Расход дезинфектанта при разных способах введения растворов аэрозолей 25 мл/м3.
3. Способ проведения аэрозольной дезинфекции через
тамбурные двери, несмотря на увеличенную вдвое концентрацию препарата, более удобен, так как позволяет одновременно проводить дезинфекцию всего вагона.
Литература. Боченин Ю. И., Скворцов Ф. Ф., Под-дубиков В. Н. — Ветеринария, 1978, № 2, с. 38—41. Брыскин М. А., Лиманов В. Е., Масленников Ю. И. —
В кн.: Проблемы дезинфекции и стерилизации. М., 1975, вып. 24, с. 67—71.
Поступила 21/11 1980 г.
УДК в 14:374]:637-057.876
Л. А. Гончарова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЦНИИ санитарного просвещения, Москва]
Система профессионально-технического образования достигла высокого уровня развития и является основной школой подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства, в частности для мясной и молочной промышленности.
При подготовке этих кадров должны учитываться два основных момента: во-первых, будущие работники мясокомбинатов и молокозаводов при контакте с продуктами животного происхождения подвергаются риску заражения различными болезнями, общими для человека и животных, т. е. зооантропонозами (Д. И. Дранкин и Л.-С. Малафеева), во-вторых, продукты животного происхождения являются благоприятной средой для развития патогенных микроорганизмов (Ю. А. Малахов и Г. П. Кирсанов). В обсеменении одежды самое непосредственное участие принимает микрофлора кожных покровов человека (В. Л. Евдокимов).
Труд в данной отрасли производства требует четкого знания гигиенических правил и обязательного выполнения их, так как от этого может зависеть здоровье как самого работающего, так и населения, употребляющего продукты предприятия.
В связи с этим указанные вопросы должны были найти отражение при подготовке молодых рабочих кадров.
При изучении состояния преподавания гигиены в ПТУ данной отрасли установлено, что оно проводится традиционным методом, путем изложения педагогами теоретического материала на уроке. Учащиеся были мало знакомы с основными зооантропонозными заболеваниями. Фиксированное наблюдение за учашимися на производстве показало отсутствие у них гигиенических навыков.
Все это создало предпосылки для разработки научно обоснованной системы гигиенического обучения и воспитания учащихся ПТУ. Основное внимание в ней было обращено на профилактику зооантропонозов в связи с наличием фактора риска заражения рабочих в производственных условиях.
В то же время систему гигиенического обучения и воспитания подростков следует рассматривать как общее целое, во взаимодействии всех ее компонентов, считая ее частью нравственного воспитания подрастающего поколения. При разработке элементов системы учитывались основные компоненты: учащиеся, на которых направлены все методы воздействия, и педагоги и мастера производственного и технического обучения, осуществляющие процесс обучения и воспитания подростков. Особенности функционирования данной системы в том, что профессионально-техническое образование подростков осуществляется педагогами в училище, а далее полученные знания закрепляются на практике мастерами производственного обучения на производстве.
В связи с тем что на современном этапе программированное обучение является одним из рациональных средств повышения эффективности учебного процесса, главным
направлением нашей работы являлось исследование рациональности введения элементов программированного обучения и программированного контроля знаний в ПТУ мясо-молочной промышленности и изучение их эффективности.
Другим направлением нашей работы было формирование у учащихся готовности применять полученные гигиенические знания на практике. Сущность данной 'проблемы состояла в том, чтобы найти и сформировать такую систему экспериментальных заданий (тестов), выполнение которых позволило бы судить не только об уровне овладения оценочным умением, но и о готовности учащихся опираться на эти умения и реализуемые с их помощью знания.
Учитывая сказанное, мы разработали методы и формы обучения и провели их экспериментальную проверку. Она включала специальную педагогическую работу, а именно: выработку у учащихся специальной установки и создание условий для осознания значимости поставленной задачи, формирование у учащихся правильных гигиенических навыков — системы поведения в определенных трудовых ситуациях, обеспечение процесса усвоения знаний и необходимых понятий при переносе их в условия производства, программированный контроль знаний.
Для проведения эксперимента были созданы экспериментальные образцы для гигиенического обучения, таблицы, билеты для программированного контроля знаний, карты-тесты, памятки, ситуационные задачи.
Эксперимент осуществлен в Московском городском ПТУ № 100 им. "В. Талалихина. В нем участвовало 90 человек. Эксперимент проведен на уроках в присутствии преподавателя после прохождения учащимися данной темы. В опытной группе было 56, в контрольной — 34 подростка. Учащиеся контрольной группы экспериментальному обучению не подвергались, но они были опрошены по тем же контрольным билетам, что и лица опытной группы, и оценены по трехбалльной шкале.
В эксперименте учащиеся проходили целенаправленное гигиеническое обучение по профилактике зооантро-понезных инфекций. По наиболее важным разделам темы »Промышленная санитария» было разработано 8 карт-тестов. К этим картам был подготовлен контрольный лист, в котором учащиеся указывали номер выбранного теста и объясняли свой выбор. Для раздела «инфекционные и инвазионные болезни» разработано 10 «обучающих» таблиц, каждая из них включала 6 основных вопросов о путях передачи и мерах профилактики одного из заболеваний. При работе с таблицами учащиеся осуществляли самоконтроль своей работы с учебником.
