Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЯБЛОК, ОБРАБОТАННЫХ ГЛИЦЕРОФОСФАТОМ КАЛЬЦИЯ И ДЕЗОКСОНОМ'

ОЦЕНКА ЯБЛОК, ОБРАБОТАННЫХ ГЛИЦЕРОФОСФАТОМ КАЛЬЦИЯ И ДЕЗОКСОНОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.А. Бронникова, Л.А. Виноградова, О.Г. Михайлова, И.С. Шишкина, Н.М. Яркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЯБЛОК, ОБРАБОТАННЫХ ГЛИЦЕРОФОСФАТОМ КАЛЬЦИЯ И ДЕЗОКСОНОМ»

Таким образом, обеспечение оптимального режима питания дает возможность сохранить состояние работоспособности студентов на более продолжительное время и на более высоком уровне, особенно в течение периода экзаменационной сессии, когда степень напряженности умственного труда резко возрастает.

Выводы. 1. Показатели переработки информации являются объективным критерием оценки адекватного режима питания и могут быть использованы при изучении работоспособности в условиях различной степени напряженности умственного труда.

2. Благоприятное влияние на показатели переработки информации оказал 3- и 4-разовый режим питания.

3. 2-разовый режим питания неблагоприятно влияет на умственную работоспособность. Это находит выражение в снижении показателей переработки информации, особенно в период экзаменационной сессии.

4. В период экзаменационной сессии, когда резко возрастает степень напряженности умственного труда, 4-разовый режим питания является наиболее оптимальным для обеспечения высокого уровня работоспособности студентов.

Литература

1. Андрияник Д. Ю. Киколов А. М., Васильева Л. А. // Гиг. труда.— 1983 —№ II.—С. 38—40У .

2. Бадягина О. Д. // Азербайджанская респ. науч. конф. аспирантов вузов Азербайджана. 8-я: Тезисы докладов.—1 Баку. 1985.- Т. 2,—С. 43.

3. Буряк М. Н.ш Беляев А. А. // Гиг. и сан,— 1985 — № 5,— С. 85-86.

4. Валовая И. К. // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов.— М., 1974.— С. 128—129.

5. Волкинд Н И. // Гиг. и сан.— 1983.— № 12. С. 76—78.

6. Генкин А. А., Медведев В. И., Шек М. II. // Вонр. психол.— 1963,- № I.— С. 104-110

7. Зимин Ю. И Иммунокомпетентные клетки при стрессе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук - - М., 1981.

8. Керимова М. Г.. Ахмедов И. Р. // Вон р. питания.— 1986,- № 3. С. 21-25.

9. Керимова М. Г., Багирова Б. А. // Там же. 1989.— № 5.— С. 28—32.

10. Комаров Ф. И., Захаров Л. В.. Лисовский В. А. Суточный ритм физиологических функций у здорового и больного человека.— Л., 1966.

11. КресоваГ. A. 11 Вопр. питания. - 1978.— № 4.— С. 63—65.

12. Кресова Г. А., Лебедева Е. А., Донская Л. В. // Современные проблемы гигиены питания.— Л., 1980.— С. 38—42.

1.3. Мхитарян В. Г. Липидная пероксидация при экстре-

* мальных состояниях организма.— Ереван, 1981.— С. 45.

14. Панин Л. Е. Энергетические аспекты адаптации.— Л., 1978.

15. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса.— Новосибирск, 1983.

16. Покровский А. А., Ларичева К■ А., Яловая Н. И. // Вести. АМН СССР,— 1978,—№ 3,—С. 15-22.

17. Степанова Е. И. // Новые исследования в психологин и возрастной физиологии.— М., 1970.— №2.— С. 147—150.

18. Стефанов Б., Петров К. // Гиг. и сан.— 1975,—№ 2,— С. 83-86.

19. Турсунов 3. Г., Ващенко Т. А. // Всесоюзная конф. по водно-солевому обмену и функции почек. 4-я: Материалы,— Черновцы. 1974,— С. 27—28.

