Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА ПЛАВАНИЯ В АРМИИ РОССИИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА ПЛАВАНИЯ В АРМИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ФОРСИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД / ВОДОСРЕДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MILITARY-APPLIED SWIMMING / SWIMMING TRAINING OF MILITARY MEN / FORCING WATER OBSTACLES / WATER ENVIRONMENT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Грачев Кирилл Андреевич, Мальцева Анастасия Александровна

В статье раскрываются исторические аспекты развития военно-прикладного плавания в системе физической подготовки армии России с XVII века по настоящее время. Исследован гидрогенный характер плавательных навыков как особых двигательных образований военнослужащих. Проведен ретроспективный анализ изменения требований к подготовке военных пловцов. Сформулированы экономические и технологические факторы, влияющие на воспроизводство двигательного потенциала военнослужащих в условиях водной среды. Выявлены тенденции этапов саморазвития отрасли. Намечены перспективы развития военно-прикладного плавания на основе средо-компетентностного подхода. Благодаря проведенному анализу ранее применяемых подходов к обучению плаванию в армии России, сформулирована научная новизна исследования, которая позволяет, используя опыт прошлых лет, модернизировать и актуализировать методы обучения плаванию, а также увеличить эффективность действий военнослужащих в условиях водной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Грачев Кирилл Андреевич, Мальцева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE SWIMMING PHENOMENON TRENDS OF DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN ARMY

The article reveals the historical aspects of the military-applied swimming in the physical training system of the Russian army from the 17th century to the present. The hydrogenic nature of swimming skills as special motor formations of military men is investigated. The retrospective analysis of changes in the requirements for the training of military swimmers is carried out. Economic and technological factors affecting the reproduction of the motor potential of military men in the water environment are formulated. Trends in the stages of self-development of the industry are identified. The perspectives for the development of the military-applied swimming, which are based on the environment-competency approach, are outlined. Thereby, the analysis of the previously applied approaches to swimming training in the Russian Army, the scientific novelty of the study, has been formulated, which allows using the previous experience to modernize and actualize swimming training methods, as well as to increase the effectiveness of military man in the water conditions.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА ПЛАВАНИЯ В АРМИИ РОССИИ»

3. Vaganova, V.A., Tedoradze A.S. and Pyannikov V.S. (2016), "Classification of the technique of attacking operations of mixed martial arts (MMA)", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 49- 51.

4. Zaytsev, V.N., Tukhvotulin, R.M. and Kozlova, A.E (2016), "The species localization and the mechanisms and causes of sports injuries among young gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 4, pp. 80-83.

5. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019) "The need for innovation in the training process of young Kudokas 12-13 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 169-173.

6. Sorokanyuk O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.

Контактная информация: panineugene1703@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.04.2020

УДК 797.21

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА ПЛАВАНИЯ В АРМИИ РОССИИ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Кирилл Андреевич Грачев, кандидат педагогических наук, Анастасия Александровна Мальцева, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрываются исторические аспекты развития военно-прикладного плавания в системе физической подготовки армии России с XVII века по настоящее время. Исследован гидрогенный характер плавательных навыков как особых двигательных образований военнослужащих. Проведен ретроспективный анализ изменения требований к подготовке военных пловцов. Сформулированы экономические и технологические факторы, влияющие на воспроизводство двигательного потенциала военнослужащих в условиях водной среды. Выявлены тенденции этапов саморазвития отрасли. Намечены перспективы развития военно-прикладного плавания на основе средо-компетентностного подхода. Благодаря проведенному анализу ранее применяемых подходов к обучению плаванию в армии России, сформулирована научная новизна исследования, которая позволяет, используя опыт прошлых лет, модернизировать и актуализировать методы обучения плаванию, а также увеличить эффективность действий военнослужащих в условиях водной среды.

