балл по специальным предметам за первое полугодие в экспериментальной подгруппе составил 3,4, а в контрольной — 3,5. По результатам проведенной в понедельник после лыжного похода в воскресенье контрольной работы по специальной технологии успеваемость учащихся экспериментальной подгруппы была 3,6, а контрольной — 3,4 балла. По результатам устного опроса учащихся экспериментальной подгруппы средний балл составил 3,5, причем преподаватель отметил недостаточную подготовленность учащихся к уроку. Как показал анализ карт режима труда и отдыха, учащиеся всей группы в воскресенье затратили недостаточно времени на выполнение домашних заданий. Существенных различий успеваемости между подгруппами во время второго обследования не установлено.
Выводы. 1. При организации мероприятий в воскресные дни целесообразно ограничить их продолжи-
Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.
тельность с учетом затрат времени на обязательные виды деятельности и их содержания.
2. Соотношение различных видов деятельности в воскресенье и их продолжительность должны обеспечивать восстановление сил учащихся, способствовать повышению их работоспособности, успешному усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.
3. Длительные (до 4—5 ч) мероприятия, после которых в вечернее время бывают танцы, в определенной степени снижают работоспособность учащихся в понедельник. В связи с этим рационально после длительных мероприятий, которые, безусловно, необходимы н являются неотъемлемой частью воспитательной работы, организовывать в вечернее время не танцы, а прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Танцевальные вечера в таких случаях более целесообразно проводить в субботу.
Психодиагностические методы. Л., 1976. Психофизиологический отбор военных специалистов. М., 1973.
Поступила И/IV 1980 г.
УДК 614.48:629.45
Канд. биол. наук Ш. И. Сатдыков, кандидаты мед. наук Н. С. Лебедева и Г. Я- Писаренко
АЭРОЗОЛЬНАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ РАСТВОРАМИ НАДУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ
Всесоюзный НИИ железнодорожной Гигиены, Москва
Необходимость изыскания новых высокоэффективных препаратов в форме аэрозолей для обеззараживания внутренних поверхностей пассажирских вагонов, а также разработка режимов и технологии применения этих препаратов диктуются не только особенностями аэрозольной дезинфекции, но и ограниченностью арсенала пригодных для этой цели средств. В связи с этим определенный интерес представляет надуксусная кислота, обладающая широким спектром антимикробного действия (М. А. Брыскин и соавт.) и применяемая в виде дезинфекционной композиции дезоксон-1. Растворы надуксусной кислоты для аэрозольной дезинфекции были с успехом применены для обработки помещений животноводческого комплекса (Ю. И. Боченин и соавт.).
Нашей задачей являлась разработка режимов аэрозольной дезинфекции внутренних поверхностей пассажирских вагонов растворами надуксусной кислоты.
Объектом исследования служил купейный вагон, который насыщали аэрозолями дезинфектанта. В качестве генератора аэрозолей использовали турбулирующую аэрозольную насадку (ТАН), работающую под давлением сжатого воздуха в камере опрыскивателя 3—4 кг/см2. Головки аэрозольных насадок устанавливали с двух торцов вагона одновременно. Проведены 2 серии опытов. В I серии растворами надуксусной кислоты насыщали вагон с помощью аэрозольных насадок, вмонтированных в двери салона. Так как при такой обработке оставались необеззараженными купе проводника, малые коридоры и туалеты, то их дезинфицировали дополнительно. Во
11 серии аэрозольную дезинфекцию осуществляли через тамбурные двери, что позволяло проводить дезинфекцию всего вагона одновременно без последующей дополнительной обработки. Длительность обработки вагона 10—
12 мин с последующей экспозицией в течение часа.
Для оценки обеззараживания поверхностей применяли бульонную культуру золотистого стафилококка (штамм № 906), наносимую на тест-поверхности, изготовленные из материалов для внутренней отделки вагонов. Зараженные тест-поверхности размещали на вертикаль-
ных, горизонтальных и обращенных вниз поверхностях опытного вагона (потолке, полках, стенах). За критерий эффективности обеззараживания принимали гибель на поверхностях 99,99—100% исходной тест-культуры. Для аэрозольной дезинфекции вагона испытывали растворы надуксусной кислоты различных концентраций (от 0,1 до 1%). Расход препарата во всех случаях был одинаков — 25 мл/м3.
В результате проведенных исследований установлено, что обеззараживание внутренних поверхностей купейных вагонов через двери салона 0,1 и 0,3% растворами надуксусной кислоты не дало положительных результатов. Надежное обеззараживание обеспечивалось при дезинфекции пассажирского салона 0,5% растворами. При проведении аэрозольной дезинфекции через тамбурные двери обеззараживание всего вагона, включая тамбур, малый коридор, туалеты и купе проводника, достигалось только при использовании растворов надуксусной кислоты, в 2 раза более концентрированных (1%), чем применявшиеся при дезинфекции одного салона.
Наблюдение за временем оседания аэрозольных частиц и дегазации вагона показало, что введенные внутрь вагона аэрозольные частицы 0,5 и 1% раствора надуксусной кислоты находятся в аэродисперном состоянии и оседают на поверхности в течение 30 мин. После 20—30 мин сквозного проветривания в вагоне остается слабый запах уксусной кислоты.
Выводы. 1. Устансвлена всзк'сжкссть использования надуксусксй кислоты (дезинсекционная композиция дезоксон-1) для аэрозольной дезинсекции пассажирских вагонов.
2. При проведении аэрогсльной дезинфекции через салонные двери полнее обеззараживание внутренних поверхностей пассажирских вагонов (за исключением купе проводника и тамбурных помещений) обеспечивается 0,5% раствором надуксусной кислоты. При обработке вагона через тамбурные двери обеззараживание всех помещений вагона достигается 1% раствором препарата.