20. Baseer A.. Rob S. // Clin. Endoer.— 1975.—Vol. 4,— P. 199—204.

21. Locke S. E. // Gen. Hosp. Psychiat.— 1982,— Vol. 4, N 1,— P. 44 —58.

22. Macek С. 11 J. A. M. A.— 1982,— Vol. 248, N 4.- P. 405-407.

Поступила 22.02.90-

Summary. In experiments with a feeding frequency (2-, 3-,

4-times a day) most favourable for the mental work intensivity

was the latter diet.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1992 УДК 613.262:634. II/.12.»761:613.294

И. А. Бронникова, Л. А. Виноградова, О. Г. Михайлова, И. С. Шишкина, Н. М. Яркина ОЦЕНКА ЯБЛОК, ОБРАБОТАННЫХ ГЛИЦЕРОФОСФАТОМ КАЛЬЦИЯ И ДЕЗОКСОНОМ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Всесоюзный НИИ консервной и овощесушильной промышленности,

Видное Московской области

Дезоксон — перекисное соединение, в его состав входят: свободная перекись водорода — не менее 10 %, активный кислород в пересчете на надуксусную кислоту — не менее 5 %, уксусная кислота — не менее 20 %, стабилизирующая добавка—0,1 % (ТУ 6-02-09-79). Дезоксон разрешен для применения в качестве антимикробного препарата при санитарной обработке технологического оборудования на плодоовощных консервных предприятиях.

Не меньшую важность приобретает и осуществление послеуборочной обработки плодов химическими веществами функционального действия, позволяющими замедлить процессы послеуборочного дозревания и сократить потерю от физиологических расстройств при старении растительных тканей. К числу таких соединений относятся препараты кальция, в том числе глицерофосфат кальция — соль глицерофосфатной кислоты, получаемой при взаимодействии глицерина и фосфорной кислоты.

Исследовали сохранность яблок после следую-

щих видов обработки: контроль — обработка дистиллированной водой; обработка 0,2 % раствора глицерофосфата кальция (опыт I); обработка 0,55 % раствором дезоксона (опыт II).

При обработке препаратами яблоки погружали в раствор с температурой 15 °С на 10 мин, подсушивали на фильтровальной бумаге, после чего укладывали в ящики и помещали в холодильную камеру при 2 °С.

Исследования показали, что при охлаждении водой с содержанием дезоксона 0,55 % поверхностная обсемененность плодов с плесенями снижается до минимума: если в контроле количество плесеней на поверхности плодов (на 1 кг) в единицах составляло 1,48±0,26, то при обработке 0,055 % водным раствором дезоксона с последующим охлаждением было равно 0. Убыль массы яблок через 2 мес хранения составляла 2,1 %, а при обработке дезоксоном с охлаждением находилась на уровне 1,6 %. Кроме того, размягченность яблок при этом была более низкой, чем у контрольных (11,27 усл. ед. по глубине проникновения

J

-33-

иглы пенетрометра и 14,44 усл. ед.— контроль). Различия в плотности плодов в контроле и опыте сохранялись вплоть до 6—7 мес хранения.

Обработка 0,2 % водным раствором глицерофосфата кальция свидетельствовала о некоторой задержке процессов послеуборочного дозревания в плодах в опыте. Сахаро-кислотный индекс к концу хранения в обработанном варианте был 39, а в контрольном — 21.

Анализ химического состава плодов показывает, что содержание сухих веществ в яблоках в опыте превышает таковое в контроле во все сроки хранения. Содержание Сахаров и органических кислот при обработке яблок дезоксоном находилось примерно на одном уровне. Содержание витамина С при этом было более высоким по сравнению с контрольным лишь в первые месяцы хранения.

Обработка яблок 0,2 % водным раствором глицерофосфата кальция способствовала сохранению более высокого содержания органических кислот, содержание Сахаров не отличалось значительно от контроля, отмечено более высокое содержание витамина С. Таким образом, исследования показали, что оба испытанные препарата эффективны в отношении снижения потерь яблок при хранении.

При проверке остаточных количеств перекиси водорода, надуксусной кислоты и содержания кальция в обработанных яблоках не выявлено статистически значимых отклонений от контроля.

Предварительно, перед постановкой эксперимента на животных, проводили органолептическую оценку яблок, обработанных 0,055 % раствором дезоксона и 0,2 % раствором глицерофосфата кальция. Данные органолептической оценки образцов яблок свидетельствовали об отсутствии какой-либо разницы между опытом и контролем. Органолептическая оценка яблок, проведенная спустя 6 мес хранения в холодильниках, показала, что контрольные образцы имели сморщенную поверхность и более мягкую консистенцию по сравнению с опытными.

