Научная статья на тему 'Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания'

Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе функционально-координирующего метода. Сформулировано понятие двигательных функций навыков прикладного плавания. Выявлена зависимость структурной координации элементов техники от функционального применения плавательных навыков. Установлено, что наилучшая согласованность движений в индивидуальных комбинациях достигается посредством использования при обучении координирующих упражнений. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения технических показателей прикладного плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique

The article explores the possibility of applied swimming training on the basis of the functional coordinating method. The notion of functions of applied swimming skills is formulated. The dependence of the structural coordination of the technical elements on the functional application of the swimming skills is identified. It has been established that the best motion consistency of the individual combinations has to be achieved through the use of the coordinating exercises in the training process. The results of the pedagogical experiment characterizing changes of technical indicators in applied swimming have been presented.

Текст научной работы на тему «Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания»

9. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.

10. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

11. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.

12. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

13. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

14. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: pashuta_forever@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2014.

УДК 797.21

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ КОМБИНАЦИЙ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе функцио-нально-координирующего метода. Сформулировано понятие двигательных функций навыков прикладного плавания. Выявлена зависимость структурной координации элементов техники от функционального применения плавательных навыков. Установлено, что наилучшая согласованность движений в индивидуальных комбинациях достигается посредством использования при обучении координирующих упражнений. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения технических показателей прикладного плавания.

Ключевые слова: функции навыков прикладного плавания, координация элементов, координирующие упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p141-144 FUNCTIONAL COORDINATION OF MOVEMENTS AS FACTOR OF EXISTENCE OF TYPOLOGICAL COMBINATIONS OF APPLIED SWIMMING TECHNIQUE

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

The article explores the possibility of applied swimming training on the basis of the functional coordinating method. The notion of functions of applied swimming skills is formulated. The dependence of the structural coordination of the technical elements on the functional application of the swimming skills is identified. It has been established that the best motion consistency of the individual combinations has to be achieved through the use of the coordinating exercises in the training process. The results of the pedagogical experiment characterizing changes of technical indicators in applied swimming have been presented.

Keywords: functions of applied swimming skills, coordination of elements, coordinating exercis-

ВВЕДЕНИЕ

Формирование эффективной системы обучения прикладному плаванию основывается на рассмотрении его частных функций как двигательной деятельности человека, осуществляемой в гидросредовых условиях. Под функциями навыков прикладного плавания мы понимаем проявление их двигательной сущности в упорядочении деятельности человека, находящегося в водной среде. Благодаря приобретенным навыкам плавания человек способен организованно, устойчиво, согласованно и вариативно решать двигательные задачи, возникающие при его нахождении в воде.

Особенности физических свойств воды приводят к тому, что в контексте обучения плаванию привычная функция локомоций, направленная на перемещение тела в пространстве, трансформируется как минимум в две взаимосвязанные функции - удержание тела у поверхности воды и поступательное продвижение в заданном направлении.

Реализация вышеназванных функций происходит на основе индивидуально сложившихся комбинаций элементов техники плавания, которые достаточно разнообразны и по внешнему проявлению, и по внутренней структуре [2-5]. Вместе с тем каждая из существующих комбинаций является частным проявлением единого множества координационных типов.

Каждая типологическая комбинация представляет собой сложившуюся двигательную систему, в которой все элементы занимают свое место и не могут преобразовываться спонтанно, без соблюдения закономерностей ее функционирования. Для того чтобы внутренняя структура техники плавания была целесообразно упорядочена, она должна обладать определенной системой координации элементов, основанной на целевой функциональности типологических комбинаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие военнослужащие внутренних войск МВД РФ, способные преодолевать 25 м дистанции с помощью индивидуальных локомоторных движений. Из их числа были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы численностью 20 и 22 человека соответственно. Состав групп являлся статистически однородным. С каждой группой было проведено 10 занятий по прикладному плаванию. Направленность обучения различалась следующим. Испытуемые ЭГ с 1-го занятия обучались координационному согласованию элементов техники плавания на основе движений способом брасс в сочетании с рациональным дыханием посредством освоения упражнений на координацию. Координирующие упражнения выполнялись с целью упорядочения гребковых движений обучаемых непосредственно во время передвижения в воде либо удержания тела у поверхности воды.

С испытуемыми КГ проводилось начальное обучение технике плавания способом брасс целостно-раздельным методом.

У всех участников эксперимента измерялись показатели функционального развития и общей физической подготовленности до начала и после проведения эксперимента.

