Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКРЫТИЯ ИЗ ФТОРОПЛАСТА 4МД, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКРЫТИЯ ИЗ ФТОРОПЛАСТА 4МД, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Р.С. Хамидулин, И.А. Бронникова, Г.А. Петрова, Л.А. Мошлакова, В.В. Тарарин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary and chemical experiments have shown that the migration of individual compounds from polytetrafluorethylene (PTFE) MD is temporary: migration compounds were detected only after the primary treatment of products with standardized test solutions ana they did not exceed the permissible levels. Toxicological 15-month animal study did not reveal any harmful effects on rats exposed to extracts from PTFE MD covering at 150° and 200 °C. The authors conclude that the above mentioned covering can be used in food industry.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКРЫТИЯ ИЗ ФТОРОПЛАСТА 4МД, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК «13.2в8:678.5/.6/-а7 ,

Р. С. Хамидулин, И. А. Бронникова, Г. А. Петрова, Л. А. Мошлакова, В. В. Тарарин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКРЫТИЯ ИЗ ФТОРОПЛАСТА 4МД, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмаиа, I ММИ им. И. М. Сеченова

Использование полимерных материалов в качестве упаковочных средств, тары, деталей машин и оборудования, защитных покрытий и др. при производстве продуктов питания дает высокий экономический эффект, снижает естественные убытки, удлиняет сроки хранения продуктов, способствует защите их от бактериального и механического загрязнения, повышает эстетику и культуру торговли. Вместе с тем имеются данные, свидетельствующие о том, что изделия из пластмасс могут оказывать отрицательное влияние на качество контактирующих с ними продуктов питания, не исключено и неблагоприятное действие их на здоровье людей, потребляющих эти продукты [1, 2, 4, 8].

Целью настоящей работы являлась гигиеническая оценка фторопласта 4МД (политетрафторэтилена, модифицированного гексафторпропиле-ном), предназначенного для использования в качестве антиадгезионного покрытия в пищевой промышленности, в том числе при выпечке некоторых видов хлебобулочных изделий при 150—180 °С.

Исследования включали санитарно-химическое изучение миграции из фторопласта 4МД вредных веществ и выявление их возможного токсического действия на организм белых крыс.

Изучаемые изделия представляли собой металлические пластины с покрытием на основе фторопласта 4МД. Покрытие гладкое, блестящее, светло-кремового цвета, толщиной около 30 мкм. Посторонний запах не ощущается. Для воспроизводства в лабораторных условиях производственного режима эксплуатации фторопластового покрытия был применен следующий способ получения вытяжек. Изделия помещали в прибор и нагревали при заданной температуре (150 и 180 °С) в течение 20 мин. Летучие вещества улавливались в модельный раствор, имитирующий пищевой продукт. Затем эти же изделия подвергали кипячению 15 мин в колбе с обратным холодильником. Поглотительные модельные растворы, содержащие летучие вещества, сливали с модельным раствором, которым обрабатывали пластины при кипячении и получали комбинированную вытяжку, включающую летучие и водорастворимые вещества. Общий объем комбинированной вытяжки доводили модельным раствором до объема, при котором соотношение площади исследуемого материала и объема модельного раствора было 1 см2 : 1 см3. Вытяжки

для токсикологического эксперимента получали на кипяченой водопроводной воде. При санитар-но-химических исследованиях изучали миграцию из фторопластового покрытия фторорганически соединений — фторуглеродов и фторкарбоЕювы кислот, а также фтористого водорода, пропил вого спирта и карбонильных соединений. Пр этом наряду с химическими методами использо вали газожидкостную хроматографию и инфра красную спектрофотометрию [3, 5—7]. Указан ные соединения определяли в комбинированных вытяжках и отдельно — в поглотительных модельных растворах. Исследовали вытяжки, полученные после первой обработки пластин, а также в динамике — после многократных обработок одних и тех же пластин модельными средами. Все полученные вытяжки были бесцветные, прозрачные, без запаха.

Установлено, что из фторопласта 4МД в вытяжки, полученные при 150 и 200 °С, мигрируют водорастворимые фторорганические соединения (до 0,017 мг/л), причем они обнаруживаются в вытяжках только при первой обработке изделий модельными средами. Летучие фторорганические соединения в вытяжках и поглотительных растворах не найдены. Фторкарбоновые кислоты и пропиловый спирт также не выявлены. Окис-ляемость поглотительных растворов 0,85 мг Ог/л.