Контроль знаний проводили по разработанным «кон трельным ?аданиям» — 15 билетам, которые были состав лены с учетом наиболее важных узловых вопросов, вхо дяших в данную тему. Перед производственной практико{ учгшиуся раздавали ситуационные задачи по санитарш
Результаты оценки знаний учащихся
% учащихся, получивших оценку
Группа хорошо удовлетворительно плохо
Опытная Контрольная 92,8 0 7,2 26,5 0 73,5
и гигиене, а также иллюстративные памятки, которые включали основные моменты гигиенического поведения на пищевом производстве.
По окончании опытной работы проводили анализ результатов, полученных у учащихся обеих групп. Уровень знаний вопросов гигиены и профилактики зооантро-понозов у лиц опытной группы был значительно выше, чем в контрольной (см. таблицу).
В ходе эксперимента разработанные нами материалы оказались высокоэффективными в повышении уровня знаний учащихся и их гигиенических навыков.
В результате проведенного исследования мы считаем целесообразным рекомендовать ввести в существующую систему обучения модель гигиенического обучения и воспитания учащихся ПТУ мясной и молочной промышленности. Применение этой системы при помощи целенаправленного воздействия обеспечило повышение знаний по основным вопросам профилактики зооантропонозов, сформировало готовность применения этих знаний в практической трудовой деятельности.
Для наиболее полного усвоения знаний учащимися мы предлагаем включить в рабочий процесс по разделу «Зооан-тропонозы и инвазионные болезни» программированные задания — таблицы по каждой отдельной теме. Их апробирование показало, что благодаря им учащиеся не меха-
нически запоминали текст учебника, а глубоко его осмысливали, у них вырабатывалась творческая активность и теоретический материал хорошо понимался и запоминался.
По наиболее важным разделам темы «Санитария и гигиена» мы считаем целесообразным включить в учебный процесс набор карт-тестов. Их применение требовало от учащихся умения действовать в ситуации воздействия сбивающих факторов. Карты-тесты с психологической точки зрения обусловливали у учащихся «положительный перенос» сформированного умения мыслить и реализовать свои знания. Для наиболее полной и объективной их проверки предлагается включить в процесс обучения разработанные нами билеты безмашинного программированного контроля знаний. Билетов было столько, сколько требовалось для обеспечения полноценной проверки знаний по рассматриваемым разделам. Для подкрепления стереотипа поведения непосредственно в работе предлагается включить в процесс обучения ситуационные задачи, которые должны раздаваться мастером производственного обучения перед прохождением производственной практики. Такой дополнительный вид воздействия формирует у подростков готовность применять полученные на уроке гигиенические знания в процессе производственной деятельности.
Для выработки социальной установки на значимость выполнения гигиенических правил рекомендуется специально разработанная памятка, которую мастер также вручает учащимся перед началом производственной практики.
Таким образом, сочетая в системе все виды учебной, воспитательной работы в условиях профессионально-технического образования, мы осуществили комплексный подход к гигиеническому обучению и воспитанию учащихся.
Использование нашей методики в процессе обучения учащихся ПТУ вопросам гигиены и санитарии не только не требует дополнительного времени, но и сокращает его затраты.
Лит ература. Дранкин Д. И., Малафеева Л. С. Эпидемиология и профилактика инфекционных заболеваний при профессиональных заражениях. М., 1972. Евдокимов В. Л. — Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 67—73.
Кирсанов Г. П. — Там же, с. 108—109. Малахов Ю. А. Ветеринарно-санитарный надзор в пищевой промышленности. М., 1964, с. 67.
Поступал! 5/V 1980 г.
УДК 614.37:688.72.029
Канд. мед. наук А. Г. Пестова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс,
Киев
Отечественная промышленность выпускает игрушки для детей из полимерных материалов, ворса и комбинированные. Для изготовления игрушек из полимерных материалов используют различные марки полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, полипропилена, полиуретана, полиметилметакрилата, а также мочевинофор-мальдегидный и меламиноформальдегидный амннопласт. Для придания игрушкам колоритности и законченности их частично покрывают лаками и эмалями на синтетической основе, разрисовывают красками. Сырьем для ворсовых игрушек служат ворсовые и текстильные ткани на основе химических волокон — вискозных, полиэфирных, полиамидных и др. Основой комбинированных игрушек являются полимерные материалы. Для имитации определенных образов и придания естественности игрушки дополняют синтетическими и искусственными текстильными тканями — вискозными, ацетатными, полиакрилонитриль-ными, обработанными смолами или пропитками. Для создания одного образца игрушки необходимо до 15 наименований сырья.
Игрушки из полимерных материалов имеют молекулярную структуру, следовательно, для них характерны все особенности, присущие полимерным материалам, в том числе способность выделения в контактируемые среды (воздух, воду) химических веществ, входящих в их состав. Известны три пути поступления указанных веществ в организм ребенка: через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, через неповрежденные кожные покровы в результате прямого контакта с игрушкой, через полость рта со слюной, водой и пищей.
Для предупреждения вредного влияния мигрирующих веществ опытные образцы игрушек подлежат исследованию в соответствии с «Санитарными правилами по производству и продаже игрушек» и инструкцией «По санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами». Однако в этих руководствах не изложены последовательно этапы проведения исследований, не даны рекомендации по токсикологической оценке мигрирующих компонентов