оборудования и инвентаря, соприкасающихся с сырыми овощами.
Полученные данные в отношении достаточно высокой резистентности иерсиний к этиловому спирту (выживаемость в 3 % спиртовом растворе более 30 мин) могут указывать на возможную роль в передаче иерсиниоза и псевдотуберкулеза слабоалкогольных напитков, в частности пива (содержащего алкоголя от 2,8 до 6%). Подчеркнем, что существенных различий в воздействии изучаемых химических веществ на иерсинии выбранных серологических вариантов возбудителя не установлено.
Остаточное количество иерсиний, подвергшихся действию перманганата калия, уксусной кислоты и спирта, а также время, в течение которого происходит гибель возбудителя, находятся в прямой зависимости от количества микробных тел в 1 мл исходного раствора. Литература
1. Знаменский В. А. — В кн.: Природноочаговые болезни в Приморском крае. Владивосток, 1975, с. 136—160.
2. Кузнецов В. П., Раковский В. И. — Ж. микробиол., 1982, № 4, с. 110—114.
3. Ющенко Г. В. — В кн.: Современные проблемы зооноз-ных инфекций. М„ 1981, с. 69—71.
4. Ющенко Г. В., Дунаев В. И.. Гречищева Т. С. — В кн.: Актуальные вопросы эпидемиологии и инфекционных болезней. М„ 1979, с. 120—131.
5. Bories P.. Michel Н. — Nouv. Presse mid., 1981, v. 10, p. 3613—3615.
6. Doyle M. P.. Hugdalil M. В.. Taylor S. L. — Appl. En-vironm Microbiol., 1981, v. 42, p. 661—666.
7. Hugnes D. —J. Appl. Bact., 1979, v. 46, p. 125—130.
8. Luppi A.. Bucci G. — Boll. 1st. Steroter. milan., 1982, v. 61, p. 158—160.
9. Morris G.. Feeley J. — Вюлл. ВОЗ, 1977, т. 54, № l, с. 619—625.
10. Schiemann D. A. — Appl. environm. Microbiol., 1978, v. 36, p. 274—277.
Поступила 12.01.84
Summary. Experiments were made to study the effects of a number of chemical substances (chloramine, potassium permanganate, acetic acid and spirit) on the serotypes Yersinia enterocolitica and Yersinia pseudotuberculosis, which are pathogenic for man.
УДК 613.298:678.84
Д. Д. Браун, Т. Г. Воронель, Л. А. Мошлакова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛИОЛЕФИНОВ НОВЫХ МАРОК (БЛОКСОПОЛИМЕРА ПРОПИЛЕНА С ЭТИЛЕНОМ)
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана
В течение ряда лет в Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана проводятся целенаправленные исследования по гигиенической оценке полиолефинов отечественного производства. Эти работы позволили обосновать гигиенические рекомендации о возможности и условиях применения в пищевой промышленности наиболее перспективных пластиков полимерных материалов данного класса: полиэтилена различной плотности, полипропилена, полибутена, полиме-тилпентена, модифицированных марок этих полимеров, сополимеров этилена с пропиленом или бутиленом, бутилена с этиленом и др.
Полиолефины занимают ведущее место среди основных групп полимерных материалов, производство которых в соответствии с комплексом мероприятий по реализации Продовольственной программы СССР развивается ускоренными темпами. Необходимо расширение масштабов использования наиболее прогрессивных марок полимерных материалов, обеспечивающих значительное снижение потерь продуктов питания на всех этапах производств пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
Выбранный для исследований новый полимерный материал класса полиолефинов (блоксопо-
лимер пропилена с этиленом) намечен для широкого применения в различных отраслях пищевой промышленности. Данный пластик привлекает внимание как не изученный в гигиеническом отношении и прогрессивный по комплексу ценных свойств материал. Согласно требованиям современной методической схемы, работа включала комплекс санитарно-химических исследований и токсикологических экспериментов.
Изучены изделия из блоксополимера (БСПЭТ, моплена) основных базовых марок (22007, 22015, 22030 и др.) по действующей нормативно-технической документации (ТУ 6-05-1756—78) термостабилизированных антиоксидантом ирга-ноксом 1010 (в количестве от 0,2 до 0,5%) и содержащих антикоррозийную добавку (0,2 % стеарата кальция). БСПЭТ получен реакцией последовательной структурной блоксополимери-зации двух мономеров — пропилена и этилена (при соотношении в пределах 90—93 и 7— 10%)- Индекс текучести расплава (косвенно отражающий среднюю молекулярную массу сополимера) колебался в пределах 0,55—3,36 г/10 мин, зольность от 0,03 до 0,09%, содержание летучих 0,03 % ■ Существенно, что зольность от первых к последним партиям сополимера посте-
пенно снижалась, достигнув устойчивой, прием-^ лемой с гигиенической точки зрения величины ^ (до 0,04%). Жесткие емкостные изделия (чашки, стаканы на 150—500 мл) и диски изготовлены методом литья под давлением, пленочные изделия (пакеты) толщиной от 50 до 150 мк на 300—2000 мл — экструзией с последующей тср-мосваркой в пакеты, пластины — прессованием, вакуум-формованием и экструзией.
