УДК 797.21
КОМПИЛИРОВАННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе компилирования различно сформированных технических элементов. Сформулировано понятие замещающих упражнений интегрирующей направленности. Выявлено, что эффективность объединения элементов техники плавания зависит от количества парных координационных связей, участвующих в согласовании. Установлено, что применение в образовательном процессе интегрирующих упражнений снижает педагогические затраты на согласование технических элементов в целостный способ плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия процессуальных показателей обучения испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: прикладное плавание, замещающие упражнения интегрирующей направленности, парные координационные связи.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p136-139
COMPILE ASSOCIATION OF THE APPLIED SWIMMING TECHNIQUE ELEMENTS ON THE BASIS OF THE SUBSTITUTE EXERCISES OF INTEGRATIVE
ORIENTATION
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis of the compilation of the different formed technical elements. The notion of the substitution exercises of integrative orientation has been formulated. The dependence of the effectiveness of combining elements of swimming techniques by the number of the pairs of coordination connections involved in agreeing has been revealed. It has been found that the use of the integrating pedagogical exercises in the educational process reduces the cost of coordination of the technical elements in a holistic way of swimming. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in the procedural indicators of training of the testees of the experimental and control groups have been presented.
Keywords: applied swimming, substitution exercises of integrative orientation, paired coordination connections.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс интегрирования разученных технических элементов, в ранее освоенные координации занимающихся, предполагает использование в обучении специальных педагогических средств, направленных на формирование единой функциональной структуры, включающей в себя разнохарактерные компоненты. К ним относятся движения, сложившиеся в результате индивидуального двигательного опыта, и элементы техники выполнения упражнений, освоенные в условиях целенаправленного педагогического процесса.
Методика замещения малоэффективных элементов техники прикладного плавания предполагает в своем содержании наличие двух этапов - формирование новых движений и их компилированное объединение с индивидуально сложившимся стереотипом техники передвижения в воде [2].
Процесс интегрирования вновь сформированных элементов техники в общую структуру способа плавания имеет свои особенности и характеризуется применением замещающих упражнений интегрирующей направленности. Их сущность заключается в компилированном объединении в целостное двигательное образование навыков, сформированных под влиянием различных внешних условий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия замещающих упражнений интегрирующей направленности были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих внутренних войск МВД - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. С испытуемыми обеих групп было проведено по 10 учебно-тренировочных занятий соответствующей направленности. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однородность.
Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике замещения неэффективных движений с помощью интегрирующих упражнений [3-6].
Интегрирующие упражнения включали в себя подгруппы средств, различающиеся по целевой направленности компилирования элементов. Среди них выделялись упражнения, используемые для формирования отдельного двигательного действия как основного звена техники, подчинения техники осваиваемого действия сложившемуся стереотипу движений и согласования разученного элемента с дыханием. Таким образом, интегрирующая направленность упражнений выражалась в согласовании техники освоенного элемента с индивидуальной вариацией двигательной структуры в целостный способ передвижения в воде. Для преобразования техники плавания на основе вновь сформированного движения отводилось 5-6 учебных занятий, а для согласования изученного элемента с техникой сложившейся вариации плавания - 4-5 занятий. На четырех последних занятиях наряду с совершенствованием выполнения упражнений интегрирующей направленности проводилась тренировка в передвижении на основе техники изученных элементов. Тем самым достигалось закрепление освоенных двигательных действий в единый стереотип движений.
Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом кроль на груди, которое проводилось целостно-раздельным методом [1]. Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе процессуальных критериев - моторной плотности и временной стоимости овладения способами плавания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлены показатели эффективности процесса освоения интегрирующих упражнений и начального обучения плаванию.
Таблица
Параметры педагогического процесса Группы испытуемых
ЭГ КГ
Количество парных соотношений технических элементов, необходимых для координирования 2 6
Средние совокупные затраты времени, необходимые для полного согласования всех элементов техники в единую координацию плавания (мин) 65,7±3,2 117,5±4,6
Общая педагогическая плотность занятия (%) 98,1±2,7 98,8±3,5
Моторная плотность (%) 72,8±1,9 56,6±2,5
В качестве элементов техники плавания, необходимых для согласования в единую координацию, были приняты следующие: положение тела и головы, движения руками, движения ногами, дыхание. Парное согласование этих элементов при обучении испытуемых КГ обусловило необходимость использования шести групп упражнений, соответ-
ствующих каждой паре согласуемых движений. При обучении испытуемых ЭГ согласованию подвергались лишь вновь разученные элементы и ранее освоенные действия, рассматриваемые как целостные двигательные образования. Поэтому интеграция элементов техники в данном случае проводилось как укрупнение и усложнение структуры действий.
