указывается в литературе (Р. А. К-.иожная; Г. Н. Вар-варина, и др.).
Для выяснения распространенности сердечно-сосудистой патологии проанализированы материалы периодических медицинских осмотров, проведенных в 17 средних горных ПТУ Донецкой области. Для этой цели из форм № 25 выкопированы сведения о распространенности сердечно-сосудистых заболеваний. Одновременно из них выписаны все случаи патологической пораженно-сти, имеющейся у учащихся. Это позволяет определить удельный вес сердечно-сосудистой патологии в общей патологии и получить представление о состоянии здоровья в целом. Анализ проведен в зависимости от возраста и года обучения, при этом учащихся каждого года было более 2000, а всего обследовано 10 173 подростка. Распределение заболеваний по классам болезней осуществлено в соответствии с международной классификацией восьмого пересмотра.
При анализе полученных материалов установлено, что по распространенности заболеваний среди общей патологии у учащихся горных ПТУ болезни системы кровообращения занимают пятое место, удельный вес сердечнососудистых заболеваний среди патологических отклонений сравнительно невелик и составляет всего 5,4%. Количество учащихся с выявленной сердечно-сосудистой патологией по отношению к практически здоровым лицам незначительно и равно 1,97%. Эта патология на первом году обучения несколько ниже (1,70%), чем в последующие годы (2,02%), хотя, по данным литературы, сердечнососудистые заболевания у подростков-школьников того же возраста встречаются чаще — у 12,4% (Н. А. Твердо-хлебова). Наши данные объясняются, очевидно, более жестким по медицинским показателям профессиональным отбором, проводимым врачами при приеме в горные ПТУ. Основными заболеваниями, формирующими класс заболеваний кровообращения у учащихся, являются болезни вен и другая патология системы кровообращения, хронический ревматизм и болезни сердца. Первые зарегистрированы у 0,96% подростков и представлены такими нозологическими формами, как варикозное расширение вен нижних конечностей, вен мошонки, тромбофлебит и др., хронический ревматизм и врожденный
Литература. Антонова Л. Т. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1979, с. 21—44. Аронов Д. М. — Тер. арх., 1978, № 4, с. 117—126. Бережков Л. Ф., Ям польская Ю. А., Ужей В. Г. и др. —
Гиг. и сан., 1979, № 2, с. 33—38. Варварина Г. Н. Функциональное состояние сердечнососудистой системы у подростков в возрастном и половом аспектах. Автореф. дне. канд. М., 1973. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. Левин В. М., Руттенбург Э. С., Зенкевич Е. С. и др. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1974, с. 81—82.
порок сердца выявлены у 0,81% учащихся. В единичных случаях обнаружена и такая сердечно-сосудистая патология, как активный ревматизм, гипертоническая болезнь, миокарднодистрофия, болезнь Рейно, вегетососудистая и нейроциркуляторная днетония. Из перечисленных заболеваний к временной утрате трудоспособности приводили ревматизм и гипертоническая болезнь. Наличие указанной патологии свидетельствовало о недостаточно качественном предварительном медицинском осмотре лнц, поступающих в горные ПТУ, несвоевременном их переводе или отчислении.
При изучении роли социально-гигиенических факторов в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, проведенном путем анкетного опроса 600 учащихся, выявлено 12,8% подростков, жалующихся на боли в области сердца. У 65,3% из них появлялись боли при физическом напряжении, у 24% — в покое, что указывало на необходимость тщательного наблюдения за такими лицами. Большинство подростков ведут малоактивный образ^ жизни, в спортивных секциях занимается всего 22% опрошенных, недостаточная физическая активность является фактором риска, способствующим развитию сердеч-но-сосудистой патологии (Н. Е. Панферова). С помощью анкетного опроса обнаружено, что около 70% учащихся курят, более 40% употребляют алкогольные напитки. Эти вредные привычки, помимо неблагоприятного общего воздействия на молодой организм, относятся еще и к серьезным факторам риска, способствующим развитию сердечно-сосудистой патологии (Д. М. Аронов, и др.). В связи с этим важную роль в снижении уровня заболеваемости сердечно-сосудистой системы играет санитарно-про-светительная работа среди подростков по вопросам профилактики данной патологии, т. е. о вреде курения и употреблении алкоголя.
Учитывая, что пубертатный период с присущими ему анатомо-физиологическими особенностями сам по себе является фактором риска для развития сердечно-сосудистой патологии (Я - И. Сивкова), необходимо особенно тщательно осуществлять все меры профилактики сердечнососудистых заболеваний учащихся горных ПТУ — будущих рабочих угольной промышленности.
