Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In experiments with a feeding frequency (2-, 3-, 4-times a day) most favourable for the mental work intensity was the latter diet.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ»

шиты: существенное увеличение комплементарной активности сыворотки крови в зимне-весенние месяцы сопровождалось столь же резким падением уровня лизоцима, и наоборот, относительно высокая активность лизоцима в осенние месяцы сочеталась с низким уровнем комплемента. Добавки микроэлементов к рационам питания юных спортсменов практически не оказывали заметного воздействия на иммунный статус.

Литература

1. Аулик И. В. // Тер. и практ. физ. культуры. 1973.— № 8.-- С. 27—29.

2. Боголюбов В. М. // Там же,— 1986,—№ 9,— С. 18 20.

3. йаселевич В. А. Медицинский справочник тренера.— М„ 1981,- С. 271.

4. Насолодин В. В.. Русин В. Я., Суворов В. А. // Воен. мед. журн. 1984,—№'2. 39—42.

5. Насолодин Д. В. // Гиг. и сан. 1985,- № 12.— С. 21—24.

6. Насолодин В. В., Русин В. Я., Гладких И. П. // Там же,— 1986,— № 7.— С. 83—84.

7. Попов Т., Нейковска Л. // Там же. 1971,—№ 10 — С. 89—91.

8. Русин В. Я., Насолодин В. В.. Воробьев В. А. // Вопр. пнтания,— 1980.— № 4,— С. 15—19.

9. Русин В. Я.. Насолодин В. В.. Суворов В. А. // Воен.-мед. журн. 1981,—№ 10,—С. 44 46.

10. Русин В. Я.. Насолодин В. В., Гладких И. П.// Гиг. труда.— 1981,— № 4 С. 64.

П. Русин В. Я., Насолодин В. В.. Гладких И. П. // Гиг. и сан. 1982. - № 3. С. 78—80.

12. Русин В. Я.. Насолодин В. В., Г ладких И. II. / / Там же. 1980,-№ 7,-С. 31 34.

13. Суздальницкий Р. С.. Левандо В. А.. Першин Б. Б и др. // Теор. и практ. физ. культуры. 1989,—№ 2. С. 4—6.

Поступила 06 11.90

С О. Л. ЛИВШИЦ, Л. Л. МЕНЬШИКОВА. 1992 УДК 613.865-057.875-02.613.2

О. Д. Лившиц, Л. А. Меньшикова

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННОГО

ТРУДА СТУДЕНТОВ

Пермский педагогический институт

Одной из важнейших проблем интенсификации учебной работы студентов является повышение уровня умственной работоспособности, особенно в период экзаменационной сессии. При подготовке к экзаменам у студентов отмечается высокое нервно-эмоциональное напряжение, а во время сдачи устных экзаменов наблюдается эмоциональный стресс, приравнимаемый по напряженности к стрессу летчиков во время полетов [20].

Экзаменационная сессия, которая занимает в вузах около 20 % учебного времени, является характерной стрессовой ситуацией хронического типа [1, 5], вызывающей изменения в энергетическом [14], белковом [3, 8, 9], жировом [13, 15], витаминном [2], водно-солевом [19] обмене, а также сопряжена со сдвигами в иммунной системе организма [7, 21, 22] и в состоянии высшей нервной деятельности [4, 10]. Поэтому поиск средств и способов, обеспечивающих оптимальное протекание метаболических процессов в организме и сохранение умственной работоспособности студентов в экзаменационный период, приобретает особую актуальность и вызывает необходимость специального изучения.

Известно, что наиболее физиологичным средством, повышающим адаптационные возможности организма, является рациональное питание [9, 11, 12, 14, 16]. Однако имеющиеся в литературе материалы о связи влияния режима питания с умственной работоспособностью студентов немногочисленны. В доступной литературе удалось найти лишь отдельные работы, отражающие влияние кратности питания на умственную работоспособность студентов в межсессионный период [11, 12], а в других работах [4, 18] изменения показателей переработки информации у студентов во время учебных занятий и экзаменов изучены без учета режима питания. Между тем изучение особенностей переработки информации в условиях различной степени напряженности умственного

труда студентов в зависимости от различных режимов питания даст возможность научного обоснования для рекомендации адекватного режима питания студентам в период экзаменационной сессии.

Работа является фрагментом комплексных исследований по физиолого-гигиеническому обоснованию рационального питания студентов в период экзаменационной сессии и посвящена изучению особенностей переработки информации в условиях различной степени напряженности умственного труда студентов в зависимости от режима питания.

