7. Farkhutdinov, R.R. and Baimurzina, J.L. (2011), "The use of natural antioxidants that are part of bee products for the prevention of oxidative stress during physical exertion", Materials I Congress with international participation Medicine for the sport, pp.91-96.
8. Pesic, S., Jakovljevic, V., Djordjevic, D., Cubrilo, D., Zivkovic, V., Jorga, V., Mujovic, V., Djuric, D. and Stojimirovic, B. (2012), "Exercise-induced changes in redox status of elite karate athletes", Chin. J. Physiol, Vol. 55 No 10, pp. 8-15.
9. Dopsaj, V., Martinovic, J., Dopsaj, M., Kasum, G., Kotur-Stevuljevic, J. and Koropanovski, N. (2013), "Hematological, oxidative stress, and immune status profiling in elite combat sport athletes", J. Strength. Cond. Res, Vol. 27, No 12, pp. 3506-3514.
10. Martinovic, J., Dopsaj, V., Kotur-Stevuljevic, J., Dopsaj, M., Vujovic, M., Stefanovic, A. and Nesic, G. (2011), "Oxidative stress biomarker monitoring in elite women volleyball athletes during a 6-week training period", J. Strength. Cond. Res, Vol. 25, No 5, pp.1360-1367.
Контактная информация: levshin07@gmail.com
Статья поступила в редакцию 14.02.2014.
УДК 797.21
ГИДРОГЕННЫЕ ЛОКОМОЦИИ КАК ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СУБСТРАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта курсантов. Сформулировано понятие гидрогенных локомоций человека. Выявлено, что обучение функциям прикладного плавания наиболее конгруэнтно специфике подготовки военнослужащих к действиям на воде. Установлено, что применение в образовательном процессе методики полифункционального освоения навыков способствует большей адаптации военнослужащих к специфике военно-профессиональных действий в водной среде. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в выполнении контрольных упражнений испытуемыми экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: гидрогенные локомоции, функции прикладного плавания, специальные упражнения военно-прикладной направленности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p127-130
HYDROGENOUS LOCOMOTION AS MOTOR SUBSTRATES REALIZATION OF FUNCTIONS OF APPLIED SWIMMING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis the use of private motor experience of the cadets. The notion of human hydrogenous locomotion is formulated. It has been established that the most congruous to the specifics of military training activities on the water is training to the applied swimming functions. It has been found that the use of multifunctional development skills methodology in the educational process contributes to better adaptation of the military professionals to the specifics of the military actions in the aquatic environment. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in performance of the control exercises by tastes of the experimental and control groups have been presented.
Keywords: hydrogenous locomotion, functions of applied swimming, substitution exercises of in-tegrative orientation, special exercises of military applied orientation.
ВВЕДЕНИЕ
При формировании прикладных плавательных навыков на специфику их проявления также могут повлиять особенности и условия взаимодействия человека с водой, которая, в данном случае, будет являться навыкоформирующей средой. Немаловажно и наличие педагога, владеющего технологией преподавания и руководствующегося педагогическими принципами и методами обучения.
В результате эмпирического воздействия вышеперечисленных факторов у взрослого человека к определенному возрасту складывается опыт контактирования с водной средой в виде совокупности сложившихся умений и привычных двигательных реакций, которые зачастую могут идти вразрез с двигательными моделями, обоснованными в практике физического воспитания.
Подобные индивидуально освоенные и специфически проявляющиеся действия могут быть определены как гидрогенные локомоции человека.
Под гидрогенными локомоциями понимаются простейшие индивидуальные движения, обеспечивающие продвижение тела человека в воде. Эти движения могут быть малоэффективны с точки зрения скоростных характеристик, энергетических затрат и технических параметров, однако, с их помощью человек способен не только удерживаться на плаву и передвигаться в воде, но и решать профессиональные задачи.
Значение гидрогенных локомоций определяется спектром функций, реализуемых в процессе их проявления.
Элементарный навык удержания на воде является необходимым условием локомоторных актов гидрогенного характера. В отдельных случаях удержание на воде посредством освоения водоопорных гребковых движений выделяется в самостоятельный этап обучения [2]. При сжатых сроках подготовки функцию удержания на воде решают с помощью широкого использования поддерживающих средств [7]. Вместе с тем сами по себе водоопорные навыки не обеспечивают локомоторную функцию, поэтому целевая направленность в обучении плаванию заключается в освоении способов передвижения при помощи гребковых усилий. Кроме того функциональное предназначение прикладного плавания не ограничивается лишь освоением способов передвижений в воде. Для успешного решения профессиональных задач, возникающих в водной обстановке, требуется владение вариативно-двигательными образованиями, сочетающими в себе как навыки опоры и передвижения в воде, так и проявляемые на их основе специфические приемы и действия [3-6]. Локомоторные функции и адекватно выбранные пути их освоения в данном случае создают предпосылки к освоению более сложных двигательных актов прикладного характера или профессиональной деятельности.