Метелица В. И. Распространение ишемической болезни сердца и некоторые вопросы первичной и вторичной профилактики. Автореф. дис. докт. М., 1972. Метелица В. И., МазурН.А. Эпидемиология и профилактика ишемической болезни сердца. М., 1976. Панферова Н. Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. М., 1977, с. 6—11. Сердюковская Г. Н. — Вестн. АМН СССР, 1978, № 8, с. 63—66.
Сивкова Я- И. — В кн.: Актуальные вопросы кардиологии
детей и подростков. М., 1977, с. 13—15. Твердохлебова H.A. — В кн.: Охрана здоровья детей н подростков. Киев, 1972, вып. 4, с. 18—21.
Поступила 17/VI 1980 г.
УДК 613.77:613.81:377
Канд. Нсихол. наук А. С. Егоров, канд. пед. наук В. С. Збаровский, канд. мед. наук Б. А. Марат
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЖИМА ВЫХОДНОГО ДНЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград
Вопросы совершенствования режима выходного дня имеют важное значение для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Изучение динамики работоспособности школьников показало, что при пра-
вильном отдыхе в воскресенье повышается эффективность обучения в понедельник (М. В. Антропова). Однако конкретные рекомендации по организации воскресного отдыха учащихся профессионально-технических и техни-
ческих училищ, рациональные варианты распорядка дня в зависимости от деятельности в течение недели, соотношение различных элементов бюджета времени в современной литературе отсутствуют. Необходимость же этих сведений очевидна.
Целью данной работы являлось сравнение некоторых типичных вариантов режима выходного дня и определение их влияния на функциональное состояние, психофизиологические характеристики и успеваемость учащихся технического училища.
Исследование проведено в группе токарей, обучающихся по программе технического училища в СГПТУ № 125 Ленинграда. Для этой цели была выделена группа из 7 юношей и 15 девушек в возрасте 17—18 лет, большинство которых (80%) проживали в общежитии. Учебная группа была разделена на 2 примерно равноценные по соотношению юношей и девушек подгруппы — экспериментальную и контрольную, причем в первую входили лица, проживающие в общежитии. Распределение на подгруппы проводили с учетом характеристики преподавателей и успеваемости учащихся по теоретическим дисциплинам, что позволило сделать их примерно равными по основным показателям. Все условия обучения в подгруппах были одинаковыми, так как учащиеся занимались в одних и тех же кабинетах и по одному расписанию, занятия вели одни и те же преподаватели. Таким образом, все условия, кроме режима выходного дня, были уравнены.
С целью внесения в режим выходного дня учащихся экспзриментальной подгруппы элементов единообразия были разработаны программы 2 выходных дней, предусматривающие одновременный для всех учащихся подъем. утреннюю физическую зарядку в спортивном зале, послеобеденный отдых, прием пищи в фиксированные часы, прогулку перед сном и отход ко сну в 23 ч. Кроме того, в режимах выходных дней учащихся экспериментальной подгруппы было предусмотрено проведение 2 типичных для жизни училища мероприятий: в первое воскресенье — лыжный поход по местам боевой славы, во второе—организованное развлечение в доме культуры. Учащиеся контрольной подгруппы не участвовали в указанных мероприятиях и проводили выходные дни по своему усмотрению.
Изучали реакции организма учащихся на учебную нагрузку в конце первого дня недели в связи с особенностями режима выходного дня. Результаты исследования психофизиологических функций сопоставлялись с аналогичными данными, полученными в те же часы дяя в конце рабочей недели.
Функциональное состояние организма учащихся характеризовалось показателями следующих функций: внимания, кратковременной и оперативной памяти, оперативного мышления, зрительного анализатора, сенсомотор-ных реакций. Для этого использовали следующие методики: исследование распределенности и переключаемо-сти внимания посредством красно-черных таблиц Гор-бова-Маришука, исследование объема кратковременной памяти по Векслеру, изучение объема оперативной памяти по Хиловой, решение задач на ориентирование по сторонам света («компасы»); функциональную подвижность зрительного анализатора оценивали по критической частоте слияния световых мельканий; для оценки сенсомоторных реакций определяли быстроту сенсомотор-ного реагирования (рефлексометрия) и точность реакции на движущийся объект.
Кроме того, применяли разработанные в отделе физиологии Всесоюзного научно-исследовательского института профтехобразования карты оценки субъективного состояния и карты режима, которые учащиеся заполняли в начале каждого обследования. Проводили также наблюдение за поведением их на уроках в течение всего дня в конце и начале рабочей недели и хронометраж уроков теоретического обучения, анализировали расписание занятий и успеваемость. В процессе наблюдения на уроках регистрировали уровень активности учащихся каждой подгруппы и фиксировали виды деятельности. В кон-
це каждого урока преподаватели давали характеристику деятельности учащихся на уроке. При этом экспериментатор не сообщал преподавателям, к какой подгруппе относятся учащиеся.
