ды заливали кипящим раствором модельной среды и кипятили по 15 мин. Сковородки и кастрюли плотно закрывали крышками, нагревали до необходимой температуры (100, 150, 200 и 250 °С) и через отверстия в крышках брали пробы воздуха (продолжительность отбора 30 мин), после чего в них заливали модельные растворы и кипятили их по 15 мин. В вытяжках определяли содержание фтор-иона и органических соединений фтора.
Как показали санитарно-химические исследования Ч вытяжек, полученных из образцов тефлонового покрытия
указанным способом при температуре 250 °С, в них входило 1,5—1,6 мг/л фтор-иона, что в 3 раза превышает допустимые количества миграции, и 0,05—0,06 мг/л органических соединений фтора. Вытяжки, полученные при 100, 150, 200 и 250 °С из предварительного дважды по 5 мин прокипяченных пластин, покрытых тефлоном-2, содержали соответственно 0,10, 0,13, 0,32 и 0,40 мг/л фтор-иона. Органические соединения фтора обнаружены лишь в вытяжках, полученных при 200 и 250 °С (0,03— 0,06 мг/л). В повторно полученных из этих пластин вытяжках содержание фтор-иона уменьшалось в 3—5 раз, а органические соединения фтора отсутствовали. После 3—4-кратного экстрагирования миграции фтор-иона не Обнаружено.
В вытяжках, полученных при 250 °С из предварительно обработанных сковородок и кастрюль (двукратное кипячение воды по 5 мин), покрытых тефлоном-2, концентрация фтор-иона после однократного экстрагирования не превышала 0,26 мг/л, а фторорганических соединений — 0,06 мг/л. После 3-кратного экстрагирования фтор-ион и органические соединения фтора в вытяжках из кастрюль и сковородок не обнаружены.
С целью изучения токсичности всего комплекса растворимых веществ, мигрировавших из посуды с противопри-горающим покрытием тефлоном-2, поставлены 2 серии хронических токсикологических экспериментов, в ходе которых подопытные животные ежедневно в течение 8 мес получали водные вытяжки, приготовленные следующим образом. В кастрюлю с противопригорающим покрытием I наливали водопроводную воду и кипятили ее в течение
2 ч, после чего оставляли на 1 сут при комнатной температуре. На следующий день вытяжку заливали в поилки, а кастрюлю вновь заполняли водопроводной водой и готовили вытяжки указанным способом. Соотношение площади внутренней поверхности кастрюли, покрытой тефлоном-2, к объему заливаемой в нее воды было 1 см2 к 3 см3.
Токсикологические исследования I серии выполнены на 40 белых мышах, II серии — на 40 белых крысах. В обеих сериях животные были распределены на 2 группы:
1-я (контрольная) получала для питья ежедневно водопроводную воду, прокипяченную в стеклянной посуде и выдержанную в течение 1 сут при комнатной температуре,
2-я — вытяжку из противопригорающего покрытия тефлона-2, приготовленную указанным способом.
Для выявления изменений, возникающих в организме
под влиянием веществ, мигрирующих из противопригорающего покрытия тефлона-2, в ходе токсикологических экспериментов проводили наблюдения за общим состоянием и поведением животных, динамикой массы тела, учитывали количество выпитой воды, определяли гематологические показатели (количество эритроцитов, лейкоцитов и гемоглобина), изучали функциональное состояние нервной системы (суммационно-пороговый показатель) белковообразовательную функцию печени, содержание нейраминовых кислот в крови, количество общего белка и соотношение белковых фракций в сыворотке крови, функциональное состояние почек (суточный диурез, содержание белка в моче и относительную плотность ее), активность ферментов (щавелевоуксусной и пировиноград-ной трансаминаз и щелочной фосфатазы) сыворотки крови и печени. В конце эксперимента определяли относительные коэффициенты массы внутренних органов и выполняли па-тогистологическне исследования.
У животных, получавших в течение 8 мес вытяжки из противопригорающего покрытия, не обнаружено достоверных изменений со стороны функционального состояния исследованных органов и систем и морфологических нарушений внутренних органов.
Полученные результаты позволили дать положительную гигиеническую оценку противопригорающего покрытия тефлона-2.
