segment in swimmers of the training stage specializing in distance butterfly style", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 260-263

Контактная информация: nicka1009@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ДЕЙСТВИЯМ ВПЛАВЬ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ СРЕДСТВАМИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Игорь Евгеньевич Кабаев, кандидат педагогических наук, Тамара Александровна Иваненко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург; Павел Вячеславович

Мельничук, кандидат педагогических наук, Саратовский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратов; Николай Николаевич Цирульников, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью повышения эффективности физической подготовки курсантов военных вузов к действиям вплавь на водных акваториях разработана модель военно-прикладного плавания, осно-

ванная на компетентностном выборе тренировочных средств. Впервые на научном уровне сформулированы гидросредовые компетенции курсантов при решении задач военно-профессиональной деятельности. Обоснованы функциональные предпосылки формирования гидросредовых компетенций. Использован функциональный подход в образовательной стратегии развития. Практическая значимость статьи заключается в представленной динамике показателей плавательной подготовленности испытуемых, что позволяет эффективно управлять формированием гидрогенных навыков курсантов.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты военных вузов, военно-прикладное плавание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p184-188

PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES FOR OPERATING INTO WATER AREAS BY MEANS OF MILITARY APPLIED

SWIMMING

Igor Evgenievich Kabaev, the candidate of pedagogical sciences, Tamara Alexandrovna

Ivanenko, the senior teacher, The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications; Pavel Vyacheslavovich Melnichuk, the candidate of pedagogical sciences, Saratov Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation; Nikolai Nikola-yevich Tsirulnikov, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

In order to increase the effectiveness of the physical training of cadets of military universities for swimming in water areas, the model of military-applied swimming has been developed, based on the competence-based choice of training means. For the first time at the scientific level, hydro-environmental competencies of cadets were formulated in solving problems of military professional activity. The functional prerequisites for the formation of hydro-environment competencies are substantiated. A functional approach was used in the educational development strategy. The practical significance of the article lies in the presented dynamics of the indicators of swimming preparedness of the subjects, which allows you to effectively control the formation of hydrogen skills of cadets.

Keywords: physical training, cadets of military universities, military applied swimming.

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимаемые в настоящее время меры по совершенствованию физической подготовленности, профессиональной работоспособности и реализации боевого потенциала курсантов военных вузов к действиям вплавь на водных акваториях могут быть эффективными в том случае, если они ориентированы на овладение функциями деятельности в средовых условиях, характерных для определенной воинской специальности. Устойчивое и эффективное решение профессиональных задач определяется функциональными подходами в образовательной стратегии развития. Стремление к максимуму внутренних позитивных изменений сопровождается внедрением инновационных образовательных технологий, ростом профессиональных компетенций и функционального потенциала обучаемых.

Доминирующим вектором физической подготовки в гидросредовых условиях обстановки является принципиальный разворот на решение вопросов воспроизводства гидрогенного потенциала курсантов, выполняющих задачи в гидрологической сфере или потенциально возможных условиях открытых акваторий и водных пространств.

Несмотря на широкий спектр современных исследований по вопросам спортивной тренировки пловцов высшей квалификации в общей теории спорта и частных методик подготовки в отдельных способах плавания, спортивного отбора пловцов, научное обоснование теории обучения курсантов военно-прикладному плаванию на основе типологии проявляемых технических комбинаций отсутствует.

Следует отметить, что процесс обучения прикладному плаванию представляет собой сложную и многогранную проблему, решение которой имеет большое значение в деле формирования физической готовности специалистов к профессиональной деятельности в гидрогенных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью научного обоснования дидактических основ обучения военно-прикладному плаванию на основе выявленных закономерностей и задач военно-профессиональной деятельности разработано содержание подготовки к действиям вплавь на водных акваториях, специальные методы освоения водосредовых компетенций, проверки и оценки уровня подготовленности курсантов.

Группу испытуемых составили курсантов специализированного военного вуза возраста 19,5±0,5 года.

Целевые индикаторы обучения функциям деятельности в гидрологических условиях обстановки с учетом типологии формируемых навыков обучаемых, повышения экономичности движений ориентированы на необходимость дальнейшего поиска эффективных методических направлений, позволяющих формировать специфические гидрогенные функции. Синергия задач физической подготовки по военно-прикладному плаванию проявлялась в формировании основных компетенций и эффективной организации образовательного процесса курсантов.

Вектор функционального построения образовательной модели ориентировался на формировании следующих компетенций: способности длительного удержания на воде в полевом обмундировании посредством водоопорных движений; навыков передвижения в воде, покрытой горящим веществом с чередованием плавания и ныряния; способности к транспортировке грузов, находящихся на плаву или в безразличном положении; умений оказания помощи раненному в воде; навыков коллективных действий в преодолении водной преграды в составе отделения; навыков прыжков воду с высоты 5 м.

Функциональной предпосылкой реализации формирования гидросредовых компетенций явилось подобие внутренней структуры осваиваемых упражнений и приемов военно-профессиональной деятельности в воде, что обеспечило успешную адаптацию организма, протекающую в практике обучения курсантов военно-прикладному плаванию.

Динамика физической подготовленности в плавании оценивалась по специальным упражнениям плавательной подготовленности, позволяющим оценить уровень сдвигов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам обучения в рамках трехнедельного полевого выхода курсантов исследована динамика показателей плавательной подготовленности. Изменение индикаторных показателей физической подготовленности характеризовалось положительной тенденцией (таблица).

