- 2007. - № 10. - С. 20-23.
4. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 5. - С. 25-31.
5. Оплетин, А.А. Саморазвивающая активность в процессе занятий физической культуры / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (27). - С. 160-165.
6. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов вузов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры : монография / А.А. Оплетин. - Пермь : из-во Ин-та внешнеэконом. связей экономики и права, 2012. - 190 с.
7. Паначев, В. Д. Анализ развития спортивной культуры в вузе / В. Д. Паначев // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 2 (45). - С. 125-128.
8. Тарабрина, Н.Ю. Психофизиологическая оценка здоровья студентов-юристов / Н.Ю. Тарабрина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 52-54.
REFERENCES
1. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization physical education student", European Social Science Journal, No. 2, pp. 106-112.
2. Grigoriev V.I., Davidenko D.N., Chistyakov, V.A. and Kim. D.K. (2011), "Competence approach to designing individual educational path physical development student", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-41.
3. Opletin, A.A. (2007), "Introduction in scholastic process health saving and athletic oriented physical culture", Theory and practice physical culture, No. 10, pp. 20-23.
4. Opletin, A.A. (2009), "Potential possibilities of the physical culture as one of leading stimulus self-developing personalities", Theory and practice physical culture, No. 5, pp. 25-31.
5. Opletin, A.A. (2013), "Self-developing activity in process occupation physical culture", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and sport, No. 2(27), pp. 160 165.
6. Opletin, A.A. (2012), Self-developing personalities student high school by means of universal system of the limbering-up on occupation of the physical culture: monograph, publishing house "IVESEP", Perm.
7. Panachev, V.D. (2011), "Analysis of the development of the athletic culture in high school", Almanac of the modern science and formation, No. 2 (45), pp.125-128.
8. Tarabrina, N.Yu. (2015), "Psycho-physiological estimation of health students", Theory and practice of the physical culture, No. 1, p.52-54.
Контактная информация: opletin.a@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.
УДК 797.21
МЕТОДИКА КАСКАДНОЙ ЭКОНОМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Геннадьевна Смирнова, соискатель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Сформулировано понятие базовых навыков экономизации техники прикладного плавания. Выявлено, что обучение базовым навыкам экономизации наиболее эффективно способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании. Установлено, что применение в образовательном процессе методики каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Представлены результаты педагогического экспе-
римента, характеризующие различия в динамике технических параметров испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: техническая экономизация, базовые навыки экономизации, прикладное плавание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p159-162
METHODS OF CASCADE ECONOMIZATION OF APPLIED SWIMMING TECHNICAL ELEMENTS
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Gennadievna Smirnova, the competitor, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The article explores the capabilities of applied swimming training on the basis of the use of private motor experience of military servants. The notion of basic skills of applied swimming technique economi-zation is formulated. It was found that training to the basic skills of economization is most effective tool and it improves the technical performance in the applied swimming. It was found that the training use of the methods of cascade economization of the technical elements of applied swimming can lead to the best performance of technical readiness of military service men. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in performance of the control exercises by the tested of the experimental and control groups have been presented.
Keywords: technical economization, basic skills of economization, applied swimming.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение прикладному плаванию предполагает возможность использования в педагогическом процессе индивидуального двигательного опыта занимающихся [3]. Индивидуально-ориентированное преобразование движений [4] в сочетании c индивидуально-вариативной целевой направленностью обучения [5] позволяет в сжатые сроки улучшить технику прикладного плавания за счет овладения навыками, способствующими экономичности выполняемых движений.
В совокупности с функциональной экономизацией, техническая экономизация составляет основу для устойчивой долговременной адаптации военнослужащих к предстоящим действиям вплавь в водных акваториях. В.Н.Платонов (2005) отмечает, что для устойчивой долговременной адаптации характерно достижение соответствующего резерва, обеспечивающего новый уровень жизнедеятельности системы, устойчивость функциональных механизмов, слаженное взаимодействие афферентных и эффекторных механизмов [2]. Среди структурных элементов системы экономизации технических действий в водной среде можно выделить базовые навыки, освоение которых обусловливает более высокую эффективность и экономичность реализации функций прикладного плавания. К ним относятся:
- поддержание горизонтальной стабилизации тела;
- создание динамической обтекаемости;
- использование кинематического проецирования веса;
- достижение размеренности гребковых движений.