Анализ технологии БСПЭТ позволяет заключить, что процесс получения и переработки пластика обусловливает возможность содержания в материале остатков растворителей (гептана, бутилового спирта), катализатора (соединений алюминия, титана), некоторой части низкомолекулярной атактической фракции и (в случае переработки при неоправданно высоких температурах) продуктов деструкции (формальдегида). Перечисленные вещества и соединения, находясь с макромолекулами сополимера в различной ^степени связи (не только химической, но и физической), в принципе могут мигрировать из изделий в контактирующие среды (и пищевые продукты), особенно при повышении температуры.
В гигиеническом отношении важно прежде всего, что современная технология синтеза и переработки БСПЭТ позволяет широко использовать ряд прогрессивных приемов и в результате получить изделия из сополимера с удовлетворительными гигиеническими показателями в сравнительно широком интервале температур (практически до 100°С). В этом плане можно выделить использование в процессе синтеза активной дегазации и сушки сополимера; возможность растворения значительной части атактической фракции сополимера и тем самым ее удаления как нежелательной с гигиенических позиций примеси в изоатактической высокомолекулярной части; использование в технологиче-ской обработке полимер-порошка до его стабилизации сравнительно невысоких температур, которые не могут реально явиться началом Процессов деструкции (не выше 80°С); применение эффективных катализаторов, стабилизаторов, приемов дегазации и оптимальных, исключающих перегрев материала, температурных режимов переработки сополимера на всех стадиях производства (грануляция, изготовление изделий). В итоге промышленностью (Охтинское НПО «Пластполимер» и др.) налажен выпуск промышленных партий блоксополимера с улучшенными характеристиками (незначительными показателями зольности и летучих фракций, повышенным содержанием изоатактической фракции за счет снижения выхода атактической, максимально узким для современной технологии и уникальным для технологии предыдущих лет молекулярно-массовым распределением при ^ высокой степени однородности молекулярных
2* — 35
структур, наличием в пластике меж- и надмолекулярных структур блоксополимера и др.).
Исходя из гигиенических требований [2] и учитывая особенности технологического процесса, в санитарно-химические исследования включили изучение изделий и модельных сред (растворов), находившихся в контакте с ними. Условия приготовления вытяжек были следующими. Температура обработки 20—24, 40, 60, 80 и 100 °С при экспозиции 10 и 30 мин, 2, 5 и 8 ч, 1, 3, 5—10 и 30 сут. Кроме того, изделия (жесткого емкостного типа) обрабатывали водой при 80, 95°С и выдерживали в термостате при этих же температурах в течение 5, 8, 15 ч. Наряду с этим все изделия обрабатывали водой, доведенной до кипения (последующие настаивания при указанных сроках экспозиции в комнатных условиях). Общее количество экстрагируемых органических веществ определяли по их окис-ляемости бихроматным методом. Сумму непредельных соединений устанавливали бромнд-бро-матным методом. Остатки растворителей (гептана, бутанола) исследовали газохроматографиче-скими методами. О продуктах деструкции сополимера судили по формальдегиду, который определяли двумя методами — по реакции с хромо-троповой кислотой и газохроматографически. Для получения вытяжек использовали все предусмотренные «Инструкцией по санитарно-хими-ческому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами» (М., 1972) модельные среды: воду, 0,3 % раствор молочной кислоты, 1 % раствор уксусной кислоты. 2 % раствор лимонной кислоты, 2 % раствор уксусной кислоты, содержащий 2 % поваренной соли, спиртовые среды и др. Учитывая, что изделия из БСПЭТ могут использоваться для упаковки и хранения пищевых продуктов повторно, в течение длительного времени, проводили санитарно-химические исследования в условиях опытной эксплуатации. Такая эксплуатация достигалась многократной обработкой изделий (стаканов) модельной средой (водой или маслом) при периодической смене жидкостей. Изделия заливали кипящей водой или маслом, нагретым до 100°С, и выдерживали 2—3 сут (до 30 сут) в комнатных условиях. Такая обработка аналогична получению вытяжек для затравки животных в токсикологическом эксперименте (см. ниже). Наряду с этим изделия обрабатывали водой при 20—24, 40, 60, 80 °С и доведенной до кипения (с последующим настаиванием в комнатных условиях и смене жидкости через 1, 2 и 3 мес).