Меньшее количество формируемых парных координационных связей в случае применения интегрирующих упражнений привело к снижению средних совокупных затрат времени, необходимого для полного согласования всех элементов техники, составляющих способ плавания. Кроме того, координирование лишь одного замещающего элемента с комплексом двигательных действий, составляющих индивидуальную вариацию техники плавания, способствовало наилучшему пониманию двигательной задачи испытуемыми и привело к снижению времени освоения интегрирующих упражнений на 4050% по отношению к временным затратам на согласование движений при начальном обучении плаванию способом кроль на груди.
Равнозначные показатели общей педагогической плотности занятия свидетельствуют в пользу обоснованности обоих направлений обучения прикладному плаванию. Однако, за счет выполнения интегрирующих упражнений поточным методом, а также меньших временных затрат на исправление ошибок, моторная плотность занятий с испытуемыми ЭГ оказалась на 16% выше, чем при обучении занимающихся КГ.
ВЫВОДЫ
Использование в обучении прикладному плаванию интегрирующих упражнений способствует снижению временных затрат на согласованное объединение различно сформированных элементов техники в целостный способ передвижения в воде. Увеличение моторной плотности за счет особенностей применения интегрирующих упражнений оказывает повышенное тренирующее воздействие на обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плавание : учебник для студ. вузов по специальности 022300 / В.З. Афанасьев [и др.] ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 397 с. : ил.
2. Понимасов О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 127-130.
3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О. Е. Понимасов, С. В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
5. Понимасов О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.
6. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming, publishing house "Physical Culture and Sports", Moscow.
2. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
4. Ponimasov O.E. and Nikolaev S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, № 11, pp. 134-137.
5. Ponimasov O.E. (2014), "Synchronized formation of the dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, № 1, pp. 139-142.
6. Ponimasov O.E. "Hydrogenous locomotion as motor substrates realization of functions of applied swimming", "Synchronized formation of the dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, № 4, pp. 127-130.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.05.2014.
УДК 61:796/799
РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
СТРЕСС-ТЕСТА
Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
(ВИПЭ ФСИН России), Николай Викторович Анкудинов, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Олег Владимирович Крапивин, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань
Аннотация
Оригинальные способы анализа кардиоритмограммы (КРГ) нагрузочного тестирования использованы для изучения сердечного ритма (СР) и его регуляции. В результате кластерного анализа КРГ смешанной молодежной популяции: 272 человека 17±2 лет выявлено 3 кластера различающиеся по уровню смешанной выносливости. Установлено, что последняя лежит в основе вегетативной активности определяющей скорость восстановления, а также изменчивость СР вплоть до возникновения его нарушений. Совершенствование вегетативной регуляции при формировании выносливости снижает вероятность нарушений СР изменяя значение их манифестации от маркера вегетативной дистонии к предиктору физической перегрузки и перетренировки.
Ключевые слова: максимальная нагрузочная эргометрия, вегетативная регуляция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p139-143
HEART RATE REGULATION IN THE RECOVERY PERIOD OF THE STRESS TEST
Andrey Leonidovich Pokhachevskiy, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Vologda Institute of the Right and Economy of Federal Penitentiary Service ofRussia, Vologda, Nikolay Viktorovich Ankudinov, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Oleg Vladimirovich Krapivin, the senior lecturer,
The Academy ofRight and Management ofFederal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan
Annotation
Ingenious methods of cardiac rhythmgram analysis (CRG) during a load testing are used to study the heart beat (HB) and its regulation. As a result of the CRG cluster analysis of the mixed youth population: 272 persons of 17±2 years old, 3 clusters are determined differing by the mixed endurance level. It has been established that the latter is the basis of the vegetative activity determining the recovery rate, as well as the HB variability up to its abnormalities. Vegetative regulation improvement within endurance training reduces the possibility of HB abnormalities by changing the value of their onset from the vegetative dystonia marker to the physical exertion and overtraining predictor.
Keywords: maximal load ergometry, vegetative regulation.