/ И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. - М. : Эксмо : Сова, 2004. - 112 с.
3. Поздеева, Л.В. Технология физического воспитания студенток с отклонениями в функциональном состоянии дыхательной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Поздеева Лариса Викторовна ; Дальневосточная гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
4. Сизоненко, К.Н. Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сизоненко Константин Николаевич ; Дальневосточная гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003. - 24 с.
5. Deductor : аналитическая платформа [Электронный ресурс] / BaseGroup. Рязань, 19952014 // Режим доступа: http:// www.basegroup.ru. - Дата обращения 30.03.2014.
REFERENCES
1. Lisickaya, T.S. and Sidneva L.V. (2002), Aerobic : Theory and methodology, Vol. 2, Russian Federation aerobics, Moscow.
2. Milukova, I.V. and Evdokimovа Т.А. (2004), Therapeutic exercises for respiratory diseases, publishing house "Eksmo", Moscow.
3. Pozdeeva, L.V. (2009), Technology of physical education of students with disabilities in the functional state of the respiratory system, dissertation, Khabarovsk.
4. Sizonenko, K.N. (2003), Physical rehabilitation of students with respiratory diseases in higher education, dissertation, Khabarovsk.
5. Deductor (1995-2014), Base Group Labs, Ryazan, available at: http:// www.basegroup.ru.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2014.
УДК 797.21
ИНТРОДУКЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе преобразования отдельных малоэффективных технических элементов. Сформулировано понятие замещающих упражнений преобразующей направленности. Выявлено, что эффективное формирование навыков прикладного плавания возможно на основе дифференцирования средств обучения, различающихся по широте охвата преобразуемых элементов. Установлено, что применение в образовательном процессе преобразующих упражнений снижает педагогические затраты на обучение техническим элементам прикладного плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения процессуальных показателей обучения.
Ключевые слова: прикладное плавание, замещающие упражнения преобразующей направленности, процессуальные критерии эффективности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p141-144
INTRODUCTION USE OF SUBSTITUTE EXERCISES OF TRANSFORMATIVE ORIENTATION IN APPLIED SWIMMING TRAINING OF RESCUERS
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis of the transformation of single inefficient technical elements. The notion of substitution exercises of transformative orientation is formulated. Feasibility of effective formation of the applied swimming skills on the basis of the
training exercises is revealed. It has been found that application of the transforming exercises in educational process reduces the pedagogical cost of training to the applied swimming technical elements. The results of the pedagogical experiment characterizing the changes of the procedural training indicators have been presented.
Keywords: applied swimming, substitution exercises of transformative orientation, procedural efficiency criteria.
ВВЕДЕНИЕ
Наличие нерациональных движений занимающихся в координационных вариациях техники прикладного плавания предполагает исследование возможности их замещения более продуктивными двигательными действиями [2-6].
Отправным положением в изучении данной проблемы является принцип поэтапного преобразования сложившихся навыков: «отучения» от старых координаций и формирования новых двигательных стереотипов [1]. Достижение цели каждого этапа обучения осуществляется решением ряда двигательных задач на основе использования соответствующих средств обучения.
Интродукционным этапом замещения неэффективных локомоций является овладение движениями, обладающими иной, более продуктивной двигательной структурой. Ему соответствуют упражнения преобразующей направленности, которые используются в целях изменения структуры локомоции в целом или отдельных ее элементов. Суть этих упражнений заключается в овладении альтернативными двигательными действиями при снижении отрицательного переноса ранее освоенных навыков.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия преобразующих упражнений были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике замещения неэффективных элементов с помощью преобразующих упражнений. Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс. Состав участников групп являлся статистически однородным.
В составе замещающих упражнений преобразующей направленности были дифференцированы подгруппы средств, различающиеся по широте охвата преобразуемых элементов. Среди них различались упражнения, используемые для изменения отдельных элементов двигательной структуры, общей структуры движений в целом и внутренней координационной структуры действия без изменения его элементов. Таким образом, преобразующая направленность упражнений выражалась в овладении обучаемыми новыми техническими действиями или элементами действий.
В течение 1-го занятия с испытуемыми ЭГ проводилось ознакомление и разучивание упражнений, при этом акцент ставился на создание правильного представления обучаемыми внешней структуры упражнений и связанных с выполнением данного упражнения особенностей вновь осваиваемого действия.
На суше разучивание проводилось по разделениям, в воде - с помощью подготовительных упражнений. На совершенствование с целью закрепления навыка отводилось 4-5 занятий тренировочной направленности.