Ключевые слова: военно-прикладное плавание, плавательная подготовка военнослужащих, форсирование водных преград, водосредовые компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p336-342

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE SWIMMING PHENOMENON TRENDS OF DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN ARMY

Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kirill Andreevich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, Anastasia Alexandrovna Maltseva, the competitor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Abstract

The article reveals the historical aspects of the military-applied swimming in the physical training system of the Russian army from the 17th century to the present. The hydrogenic nature of swimming skills as special motor formations of military men is investigated. The retrospective analysis of changes in the requirements for the training of military swimmers is carried out. Economic and technological factors affecting the reproduction of the motor potential of military men in the water environment are formulated. Trends in the stages of self-development of the industry are identified. The perspectives for the development of the military-applied swimming, which are based on the environment-competency approach, are

outlined. Thereby, the analysis of the previously applied approaches to swimming training in the Russian Army, the scientific novelty of the study, has been formulated, which allows using the previous experience to modernize and actualize swimming training methods, as well as to increase the effectiveness of military man in the water conditions.

Keywords: military-applied swimming, swimming training of military men, forcing water obstacles, water environment competencies.

ВВЕДЕНИЕ

В современной технологической ситуации проникновение средств вооруженной борьбы в различные среды жизнедеятельности человечества выдвигает особые требования к умению действовать в гидрогенных условиях обстановки, в том числе и на основе владения навыками плавания [5-7].

В общей формулировке, плавание - вид двигательной деятельности в водной среде, заключающейся в передвижении человека по поверхности воды или на глубине при помощи гребковых движений [4]. Физическая подготовка военнослужащих к действиям на водных акваториях, основанная на использовании возможностей военно-прикладного плавания для снижения людских потерь при форсировании и преодолении водных преград вплавь, обретает специфические средовые функции [9]. Особое значение приобретает выявление общих социально-педагогических и технологических факторов, а также частных стимулов развития плавания в прикладной отрасли физической подготовки военнослужащих [2].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объектно-предметной стороной проведенного исследования является историко-описательный анализ военно-социальных тенденций развития военно-прикладного плавания в совокупности элементов, условий и причин, обусловливающих трансформацию направленности и содержания плавательной подготовки военнослужащих на определенных исторических этапах развития [1].

Целью исследования явилось методологическое обоснование военно-социальных факторов развития военно-прикладного плавания.

Задачами исследования явилось выявление концептуальной направленности и содержательной структуры военно-прикладного плавания на исторических этапах развития отрасли, оценка его навыкоформирующего потенциала, разработка направлений дальнейшего совершенствования.

Для формирования целостного представления о динамике внутренних преобразований использован историко-содержательный подход.

Теоретико-информационную основу исследования составили статистические отчеты Росстата, нормативные акты, приказы и директивы военного ведомства России [3].

Историческая востребованность плавания обусловлена чрезвычайно высоким прикладным характером плавательных навыков и возможностью овладения жизненно важными двигательными стандартами. В основе самостоятельного овладения плавательными движениями лежало стремление к выживанию в условиях водной среды. Целесообразная самоорганизация обучения и осознание исключительности гидрогенных навыков явились предпосылками научного становления и синтеза методических принципов обучения плаванию. При царствовании Алексея Михайловича (XVII век) и Петра I, проводилось обучение войск плаванию. Выдающийся полководец России А.В. Суворов регулярно обучал свои войска переправляться через водные преграды вброд и вплавь, высоко ценил умеющих плавать солдат [8].

Начиная с первой половины 19-го века, в русской армии активно проводились мероприятия по развитию плавания в войсках. Системное обучение плаванию берет начало с создания кадетских корпусов, когда были открыты плавательные школы, разработаны учебно-методических пособия и инструкции по обучению плаванию. В это же время

началась подготовка квалифицированных преподавателей начального обучения, проводились спортивные состязания пловцов. В 30-х годах 19-го века преподавание военно-прикладного плавания в саперных бригадах было введено в число обязательных военных дисциплин лагерного периода обучения.

Условиями для развития образовательного потенциала плавательной отрасли в России становятся: наличие природно-климатических условий, достаточный уровень физического развития населения, появление объектов водно-материальной базы, подготовка руководителей занятий и инструкторов по плаванию.

Некоторые авторы считают, что первые соревнования пловцов были проведены в семидесятых годах 19-го века в Англии. Между тем в России спортивные состязания были весьма популярны в уже упомянутых саперных бригадах еще в тридцатых годах 19-го века [2].

В существовавшем тогда специальном «Наставлении к понтонной службе» были помещены правила проведения состязаний между нижними чинами плавательных команд на призы воинского подразделения [4].