Выводы. 1. Противопригорающее покрытие теф-лон-2 содержит некоторое количество растворимых веществ, в том числе фтор-иона и органических соединений фтора, интенсивность миграции которых в контактирующие с покрытием среды заметно возрастает при повышении температуры и снижается при повторном экстрагировании (кипячении).
2. Комплекс веществ, мигрирующих из противопригорающего покрытия тефлона-2 в воду при 2-часовом кипячении и суточном настаивании при комнатной температуре, в условиях проведенного эксперимента не вызывал в организме подопытных животных достоверных нарушений.
3. Противопригорающее покрытие тефлон-2 может быть допущено к применению при производстве кухонной посуды (кастрюль, сковородок и др.) при условии, что каждое изделие будет снабжено памяткой, в которой покупателям будет рекомендовано 2—3-кратное 5-минутное кипячение воды в новом изделии перед началом его эксплуатации.
ЛИТЕРАТУРА. Дрегваль Г. Ф., Кузнецова В. П., Бродская Н. М. — Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 46—48. Санитарно-химический анализ пластмасс./Гуричева 3. Г.,
Петрова Л. И., Сухарева Л. В. и др. Л., 1977. Инструкция по определению органических соединений фтора в модельных растворах, имитирующих пищевые продукты, при гигиенической оценке изделий из фторопласта-4 и 4Д. ЛЬ М55—74 от 23/1У 1974 г.
Поступила 17.07 8°
УДК 6 13.34:628.16.094.3
Ю. Ю. Елисеев
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОСФОРОРГАНИЧЕСКИХ ЯДОХИМИКАТОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАБОТКИ ВОДЫ ОКИСЛИТЕЛЯМИ
Саратовский медицинский институт
В настоящее время установлено, что барьерная роль ным веществам, таким, как фенолы, нефтепродукты, по-
водопроводных сооружений с традиционной повсеместно верхностно-активные вещества, пестициды и продукты
применяемой схемой очистки воды ограничена по отно- их трансформации (С. Н. Черкннский и соавт.; Т. Е. На-
шению к широко распространенным в воде водоемов вред- гибина и К. П. Ершова; Е. В. Штанников н Н. Ю. Сте-
Панова; Е. В. Штанников и Е. В. Подземельников; Е. В. Штанников и И. Е. Ильин). В связи с этим приобретает особое значение гигиеническая апробация новых методов очистки, направленных на обеспечение безопасности и улучшение качества вод хозяйственно-питьевого назначения.
К числу таких методов относится применение сильных окислителей, что тем более важно, поскольку процесс взаимодействия окислителей с вредными веществами сопряжен с образованием продуктов деструкции, потенциальная опасность которых для условий водопользования и здоровья населения часто неизвестна.
В настоящей работе представлены данные по гигиенической оценке сильных окислителей, используемых для очистки воды от фосфорорганических пестицидов и продуктов их трансформации. В качестве окислителей использовали следующие реагенты, применяемые на водоочистных сооружениях: хлорсодержащие вещества (газообразный хлор, хлорную известь, ДТС-ГК, хлорамин), а также озон и перманганат калия.
Учитывая сложный состав и отсутствие четкой дифференциации, продукты оценивали по органолептическим и токсическим показателям (энзимометрически, по степени угнетения активности холинэстеразы in vitro).
Установлено, что степень деструкции фосфорорганических ядохимикатов зависит от окислительно-восстановительного потенциала (ОВП) хлорсодержащих реагентов. Так, газообразный хлор (ОВП 780 мВ) разрушал карбофос на 90,4—98,0%, трихлорметафос-3 — на 64,0—81,1%, хлораммиачная обработка (ОВП 400 мВ) — соответственно на 83—92 и 51,4—63,0%. Однако, несмотря на значительную деструкцию ядохимикатов, хлорирование не может рассматриваться как оптимальный метод очистки воды, поскольку образуются продукты, ухудшающие органо-лептические и усиливающие токсические свойства первичных веществ. Так, если запах воды, содержащей карбофос (3 ПДК), составлял 3 балла, то после хлорирования он усиливался до 5 баллов, а токсичность возрастала в 1,3 раза. Эффективность перманганата калия в качестве реагента зависит от вносимой дозы и времени контакта: с увели.