Результаты исследования функционального состояния организма учащихся экспериментальной и контрольной подгрупп оценивали для выявления динамики избиений показателей функционального состояния в связи с режимом выходного дня. Эти показатели у учащихся экспериментальной и контрольной подгрупп наиболее существенно различались на следующий день после лыжного похода. В частности, показатели распределенности и переключаемости внимания, оперативной памяти, подвижности процессов в зрительном анализаторе и реакции на движущийся объект у учащихся экспериментальной подгруппы значимо отличались в лучшую сторону от аналогичных показателей в конце предыдущей недели, в то время как у лиц контрольной подгруппы большинство этих показателей даже несколько ухудшилось. Подобные различия установлены и при применении других методик, однако они статистически недостоверны. При анализе карт самочувствия также выявлены различия в состоянии учащихся контрольной и экспериментальной подгрупп. Большинство учащихся экспериментальной подгруппы считали себя в понедельник бодрыми, собранными, отмечали интерес к работе, в то время как многие учащиеся контрольной подгруппы чувствовали себя вялыми, сонливыми и рассеянными.
Как показали результаты анализа карт режима, указанные различия функционального состояния мо,1т быть связаны с тем, что большинство лиц контрольной подгруппы провели выходной день нерационально в отношении сохранения своей работоспог—бности. Общей чертой, характеризующей режим выходного дня этих учащихся, является перегруженность развлекательными мероприятиями (у отдельных учащихся время, затраченное на посещение кинотеатра, танцев и на связанные с этим поездки, а также на просмотр телепередач, составило 9—13 ч). Характерно также, что большинство учащихся контрольной подгруппы поздно легли спать.
Режим учащихся экспериментальной подгруппы представляется более благоприятным в плане сохранения состояния работоспособности. Утренняя зарядка, лыжный поход и связанные с ним положительные эмоции, своевременный отход ко сну и предшествующая ему прогулка обеспечили более полноценный отдых
Несколько иная картина наблюдалась при втором обследовании. Существенных различий функционального состояния у учащихся обеих подгрупп не отмечено. По большинству показателей установлено некоторое ухудшение функционального состояния у представителей обеих подгрупп. В частности это касается оперативной памяти, внимания, показателей подвижности процессов в зрительном анализаторе и времени сенсомоторных реакций. Не было существенных различий между подгруппами и в субъективных оценках учащимися своего состояния. Можно полагать, что это обусловлено отсутствием существенной разницы по ряду элементов режима выходного дня, особенно его второй половины, у учащихся экспериментальной и контрольной подгрупп. Многочасовое развлечение (танцы в доме культуры), утомительные поездки в автобусе, нарушение режима питания, недостаточное пребывание на свежем воздухе, позднее возвращение в общежитие и связанный с этим поздний отход ко сну не обеспечили полноценного отдыха. По-видимому, подобная нагрузка во второй половине выходного дня снижает положительный эффект оздоровительных элементов режима, имевшихся в первой половине дня (утренняя зарядка, прогулка).
При первом обследовании учащиеся экспериментальной подгруппы были более активны на уроках, причем это отмечали все преподаватели как в начале, так и в конце учебного дня. Во время второго обследования учащиеся обеих подгрупп по уровню активности на уроках практически не различались.
Анализ успеваемости учащихся показал, что средний
балд по специальным предметам за первое полугодие в экспериментальной подгруппе составил 3,4, а в контрольной — 3,5. По результатам проведенной в понедельник после лыжного похода в воскресенье контрольной работы по специальной технологии успеваемость учащихся экспериментальной подгруппы была 3,6, а контрольной — 3,4 балла. По результатам устного опроса учащихся экспериментальной подгруппы средний балл составил 3,5, причем преподаватель отметил недостаточную подготовленность учащихся к уроку. Как показал анализ карт режима труда и отдыха, учащиеся всей группы в воскресенье затратили недостаточно времени на выполнение домашних заданий. Существенных различий успеваемости между подгруппами во время второго обследования не установлено.
Выводы. 1. При организации мероприятий в воскресные дни целесообразно ограничить их продолжи-
Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.
тельность с учетом затрат времени на обязательные виды деятельности и их содержания.
2. Соотношение различных видов деятельности в воскресенье и их продолжительность должны обеспечивать восстановление сил учащихся, способствовать повышению их работоспособности, успешному усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.