Исследования проводились на студентах-^уж-чинах педагогического института, обучающихся на 2-м курсе факультета физической культуры, которые были в определенной степени адаптированы к вузовским условиям обучения и особенностям студенческой жизни. В эксперименте участвовали 50 практически здоровых студентов в возрасте 19—23 лет. Режим труда и отдыха обследованных в межсессионный период был обычным. Продолжительность ночного сна составляла в среднем 7 ч. Энергетическая ценность рационов у всех обследованных была в пределах 2840,5±16,3— 2870,6±23,2 ккал. Рационы питания студентов были также идентичны по качественному составу. Отобранные студенты были разделены на 3 груп-ны, одна из которых (15 человек) в течение месяца питалась 2 раза в день, другая (23 человека) — 3 раза и третья (12 человек) — 4 раза. В течение всего периода наблюдений испытуемые не прерывали занятий в институте и вели обычный образ жизни. Наблюдения осуществляли в период текущей учебы (2 нед до экзаменов) и в период экзаменов. Для регистрации фоновых показателей во время текущей учебы были выбраны относительно спокойные дни (среда). Моделью стрессовой ситуации служила зимняя экзаменационная сессия, включавшая 3 достаточно сложных экзамена. Трижды — в период текущей учебы, в начале и

<5 Гигиена и сам. X: 1

-31

Показатели переработки информации у студентов в условиях различной степени напряженности умет венного труда в зависимости от

режима питания М±.т

Показатель

Во время текущих аудиторных занятий

Во время экзаменационной сессии

режим питания режим питания

2-разовый 3-раэовый 4-разопый 2-разовый 3-разовый 4-разовый

начало конец начало конец начало | конец

Скорость переработки информации, бит/с Коэффициент продуктивности Коэффициент точности Коэффициент устойчивости Коэффициент дифференцировки

1.30±0.05 40.1 ±1.5 0.72±0.02 20.4 ±1,4 1.40±0.09

1.62 ±0.07 46.5±2.2 0.86±0,03 26.2± 1,8 1.75±0.10

1,84±0.П

49.3±2.6

0.89±0.02

29.8±2.3

1,88±0,07

1,56±0.08

42,4±1.8

0,60±0,04

22.5±2.0

1.49±0.05

1.64 ±0.09 36,7± 1.2 0.79±0.04 15.4±1.6 1.32 ±0,04

1.90±0.08 48,3±2,5 0.90 ±0.05 28.7±1.4 1.82±0.09

2.18±0,10 51.6±2.4 0.95±0.07 32,6± 1.6 1,84±0.07

2.14±0.12 52.8±1.9 0.92±0,04 34.8± 1.8 1,90±0.10

2.37±0.0'.| 57.4 ±2.0 0.98±0.06 38.5±2,1 1.95±0,0в

конце экзаменационной сессии — исследовали показатели переработки информации, характеризующие уровень умственной работоспособности. Показатели переработки информации определяли с помощью корректурных тестов по формулам Харт-риджа и Уиппла [6, 17], при этом были исследованы скорость переработки информации, коэффициент точности, коэффициент устойчивости, коэффициент продуктивности и коэффициент дифференцировки. Результаты исследований по вышеперечисленным тестам обрабатывали общепринятыми статистическими методами (см. таблицу).

Полученные данные свидетельствуют о существенном влиянии режима питания на показатели переработки информации у студентов как в период текущих аудиторных занятий, так и во время экзаменационной сессии. Так, скорость переработки информации у студентов, находившихся на 3-разовом режиме питания, в период текущих аудиторных занятий была выше на 24,6 % (р<0,05), а у студентов на 4-разовом режиме питания — на 41,5 % (р<0,001) по сравнению со студентами, принимавшими пищу 2 раза в день. У испытуемых, находившихся на различных режимах питания, отмечалось статистически достоверное увеличение скорости переработки информации как в начале, так и в конце экзаменационной сессии. Однако уровень ее увеличения был выше у студентов при 3-х и 4-разовом питании, чем при 2-разовом и соответственно возрос на 46,1; 64,6 и 20 % в начале экзаменационной сессии по сравнению с исходным уровнем. Прирост скорости переработки информации в течение экзаменационной сессии был также выше у студентов при 3- и 4-разовом питании и в конце ее составил соответственно 14,7 и 10,7 % (р<0,05) по сравнению с началом экзаменационной сессии, а у студентов при разовом питании — 5,1 % (/»0,05).