Расход дезинфектанта при разных способах введения растворов аэрозолей 25 мл/м3.
3. Способ проведения аэрозольной дезинфекции через
тамбурные двери, несмотря на увеличенную вдвое концентрацию препарата, более удобен, так как позволяет одновременно проводить дезинфекцию всего вагона.
Литература. Боченин Ю. И., Скворцов Ф. Ф., Под-дубиков В. Н. — Ветеринария, 1978, № 2, с. 38—41. Брыскин М. А., Лиманов В. Е., Масленников Ю. И. —
В кн.: Проблемы дезинфекции и стерилизации. М., 1975, вып. 24, с. 67—71.
Поступила 21/11 1980 г.
УДК в 14:374]:637-057.876
Л. А. Гончарова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЦНИИ санитарного просвещения, Москва]
Система профессионально-технического образования достигла высокого уровня развития и является основной школой подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства, в частности для мясной и молочной промышленности.
При подготовке этих кадров должны учитываться два основных момента: во-первых, будущие работники мясокомбинатов и молокозаводов при контакте с продуктами животного происхождения подвергаются риску заражения различными болезнями, общими для человека и животных, т. е. зооантропонозами (Д. И. Дранкин и Л.-С. Малафеева), во-вторых, продукты животного происхождения являются благоприятной средой для развития патогенных микроорганизмов (Ю. А. Малахов и Г. П. Кирсанов). В обсеменении одежды самое непосредственное участие принимает микрофлора кожных покровов человека (В. Л. Евдокимов).
Труд в данной отрасли производства требует четкого знания гигиенических правил и обязательного выполнения их, так как от этого может зависеть здоровье как самого работающего, так и населения, употребляющего продукты предприятия.
В связи с этим указанные вопросы должны были найти отражение при подготовке молодых рабочих кадров.
При изучении состояния преподавания гигиены в ПТУ данной отрасли установлено, что оно проводится традиционным методом, путем изложения педагогами теоретического материала на уроке. Учащиеся были мало знакомы с основными зооантропонозными заболеваниями. Фиксированное наблюдение за учашимися на производстве показало отсутствие у них гигиенических навыков.
Все это создало предпосылки для разработки научно обоснованной системы гигиенического обучения и воспитания учащихся ПТУ. Основное внимание в ней было обращено на профилактику зооантропонозов в связи с наличием фактора риска заражения рабочих в производственных условиях.
В то же время систему гигиенического обучения и воспитания подростков следует рассматривать как общее целое, во взаимодействии всех ее компонентов, считая ее частью нравственного воспитания подрастающего поколения. При разработке элементов системы учитывались основные компоненты: учащиеся, на которых направлены все методы воздействия, и педагоги и мастера производственного и технического обучения, осуществляющие процесс обучения и воспитания подростков. Особенности функционирования данной системы в том, что профессионально-техническое образование подростков осуществляется педагогами в училище, а далее полученные знания закрепляются на практике мастерами производственного обучения на производстве.
В связи с тем что на современном этапе программированное обучение является одним из рациональных средств повышения эффективности учебного процесса, главным
направлением нашей работы являлось исследование рациональности введения элементов программированного обучения и программированного контроля знаний в ПТУ мясо-молочной промышленности и изучение их эффективности.
Другим направлением нашей работы было формирование у учащихся готовности применять полученные гигиенические знания на практике. Сущность данной 'проблемы состояла в том, чтобы найти и сформировать такую систему экспериментальных заданий (тестов), выполнение которых позволило бы судить не только об уровне овладения оценочным умением, но и о готовности учащихся опираться на эти умения и реализуемые с их помощью знания.
Учитывая сказанное, мы разработали методы и формы обучения и провели их экспериментальную проверку. Она включала специальную педагогическую работу, а именно: выработку у учащихся специальной установки и создание условий для осознания значимости поставленной задачи, формирование у учащихся правильных гигиенических навыков — системы поведения в определенных трудовых ситуациях, обеспечение процесса усвоения знаний и необходимых понятий при переносе их в условия производства, программированный контроль знаний.
Для проведения эксперимента были созданы экспериментальные образцы для гигиенического обучения, таблицы, билеты для программированного контроля знаний, карты-тесты, памятки, ситуационные задачи.
Эксперимент осуществлен в Московском городском ПТУ № 100 им. "В. Талалихина. В нем участвовало 90 человек. Эксперимент проведен на уроках в присутствии преподавателя после прохождения учащимися данной темы. В опытной группе было 56, в контрольной — 34 подростка. Учащиеся контрольной группы экспериментальному обучению не подвергались, но они были опрошены по тем же контрольным билетам, что и лица опытной группы, и оценены по трехбалльной шкале.
В эксперименте учащиеся проходили целенаправленное гигиеническое обучение по профилактике зооантро-понезных инфекций. По наиболее важным разделам темы »Промышленная санитария» было разработано 8 карт-тестов. К этим картам был подготовлен контрольный лист, в котором учащиеся указывали номер выбранного теста и объясняли свой выбор. Для раздела «инфекционные и инвазионные болезни» разработано 10 «обучающих» таблиц, каждая из них включала 6 основных вопросов о путях передачи и мерах профилактики одного из заболеваний. При работе с таблицами учащиеся осуществляли самоконтроль своей работы с учебником.
Контроль знаний проводили по разработанным «кон трельным ?аданиям» — 15 билетам, которые были состав лены с учетом наиболее важных узловых вопросов, вхо дяших в данную тему. Перед производственной практико{ учгшиуся раздавали ситуационные задачи по санитарш