Таким образом, рассматривая гидрогенные локомоции в качестве двигательной основы решения задач прикладного плавания, можно выделить следующие направления их функционирования - удержание тела на поверхности воды, передвижение человека в водной среде, создание основы для выполнения специальных действий в гидросредовых условиях. В связи с этим представляется целесообразным разработка методологических основ целостного управления формированием и развитием выше обозначенных функций.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основу предлагаемой к использованию методики было положено представление о плавательных движениях как о навыках, имеющих многофункциональное значение.
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия замещающих упражнений интегрирующей направленности были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих - курсантов 1-го курса Военного института физкультуры - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. С испытуемыми обеих групп было проведено по 10 учебно-тренировочных занятий соответствующей направленности. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однород-
Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 4(110) - 2014 год ность.
Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике полифункционального освоения навыков, в которой предусматривалась следующая дифференциация бюджета учебного времени. Выполнению специальных имитационно-технических упражнений на суше отводилось 10% общего времени. Преобразованию ранее сформировавшихся гидрогенных локомоций в технические элементы гребковых движений, направленных на удержание тела на поверхности воды и передвижение в ней - 30% времени. Формированию навыков удерживания тела и перемещения в воде в обмундировании с оружием - 60% учебного времени. При этом отрабатывались продолжительность, способ удерживания и положение тела в воде, ориентирование на водной поверхности, преодоление водных участков вплавь в сочетании с нырянием и сохранением направления передвижения.
Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике брасса, которое проводилось целостно-раздельным методом [1]. После этого испытуемые осваивали специальные навыки плавания в обмундировании с оружием с поддерживающими средствами и без них.
Эффективность применяемых методик оценивалась по результатам выполнения курсантами совокупности следующих проверочных тестов:
- упражнения на продолжительное удерживание на плаву в обмундировании с оружием;
- упражнения в безостановочном плавании на длину проплываемой дистанции;
- ныряния в длину после прыжка с 3-метровой вышки без дополнительного вдоха;
- упражнения в попеременном плавании и нырянии с выдерживанием заданного направления движения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлены результаты выполнения проверочных тестов испытуемы-
ми.
Таблица
Упражнения Средние результаты, показанные испытуемыми
ЭГ КГ
Удержание на плаву в обмундировании с оружием (мин) 25,7±3,1 10,7±2,6
Длительное плавание в обмундировании с оружием на длину проплываемой дистанции (м) 185,7±3,8 177,5±3,6
Ныряние в длину после прыжка с вышки без дополнительного вдоха, (м) 13,7±0,7 8,4±0,5
Плавание в сочетании с нырянием на 50 м в заданном направлении (отклонение в м) 2,8±0,3 5,6±0,5
Наибольшие межгрупповые различия были зарегистрированы в выполнении упражнения в удержании на плаву при помощи гребковых движений. Испытуемые ЭГ, прошедшие обучение водоопорным гребкам, в два раза дольше смогли удерживаться на плаву в обмундировании с оружием.
Не столь существенные различия в результатах, показанных участниками эксперимента, были отмечены в длительном плавании на длину проплываемой дистанции, поскольку обучение функции передвижения в воде проводилось примерно в равном объеме как с курсантами экспериментальной, так и контрольной групп.
В выполнении специальных упражнений военно-прикладной направленности преимущество было выявлено на стороне обучаемых ЭГ. Использование локомоторных функций в качестве основы выполнения упражнений военно-прикладного плавания позволило на треть увеличить длину дистанции в нырянии в длину после выполнения прыж-
ка в воду с вышки высотой 3 м без дополнительного вдоха после его выполнения. Также это способствовало улучшению способности к ориентированию на водной поверхности в условиях естественного водоема при смешанных способах передвижения. Отклонение испытуемых КГ от назначенных ориентиров оказалось в два раза большим, чем у обучаемых ЭГ.
ВЫВОДЫ
Обучение функциям прикладного плавания на основе сформированных гидрогенных локомоций обучаемых является приоритетным направлением совершенствования плавательной подготовленности военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плавание : учебник для студ. вузов по специальности 022300 / В.З. Афанасьев [и др.] ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 397 с. : ил.
2. Погребной, А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Погребной А.И. - Краснодар, 1997. - 37 с.
3. Понимасов, О.Е. Профессиограмма деятельности спасателя в условиях катастрофических наводнений как эталон педагогического процесса обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 117-122.
4. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
5. Понимасов, О. Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
6. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
7. Чуриков, А.И. Теоретические и прикладные аспекты военно-прикладного плавания : монография / А.И. Чуриков ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 225 с.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming, publishing house "Physical Culture and Sports", Moscow.
2. Pogrebnoi, A.I. (1997), Scientific and pedagogical bases of the initial training to swim at school age, dissertation, Krasnodar.
3. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Professiograme of rescuer function during catastrophic spates devastating effects as etalon of pedagogical process of training in applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, № 4, pp. 117-122.
4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, № 7, pp. 110-113.
5. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
6. Ponimasov O.E. and Nikolaev S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, № 11, pp. 134-137.
7. Ponimasov O.E. (2014), "Synchronized formation of the dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, № 1, pp. 139-142.
8. Tchurikov, A.I. (1994), Theoretical and applied aspects of applied military swimming: monograph, publishing house Military Institute of Physical Culture, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2014.