Проведены расширенные микробиологические исследования обработанных и контрольных яблок с целью оптимального выявления индикаторной, потенциально патогенной и патогенной микрофлоры. Исследования проводили сразу после обработки, через 3, 6, 9 и 12 мес хранения в холодильниках.

Исследовали микрофлору яблок, обработанных дезоксоном и глицерофосфатом кальция методами встряхивания в водопроводной воде, определяя в них бактерии группы кишечных палочек, фекальные кишечные палочки, неферментирующие грамотрицательные микроорганизмы, фекальные стрептококки и патогенные энтеробактерии.

Исследования показали, что обработка яблок растворами глицерофосфата кальция и дезоксона оказала положительное влияние на сроки хранения, особенно при обработке дезоксоном.

Токсикологические исследования обработанных глицерофосфатом кальция, дезоксоном и контрольных яблок проводили на трех группах животных, по 20 крыс-самцов в каждой. Животные 1-й группы получали яблоки, обработанные дистиллированной водой (контроль), 2-й группы — яблоки, обработанные 0,2 % водным раствором глицерофосфата кальция, 3-й группы — яблоки, обработанные 0,055 % раствора дезоксона. Дли-

Биохимические показатели аорты крыс, мг/г (Л(±т)

Показатель Группы животных

контрольная 1-я 2-я

Гексуроновые кислоты Гексозы Гексозамин Оксипролин 19,9±1,91 60,2±2,28 32,32+1,15 52,4±4,8 20,9±2,01 70,0±4,42 28.88rfcl.2l 52.8±6,8 21,6±1,93 77,0±5,94 28,15±3.28 67,3±9,4

тельность токсикологического эксперимента составляла 12 мес. Животные получали яблоки в количестве 10 г ежедневно перед первым кормлением, дополнительно к рациону.

Для проведения эксперимента были взяты клинически здоровые, растущие животные, массой до 100 г. Биохимические исследования проводили 1 раз в месяц. При этом изучали: динамику массы тела, суммационно-пороговый показатель, морфологический состав крови, содержание гистамина, общего белка, SH-rpynn, мочевины, активность аланиновой аминотрансферазы, содержание нуклеиновых кислот и уровень сахара в крови. Определенное внимание было уделено изучению возможного атерогенного действия обработанных глицерофосфатом и дезоксоном яблок. С этой целью определяли содержание в кровн холестерина, прочно связанного с белками холестерина и его коэффициент, рыхлосвязанного с белками холестерина, мукополисахаридов, р-липопротеи-дов, отношение фосфолипиды/холестерин. В качестве биохимических показателей аорты были избраны: содержание гексуроновых кислот, гексоз, гексозамина, оксипролина. Определяли также содержание кальция и ионизированного кальция в сыворотке крови. Через 6 и 12 мес эксперимента были проведены функциональные пробы с 2-су-точным голоданием. При забое определяли массовый коэффициент некоторых внутренних органов, содержание витамина С в надпочечниках, сорбционные свойства внутренних органов и желез методом витального окрашивания, активность ци-тохромоксидазы, АЛТ, содержание нуклеиновых кислот и гистамина в печени, микроэлементный состав печени и костной ткани методом спектрального анализа.

Экспериментальные данные показали отсутствие какого-либо неблагоприятного влияния обработанных глицерофосфатом кальция и дезоксоном яблок на организм животных при их длительном скармливании. В качестве примера в таблице представлены биохимические показатели аорты подопытных крыс.

С целью установления возможного неблагоприятного влияния на организм крыс плодов яблок, обработанных глицерофосфатом кальция и дезоксоном, были проведены патоморфологи-ческие исследования. Их результаты свидетельствовали об отсутствии значимых изменений в состоянии внутренних органов подопытных животных по сравнению с контрольными. Отмеченные на клеточном уровне незначительные изменения в желудке, тонкой и толстой кишках и селезенке носили морфофункциональный характер.

Выводы. I. С гигиенической точки зрения водные растворы 0,055 % дезоксона и 0,2 % глицерофосфата кальция могут быть рекомендованы для использования с целью увеличения

сроков хранения свежих плодов яблок, так как экспериментально установлена безвредность яблок, обработанных вышеуказанными препаратами, в длительных биологических опытах на животных, подтвержденных патоморфологическими и статистическими методами исследования.