Приведем основные результаты санитарно-хи-мических исследований. Изделия из БСПЭТ полупрозрачны, с сероватым оттенком, гладкой поверхностью, эластичны. Изделия не имели запаха и не сообщали запаха или привкуса модельным средам при указанных температурах
испытания п в .процессе опытной эксплуатации. При зольности сополимера порядок 0,02—0,04 % цвет изделий белый, при большей — с сероватым (до серого) оттенком. Этот вывод основан на результатах органолептического анализа, проведенного в течение периода исследований (1980— 1982) по мере поступления образцов сополимера. После обработки изделий модельными средами не отмечено изменений внешнего вида, цвета и формы, а также цвета и прозрачности вытяжек. При анализе вытяжек не обнаружены окисляемые органические вещества, бромирую-щиеся соединения, остатки катализатора, растворители, продукты деструкции. Исключение составили следующие вытяжки: 1) полученные при испытании изделий в условиях термостати-рования (95°С)—в них содержались окисляемые органические вещества, требующие для своего окисления до 5,6 мг 02/л; 2) вытяжки из изделий, изготовленных из первых (опытных) партий сополимера, — в них встречались бута-нол и гептан в виде следов; 3) вытяжки, полученные при экспозиции 1 мес (первая обработка) и температуре заливаемой воды 80, 100°С,— в них выявлены гептан (следы) и бутанол (следы), а при количественном определении — соответственно 0,015 и 0,018 мг/л; 4) вытяжки, полученные при испытании изделий в условиях термостатирования (95 °С), — в них обнаружены гептан (следы), бутанол (0,023 мг/л) и формальдегид (следы). Добавим, что вытяжки, полученные при 95 °С, но выдержанные в течение всех сроков экспозиции в комнатных условиях, содержали гептан и бутанол в виде следов (отдельные партии сополимера). В целом полученные результаты санитарно-химических исследований подтвердили целесообразность использования газовой хроматографии для изучения возможности и особенностей миграции из БСПЭТ остатков растворителей и продуктов деструкции, поскольку примененные методы анализа, как свидетельствует накопленный опыт, характеризуются универсальностью, избирательностью, возможностью выполнения серийных исследований при сравнительно небольших затратах времени и высокой чувствительности: чувствительность по бутанолу и гептану не менее 0,001 мг/л, по формальдегиду 0,05 мг/л, что превышает соответствующие допустимые количества миграции (0,5; 0,1 и 0,1 мг/л). Миграционный процесс может рассматриваться как частный случай многофакторной диффузии, которая, подчиняясь общим законам химической кинетики, отражает результат взаимодействия в свою очередь двух процессов — сорбции и растворения. Интенсивность экстракции модельными средами компонентов пластика (в том числе, по-видимо-му, сорбированных расплавом газообразных продуктов, выделяющихся при переработке) зависит прежде всего от температуры.
В токсикологических экспериментах для изу-
чения функционального состояния организма, отдельных органов и систем стремились использо- ф вать комплекс соответствующих по адекватности * методов и методических приемов, характеризующих морфологический состав периферической крови, содержание в крови и тканях (гомогена-тах внутренних органов) нуклеиновых кислот, сульфгидрильных групп и ферментов (активность холинэстеразы, трансаминазы, цитохром-оксидазы). О состоянии ЦНС и иммунологической реактивности судили по способности животных к суммации подпороговых импульсов и активности лизоцима. Изучали также скорость обезвреживания барбитуратов по длительности наркотического сна после введения животным гексенала, проводили функциональные нагрузки (введением алкоголя с последующим определением активности ферментов и лизоцима, сумма-ционно-порогового показателя, содержания в крови нуклеиновых кислот и сульфгидрильных групп; трехсуточным и максимальным голода- лъ нием) и патоморфологические исследования (с морфометрией клеток печени и семенников, определением весовых коэффициентов внутренних органов и оценкой гонадотоксического действия по функциональному статусу сперматогенного эпителия и др.). Животные (белые крысы-самцы) получали водные и масляные вытяжки из изделий, которые вводили в рацион питания с учетом его физиологической структуры. Принимая во внимание результаты санитарно-химических исследований, животным спаивали 2—3-су-точные водные вытяжки (срок настаивания масляных вытяжек 14—30 сут). Исходя из условий ожидаемого использования изделий на практике, изучали жесткие емкостные изделия из БСПЭТ, находившиеся на протяжении срока опытов в эксплуатации (при смене раз в квартал). Вытяжки готовили обработкой изделий водой, доведенной до кипения (масло заливали в изделия нагретым до 100°С, последующее настаивание — при комнатных условиях). Токсикологический*^ эксперимент проведен на животных 3 групп, получавших вытяжки из изделий БСПЭТ марки 22007 (1-я группа), вытяжки из изделий БСПЭТ марки 22030 (2-я группа) и воду и масло из стеклянной тары (контрольная группа). Все животные содержались в обычных условиях вивария. До начала затравки определяли исходный уровень большинства показателей. В дальнейшем исследования проводили периодически раз в месяц (определение массы тела, способности животных к суммации подпороговых импульсов) или раз в 1,5—2 мес (для других показателей). Коэффициенты массы внутренних органов, пато-морфологическую картину, активность ферментов в гомогенатах внутренних органов и гонадо-токсический эффект изучали в процессе поэтапного умерщвления животных (по истечении 3, 6, 9, 12—14 мес затравки), которому предшествовала функциональная нагрузка — определение
