Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н Н. Куинджи, Н Б. Мирская, Н М. Фальковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The five-day week education in the primary and secondary school in experiments showed good results. The reduction of school programmes was recommended.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ»

сроков хранения свежих плодов яблок, так как экспериментально установлена безвредность яблок, обработанных вышеуказанными препаратами, в длительных биологических опытах на животных, подтвержденных патоморфологическими и статистическими методами исследования.

2. Для обработки яблок с целью увеличения их лежкости разрешается использование 0,055 % водного раствора дезоксона и 0,2 % водного раствора глицерофосфата кальция при погруже-

нии яблок в раствор при температуре 15 °С на 10 мин.

3. Яблоки, обработанные водными растворами глицерофосфата кальция и дезоксона, могут быть рекомендованы для питания населения.

4. Для контроля за правильностью использования глицерофосфата кальция и дезоксона необходимо обеспечить точное количественное приготовление растворов путем использования дозаторов.

Поступила 11.03.91

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1992 УДК 371.7:371.3

Н. Н. Куинджи, Н. Б. Мирская, Н. М. Фальковская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПО 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

В НИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР. Москва

В течение последних лет в школах страны проводится экспериментальное обучение учащихся по режиму 5-дневной учебной недели. Школам предложены два варианта такого режима: режим НИИ школ Министерства народного образования РСФСР и режим НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (НИИ СиМО).

Согласно приказу Главного управления народного образования Мосгорисполкома от 07.06.88, эксперимент по переводу школ Москвы на режим 5-дневной учебной недели проводится «в целях нормализации учебной нагрузки учащихся, создания условий для развития интересов, склонностей и способностей школьников, усиления влияния родителей на детей, учитывая настоятельные просьбы трудящихся Москвы, по согласованию с Госкомитетом СССР по народному образованию».

Существенным моментом в обоих экспериментальных режимах следует считать введение профильного обучения для учащихся 9— 11 -х классов, позволяющее каждому школьнику выбирать блок предметов, соответствующих его способностям и интересам.

Режим НИИ школ, сокращая длительность рабочей недели, в основном не уменьшает (а для некоторых классов даже увеличивает) число учебных часов в неделю, а следовательно, повышает и дневную учебную нагрузку школьников. «Нормализацию учебной нагрузки учащихся» авторы режима НИИ школ посчитали возможным осуществить за счет сокращения длительности каждого урока до 40 мин вместо 45 мин.

В экспериментальном режиме НИИ СиМО задача нормализации учебной деятельности обеспечивается за счет сокращения обязательной учебной нагрузки учащихся и создания из высвободившихся часов (плюс часы факультативных занятий) «резерва школы». Конкретное направление и формы расходования «резерва школы» определяются ее советом. Оно может быть

использовано как для педагогических целей (для «дифференцирования» и «интенсифицирования» учебного процесса в целях повышения качества общеобразовательной подготовки), так и для организации оздоровительной работы среди учащихся.

С медицинской точки зрения экспериментальный режим НИИ СиМО на первый взгляд более перспективен, поскольку позволяет разумно сочетать учебно-воспитательную работу с укреплением здоровья школьников, повышая ответственность педагогического коллектива каждой конкретной школы за сохранность здоровья детей.

Гигиеническую оценку обучения по указанным вариантам экспериментальных режимов 5-дневной учебной недели мы проводили на примере 10 классов и 6 московских школ. У учащихся 1, 3, 5-х и 9-х классов в течение учебного года изучали дневную и недельную динамику умственной работоспособности методом дозированной по времени корректурной работы, а также реакцию сердечнососудистой системы (частота сердечных сокращений — ЧСС и артериальное давление — АД) на дневную учебную нагрузку. Дополнительно у школьников 3-х классов проводили хронометраж учебной деятельности на уроках, а у школьников 5-х классов регистрировали объем произвольной двигательной активности в часы школьных занятий (методом шагометрии). Влияние экспериментальных режимов на самочувствие детей с учетом проявления невротических реакций оценивали на примере школьников 5-х классов с помощью специальной анкеты [3, 7]. О суммарном влиянии экспериментальных режимов на состояние здоровья судили по результатам комплексного медицинского обследования учащихся 1-х и 5-х классов, проведенного в начале (или середине) и конце учебного года, а также по данным их заболеваемости за учебный период. Результаты, полученные на фоне 5-дневной учебной недели, сравнили с полученными ранее у школьников аналогичного возраста при 6-дневной рабочей неделе.

