Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом'

Факторы, определяющие необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ПЛАВАНИЕ БРАССОМ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / СИНХРОНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Переверзева Ирина Владимировна, Чернышова Анна Валерьевна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом. В качестве основных факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом, респонденты отметили: необходимость оптимизации параметров движений при обучении студентов плаванию брассом и интегрированного формирования навыков движений руками и ногами, а также наличие специфических особенностей в методике обучения студентов плаванию брассом. Менее важными факторами являются: необходимость точного согласования работы рук и ног при обучении технике передвижения в воде и необходимость совершенствования экономичности движений, а также определение ведущей роли движений ног при обучении студентов плаванию брассом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Переверзева Ирина Владимировна, Чернышова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining need of synchronization of movements when training students in float by the breast stroke

In article results of researches of authors on detection of the factors determining need of synchronization of movements when training students in float by a breast stroke are provided. As the pacing factors determining need of synchronization of movements when training students in float by a breast stroke, respondents marked: need of optimization of parameters of movements when training students in float by a breast stroke and the integrated formation of skills of movements by hands and legs and also existence of specific features in a technique of training of students in float by a breast stroke. Less important factors are: need of exact coordination of operation of hands and legs when training in technique of movement in water and need of enhancement of profitability of movements and also determination of the leading role of movements of legs when training students in float by a breast stroke.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом»

of medicine, No. 6, pp. 6-10.

4. Pashchenko, L.G. and Korichko A.V. (2015), "Effectiveness of physical education students of the University in terms of self-selection physical training and sport specialization", Theory and practice of physical culture, No. 12, рр. 45-48.

5. Rudenko, G.V., Chistyakov, V.A. (2012), "Model characteristics of psychophysical readiness of the graduate of the rescuers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, рр. 110113.

6. Chistyakov, V.A., Novoseltseva, O.O. and Kostromin, O.V. (2014), "The Structure of the pedagogical concept of this principle of physical training in technical College by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 1, рр. 180-185.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2017

УДК 796.011.3:797.21

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ

ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ

Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом.

В качестве основных факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом, респонденты отметили: необходимость оптимизации параметров движений при обучении студентов плаванию брассом и интегрированного формирования навыков движений руками и ногами, а также наличие специфических особенностей в методике обучения студентов плаванию брассом. Менее важными факторами являются: необходимость точного согласования работы рук и ног при обучении технике передвижения в воде и необходимость совершенствования экономичности движений, а также определение ведущей роли движений ног при обучении студентов плаванию брассом.

Ключевые слова: факторы; плавание брассом; обучение студентов; синхронизация движений.

FACTORS DETERMINING NEED OF SYNCHRONIZATION OF MOVEMENTS

WHEN TRAINING STUDENTS IN FLOAT BY THE BREAST STROKE Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Valeryevna Chernyshova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk

Annotation

In article results of researches of authors on detection of the factors determining need of synchronization of movements when training students in float by a breast stroke are provided.

As the pacing factors determining need of synchronization of movements when training students in float by a breast stroke, respondents marked: need of optimization of parameters of movements when training students in float by a breast stroke and the integrated formation of skills of movements by hands and legs and also existence of specific features in a technique of training of students in float by a breast stroke. Less important factors are: need of exact coordination of operation of hands and legs when training in technique of movement in water and need of enhancement of profitability of movements and also determination of the leading role of movements of legs when training students in float by a breast stroke.

Keywords: factors; float by a breast stroke; training of students; synchronization of movements.

В настоящее время сущность концепции синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом состоит в постепенном совершенствовании

морфофункциональных систем их организма. Это вызывает необходимые перестройки в функционировании определенных координационных механизмов построения движений при обучении студентов плаванию брассом. Соответственно высокий уровень синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом является предпосылкой освоения идеальной техники плавания. [1, 4, 6, 8, 9].

Процесс достижения идеальной техники плавания брассом определяется синхронизацией движений. Внешнее проявление синхронизации движений проявляется в морфологической экономичности техники плавания брассом. Овладение студентами точной синхронизацией движений формирует у них правильную биомеханическую структуру плавания брассом. Это позволяет при минимальных энергетических затратах достигать наивысшего результата в плавании брассом [2, 3, 5].