2. Для обработки яблок с целью увеличения их лежкости разрешается использование 0,055 % водного раствора дезоксона и 0,2 % водного раствора глицерофосфата кальция при погруже-

нии яблок в раствор при температуре 15 °С на 10 мин.

3. Яблоки, обработанные водными растворами глицерофосфата кальция и дезоксона, могут быть рекомендованы для питания населения.

4. Для контроля за правильностью использования глицерофосфата кальция и дезоксона необходимо обеспечить точное количественное приготовление растворов путем использования дозаторов.

Поступила 11.03.91

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1992 УДК 371.7:371.3

Н. Н. Куинджи, Н. Б. Мирская, Н. М. Фальковская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПО 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

В НИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР. Москва

В течение последних лет в школах страны проводится экспериментальное обучение учащихся по режиму 5-дневной учебной недели. Школам предложены два варианта такого режима: режим НИИ школ Министерства народного образования РСФСР и режим НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (НИИ СиМО).

Согласно приказу Главного управления народного образования Мосгорисполкома от 07.06.88, эксперимент по переводу школ Москвы на режим 5-дневной учебной недели проводится «в целях нормализации учебной нагрузки учащихся, создания условий для развития интересов, склонностей и способностей школьников, усиления влияния родителей на детей, учитывая настоятельные просьбы трудящихся Москвы, по согласованию с Госкомитетом СССР по народному образованию».

Существенным моментом в обоих экспериментальных режимах следует считать введение профильного обучения для учащихся 9— 11 -х классов, позволяющее каждому школьнику выбирать блок предметов, соответствующих его способностям и интересам.

Режим НИИ школ, сокращая длительность рабочей недели, в основном не уменьшает (а для некоторых классов даже увеличивает) число учебных часов в неделю, а следовательно, повышает и дневную учебную нагрузку школьников. «Нормализацию учебной нагрузки учащихся» авторы режима НИИ школ посчитали возможным осуществить за счет сокращения длительности каждого урока до 40 мин вместо 45 мин.

В экспериментальном режиме НИИ СиМО задача нормализации учебной деятельности обеспечивается за счет сокращения обязательной учебной нагрузки учащихся и создания из высвободившихся часов (плюс часы факультативных занятий) «резерва школы». Конкретное направление и формы расходования «резерва школы» определяются ее советом. Оно может быть

использовано как для педагогических целей (для «дифференцирования» и «интенсифицирования» учебного процесса в целях повышения качества общеобразовательной подготовки), так и для организации оздоровительной работы среди учащихся.

С медицинской точки зрения экспериментальный режим НИИ СиМО на первый взгляд более перспективен, поскольку позволяет разумно сочетать учебно-воспитательную работу с укреплением здоровья школьников, повышая ответственность педагогического коллектива каждой конкретной школы за сохранность здоровья детей.

Гигиеническую оценку обучения по указанным вариантам экспериментальных режимов 5-дневной учебной недели мы проводили на примере 10 классов и 6 московских школ. У учащихся 1, 3, 5-х и 9-х классов в течение учебного года изучали дневную и недельную динамику умственной работоспособности методом дозированной по времени корректурной работы, а также реакцию сердечнососудистой системы (частота сердечных сокращений — ЧСС и артериальное давление — АД) на дневную учебную нагрузку. Дополнительно у школьников 3-х классов проводили хронометраж учебной деятельности на уроках, а у школьников 5-х классов регистрировали объем произвольной двигательной активности в часы школьных занятий (методом шагометрии). Влияние экспериментальных режимов на самочувствие детей с учетом проявления невротических реакций оценивали на примере школьников 5-х классов с помощью специальной анкеты [3, 7]. О суммарном влиянии экспериментальных режимов на состояние здоровья судили по результатам комплексного медицинского обследования учащихся 1-х и 5-х классов, проведенного в начале (или середине) и конце учебного года, а также по данным их заболеваемости за учебный период. Результаты, полученные на фоне 5-дневной учебной недели, сравнили с полученными ранее у школьников аналогичного возраста при 6-дневной рабочей неделе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.