Проявления повышенной и высокой степени невротизма у школьников при различных режимах учебной деятельности

Про-должи-тель-ность недели, дни Вариант режима Класс обу-че* НИИ Чис ло опрошенных Частота проявлений повышенной и высокой степени невротизма, %

6 Традиционный 4—5-й 32 60

Экспериментальный

НИИ школ 5-й 59 66

5 Экспериментальный

НИИ СиМО 5-й 37 43»

Примечание. Звездочка — достоверные различия с режимом НИИ школ.

Обследование школ с экспериментальными вариантами 5-дневной учебной недели выявило наибольшие нарушения гигиенических требований к учебному процессу при обучении по режиму НИИ школ: увеличилось число уроков в день до 5 для учащихся начальной школы и до 7—8 для среднего и старшего ь-„ораста, сократилась длительность малых (до 5—7 мин) и больших (до 15 мин) перемен, широко практиковалось сдваивание уроков не только для старшеклассников, но и для учащихся среднего школьного возраста. Необходимость выполнять сохранившуюся программу обучения при сокращении длительности уроков привела к росту интенсификации умственного труда учащихся. Так, при переходе на 5-дневную неделю плотность учебной работы учащихся 3-х классов увеличилась на основных предметах до 94,2—68,9 % против 79—83 % на тех же предметах при 6-дневной неделе, что наряду с сокращением длительности перемен повысило утомляющий эффект учебной деятельности. При 5-дневной учебной неделе в каждой возрастной группе учащихся участились случаи сдвига умственной работоспособности, характерного для выраженного утомления школьников. Так, частота выраженного утомления на уроках возросла среди 1-классников до 33 % против 23 % при 6-дневной учебной неделе, среди 5-класс-ников до 27,5% против 17,4 % (р<0,05), среди учащихся 9-классов до 37,1 % против 19 % (р<0,05). Среди учеников 3-х классов суммарное количество случаев выраженного утомления существенно не различалось за 5-дневную и 6-дневную недели. В то же время число таких случаев при 5-дневной учебной неделе по сравнению с 6-дневной у них возрастало до 36,6 % против 22,8 % в пятницу и против 26 % в субботу.

Обучение по данному варианту 5-дневной недели увеличило число школьников с неблагоприятными сдвигами гемодинамики в конце уроков. Среди учеников 3-х классов количество таких случаев возросло при 5-дневной неделе по сравнению с 6-дневной до 28 % против 12 % (р<0,05), среди

5-классников до 44,9 % против 34,6 % (р<0,05). У учащихся 9-х классов количество случаев неблагоприятного изменения АД в конце 5-дневной недели составило 71 % против 45 % на фоне

6-дневной недели. У детей 1-го класса изменения АД носили наиболее неблагоприятный характер, так как происходили преимущественно за счет повышения диастолического давления. У них на протяжении 5-дневной недели среднегрупповая величина диастолического АД нарастала от понедель-

ника к пятнице с 50 до 58 мм рт. ст., достигая в конце недели верхней границы возрастной нормы. При 6-дневной неделе уровень диастолического давления у школьников того же возраста составлял в аналогичный период года (II учебная четверть) 50,8 мм рт. ст., а его колебания в течение учебного года не превышали диапазона 48,3—52,9 мм рт. ст.

У школьников всех возрастных групп на фоне

5-дневной учебной недели выявлено от понедельника к пятнице достоверное уменьшение исходной (до уроков) ЧСС, чего не наблюдалось при

6-дневном обучении.