Целевой направленностью синхронизации движений является развитие способности к координированной работе рук и ног при плавании брассом. Основной задачей становится вовлечение в работу соответствующих нейронов, которые регулируют энергетическую стоимость движений пловца по пути ее снижения. Снижение энергетической стоимости достигается за счет синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом. Синхронизация движений способствует уменьшению потерь при преобразовании метаболической энергии в механическую работу [6-8].

Практика показывает, что синхронизация движений имеет первостепенное значение среди факторов, лимитирующих достижения пловцов. Установлено, что результаты, показываемые пловцами брассом, растут только на основе точной синхронизации движений. Подобный феномен объясняется процессом совершенствования согласования и координации движений рук и ног, а также обеспечивающих эту синхронизацию движений функций [6-8].

Синхронизацию движений следует рассматривать как результат сложных физиологических, координационных и других изменений, протекающих под влиянием тренировочных средств, которые должны подбираться индивидуально для каждого пловца. Поэтому, на наш взгляд, особое значение приобретает выявление факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом. С целью решения этой задачи проводился опрос тренеров и преподавателей вузов по плаванию. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом (п=78)__

Место Факторы Ранг, (%)

1 Необходимость оптимизации параметров движений при обучении студентов плаванию брассом 28,2

2 Необходимость интегрированного формирования навыков движений руками и ногами 21,8

3 Наличие специфических особенностей в методике обучения студентов плаванию брассом 17,1

4 Необходимость точного согласования работы рук и ног при обучении технике передвижения в воде 12,9

5 Необходимость совершенствования экономичности движений при обучении студентов плаванию брассом 11,7

6 Определение ведущей роли движений ног при обучении студентов плаванию брассом 8,3

В качестве основных факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом, респонденты отметили: необходимость оптимизации параметров движений при обучении студентов плаванию брассом и интегрированного формирования навыков движений руками и ногами, а также наличие специфических особенностей в методике обучения студентов плаванию брассом. Менее важными факторами являются: необходимость точного согласования работы рук и ног при обучении технике передвижения в воде и необходимость совершенствования экономичности движений, а также определение ведущей роли движений ног при обучении студентов плаванию

брассом.

Необходимость оптимизации параметров движений при обучении студентов плаванию брассом определяется экономизацией расходования энергии в ходе тренировочного процесса. Этот процесс проходит более интенсивно по мере роста квалификации спортсменов. Происходит более выгодное соотношение энергетических трат и процессов восстановления [7, 8, 10].

Вторым по значимости фактором является необходимость интегрированного формирования навыков движений руками и ногами. Установлено, что экономичность расходования энергоресурсов организма пловцов в значительной степени обусловлена уровнем интегрированного формирования навыков движений руками и ногами, а также правильной техникой движений. Известно, что даже незначительные нарушения в технике движений ног при плавании брассом, происходящие под влиянием утомления, ведут к значительным дополнительным затратам энергии [1, 2, 4, 8].

Важным фактором, определяющим необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом, является наличие специфических особенностей в методике обучения студентов плаванию брассом. Практика показывает, что построение тренировочного процесса пловцов брассом должно проводиться с использованием упражнений различной интенсивности. При таком подходе к тренировочному процессу пловцов была выявлена тесная связь уровня анаэробного порога с мощностью аэробных и анаэробных процессов. Было установлено два критерия экономичности мышечной работы - механический и метаболический. Механический критерий характеризуется уровнем технического мастерства и степенью оптимизации параметров движений. Метаболический критерий определяется соотношением аэробных и анаэробных процессов в энергообеспечении мышечной деятельности. Метаболический критерий экономичности движений пловцов отражает процессы перераспределения механизмов продуцирования энергии. По мере оптимизации параметров движений перераспределение механизмов продуцирования энергии происходит в пользу более эффективных аэробных процессов [3, 6, 9].

Менее значимым фактором является необходимость точного согласования работы рук и ног при обучении технике передвижения в воде брассом. Установлено, что обучение правильным техническим движениям в плавании брассом происходит более эффективно за счет совершенствования биомеханических параметров движений, на основе оптимизации соотношения «шага» и темпа движений. При этом, экономичность функционирования организма пловца не может корректироваться за счет изменения технических параметров движений [1-10].