Кратность питания сказывается и на выработке дифференцировочного торможения. Способность студентов к работе в условиях дифференцировки во время текущих аудиторных занятий при 3- и 4-разовом питании статистически достоверно превышала коэффициент дифференцировки студентов, находившихся на 2-разовом питании, соответственно на 25 и 34,2 % и в течение экзаменационной сессии стабильно поддерживалась на уровне 1,82±0,09—1,95±0,08, в то время как у студентов при 2-разовом питании она снижалась на 11,5 % (р<0,01) в конце экзаменационной сессии.

Одновременно улучшалась и точность работы при 3- и 4-разовом питании; коэффициент точности у этих групп студентов превышал таковой у студентов при 2-разовом питании в период теку-

щих аудиторных занятий на 19,4 и 23,6 % (/><0,001).

Наблюдалась и некоторая тенденция к повышению уровня точности работы в течение экзаменационной сессии у студентов при 3- и 4-разовом питании, в то время как у студентов при 2-разовом питании она статистически достоверно (р<0,01) снизилась на 16,7 % в начале экзаменационной сессии по сравнению с исходным уровнем.

Продуктивность выполнения корректурного теста также позволяет выявить положительное значение фактора режима питания. При этом наиболее эффективный результат достигается при 4-разовом приеме пищи. Если прирост продуктивности умственной работы у студентов, находившихся на 2-, 3- и 4-разовых режимах питания, в начале экзаменационной сессии составлял соответственно 5,7, 3,8 и 7,1 %, то в конце экзаменационной сессии он колебался в пределах 10,9—16,4 % у студентов при 3- и 4-разовом питании, в то время как у студентов при 2-разовом питании к этому времени этот показатель снижался на 13,5 % (р<0,05).

О положительном влиянии 3- и 4-разового режима питания свидетельствуют и результаты изучения устойчивости внимания. Это проявляется достоверным превышением величины коэффициента устойчивости во все периоды исследования по сравнению с таковой у студентов при 2-разовом питании на 28,4 % (р<0,05) при 3-разовом и на 46% (р<0,01) при 4-разовом питании во время текущих аудиторных занятий и приростом уровня устойчивости на 24,4 % при 3-разовом и на 29,1 % при 4-разовом режиме питания в конце экзаменационного периода по сравнению с уровнем устойчивости во время текущих аудиторных занятий (р<0,001) и соответственно на 13,5 и 10,6% (р<0,05) по сравнению с началом экзаменационной сессии, в то время как у студентов, находившихся на 2-разовом режиме питания, уровень устойчивости внимания снизился на 24,5 % (р<0,05), а по сравнению с началом экзаменационной сессии — на 31,6 % (р<0,01). Отмечающееся при 3- и 4-разовом режиме питания улучшение показателей, которые характеризуют состояние психических процессов у студентов в период экзаменационной сессии, очевидно, связано с более стабильной концентрацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга и мобилизацией профессионально значимых качеств: приема и переработки информации, концентрации и устойчивости внимания. У студентов, находившихся на 2-разовом режиме питания, большое и длительное интеллектуальное и нервно-эмоциональное напряжение приводит к перевозбуждению коры мозга и развитию признаков утомления.

Таким образом, обеспечение оптимального режима питания дает возможность сохранить состояние работоспособности студентов на более продолжительное время и на более высоком уровне, особенно в течение периода экзаменационной сессии, когда степень напряженности умственного труда резко возрастает.

Выводы. 1. Показатели переработки информации являются объективным критерием оценки адекватного режима питания и могут быть использованы при изучении работоспособности в условиях различной степени напряженности умственного труда.

2. Благоприятное влияние на показатели переработки информации оказал 3- и 4-разовый режим питания.

3. 2-разовый режим питания неблагоприятно влияет на умственную работоспособность. Это находит выражение в снижении показателей переработки информации, особенно в период экзаменационной сессии.

4. В период экзаменационной сессии, когда резко возрастает степень напряженности умственного труда, 4-разовый режим питания является наиболее оптимальным для обеспечения высокого уровня работоспособности студентов.

Литература

1. Андрияник Д. Ю. Киколов А. М., Васильева Л. А. // Гиг. труда.— 1983 —№ П.—С. 38—40У .

2. Бадягина О. Д. // Азербайджанская респ. науч. конф. аспирантов вузов Азербайджана. 8-я: Тезисы докладов.—1 Баку. 1985.- Т. 2,—С. 43.

3. Буряк М. Н.ш Беляев А. А. // Гиг. и сан,— 1985 — № 5,— С. 85-86.

4. Валовая И. К. // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов.— М., 1974.— С. 128—129.

5. Волкинд Н И. // Гиг. и сан.— 1983.— № 12. С. 76—78.