3. Длительные (до 4—5 ч) мероприятия, после которых в вечернее время бывают танцы, в определенной степени снижают работоспособность учащихся в понедельник. В связи с этим рационально после длительных мероприятий, которые, безусловно, необходимы н являются неотъемлемой частью воспитательной работы, организовывать в вечернее время не танцы, а прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Танцевальные вечера в таких случаях более целесообразно проводить в субботу.
Психодиагностические методы. Л., 1976. Психофизиологический отбор военных специалистов. М., 1973.
Поступила И/IV 1980 г.
УДК 614.48:629.45
Канд. биол. наук Ш. И. Сатдыков, кандидаты мед. наук Н. С. Лебедева и Г. Я- Писаренко
АЭРОЗОЛЬНАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ РАСТВОРАМИ НАДУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ
Всесоюзный НИИ железнодорожной Гигиены, Москва
Необходимость изыскания новых высокоэффективных препаратов в форме аэрозолей для обеззараживания внутренних поверхностей пассажирских вагонов, а также разработка режимов и технологии применения этих препаратов диктуются не только особенностями аэрозольной дезинфекции, но и ограниченностью арсенала пригодных для этой цели средств. В связи с этим определенный интерес представляет надуксусная кислота, обладающая широким спектром антимикробного действия (М. А. Брыскин и соавт.) и применяемая в виде дезинфекционной композиции дезоксон-1. Растворы надуксусной кислоты для аэрозольной дезинфекции были с успехом применены для обработки помещений животноводческого комплекса (Ю. И. Боченин и соавт.).
Нашей задачей являлась разработка режимов аэрозольной дезинфекции внутренних поверхностей пассажирских вагонов растворами надуксусной кислоты.
Объектом исследования служил купейный вагон, который насыщали аэрозолями дезинфектанта. В качестве генератора аэрозолей использовали турбулирующую аэрозольную насадку (ТАН), работающую под давлением сжатого воздуха в камере опрыскивателя 3—4 кг/см2. Головки аэрозольных насадок устанавливали с двух торцов вагона одновременно. Проведены 2 серии опытов. В I серии растворами надуксусной кислоты насыщали вагон с помощью аэрозольных насадок, вмонтированных в двери салона. Так как при такой обработке оставались необеззараженными купе проводника, малые коридоры и туалеты, то их дезинфицировали дополнительно. Во
11 серии аэрозольную дезинфекцию осуществляли через тамбурные двери, что позволяло проводить дезинфекцию всего вагона одновременно без последующей дополнительной обработки. Длительность обработки вагона 10—
12 мин с последующей экспозицией в течение часа.
Для оценки обеззараживания поверхностей применяли бульонную культуру золотистого стафилококка (штамм № 906), наносимую на тест-поверхности, изготовленные из материалов для внутренней отделки вагонов. Зараженные тест-поверхности размещали на вертикаль-
ных, горизонтальных и обращенных вниз поверхностях опытного вагона (потолке, полках, стенах). За критерий эффективности обеззараживания принимали гибель на поверхностях 99,99—100% исходной тест-культуры. Для аэрозольной дезинфекции вагона испытывали растворы надуксусной кислоты различных концентраций (от 0,1 до 1%). Расход препарата во всех случаях был одинаков — 25 мл/м3.
В результате проведенных исследований установлено, что обеззараживание внутренних поверхностей купейных вагонов через двери салона 0,1 и 0,3% растворами надуксусной кислоты не дало положительных результатов. Надежное обеззараживание обеспечивалось при дезинфекции пассажирского салона 0,5% растворами. При проведении аэрозольной дезинфекции через тамбурные двери обеззараживание всего вагона, включая тамбур, малый коридор, туалеты и купе проводника, достигалось только при использовании растворов надуксусной кислоты, в 2 раза более концентрированных (1%), чем применявшиеся при дезинфекции одного салона.
Наблюдение за временем оседания аэрозольных частиц и дегазации вагона показало, что введенные внутрь вагона аэрозольные частицы 0,5 и 1% раствора надуксусной кислоты находятся в аэродисперном состоянии и оседают на поверхности в течение 30 мин. После 20—30 мин сквозного проветривания в вагоне остается слабый запах уксусной кислоты.
Выводы. 1. Устансвлена возк'сжиссть кспользо-вания надуксусксй кислоты (дезинфекционная композиция дезоксон-1) для аэрозольной дезинфекции пассажирских вагонов.
2. При проведении аэрогсльной дезинфекции через салонные двери полнее обеззараживание внутренних поверхностей пассажирских вагонов (за исключением купе проводника и тамбурных помещений) обеспечивается 0,5% раствором надуксусной кислоты. При обработке вагона через тамбурные двери обеззараживание всех помещений вагона достигается 1% раствором препарата.