Таким образом, метод каскадной экономизации - это метод обучения, позволяющий повысить экономичность передвижений в воде посредством освоения базовых навыков, каждый из которых способствует оптимизации нескольких технических параметров плавания. Цель данного метода заключается в массированном усилении процессов экономизации технических параметров посредством овладения навыками, модифицирующими характерные черты техники плавания внутри сложившихся типологических комбинаций ее элементов. При использовании метода каскадной экономизации входной условный сигнал, вызывающий цепь адаптивных изменений организма, усиливается за
счет овладения ключевыми особенностями техники и выдает на выходе поток приспособительных реакций со стороны нескольких параметров техники плавания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях реализации условий снижения общего гидродинамического сопротивления, исключения из двигательного цикла движений, не связанных выполнения функций плавания, последовательного преобразования потенциальной энергии тела и отдельных его звеньев в механическую работу с высоким коэффициентом полезного действия была разработана методика каскадной экономизации техники прикладного плавания.
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия предлагаемой методики обучения были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих -экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однородность. С испытуемыми обеих групп было проведено по 10 учебно-тренировочных занятий соответствующей направленности.
Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике каскадной эконо-мизации техники плавания с помощью освоения упражнений экономизирующей направленности. В ней предусматривалась следующая дифференциация бюджета учебного времени. Выполнению горизонтально-стабилизирующих упражнений отводилось 40% учебного времени, антитурбулентных упражнений - 20% времени, весопроецирующих упражнений - 10% времени, равномерно-ритмических упражнений - 30% времени.
Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс, которое проводилось целостно-раздельным методом [1].
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения биомеханических параметров движения до и после проведения эксперимента. Измерение проводилось по стандартным методикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлена динамика изменений технических параметров, полученная в результате эксперимента. Рассмотрение данных таблицы позволяет заключить, что у испытуемых ЭГ «шаг» плавания увеличился на 18,8% (р<0,01), а темп гребков снизился на 12,1% (р<0,01). У представителей КГ «шаг» плавания увеличился незначительно - на 1,4%, а темп гребков остался неизменным.
Представители ЭГ после освоения ими экономизирующих упражнений общую силу тяги увеличили на 12,9% (р<0,001). Участники КГ, осваивавшие технику плавания способом брасс, повысили этот же показатель лишь на 1,0 (р<0,01). Таким образом, несмотря на общую тенденцию к увеличению силы тяги в плавании после проведения эксперимента, абсолютное значение данного показателя у представителей ЭГ существенно превзошел уровень результатов, показанных испытуемыми КГ.
Таблица
Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и
контрольной групп в результате эксперимента
Исследуемые параметры ЭГ КГ
До После До После
«Шаг» плавания, м 0,69±0,03 0,82±0,04 0,72±0,01 0,73±0,06
Темп гребков, цикл/мин 48,8±1,2 42,9±1,3 48,4±2,7 48,2±1,0
Сила тяги при плавании в координации, кг 6,38±0,4 7,20±0,7 6,24±0,5 6,30±0,3
Плотность гребка, % 45,5±1,7 49,3±1,5 47,6±1,6 48,8±1,6
Ритмический коэффициент 1,40±0,11 2,15±0,13 1,23±0,07 1,39±0,10
Достоверное увеличение плотности гребка у испытуемых ЭГ составило 3,8%, а у обучаемых КГ - 1,2%. Рост ритмического коэффициента в ЭГ оказался равным 28,8% (р<0,01). В КГ рост данного показателя был существенно ниже - 13,0% (р<0,01).
ВЫВОДЫ
Вышеизложенное позволяет заключить, что в результате проведенного эксперимента динамика изменений параметров техники плавания испытуемых ЭГ носила более выраженный прогрессирующий характер, чем у обучаемых КГ.
Обучение технике прикладного плавания по методике каскадной экономизации позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
4. Понимасов, О. Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О. Е. Понимасов, С. В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.ZH. (2001), Swimming, Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Platonov, V.N. (2005), System of training athletes in Olympic sports / General theory and its practical applications: a textbook trainer higher qualification, Soviet sports, Moscow.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movements in terms of training applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.
5. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 134-137.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.2015.
УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ
Раиса Анатольевна Рогожникова, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Васильев, адъюнкт, Пермский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлена теоретическая модель воспитательного процесса, направленного на формирование у курсантов военных вузов конфликтологической культуры как основы предупреждения межнациональных конфликтов. Данная модель основывается на таких методологических подходах, как личностный, деятельностный, культурологический и ценностный. Воспитательный процесс опирается на следующие принципы: гуманистической направленности, диалога культур,