Изменения в технике плавания оценивались по регистрируемым скоростным показателям, протяженности проплываемой дистанции, времени удержания на воде, а также на основе коэффициента координации, определяемого отношением силы тяги, развиваемой при плавании в координации к сумме сил тяги, развиваемых руками и ногами, выраженным в процентах [1]. Кроме регистрации количественных показателей составлялись описательные модели техники плавания на основе качественных характеристик - амплитуды, направленности, плавности и соразмерности движений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате эксперимента у испытуемых ЭГ сложились следующие группы функциональной координации движений:

• Для удержания тела на плаву у поверхности воды занимающиеся использовали широкие, плавные, соразмерные опорные гребки руками в сочетании с поддерживающей работой ногами.

• При плавании на скорость, руки выполняли резкие движения с короткой амплитудой, согласование осуществлялось, исходя из характера работы ногами как основного элемента техники.

• Во время плавания на максимальную дистанцию без учета времени координация строилась на основе выполнения дыхательных движений в сочетании с акцентированной фазой скольжения, движения носили размеренный характер.

Различия в характере выполняемых гребковых движений позволяют предположить зависимость координационно-приспособительных реакций от функционального предназначения навыков плавания для решения различных типов двигательных задач.

Количественные показатели измерялись дважды - до и после эксперимента. В таблице представлена динамика показателей техники плавания контрольной и экспериментальной групп.

Таблица

Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и

контрольной групп в результате эксперимента

Исследуемые параметры ЭГ КГ

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Скорость плавания, м/с 0,43±0,02 0,52±0,04 0,45±0,07 0,50±0,08

Максимальная длина проплываемой дистанции, м 33,1±0,7 175,4±1,3 38,3±0,4 102,5±1,0

Коэффициент координации, % 66,8±1,4 79,2±0,7 67,1±0,3 68,6±1,8

Анализ данных таблицы позволяет отметить общую положительную тенденцию в динамике показателей технической подготовленности испытуемых обеих групп. Это свидетельствует о правомерности как методики целостно-раздельного обучения, так и метода координационно-функционального обучения.

В обеих группах наибольшая положительная динамика отмечена в максимальной длине проплываемой дистанции, в меньшей степени изменилась скорость плавания.

Существенное увеличение коэффициента координации наблюдалось у испытуемых экспериментальной группы, что свидетельствует о лучшей согласованности освоенных ими движений.

ВЫВОДЫ

Обучение технике прикладного плавания на основе функционально-координирующего метода позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Наибольшая положительная динамика технических показателей достигается за счет координационно-приспособительных реакций организма занимающихся на функционально ориентированную направленность обучения прикладному плаванию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайцеховский, С.М. Силовая подготовка пловца в воде / С.М. Вайцеховский // Плавание. - 1982. - Вып. 2. - С. 13-21.

2. Понимасов, О.Е. Профессиограмма деятельности спасателя в условиях катастрофических наводнений как эталон педагогического процесса обучения прикладному

плаванию / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 117-122.

3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.

4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.

5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О. Е. Понимасов, С. В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.

6. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

REFERENCES

1. Vaytsehovsky, S.M. (1982), “Strength training swimmer in the water”, Swimming, Issue 2, pp. 13-21.

2. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), “Professiograme of rescuer function during catastrophic spates devastating effects as etalon of pedagogical process of training in applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, № 4, pp. 117-122.

3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, № 7, pp. 110-113.

4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.

5. Ponimasov O.E. and Nikolaev S.V. (2013), “Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, № 11, pp. 134-137.

6. Ponimasov O.E. (2014), “Synchronized formation of the dynamic associations in military applied swimming training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, № 1, pp. 139-142.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

УДК 378.147:378.018.43

МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,

Роман Викторович Терюха, кандидат педагогических наук, доцент,

Дарья Николаевна Гусева, студентка,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация

Цель исследования - создание моделей безопасной образовательной среды учебного заведения. Известно, что образовательное учреждение не может успешно функционировать отдельно от общества. Согласно современным воззрениям, образование является социальным институтом и социокультурным феноменом, а учебное заведение - социальной системой с устоявшимися социальными отношениями. Одной из важнейших категорий современной теории образования является качество образования, а одним из критериев качества образовательного процесса является его безопасность - отсутствие недопустимого риска нанесения ущерба здоровью, чести и достоинству его субъектов, а одной из важнейших задач образовательной среды - создать безопасные условия для успешного обучения и воспитания студентов. Создание безопасной образовательной среды - необ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.