Анкетный опрос школьников и параллельно их родителей относительно самочувствия детей в процессе обучения по экспериментальным вариантам 5-дневной недели выявил при режиме НИИ школ наибольшую частоту таких неблагоприятных психовегетативных реакций, как частая головная боль, невозможность сосредоточиться, затруднения при засыпании, беспокойный сон, неприятные ощущения в области желудка или сердца во время занятий, приступы потливости, эмоциональные срывы в виде плача, грубости и пр. По мнению авторов использованного опросника (3, 7], выраженность указанных реакций у школьников была пропорциональна уровню невротических проявлений по тесту Айзенка. Исходя из этого, авторы опросника определили допустимый предел подобной симптоматики и ранжировали две степени превышения этого предела как проявления повышенного и высокого уровня невротизма. Как видно из таблицы, 5-дневная учебная неделя по режиму НИИ школ сочдает наибольшие предпосылки для невротизации школьников. Обоснованность этого вывода подтвердил сравнительный анализ результатов комплексного медицинского обследования школьников, обучавшихся в течение года по неделям разной продолжительности.

При обучении по 6-дневной неделе из 93 обследованных первоклассников ухудшили показатели здоровья весной относительно осени (т. е. за весь учебный год) 15 %; среди обучавшихся по режиму 5-дневной недели НИИ школ из 75 первоклассников ухудшили здоровье 24 %, причем это произошло за меньший отрезок времени, так как первое обследование этих детей было проведено зимой (в конце II четверти). Состояние здоровья детей ухудшилось преимущественно за счет появления неблагоприятных изменений сердечно-сосудистой системы и психоневрологического статуса.

Подытоживая изложенное, следует сказать, что обучение по экспериментальному режиму 5-дневной недели НИИ школ приводит к еще большей интенсификации умственного труда учащихся, увеличивает число случаев выраженного утомления на уроках и создает реальные и весомые предпосылки для увеличения частоты различных форм психосоматических заболеваний среди школьников. Поэтому данный экспериментальный режим с гигиенических позиций не может быть рекомендован для массового внедрения в школы.

Экспериментальный режим НИИ СиМО в настоящее время оценен нами но влиянию на организм школьников 5-х классов. Как показали исследования, его утомляющий эффект не был столь существенным по сравнению с режимом 6-дневной учебной недели. Так, суммарное за год количество

сдвигов работоспособности, характерных для выраженного утомления, при этом режиме составило среди 5-классников 27 % против 20 % при 6-днев-ном обучении (р>0,05). Как было показано (см. таблицу), этот экспериментальный режим при обучении учащихся 5-х классов вызывает наименьший невротизирующий эффект. При этом варианте 5-дневной учебной недели выявлена тенденция к снижению у школьников неблагоприятных изменений АД в конце уроков. При 6-дневной неделе частота случаев снижения после уроков пульсового давления за счет повышения диастолического у 5-классников стабильно удерживалась в течение года в диапазоне 32,4—35,4 %. При 5-дневной же неделе по режиму НИИ СиМО аналогичное число таких неблагоприятных реакций (35,4 %) было выявлено только в III четверти, в то время как в начале и в конце учебного года их число было меньшим — соответственно 16,9 и 25 %. Прослежена зависимость утомляющего эффекта 5-дневной учебной недели от характера расходования резервного времени в режиме НИИ СиМО. Использование «резерва школы» преимущественно для учебных целей выявило в одном из экспериментальных 5-х классов увеличение к концу учебного года случаев утомления учащихся с 21,4 % в I четверти до 32,4 % в IV четверти (р<0,05). В то же время при расходовании «резерва школы» не только для интенсификации учебной нагрузки, но и для организации досуга детей, проведения оздоровительных мероприятий число случаев выраженного утомления школьников к концу года увеличивалось недостоверно — с 21,4 до 25,2 %. Из приведенного примера следует, что использование «резерва школы» в режиме НИИ СиМО только для учебных целей способно свести на нет все потенциальные возможности этого режима по нормализации учебной нагрузки учащихся. Поэтому с гигиенической точки зрения мероприятия по интенсификации учебной деятельности детей в «резерве школы» (режим НИИ СиМО) должны быть обязательно регламентированы при массовом внедрении данного режима.