Обучение испытуемых КГ проводилось целостно-раздельным методом.
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе процессуальных критериев интенсивности, объема и временной стоимости овладения движениями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлены показатели эффективности процесса освоения преобразующих упражнений и начального обучения плаванию.
Таблица
Показатели эффективности процесса обучения_
Параметры педагогического процесса Группы испытуемых
ЭГ КГ
Суммарное число повторений упражнения, необходимое для полного его освоения (кол-во раз) 83,7±7,6 120,6±5,6
Совокупные затраты времени, необходимые для полного овладения упражнением (мин) 51,4±3,2 140,3±6,2
Общая педагогическая плотность занятия (%) 98,0±3,8 98,3±4,2
Моторная плотность (%) 67,8±2,8 48,3±2,2
Анализ данных таблицы позволяет отметить достоверно меньшее количество повторений отдельного упражнения, выполненных испытуемыми ЭГ для полного его усвоения, по сравнению с числом повторений, сделанных занимающимися КГ. Это можно объяснить фактором лучшего понимания двигательной задачи участниками ЭГ, поскольку построение учебного процесса было основано на их индивидуальном двигательном опыте, а содержание обучения учитывало характеристики индивидуального двигательного потенциала испытуемых.
С количеством повторения упражнения связаны суммарные временные затраты, необходимые для его полного освоения. У испытуемых КГ среднее суммарное время, затраченное на выполнение отдельного упражнения, было зафиксировано на уровне, существенно превышающем аналогичный показатель в ЭГ.
Тестирование, проведенное по итогам эксперимента, выявило меньшую временную стоимость преобразующих средств по отношению к временным затратам на начальное освоение упражнений в плавании брассом.
Временные затраты на освоение упражнений, используемых для преобразования отдельных элементов двигательной структуры, оказались на 47% меньше, чем на овладение упражнениями начального обучения плаванию. В случаях упражнений, направленных на преобразование общей структуры движений в целом, а также внутренней координационной структуры действия без изменения его элементов, аналогичный показатель отличался на 38% и 54% соответственно.
Общая педагогическая плотность занятий в обеих группах оказалась достоверно высокой (р<0,01), что свидетельствует о достаточной пригодности упражнений преобразующей направленности к их использованию в учебном процессе.
Моторная плотность занятия с испытуемыми ЭГ была зарегистрирована на уровне, превышающем таковую с занимающимися КГ. Превышение составило около 20% за счет меньших временных затрат на объяснение техники упражнений и устранение допущенных при их выполнении ошибок. Дополнительным фактором, определившим увеличение моторной плотности занятия, следует отметить поточный метод выполнения упражнений. В отдельных случаях его применение при освоении преобразующих упражнений было возможно непосредственно после этапа ознакомления.
ВЫВОДЫ
Использование преобразующих упражнений в процессе обучения прикладному плаванию спасателей приводит к увеличению моторной плотности занятия и способствует формированию новых плавательных навыков в сжатые сроки за счет лучшего понимания испытуемыми вновь возникающей двигательной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаах, В.В. Повышение эффективности переучивания летного состава на новую авиационную технику (по опыту истребительных авиационных частей) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гаах В.В. - М., 1998. - 25 с.
2. Понимасов, О.Е. Профессиограмма деятельности спасателя в условиях
катастрофических наводнений как эталон педагогического процесса обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 117-122.
3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
4. Понимасов, О. Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О. Е. Понимасов, С. В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
6. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.
REFERENCES
1. Gaah, V.V. (1998), Improving the efficiency of retraining of pilots of the new aviation technology (in the experience offighter aircraft parts), dissertation, Moscow, Russian Federation.
2. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Professiograme of rescuer function during catastrophic spates devastating effects as etalon of pedagogical process of training in applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, № 4, pp. 117-122.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, № 7, pp. 110-113.
4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
5. Ponimasov O.E. and Nikolaev S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, № 11, pp. 134-137.
6. Ponimasov O.E. (2014), "Synchronized formation of the dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, № 1, pp. 139-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014.
УДК 377.1
ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (БАКАЛАВРОВ, МАГИСТРОВ) ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «СПОРТИВНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Юрий Анатольевич Скачков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Кириллович Шеманаев, кандидат педагогических наук, профессор, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обозначены проблемы профессиональной подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму (СОТ) при переходе на многоуровневую европейскую систему образования и пути их решения через конструирование объединенных программ подготовки (программ подготовки высококлассных спортсменов с образовательными программами профессиональной