psychologists ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 135-140.
4. Opletin, A.A (2014), (2014), "Formation of professional culture, sports and sports competences at students of higher education institution', Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, No. 2 (31), pp.141-148.
5. Opletin, A.A (2014), "Pedagogical system on formation of competence of self-development at students of higher education institution", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, No. 2 (31), pp. 154-162.
6. Opletin, A.A and Kuznetsova, Z.M. (2014), "The program of physical culture for formation of competence of self-development at students of higher education institution", Scientific review: humanitarian researches, No. 7, pp. 28-34.
7. Opletin, A.A (2014), "Physical culture in the course of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2015.
УДК 797.21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ОДНОВРЕМЕННОЙ СИММЕТРИЧНОЙ КОМБИНАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Геннадьевна Смирнова, соискатель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Валентина Анатольевна Багина, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Сформулировано понятие горизонтально-стабилизирующих упражнений. Выявлено, что обучение горизонтально-стабилизирующим упражнениям способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании. Установлены прогрессирующие изменения абсолютных и относительных метрических характеристик одновременно-симметричной технической комбинации прикладного плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в динамике технических параметров испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: горизонтально-стабилизирующие упражнения, экономизация движений, прикладное плавание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p149-152
APPLICATION OF THE HORIZONTAL STABILIZING EXERCISES FOR
INCREASING THE EFFICIENCY OF SIMULTANEOUS SYMMETRICAL COMBINATION OF APPLIED SWIMMING TECHNICAL ELEMENTS
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Gennadievna Smirnova, the competitor, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Valentina Anatolyevna Bagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport
Annotation
The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis of the private motor experience of the military personal application. The notion of horizontal stabilizing exercises is
formulated. It was found that training to the horizontal stabilizing exercises helps to improve the technical indicators in the applied swimming. It was found that the use of the methods of the cascade economization technical elements of applied swimming in the educational process can lead to achieving the best performance of the technical readiness of the military service men. The authors have found the progressive changes of the absolute and relative metric characteristics of simultaneous symmetric technical combination of the applied swimming. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in performance of the control exercises by participants of the experimental and control groups have been presented.
Keywords: horizontal stabilizing exercises, economization of movements, applied swimming.
ВВЕДЕНИЕ
В прикладном плавании экономичность движений имеет большее значение, чем скоростные характеристики деятельности. В связи с этим экономизация индивидуально освоенной техники плавания с опорой на предшествующий двигательный опыт обучаемых является актуальной педагогической задачей [2]. Условиями, способствующими ее успешной реализации, является индивидуально-ориентированное преобразование движений [3] в сочетании c индивидуально-вариативной целевой направленностью обучения
[4].
Поддержание горизонтальной стабилизации тела - важнейший навык, способствующий снижению общего гидродинамического сопротивления. Целенаправленное овладение данным навыком предопределяет формирование трех его составляющих:
- оптимальное естественное положение головы;
- максимальное вытягивание рук вперед во время фазы скольжения;
- синхронизированные с работой туловища движения ногами, помогающие поддержанию таза и бедер в более высоком положении у поверхности воды.
Функционально продуктивное взаимодействие этих трех составляющих оказывает синергирующее воздействие на модифицирование характерных особенностей техники плавания, которые являются основным звеном управления процессом экономизации действий. Внешне это выражается в пролонгированном удержании удлиненной линии тела и уменьшении угла атаки тела в набегающем потоке.
Удлинение линии тела понимается как увеличение соотношения его длины к площади поперечного сечения. В соответствии с известным правилом гидродинамики это уменьшает волновое сопротивление, следовательно, снижает энергозатраты на его преодоление.
Являясь одной из компонент общего гидродинамического сопротивления, волновая резистентная составляющая также влияет на скоростные показатели плавания. При ее снижении абсолютная скорость плавания увеличивается и наоборот. В свою очередь скорость плавания, относящаяся к пространственно-временным характеристикам, является информативным интегральным показателем экономизации действий.
Вытягивание рук вперед и увеличение фазы скольжения ведет не только к удлинению, но и сглаживанию формы тела, что в существенной мере влияет на величину общего гидродинамического сопротивления. Выдерживание положения полностью вытянутого под водой тела при плавании одновременной симметричной комбинацией элементов возможно на протяжении двух третей полного цикла гребков.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях формирования горизонтально ориентированного положения тела в воде, удлинения общей линии тела и предотвращения дисбаланса горизонтальной устойчивости под воздействием дестабилизирующих факторов при производстве гребковых движений были разработаны горизонтально-стабилизирующие упражнения.