Определена ведущая роли движений ног при обучении студентов плаванию брассом. Установлено, что механическая энергия, преобразованная из метаболической энергии, должна быть реализована в полезный результат за счет усилий движений ног. На этом уровне преобразования энергии ее потери могут быть минимизированы за счет совершенствования биомеханической структуры техники движений ног.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, определяющих необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом. Все это позволит сократить время освоения студентами техники плавания брассом, а также улучшить качество тренировочных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

2. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 21-26.

3. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации /

B.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.

4. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). -

C. 166-168.

5. Новосельцев, О.В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / О.В. Новосельцев, А.Э. Болотин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.

6. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

7. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 141-144.

8. Понимасов, О.Е. Особенности идеальной типовой модели асимметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 142-146.

9. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-173.

10. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

REFERENCES

1. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improvement of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

2. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "The factors defining need of use of a technique for improvement of profitability of movements when training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 21-26.

3. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Psychology and pedagogical conditions necessary for increase in efficiency training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.

4. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.

5. Novoseltsev, O.V. and Bolotin, A.E. (2013), "The factors defining high learning efficiency of students to swimming of breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.

6. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

7. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.

8. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of the ideal standard model of asymmetric combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 139-142.

9. Taymazov, V.A., Bolotin, A.E. Tsvetkov, S.A. and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military and professional activity", Uchenye zapiski

universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-173.

10. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

Контактная информация: pereverzevaIV@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2017

УДК 796.015.62

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЦЕЛЕВОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ К НАГРУЗКАМ У ЮНЫХ

СПОРТСМЕНОВ

Татьяна Александровна Погосян, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

Проводились исследования двух команд юных футболистов в течение 5 лет ежемесячно по методике Клименко Т. А., Синайского М.М. Регистрировались показатели физической работоспособности, а также разработанный коэффициент эффективности локомоторной координации (КЭЛК), как индикатор переносимости нагрузок. Сопоставление динамических данных о текущем функциональном состоянии спортсменов с характером и направленностью, действующих на них тренировочных воздействий, позволило установить индивидуальные целевые границы максимальных величин PWC170, которых может достигать спортсмен на пике спортивной формы без ущерба для здоровья.

Ключевые слова: целевой уровень физической работоспособности, коэффициент эффективности локомоторной координации (КЭЛК), долговременная адаптация, юные спортсмены.

DEFINING INDIVIDUAL TARGET LEVEL OF PHYSICAL WORKING CAPACITY AT ADAPTATION TO LOADS AT YOUNG SPORTSMEN

Tatiana Aleksandrovna Pogosyan, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, the Moscow region

Annotation

Two teams of young footballers were researched for 5 years every month by the methods of Klimenko TA, Sinaisky MM. The indicators of physical working capacity were recorded, as well as the developed coefficient of loco motor coordination efficiency (CELC), as an indicator of load tolerance. Comparison of dynamic data on the current functional status of athletes with the nature and orientation, acting on them training effects, allowed to establish the individual target boundaries of the maximum values of PWC170, which can reach the athlete at the peak of the sports form without damage to health.

Keywords: target level of physical working capacity, coefficient of efficiency of locomotor coordination (CELC), long-term adaptation, young athletes.

Определение максимальной величины нагрузки, оказывающей значительное возмущающее воздействие и в то же время адекватной способности спортсмена ее переносить, всегда волновало ученых в области теории, методики и физиологии спорта. Ведь именно глубина ответных реакций организма на предложенный стимул в виде тренировочного воздействия, определяет дальнейшие адаптационные перестройки в организме спортсмена [5].

Учеными физиологами давно определены различные стадии адаптационных реакций спортсмена при воздействии нагрузок [3], но вот определение должных величин нагрузки для удержания организма в стадии резистентности по-прежнему остается предметом изучения.

Поскольку наши интересы лежат на границе научных исследований теории и физиологии спорта, мы пытались найти универсальные показатели, в первую очередь с высокой информативностью и в то же время понятные и доступные тренеру, которыми он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.