Таблица - Динамика показателей физической подготовленности в военно-прикладном плавании, х±т_

Показатель Экспериментальные группы

ЭГ КГ

до после г до после г

Удержание на воде, с

Транспортировка груза на 50 м, с 99,7±26,7 88,3±15,4 3,4 94,5±18,3 88,6±22,5 4,8

Транспортировка раненного на 50 м, с 106,7±0,4 81,8±0,8 0,4 105,2±0,6 99,9±0,6 0,9

Плавание и ныряние на 50 м, с 85,5±2,4 73,3±1,4 3,7 85,3±5,8 80,0±3,7 4,2

Преодоление водной прегр. 100 м в сост. отделения, с 226,7±3,4 1642,3±4,4 3,7 227,2±2,5 194,9±2,9 4,2

Прыжок в воду с высоты 5 м, балл 3,2±0,4 4,3±0,2 2,7 3,4±0,4 4,0±0,2 1,8

Среди высоких требований к военнослужащим по овладению значительным объемом военно-прикладных навыков (плавание в воде и под водой, ныряние, преодоление

различных препятствий, транспортировка значительных по весу грузов под водой и на суше, уверенное владение навыками прыжков в воду и др.) ведущее место в структуре их профессиональной деятельности занимают требования, предъявляемые к навыкам плавания и ныряния под водой. Это обусловлено не только тем, что навыки военно-прикладного плавания обеспечивает сохранение жизни при встрече с вооруженным противником, но и тем, что они являются базовым условием выполнения боевых задач.

Важное место в структуре деятельности военнослужащих занимает способность переносить специфические по виду, объему и интенсивности физические нагрузки, испытываемые в процессе боевой деятельности в воде и под водой. Формирование гидрогенных компетенций курсантов обеспечило эффективность выполнения боевых приемов длительного удержания на воде в полевом обмундировании посредством водоопорных движений; передвижения в воде, покрытой горящим веществом с чередованием плавания и ныряния; транспортировки грузов, находящихся на плаву или в безразличном положении; оказания помощи раненному в воде; преодоления водной преграды в составе отделения; прыжков воду с высоты 5 м при заблаговременной (опережающей) адаптации к физическим нагрузкам в водной среде.

Освоение гидросредовых компетенций обеспечило устойчивость двигательных навыков в военно-прикладном плавании к отдельным видам силовых, плавательных и комплексных физических нагрузок, их интегрированного воздействия на организм курсантов в условиях, приближенных к боевым.

ВЫВОДЫ

Опыт применения средств и боевой техники на воде свидетельствует, что, несмотря на возрастание оснащенности войск, решающая роль по выполнению служебных задач на воде в гидрогенных экстремальных ситуациях принадлежит практическим действиям военнослужащих, в том числе на основе владения навыками прикладного плавания. От курсантов требуется владение навыками прикладного плавания, обладание физическими качествами, морально-психологической устойчивостью, умениями успешно функционировать в штатных и экстремальных ситуациях в водной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаев С. В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понима-сов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.

2. Понимасов О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

3. Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.

4. Понимасов О. Е. Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания) / О. Е. Понимасов, Е. В. Сабурова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 182-186.

5. Рябчук В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской Военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.

6. Составляющие этапов интегрированного обучения стрельбе под водой из огнестрельного оружия / С.В. Чернов, И.Г. Федоров, К.А. Грачев, Ф.Е. Селькин, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 - (189). - С. 552-555.

7. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.

REFERENCES

1. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2015), "The use of substitute transformative exercises in teaching applied swimming to rescuers of the Ministry of Emergencies of Russia", Problems of risk management in technospheres, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.

2. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

3. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 121, № 3, pp. 106-110.

4. Ponimasov, O.E. and Saburova, E.V. (2018), "Formalized algorithms for achieving compactness of complex didactic projects (on the example of training in shooting from the water from the AKM in combination with the formation of military-applied swimming skills)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 182-186.

5. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of methods of swimming under water in waterproof overalls and set No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.

6. Chernov, S.V., Fedorov, I.G., Grachev, K.A., Selkin, F.E., and Ponimasov, O.E. (2020), "Components of the stages of integrated training in shooting underwater from firearms", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 552-555.

7. Lobanov, Y.J., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.

Контактная информация: nik-tsirulnikov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 796.011.5

КРИЗИС ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФЭЙР-ПЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ

Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Сергеевич Казанцев, старший преподаватель, Иркутский Юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Иркутск

Аннотация

Введение. В современном спорте принципы фэйр-плей являются декларативными, а их неофициальный статус позволяет многим участникам спортивных отношений игнорировать или демонстративно нарушать их, используя это как способ оскорбления и морального давления на соперника, команду, страну. Такие явления угрожают этике спорта и подрывают его гуманистический характер. Цель исследования заключается в выявлении причин кризиса этических принципов фэйр-плей. Научная новизна исследования Научная новизна заключается в обосновании кризиса этических принципов фэйр-плей в современном спорте и поиском путей решения этой проблемы. Вывод. Считаем, что назрела необходимость введения писаных правил и своевременных наказаний за проявление неуважения к правилам, соперникам и судьям в виде жёстких регламентаций, связанных с поведением спортсменов во время соревнований и связанных с ними официальных церемоний. Ключевые слова: спорт, принципы фэйр-плей, спортивная этика, трештокинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p188-192

CRISIS OF ETHICAL PRINCIPLES OF FAIR PLAY IN MODERN SPORT

Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk. Viktor Sergeevich Kazantsev, the senior teacher, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.