Наставление указывало, что к состязаниям могли допускаться только лучшие пловцы, принадлежащие к разряду «отличных». Там же приводились и соответствующие нормативы для определения отличного пловца. Пловец мог быть признан отличным, если он:

- плавая на животе, удерживал плечи высоко над водой и при этом разводил руками и ногами плавно и сильно; плавая на спине, удерживал грудь над водой;

- плавая стоя, удерживался над поверхностью воды по грудные соски;

- умел нырять в воду, как головой, так и ногами в определенную точку - ивовый обруч диаметром в 1 аршин - и мог из него высвободиться;

- умел нырять и мог найти на дне утонувший предмет (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов, с привязанным к ней деревянным валиком, длиною в 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре);

- находясь в воде в обуви и обмундировании, мог снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег и проплывая при этом до 5 саженей;

- на следующих 5 саженях плавания по течению приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес человека).

Представленный перечень нормативных требований иллюстрирует многоуровневый подход к обучению рядового и унтер-офицерского состава действиям на воде и под водой. В условиях ведения боевых действий, когда двигательный компонент тактического мастерства воинов являлся определяющим фактором успеха на полях и акваториях сражений, в направленности модели обучения плаванию просматривается историческая обусловленность плавательной подготовки материальными факторами технического оснащения армии, а точнее отсутствием на тот момент механизированных переправочных средств для преодоления водных преград.

Другим немаловажным фактором в развитии прикладных аспектов отрасли являлась узконаправленный спектр военно-профессиональных задач, решаемых военнослужащими пехотных (саперных) бригад - это физическое продвижение вглубь обороны противника и восстановление контроля над утраченными территориями. В исследуемый исторический период отсутствовал ряд воинских специальностей специального назначения, связанных с непосредственными действиями в водной среде. В этой связи теоретические построения в решении вопроса повышения педагогического эффекта обучения плаванию осуществлялись с позиций «механического» подхода - чем больше двигательных заданий умел выполнить воин в водной среде, тем выше считался его уровень плавательной подготовленности.

Часть офицерского состава русской армии, понимая роль и значение подготовки воинов по плаванию, основываясь на собственном боевом опыте, проводила значитель-

ную педагогическую работу по внедрению в практику воинского обучения принципов прикладности, структурности и последовательности развития средств и методов повышения эффективности действий подразделений в условиях водной среды. В результате уже в первой половине 19-го века в армии была создана своя, отечественная, методика преподавания военно-прикладных видов плавания и разработаны собственные правила военно-спортивных состязаний пловцов.

Начиная с 1918 года, руководство физической и плавательной подготовкой рядового и командного состава РККА осуществляет Всеобуч. Предпринимаемые государством и военным руководством меры по реализации функций экстенсивного и ускоренного развития войсковой подготовки населения достигли положительных результатов. По данным Госкомстата перед Великой Отечественной войной все слои населения были охвачены обучением плаванию, были построены и функционировали тысячи водных станций, на которых проводилось обучение плавательным навыкам. Небывалого размаха достигли массовые соревнования не только по плаванию, но и по другим водным видам спорта -прыжкам в воду, водному поло, прикладному плаванию, нырянию. Каждая воинская часть имела свою водную станцию для занятий плаванием в теплое время года. Занятия по плаванию носили интегрированный характер с боевой подготовкой войск.

Мощным стимулом для развития прикладного плавания явился введенный физ-культурно-спортивный комплекс «Будь готов к труду и обороне!», предусматривавший ступенчатую градацию уровня подготовленности по военно-прикладным видам спорта. Методологической основой появления уникального в мире комплекса БГТО явилась концепция расширения физических возможностей организма. В это же время зарождается движение дальних проплывов по рекам страны - Волге, Москве-реке, Неве, Амуру.

В социалистической системе подготовки и обучения населения, ориентированной на экстенсивный прогресс общества, формирование плавательных навыков рассматривалось как компонент подготовки к жизненным функциям воспроизводства материальных благ и защиты государства, воспитания всесторонне развитой личности, развития творческого потенциала человека.