К числу общих и существенных недостатков оцененных экспериментальных режимов 5-дневной учебной недели следует отнести следующие: сокращение произвольной двигательной активности школьников более чем в 2 раза в часы учебных занятий (например, у 5-классников она уменьшилась с 4311,8 до 2090,1 шага); существенный рост числа острых заболеваний. Пропуски по болезни за год на 100 учащихся 5-х классов увеличились более чем в 4,5 раза (до 1199—1255 дней в зависимости от варианта 5-дневного режима против 258,9 дня при 6-дневной неделе). Это мы объясняем сокращением произвольной двигательной активности школьников при 5-дневной учебной неделе, поскольку реализация произвольной двигательной активности является биологической потребностью растущего организма [1]. Дефицит двигательной активности учащихся за счет недостаточного использования ее организованных форм в школе и во время досуга детей гигиенисты отмечали еще при 6-дневном режиме обучения. Благодаря коррекции двигательного режима им удавалось существенно повышать показатели умственной, физической работоспособно-

сти, а главное, неспецифического иммунитета у школьников (1, 2, 4—6]. Если при 6-дневном обучении недостатки организованного двигательного режима учащиеся могли в определенной степени компенсировать за счет произвольной двигательной активности, то ее двукратное сокращение при 5-дневной неделе лишает детей этой возможности, что и обусловливает снижение их неспецифической резистентности и рост острых заболеваний. Определенную роль при этом играют нарушения гигиенического режима содержания классных помещений (своевременное проветривание, влажная уборка и пр.) и увеличение времени дневного контакта между заболевающими и здоровыми школьниками.

Исходя из полученных данных, гигиенические рекомендации по оптимизации новых условий обучения школьников могут быть сведены к следующему.

Перевод учащихся на 5-дневное обучение не должен быть обязательным для всех школ и всех возрастных групп отдельно взятой школы. Исходя из целей перехода на 5-дневную неделю, а также из полученных экспериментальных данных представляется целесообразным вводить 5-дневную неделю преимущественно для учащихся начальной школы.

Решение о переводе школы на 5-дневную учебную неделю должно приниматься с учетом возможностей школы обеспечить учащимся реализацию биологической потребности в двигательной активности. Это может быть достигнуто путем организации в середине учебных занятий динамической паузы и проведения ее за счет времени «резерва школы», чему будет способствовать, например, оборудование рекреационных помещений тренажерными комплексами для спортивно-игровой деятельности учащихся на переменах, музыкальное сопровождение перемен (фонирующая негромкая музыка).

За счет «резерва школы», т. е. при участии учителей-предметников, должны проводиться не реже 1 раза в месяц такие оздоровительные массовые мероприятия, как туристические походы и экскурсии за город, пешие прогулки в парковых зонах города, посещения бассейна, лыжные соревнования, занятия в спортивных секциях и т. п.

По условиям эксперимента суббота должна быть для школьников «досуговым развивающим» днем. А между тем проведенный нами анкетный опрос младших школьников показал, что только половина из них проводили субботу с родителями, 27 % детей посещали в этот день спортивные секции, 2,5 % были в театре, 16,7 % выезжали за город. Зато все 100 % детей провели время у телевизора, причем 63,4 % более 2 ч и 62 % гуляли на улице самостоятельно 3 ч и более. Последний фак"Г позволяет высказать мысль о том, что существующая организация 5-дневной учебной недели вместо обещанного «усиления влияния родителей» создает предпосылки для распространения безнадзорности детей со всеми возможными антисоциальными последствиями.

Помимо указанных, к общим недостаткам экспериментальных режимов следует отнести выявленное в большинстве школ несоответствие расписания уроков физиологическим особенностям

недельной и дневной динамики умственной работоспособности учащихся.

Проведенное нами изучение дневной и недельной динамики работоспособности школьников при 5-дневной учебной неделе позволяет рассматривать вторник и среду как дни с наиболее устойчивой работоспособностью школьников, а 1-е и 2-е уроки как часы с наиболее высоким уровнем продуктивности умственного труда. Изданных рекомендаций следует, что при 5-дневной учебной неделе трудные предметы целесообразнее проводить на 1—2-м уроках, а во вторник и среду включать в расписание большее число уроков, чем в остальные дни недели.