6. Генкин А. А., Медведев В. И., Шек М. II. // Вонр. психол.— 1963,- № I — С. 104-110

7. Зимин Ю. И Иммунокомпетентные клетки при стрессе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук - - М., 1981.

8. Керимова М. Г.. Ахмедов И. Р. // Вон р. питания.— 1986,- № 3. С. 21-25.

9. Керимова М. Г., Багирова Б. А. // Там же. 1989.— № 5.— С. 28—32.

10. Комаров Ф. И., Захаров Л. В.. Лисовский В. А. Суточный ритм физиологических функций у здорового и больного человека.— Л., 1966.

11. КресоваГ. A. 11 Вопр. питания. - 1978.— № 4.— С. 63—65.

12. Кресова Г. А., Лебедева Е. А., Донская Л. В. // Современные проблемы гигиены питания.— Л., 1980.— С. 38—42.

13. Мхитарян В. Г. Липидная пероксидация при экстре-

* мальных состояниях организма.— Ереван, 1981.— С. 45.

14. Панин Л. Е. Энергетические аспекты адаптации.— Л., 1978.

15. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса.— Новосибирск, 1983.

16. Покровский А. А., Ларичева К. А., Яловая Н. И. // Вестн. АМН СССР,— 1978,—№ 3,—С. 15-22.

17. Степанова Е. И. // Новые исследования в психологин и возрастной физиологии.— М., 1970.— №2.— С. 147—150.

18. Стефанов Б., Петров К. // Гиг. и сан.— 1975,—№ 2,— С. 83-86.

19. Турсунов 3. Г., Ващенко Т. А. // Всесоюзная конф. по водно-солевому обмену и функции почек. 4-я: Материалы,— Черновцы. 1974,— С. 27—28.

20. Baseer A.. Rob S. // Clin. Endoer.— 1975.—Vol. 4,— P. 199—204.

21. Locke S. E. // Gen. Hosp. Psychiat.— 1982,— Vol. 4, N 1,— P. 44 —58.

22. Macek С. 11 J. A. M. A.— 1982,— Vol. 248, N 4.- P. 405-407.

Поступила 22.02.90-

Summary. In experiments with a feeding frequency (2-, 3-,

4-times a day) most favourable for the mental work intensivity

was the latter diet.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1992 УДК 613.262:634. И/.12.»761:613.294

И. А. Бронникова, Л. А. Виноградова, О. Г. Михайлова, И. С. Шишкина, Н. М. Яркина ОЦЕНКА ЯБЛОК, ОБРАБОТАННЫХ ГЛИЦЕРОФОСФАТОМ КАЛЬЦИЯ И ДЕЗОКСОНОМ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Всесоюзный НИИ консервной и овощесушильной промышленности,

Видное Московской области

Дезоксон — перекисное соединение, в его состав входят: свободная перекись водорода — не менее 10 %, активный кислород в пересчете на надуксусную кислоту — не менее 5 %, уксусная кислота — не менее 20 %, стабилизирующая добавка—0,1 % (ТУ 6-02-09-79). Дезоксон разрешен для применения в качестве антимикробного препарата при санитарной обработке технологического оборудования на плодоовощных консервных предприятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не меньшую важность приобретает и осуществление послеуборочной обработки плодов химическими веществами функционального действия, позволяющими замедлить процессы послеуборочного дозревания и сократить потерю от физиологических расстройств при старении растительных тканей. К числу таких соединений относятся препараты кальция, в том числе глицерофосфат кальция — соль глицерофосфатной кислоты, получаемой при взаимодействии глицерина и фосфорной кислоты.

Исследовали сохранность яблок после следую-

щих видов обработки: контроль — обработка дистиллированной водой; обработка 0,2 % раствора глицерофосфата кальция (опыт I); обработка 0,55 % раствором дезоксона (опыт II).

При обработке препаратами яблоки погружали в раствор с температурой 15 °С на 10 мин, подсушивали на фильтровальной бумаге, после чего укладывали в ящики и помещали в холодильную камеру при 2 °С.

Исследования показали, что при охлаждении водой с содержанием дезоксона 0,55 % поверхностная обсемененность плодов с плесенями снижается до минимума: если в контроле количество плесеней на поверхности плодов (на 1 кг) в единицах составляло 1,48±0,26, то при обработке 0,055 % водным раствором дезоксона с последующим охлаждением было равно 0. Убыль массы яблок через 2 мес хранения составляла 2,1 %, а при обработке дезоксоном с охлаждением находилась на уровне 1,6 %. Кроме того, размягченность яблок при этом была более низкой, чем у контрольных (11,27 усл. ед. по глубине проникновения

J

-33-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.