В период Великой Отечественной войны обогащение фронтовым опытом крупномасштабных армейских операций по форсированию водных преград привело к переосмыслению методологического основ военно-прикладного плавания. Доминирующим вектором его развития стала подготовка военнослужащих к коллективным действиям на воде, формирование умения плавать с индивидуальными спасательными средствами, поплавками, изготавливаемыми из предметов обмундирования и снаряжения, подручным плавучим материалом. Также разрабатывались методики обучения плаванию в особых условиях - в воде, покрытой горящим веществом, льдинами, травмоопасными предметами, при выходе из затонувших объектов военной техники. Разрабатываемые методики характеризовались комбинированием внутренних факторов освоения техники прикладного плавания с использованием ресурсов переправочных средств. Согласно экспертным оценкам, тщательная подготовка к форсированию водной преграды, включающая обучение личного состава пехотных подразделений действиям на воде, подгонку обмундирования и снаряжения, выбор и оборудование направлений переправы, максимальное использование возможностей спасательных и переправочных средств, тактических условий обстановки способны минимизировать до 50% потерь личного состава при форсировании водной преграды.

После великой Отечественной войны с бурным развитием технического прогресса, возникновением новых воинских специальностей прикладная направленность плавания в Вооруженных Силах углубилась до специализации и дифференциации по видам ВС, родам войск и отдельным воинским специальностям, протекающим в водосредовых условиях. Исследование вопросов конвергенции физической и боевой подготовки доказывает детерминированность военно-профессиональной успешности уровнем плавательной под-

готовленности в большинстве воинских специальностей с преобладающим двигательным компонентом деятельности. Понимание сущности и предназначения плавания смещается от овладения спортивными способами плавания в сторону формирования водосредовых компетенций военнослужащих.

В настоящее время плавательная подготовка военнослужащих и соревновательная деятельность по плаванию вышли на новый этап развития и популяризации данного вида спорта, как в вооруженных силах, так и в стране. Соревнования проводятся на различном уровне, вплоть до международного под эгидой Международного совета военного спорта (СИЗМ).

СИЗМ оказывает разнообразную научную, практическую, медицинскую и другую помощь своим членам с целью выработки концептуальных положений по спортивной подготовке военнослужащих. Результатами научных исследований являются нормативные документы, рекомендации по подготовке военных спортсменов, координация усилий по антидопинговой политике в спорте, практические мероприятия, повышающие объективность судейства соревнований.

Курс на сотрудничество в военно-спортивной сфере демонстрирует очевидные достоинства данного подхода в развитии плавания как вида спорта. Это, прежде всего, установление и развитие дружественных связей между военными спортсменами, повышение конкурентоспособности российских военных спортсменов на международной арене, укрепление международного статуса России через достижения в спортивной сфере, реализация общечеловеческих гуманистических принципов.

Возрождение в последние десятилетия структуры средних общеобразовательных организаций МО РФ может стать доминирующим фактором функциональных изменений в сфере военно-прикладного плавания.

При обучении в общеобразовательных организациях среднего общего образования МО РФ закладываются знания о воинской службе, формируется мотивация и общая физическая подготовленность к последующему овладению воинской специальностью, развиваются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в вузах Министерства Обороны РФ. Особое внимание уделяется овладению учебной программы по физической культуре с целью развития основных физических качеств и формирования необходимых прикладных двигательных навыков. Большое прикладное значение имеют навыки плавания, формируемые в особых условиях водной среды.

Для обучения детей школьного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий. Их реализация требует достаточно объемных временных затрат, поскольку обучение ориентировано на освоение техники спортивных способов плавания и проводится до полного освоения каждого элемента в соответствии с требованиями правил соревнований. Широкий круг задач физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ требует формирования не только навыков передвижения в воде спортивными способами плавания, но и владения широким кругом двигательных компетенций, реализуемых в условиях водной среды.

Для овладения обучаемыми широким перечнем водосредовых компетенций целесообразно применение интерактивных педагогических алгоритмов, способствующих расширению двигательных возможностей, вариативной реализации двигательного потенциала, активизации и мотивационной потребности обучаемых к освоению навыков плавания. По мере адаптации к водной среде и приобретения определенных двигательных навыков плавания возможно овладение определенными водосредовыми компетенциями и их вариативная реализация в практической деятельности.

Интерактивность как форма освоения технических элементов плавания активизирует психоэмоциональное состояние обучаемых и в значительной мере влияет на эффективность формирования двигательных компетенций в условиях водной среды.