По результатам проведенных исследований разработаны и переданы органам просвещения и санитарного надзора предварительные гигиенические рекомендации по оптимизации условий обучения школьников по 5-дневной учебной неделе.

Литература

1. Доскин В. А., Куинджи H. Н. Биологические ритмы растущего организма.— М., 1989.

2. Кузнецова Л. М. Гигиеническое обоснование режима продленного дня для учащихся 4—5 классов: Автореф. дне. ... канд. наук.— М., 1985.

3. Липкова В., Шевчикова Л., Арохова О. и др. // Школа и психическое здоровье учащихся,— М., 1988,— С. 131 — 139.

4. Полянская П. В. Иммунологическая реактивность школьников в связи с их морфофункциональными особенностями и двигательной активностью: Автореф. дне. ... канд. мед. наук.—М., 1971.

5. Сазанюк 3. И. // Гиг. и сан,— 1982. № 4 — С. 39—42.

6. Симонова Л. А.. Фетисов Г. В. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1981.— С. 278-279.

7. Sevcikova L., Lipkova, V., Liska ]., Blazicek P. // Csl. Hyg.- 1982.— Vol. 27. N 6,— P. 360—369.

Поступила 28.02.91

Summary. The live-day week education in the primary and

secondary school in experiments showed good rfsults. The

reduction of school programmes was recommended.

© П. п. МАКАРОВ. A. H СИНИЦЫ H. 1992 УДК S72.5I-053.8I

П. П. Макаров, А. Н. Синицын МНОГОМЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Ленинград

Оценка физического развития является важным прогностическим показателем состояния здоровья отдельного человека и коллектива в целом. Такая оценка позволяет выделить группы, находящиеся в состоянии риска, что имеет важное значение для диагностики и профилактики различных заболеваний, преморбидных состояний. Она может использоваться для выбора профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, а также для контроля за выполнением программ, направленных на улучшение здоровья.

К сожалению, современные подходы к оценке физического развития, основанные на использовании среднестатистических величин основных I антропометрических показателей (длина и масса тела, окружность грудной клетки), имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, обоснованность использования средних величин, полученных в результате даже массовых исследований, в качестве стандартов физического развития при наличии значительного числа людей с избыточной массой тела вызывает сомнение. Во-вторых, не учитывается степень развития составных компонентов массы тела, т. е. обезжиренной или тощей массы тела и жира. В го же время при должной массе тела содержание жира в организме может быть повышенным, а при избыточной массе — нормальным. И наконец, существующие стандарты физического развития входят в противоречие с показателями физической подготовленности как составляющей физического состояния человека. Лица, имеющие физическое развитие ниже среднего и низкое, часто обладают лучшей физической работоспособностью, которая обычно рассматривается в качестве важнейшего, социально значимого показателя здоровья.

Такое положение создает определенные труд-

ности при изучении профессиональных, региональных и популяционных особенностей физического развития населения страны. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых форм оценки и анализа крупных массивов данных о физическом развитии и состоянии здоровья населения [1, 3|.

Методы многомерного статистического моделирования, которые позволяют производить объективную комплексную оценку, учитывать и увязывать друг с другом различные показатели, характеризующие физическое развитие, уже находят применение на практике. Наиболее часто для этих целей привлекается факторный анализ [2, 4, 5]. К его достоинствам относят возможность свертки (редукции) информации путем объединения множества признаков, характеризующих объект, в ограниченное число комплексных показателей, отражающих определенную качественную сторону имеющегося состояния организма. Однако практическая реализация результатов факторного анализа вряд ли может быть эффективной. Так, анализ факторной структуры позволяет интерпретировать признаки по их содержательной направленности, но не располагает средствами распределения обследованных людей по группам, квалифицируемым, например, как относительно неблагополучные (нуждающиеся в дополнительном обследовании, требующие специальной коррекции по каким-то направлениям, подлежащие отсеву при профотборе и т. п.) или благополучные (нормальные, с хорошим развитием отдельных качеств, профессионально и психофизиологически пригодные и т. п.).

Современный математический аппарат с помощью ЭВМ дает возможность решить задачу многомерной классификации путем формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.