Токсикологические исследования водных вытяжек из фторопласта 4МД, приготовленных при разной температуре, проведены на крысах 4 групп. Животные 1-й группы являлись контрольными, 2-я группа получала вытяжки, приготовленные при 150 "С из изделий, использовавшихся для приготовления вытяжек в течение 8 мес. Крысам 3-й группы спаивали вытяжки, полученные при 200 °С из пластин, находившихся в употреблении также 8 мес. Животным 4-й группы давали вытяжки, приготовленные при 200°С ежедневно из новых пластин фторопласта 4МД. Хронический токсикологический эксперимент длился 15 мес. Учитывая продолжительность наблюдений, исследования проводили 3 раз в 1,5—3 мес. Оценка состояния проводилась по 17 показателям и включала наблюдение за общим состоянием животных, учет выпиваемой жидкости, определение динамики массы тела, изучение состава периферической крови, активности ферментов цельной крови и ряда ферментов печени, состояния ЦНС по суммацнснно-по-роговому показателю (СПП), содержания вита-

мина С в надпочечниках. В конце эксперимента проведены функциональная нагрузка голоданием, патоморфологические и гистологические исследования, рассчитаны коэффициенты массы внутренних органов.

Вытяжки из фторопласта 4МД, приготовленные при указанной выше температуре, не оказали неблагоприятного влияния на общее состояние и развитие подопытных животных. Количество выпиваемой в сутки жидкости всех крыс было примерно одинаковым. Статистическая обработка полученных данных также свидетельствовала об отсутствии достоверной разницы в количестве выпиваемой жидкости (Р>0,95).

Наблюдение за динамикой массы тела животных показало наличие колебаний показаний подопытных и контрольных животных. Например, при третьем обследовании на 6-м месяце эксперимента установлена статистическая достоверная разница массы тела крыс контрольной и опытной группы, получившей вытяжки, приготовленные при 200 °С из пластин, находившихся в упот-реблении 8 мес. При дальнейшем наблюдении статистически достоверных отклонений в массе тела не отмечено. Колебания количества гемоглобина, лейкоцитов, эритроцитов на протяжении всего эксперимента в опыте и контроле не превышали физиологического уровня. Изменений СПП также не выявлено.

Результаты изучения активности холинэстера-зы цельной крови у животных, получавших водные вытяжки, приготовленные при различной температуре, свидетельствовали об отсутствии выраженного неблагоприятного действия. В ак-тивности щелочной фосфатазы цельной крови наблюдались некоторые колебания. На 8-м месяце затравки выявлено статистически значимое увеличение данного показателя у крыс, получавших вытяжки, приготовленные при 200 °С каждый раз из новых образцов фторполимера — 4МД (8,74 и 11,2 ед. по Боданскому). Дальнейшие исследования не выявили статистически достоверной разницы между показателями подопытных и контрольных животных до конца экс-4 перимента. Среднее количество фосфора в крови всех крыс не изменялось. На 8-м месяце опыта проведены исследования суточной мочи с целью изучения выделения из организма фтора в виде его органических и неорганических соединений. Установлено, что содержание фтора в моче подопытных и контрольных животных практически было одинаковым.

В конце эксперимента проведена функциональная нагрузка голоданием. Снижение массы тела ф как у подопытных, так и у контрольных животных оказалось примерно одинаковым: у контрольных она уменьшилась до 93,4%. а у подопытных до 92,5% (1-я группа), 92,4% (2-я группа) и 90,8 % (3-я группа). Все крысы восстановили свою первоначальную массу к 15-му дню после голодания.

У забитых животных определяли в печени активность аланиновой аминотрансферазы и ци-тохромоксидазы, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Проведенная статистическая обработка не подтвердила достоверности разницы полученных величин. Активность цитохромоксидазы и холинэстеразы в печени как у подопытных, так и у контрольных животных также находилась примерно на одном уровне.

При определении содержания витамина С в надпочечниках выявлено незначительное снижение его у подопытных животных всех групп, однако выявленная разница не была статистически достоверной.

Коэффициенты массы сердца, печени, почек, селезенки, надпочечников и семенников подопытных крыс практически не отличались от контроля.

При эмиссионном спектральном анализе 1 микро- и макроэлементного состава (стронций, кальций, марганец, магний, железо, медь, фосфор) ряда внутренних органов и костей не выявлено выраженных нарушений, за исключением содержания кальция в печени крыс 3-й группы. Данные патоморфологических исследований также свидетельствовали об отсутствии патологических изменений со стороны внутренних органов, включая подсчет двух ядерных гепатоцитов печени, обкладочных клеток желудка, бокаловидных клеток тонкой и толстой кишки.

Выявленные при отдельных исследованиях статистически достоверные изменения некоторых показателей (массы тела, активности щелочной фосфатазы, содержания кальция в печени), вероятно, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не были закономерными и не зависели от интенсивного воздействия.

На основании результатов санитарно-химиче-ских и токсикологических исследований можно сделать заключение о допустимости использования покрытия на основе фторопласта 4МД в пищевой промышленности при температуре 200 °С.