Результаты проведенного исторического анализа развития военно-прикладного плавания систематизированы в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика моделей обучения военно-прикладному плаванию на раз-

Модель Этап Направленность модели Особенности организации

Механистическая 19 век -начало 20 века Овладение определенными конкретными действиями в водной среде Импровизированный характер занятий

Экстенсивно-массовая 1918 -1941 Овладение многими водными видами спорта широкими слоями населения Массовые формы занятий - спортивные праздники, соревнования, выступления на воде

Боевая 19411945 Подготовка к форсированию водных преград интегрировано с боевой деятельностью Занятия в процессе боевой подготовки, экстремальный уровень физической нагрузки и напряжений

Специализированная 50-е - 90-е годы 20 века Овладение военно-профессиональными приемами и действиями в водной среде, характерными для определенной воинской специальности Специализированные занятия по физической и специальной подготовке

Компетентностная наст. время Овладение водосредовыми компетенциями Интерактивные формы обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В зарождении и развития военно-прикладного плавания как средства подготовки военнослужащих к действиям в водной среде прослеживаются тенденции изменения его направленности и функций. Характерная динамика изменений указывает на определенную причинность каждого этапа, обусловленность функций военно-прикладного плавания социально-экономическими и политическими явлениями в стране и армии.

Волнообразный характер изменений проявляется в процессе изменения содержательных функций военно-прикладного плавания, а направленность функционирования -как стимулирующий фактор развития. Объективные функции военно-прикладного плавания выходят за рамки показателей физической подготовки, обеспечивая овладение военнослужащими водосредовыми компетенциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, Д. А. Факторы, определяющие необходимость использования гидродинамической тренировки в длительном плавании корабельных специалистов ВМФ России / Д.А. Карпов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 136139.

2. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

3. Народное хозяйство СССР. 1922-1972. Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. - Москва : Финансы и статистика, 1972. - 216 с.

4. Ваньков, А.А. Плавание : пособие по подготовке инструкторов спорта в Советской армии / А.А. Ваньков. - Москва : Воениздат, 1956. - 200 с.

5. Понимасов, О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 127-130.

6. Понимасов, О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.

7. Понимасов, О.Е. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О.Е. Понимасов, Е.В. Потапова, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.

8. Понимасов, О. Е. Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием

навыков военно-прикладного плавания) / О.Е. Понимасов, Е.В. Сабурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 182-186.

9. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.

REFERENCES

1. Karpov, D.A. and Ponimasov, O.E. (2018), "Factors determining the need to use hydrody-namic training in the long voyage of naval specialists of the Russian Navy", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 136-139.

2. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities for the implementation of a didactic project based on a combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 169-172.

3. Goskomstat of the USSR (1972), The national economy of the USSR. 1922-1972, Stat. Yearbook, Finance and statistics, Moscow.

4. Vankov, A.A. (1956), Swimming. A manual for the training of sports instructors in the Soviet army, Military Publishing, Moscow.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Hydrogenic locomotion as motor substrates for the implementation of applied swimming functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (110), pp. 127130.

6. Ponimasov, O.E. (2015), "The methodology of individually-oriented substitution of movements when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 4, pp. 51-54.

7. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Antiturbulent exercises as a means of improving the dynamic streamlining of a swimmer's body", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 186-189.

8. Ponimasov, O.E. and Saburova, E.V. (2018), "Formalized Algorithms for Achieving Compactness of Complex Didactic Projects (by the example of learning to shoot with AKM from the water in combination with the formation of military-applied swimming skills)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 182-186.

9. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of methods of swimming under water in waterproofing overalls and kit", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 4 (60), pp. 82-84.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2020

УДК 796.03

ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Ведерников, магистрант, Нижневартовский государственный университет

Аннотация

Необходимость повышения массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности и недостаточная разработанность технологии повышения активности участия первокурсников вузов в физкультурно-спортивной работе обусловила целесообразность разработки организационно-педагогической модели активизации участия студентов первого курса в оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях, основывающейся на результатах предварительного исследования показателей физического и психологического состояния первокурсников, их отношения к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. Применяемые методы исследования: анкетирование, диагностика физического состояния, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, моделирование, методы математической статистики. В предварительном исследовании приняло участие 196 первокурсников, дифференцированных по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.