длительности наркотического сна после введения гексенала. Патоморфологические исследования, включая оценку гонадотоксического действия, проведены Ю. В. Ивановым при консультации руководителя лаборатории патоморфологических и цитологических методов исследования Т. А. Ко-четковой. В работе применены также метод выращивания культуры клеток [1], в частности признанный в настоящее время наиболее информативным для первичной оценки и отбора химических веществ по возможному токсическому действию и потенциальному влиянию на некоторые стороны отдаленных последствий (мутагенное и др.), количественный метод Пака и Маркуса в модификации И. М. Пархоменко и Л. Р. АнаньевойПодчеркнуто, что основной причиной репродуктивной гибели клеток являются повреждение структуры хромосом и как следствие этого различные хромосомные перестройки (хромосомные аберрации). Метод, отличаясь высокой чувствительностью, позволяет проследить репродуктивную способность культуры клеток на протяжении нескольких десятков их поколений. Использованы перевиваемые клетки китайского хомячка (клон 431), изучаемые вещества (3-суточные вытяжки из изделий, сыворотки животных) вносили через каждые 4— 16 ч выращивания культуры клеток.
На протяжении токсикологического эксперимента (14 мес затравки) установлено, что водные и масляные вытяжки из изделий в пределах проведенных исследований с применением комплекса методов оценки общетоксического и некоторых сторон специфического действия могут считаться физиологически безвредными, так как не выявлено существенной, достоверной при статистической обработке разницы между жи-
1 Исследования проведены О. Н. Елизаровой и Л. Р. Ананьевой.
вотными опытных и контрольной групп (вероятность различий меньше 95%). Можно добавить, что животные опытных групп превосходили контрольных по состоянию шерстного покрова, органов и тканей при умерщвлении, ряду показателей функционального состояния печени и семенников и др. Интересно отметить также, что при длительном (максимальном — до естественной гибели животных) голодании и оценке при этом выживаемости данные подопытных животных могут рассматриваться как более благоприятные. При сравнении числа животных, погибших за время экспериментов от спонтанных заболеваний, также выявлено отрицательное влияние вытяжек: всего погибли 32 крысы, в том числе в 1-й группе 6, во 2-й 10, в контрольной 16. При этом наибольшее число животных (16) погибли в процессе проведения функциональной нагрузки голоданием: 3 в 1-й группе, 5 во 2-й и 8 в контрольной.
В разработанных на основании результатов проведенных исследований гигиенических регламентах нашли отражение возможности и условия использования в пищевой промышленности БСПЭТ изученных марок, определены задачи производственного и текущего санитарного контроля.
Литература
1. Елизарова О. Н., Рязанова Р. А. Клеточные культуры как биологическая модель в токсикологических исследованиях. М„ 1982, с. 6; 21; 32; 49; 51—54.
2. Токсикология и гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности. / Станкевич В. В., Генель С. В., Гноевая В. Л. и др. М., 1980.
Поступила 19.03.84
S u m m а г у. The results of chemical and animal toxicologi-cal studies formed a basis for a hygienic évaluation of the new polymeric matériel of polyolefin class (propylene / ethy-lene copolymer). Conditions for using the test chemical in food industry are specified.
УДК 614.78 + 613.168] :621.8.038
Ю. Д. Думанский, Д. С. Иванов, Н. Г. Никитина, Л. А. Томашевская
ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ
СИСТЕМ
Киевский НИИ обшей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
При решении вопросов охраны окружающей среды от воздействия физических факторов регламентирование электромагнитных полей (ЭМП) диапазона выше 300 МГц имеет важной значение, поскольку этот диапазон широко используется в радиолокационных системах различного назначения. Вместе с полезным эффектом данных средств электромагнитное излучение, создаваемое ими в селитебной зоне, может представлять опасность для населения. Это тре-
бует тщательного изучения структуры полей и временных характеристик их проявления с целью научного обоснования нормативов и условий их использования.
Радиолокационным системам, работающим в указанном диапазоне волн, свойственно большое разнообразие режимов излучения. Это обусловливается прежде всего широким интервалом изменения характеристик прерывистости, из которых в первую очередь следует назвать времен-