чением его количества от 5 до 20 мг/л и времени контакта от 30 мин до 1 ч степень деструкции трихлорметафоса повышалась с 9 до 23%, карбофоса — с 40 до 78%. Введение в воду перманганата калия способствует нормализации запаха воды, содержащей продукты хлорирования ядохимикатов, однако токсичность их практически не менялась. Озонирование воды (0,8—4,0 мг/л( сопровождалось де-струкцей карбофоса на 50%, трихлорметафоса на 60,6/о. При этом органолептические качества воды оставались неизменными, а при использовании технических образцов ядохимикатов, в состав которых входят поверхностно-ак-тивные вещества, даже ухудшались, что объясняется образованием промежуточных продуктов — альдегидов и ке-тонов, активных в органолептическом отношении.
Озонирование продуктов хлорирования фосфорорганических пестицидов, наоборот, приводило к снижению запаха и токсичности: запах хлорированного карбофоса снижался с 5 до 2т-3 баллов, токсичность уменьшалась в 1,5 раза.
Таким образом, раздельное использование хлорсодержащих реагентов, перманганата калия, а также озонирования не обеспечивает значительного гигиенического эффекта при очистке питьевой воды от фосфорорганических пестицидов и продуктов их деструкции.
ЛИТЕРАТУРА. Нагибина Т. £., Ершова К■ П.— Гиг. и сан., 1965, № 11, с. 102—103.
Черкинский С. Н., Габрилевская Л. Н., Ласкина В. П.— Там же, 1970, № 11, с. 15—18.
Черкинский С. Н., Габрилевская Л. Н., Ласкина В. П. • и др. — Там же, 1972, № 5, с. 12—15.
Штанников Е. В., Степанова Н. Ю. — Там же, 1д77, № 1, с. 11—14.
Штанников Е. В., Подземельников Е. В. — Там же. 1978, № 3, с. 18—23.
Штанников Е. В., Ильин И. Е. — Там же, 1979, № 1, с. 15—20.
Поступила 15.10.80
УДК 613.84
М. Ф. Сауткин, А. П. Поляков, А. В. Саполетов, А. В. Мухин
ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ПО ДАННЫМ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ, ИНТЕГРАЛЬНОЙ РЕОГРАФИИ И РЕФЛЕКСОМЕТРИИ
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о вредном влиянии курения на здоровье человека. Так, смертность среди курящих на 30—40% выше, чем среди некурящих, и возрастает пропорционально продолжительности курения. Систематически и длительно курящие заболевают раком легких в 15—20 раз чаще, чем некурящие. Курение играет важную рель в развитии ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, облитерирующего эндартериита и других заболеваний. Оно стало широко распространенным среди подростков и лиц женского пола.
В большинстве исследований изучались отдаленные последствия многолетнего курения. Данные же об остром его влиянии немногочисленны, хотя имеются сведения о том, что во время курения может возникнуть приступ стенокардии, головокружение, рвота и другие нарушения.
В настоящей работе мы поставили цель провести комплексное изучение острого воздействия курения на организм, в частности на сердечно-сосудистую и нервную системы, по данным электрокардиографии и интегральной рео-
графии, времени простой двигательной реакции (ВПДР), максимальной частоте движений в лучезапястном суставе (теппинг-тест) и результатам просмотра таблиц Анфимова.
Испытуемыми являлись 22 студента III курса Рязанского медицинского института в возрасте 19—20 лет. Из них 10 человек перед экспериментом в течение 5 ч воздерживались от курения (1-я группа), 6 последний раз курили за 1 ч до эксперимента (2-я группа), 6 1 —lV2 года назад бросили курить (3-я группа).
Реакция организма на курение по изучаемым нами показателям оказалась различной при длительном и обычном (привычном) воздержании от курения (см. таблицу). Так, у студентов с длительным перерывом между выкуриванием сигарет ВПДР в среднем равнялось 162 мс, тогда как у курящих, но с привычным интервалом воздержания от курения — 138 мс, а у некурящих — 142,5 см. Различия между 1-й и 3-й, а также между 1-й и 2-й группами по данному показателю статистически достоверны (Я-<0,01). Следовательно, длительное воздержание от курения приводит к значительному ухудшению функционального состояния ЦНС и замедлению ответной реакции на