Литература

1. Гноевая В. Л., Крылова М. И, — В кн.: Вопросы гигиены питания. М„ 1972, с. 38—42.

2. Данишевский С. Л. Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений. М., 1975.

3. Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (№ 880—71 от 02.02.71) М„ 1972, с. 97.

4. Костина Л. П. Научно-практическая конф. молодых гигиенистов и санитарных врачей. 12-я. Материалы. М., 1969, с. 272.

5. Мошлакова Л. А., Браун Д. Д. — Гиг. и сан., 1982, № 4, с. 68-70.

6. Панина Л. И., Сакодынская К. И, — В кн.: Анализ иа полимерных сорбентах. М., 1974, с. 24—62.

1 Исследование проведено старшим инженером 3. А. Анн-сямовой.

7. Сафронова А. С. — Пласт, массы, 1976, № 6, с. 65—66.

8. Хамидулин Р. С.. Петрова Г. А. — В кн.: Гигиенические вопросы производства и применения пластмасс. М.. 1969, с. 242—248.

Поступила 04.06.8S

Summary. Sanitary and chemical experiments have shown that the migration of individual compounds from poly-

tetrafluorethylene (PTFE) MD is temporary: migration compounds were detected only after the primary treatment of products with standardized test solutions and they did not exceed the permissible levels. Toxicological 15-month animal study did not reveal any harmful effects on rats exposed to extracts from PTFE MD covering at 150° and 200 "C. The authors conclude that the above mentioned covering can be^l used in food industry.

УДК 371.7:727.1:628.»

М. А. Шарова, В. И. Белявская, Е. В. Бородина, Т. В. Шумкова, Н. И. Семенихин

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЖИМА И УСТРОЙСТВА

РАБОТЫ СИСТЕМЫ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ

ЗДАНИЙ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР; НИИ строительной физики Госстроя СССР, Москва

В настоящее время в типовом проектировании школьных зданий имеются учебные помещения с глубиной заложения более 5—6 м, в которых необходимо использование системы совмещенного освещения. При проектировании современных систем освещения должны предусматриваться автоматические устройства, обеспечивающие экономный расход электроэнергии по сравнению с ручным управлением [1]. Однако до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные принципы режима и устройства системы совмещенного освещения с автоматическим управлением для школьных зданий, что явилось задачей данной работы.

Работа проведена на базе общеобразовательной школы № 42 г. Люберцы Московской области, где одно классное помещение было оборудовано системой совмещенного освещения с устройством автоматического управления, разработанной Институтом строительной физики Госстроя СССР. Светотехнические и физиологические исследования выполнены в натурных условиях при постоянной освещенности рабочих мест учащихся 500—600 лк. Под наблюдением находилось 38 учеников 7-го класса.

Важным принципом системы совмещенного освещения для учебных помещений школьных зданий является оптимальная направленность светового потока от дополнительного искусственного освещения. Данный вопрос имеет особое значение в связи с тем, что в практике эксплуатации искусственного освещения в школах удаленные от светопроемов ряды столов оказываются освещенными справа. Это бывает в тех случаях, когда в помещении для дополнительного подсвета наиболее темной зоны используется самый удаленный ряд светильников. При этом составляющая освещенности на рабочем месте от искусственного освещения может быть в силу ряда светотехнических факторов по абсолютной ве-

личине больше, чем составляющая от естественного света. Поэтому световой вектор е будет ф располагаться справа от учащегося.

С учетом этого представлялось необходимым исследовать в натурных условиях влияние на зрительные функции учащихся динамического светового режима с участием естественного и искусственного света для двух вариантов направленности светового потока: I вариант — правосторонняя направленность света, II вариант — левосторонняя направленность света при одинаковых временных режимах работы системы освещения.

Показатели световой среды классного помеще- р ния при различных вариантах направленности света приведены в табл. 1.

Результаты светотехнических исследований при изучаемых вариантах совмещенного освещения представлены в сравнении с данными, полученными при естественном освещении, так как известно, что оптимальные условия световой среды обеспечиваются при дневном свете [3, 5,6].

Для изучения влияния право- или левосторон- ~ ней направленности светового потока наиболее важное значение имеют условия тенеобразова-ния, определяемые по коэффициентам контрастности Ег/Ец и е/Е4„, а также углам светового вектора в вертикальной плоскости а° и горизонтальной 7°.

Из табл. 1 видно, что при левостороннем подсвете показатели тенеобразования на рабочих местах учащихся были почти аналогичны уело- ф виям естественного освещения по сравнению с правосторонним освещением. Так, при левосто-

ронней направленности Ег/Ец=0,9—1, е/Е4Я = , = 2,4—2,6, при дневном освещении — соответственно 0,8—1 и 2,4—2,6. При правостороннем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.