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия горизонтально-стабилизирующих упражнений были сформированы две группы испытуемых из числа
военнослужащих - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. С испытуемыми обеих групп было проведено по 10 учебно-тренировочных занятий соответствующей направленности. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однородность.
Испытуемые ЭГ, владевшие одновременной симметричной технической комбинацией [6], обучались прикладному плаванию по методике экономизации движений [5] с помощью освоения горизонтально-стабилизирующих упражнений, выполнявшихся на суше и в воде. Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс, которое проводилось целостно-раздельным методом [1].
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения биомеханических параметров движения до и после проведения эксперимента. Измерение проводилось по стандартным методикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлена динамика изменений технических параметров, полученная в результате эксперимента.
Рассмотрение данных таблицы позволяет заключить, что у испытуемых ЭГ «шаг» плавания увеличился на 18,8% (р < 0,01), а темп гребков снизился на 12,1% (р < 0,01). У представителей КГ «шаг» плавания увеличился незначительно - на 1,4%, а темп гребков остался неизменным.
В ЭГ «шаг» скольжения увеличилась на 61,1% (при р < 0,001). У участников КГ также было зафиксировано увеличение «шага» скольжения, однако, рост был не столь существенным - 28,6 % (р < 0,01).
Таблица
Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и
контрольной групп в результате эксперимента
Исследуемые параметры ЭГ КГ
До После До После
«Шаг» плавания, м 0,69±0,03 0,82±0,04 0,72±0,01 0,73±0,06
Темп гребков, цикл/мин 48,8±1,2 42,9±1,3 48,4±2,7 48,2±1,0
Пропульсивный «шаг», м 0,51±0,01 0,55±0,01 0,58±0,02 0,55±0,02
«Шаг» скольжения, м 0,18±0,01 0,27±0,01 0,14±0,01 0,18±0,01
Проскальзывание гребка, м 0,26±0,02 0,16±0,01 0,22±0,01 0,27±0,02
Коэффициент скольжения 0,35±0,02 0,49±0,02 0,24±0,01 0,32±0,02
Увеличение пропульсивного «шага» позволило испытуемым ЭГ существенно снизить проскальзывание гребка. Изменение этого показателя у них составило 30,7% (р < 0,01). В группе обучавшихся спортивному способу плавания брассом данный показатель увеличился на 22,7% (изменения оказались достоверными).
Кроме абсолютных величин метрических показателей структуры гребка для анализа эффективности освоенной техники необходимо знать относительные показатели шаговых характеристик. Информативным критерием в этом смысле выступает коэффициент скольжения, зависящий от отношения «шага» скольжения к пропульсивному «шагу». В случае возрастания обоих этих показателей коэффициент скольжения может как увеличит, так и уменьшиться в зависимости от степени увеличения того или другого показателя.
В нашем случае в результате эксперимента у испытуемых экспериментальной группы увеличился как «шаг» скольжения, так и пропульсивный «шаг». Это привело к достоверному увеличению коэффициента скольжения в ЭГ на 40,0%. Возрастание коэффициента скольжения произошло за счет преимущественного увеличения «шага» скольжения по отношению к пропульсивному «шагу», что свидетельствует об эффективности одновременной симметричной типологической комбинации элементов, применяемой
обучаемыми.
Аналогичная тенденция была отмечена и среди испытуемых контрольной группы, однако рост коэффициента скольжения оказался не столь значительным - 33,3% (р < 0,01). Отметим, что возрастание положительного баланса в соотношении «шага» скольжения и пропульсивного «шага» среди испытуемых контрольной группы произошло по причине некоторого снижения последнего показателя. Перемещение тела во время греб-кового движения снизилось, что привело к увеличению весомости скольжения в общем продвижении пловца за один цикл движений.
ВЫВОДЫ
Вышеизложенное позволяет заключить, что в результате проведенного эксперимента динамика изменений метрических параметров техники плавания испытуемых ЭГ носила более выраженный прогрессирующий характер, чем у обучаемых КГ. Данный факт свидетельствует об эффективности применявшихся горизонтально-стабилизирующих упражнений и их положительном влиянии на формирование экономичной техники прикладного плавания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
2. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
5. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 159-162.
6. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139-142.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming, Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movements in terms of training applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.
4. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, № 11, pp. 134-137.
5. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Methods of cascade economization of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 159-162.
6. Ponimasov, O.E., Novoseltsev, O.V. and Grachev, K.A. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 139-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2015.