Результаты оценки знаний учащихся
% учащихся, получивших оценку
Группа хорошо удовлетворительно плохо
Опытная Контрольная 92,8 0 7,2 26,5 0 73,5
и гигиене, а также иллюстративные памятки, которые включали основные моменты гигиенического поведения на пищевом производстве.
По окончании опытной работы проводили анализ результатов, полученных у учащихся обеих групп. Уровень знаний вопросов гигиены и профилактики зооантро-понозов у лиц опытной группы был значительно выше, чем в контрольной (см. таблицу).
В ходе эксперимента разработанные нами материалы оказались высокоэффективными в повышении уровня знаний учащихся и их гигиенических навыков.
В результате проведенного исследования мы считаем целесообразным рекомендовать ввести в существующую систему обучения модель гигиенического обучения и воспитания учащихся ПТУ мясной и молочной промышленности. Применение этой системы при помощи целенаправленного воздействия обеспечило повышение знаний по основным вопросам профилактики зооантропонозов, сформировало готовность применения этих знаний в практической трудовой деятельности.
Для наиболее полного усвоения знаний учащимися мы предлагаем включить в рабочий процесс по разделу «Зооан-тропонозы и инвазионные болезни» программированные задания — таблицы по каждой отдельной теме. Их апробирование показало, что благодаря им учащиеся не меха-
нически запоминали текст учебника, а глубоко его осмысливали, у них вырабатывалась творческая активность и теоретический материал хорошо понимался и запоминался.
По наиболее важным разделам темы «Санитария и гигиена» мы считаем целесообразным включить в учебный процесс набор карт-тестов. Их применение требовало от учащихся умения действовать в ситуации воздействия сбивающих факторов. Карты-тесты с психологической точки зрения обусловливали у учащихся «положительный перенос» сформированного умения мыслить и реализовать свои знания. Для наиболее полной и объективной их проверки предлагается включить в процесс обучения разработанные нами билеты безмашинного программированного контроля знаний. Билетов было столько, сколько требовалось для обеспечения полноценной проверки знаний по рассматриваемым разделам. Для подкрепления стереотипа поведения непосредственно в работе предлагается включить в процесс обучения ситуационные задачи, которые должны раздаваться мастером производственного обучения перед прохождением производственной практики. Такой дополнительный вид воздействия формирует у подростков готовность применять полученные на уроке гигиенические знания в процессе производственной деятельности.
Для выработки социальной установки на значимость выполнения гигиенических правил рекомендуется специально разработанная памятка, которую мастер также вручает учащимся перед началом производственной практики.
Таким образом, сочетая в системе все виды учебной, воспитательной работы в условиях профессионально-технического образования, мы осуществили комплексный подход к гигиеническому обучению и воспитанию учащихся.
Использование нашей методики в процессе обучения учащихся ПТУ вопросам гигиены и санитарии не только не требует дополнительного времени, но и сокращает его затраты.
Лит ература. Дранкин Д. И., Малафеева Л. С. Эпидемиология и профилактика инфекционных заболеваний при профессиональных заражениях. М., 1972. Евдокимов В. Л. — Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 67—73.
Кирсанов Г. П. — Там же, с. 108—109. Малахов Ю. А. Ветеринарно-санитарный надзор в пищевой промышленности. М., 1964, с. 67.
Поступал! 5/V 1980 г.
УДК 614.37:688.72.029
Канд. мед. наук А. Г. Пестова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс,
Киев
Отечественная промышленность выпускает игрушки для детей из полимерных материалов, ворса и комбинированные. Для изготовления игрушек из полимерных материалов используют различные марки полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, полипропилена, полиуретана, полиметилметакрилата, а также мочевинофор-мальдегидный и меламиноформальдегидный амннопласт. Для придания игрушкам колоритности и законченности их частично покрывают лаками и эмалями на синтетической основе, разрисовывают красками. Сырьем для ворсовых игрушек служат ворсовые и текстильные ткани на основе химических волокон — вискозных, полиэфирных, полиамидных и др. Основой комбинированных игрушек являются полимерные материалы. Для имитации определенных образов и придания естественности игрушки дополняют синтетическими и искусственными текстильными тканями — вискозными, ацетатными, полиакрилонитриль-ными, обработанными смолами или пропитками. Для создания одного образца игрушки необходимо до 15 наименований сырья.
Игрушки из полимерных материалов имеют молекулярную структуру, следовательно, для них характерны все особенности, присущие полимерным материалам, в том числе способность выделения в контактируемые среды (воздух, воду) химических веществ, входящих в их состав. Известны три пути поступления указанных веществ в организм ребенка: через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, через неповрежденные кожные покровы в результате прямого контакта с игрушкой, через полость рта со слюной, водой и пищей.
Для предупреждения вредного влияния мигрирующих веществ опытные образцы игрушек подлежат исследованию в соответствии с «Санитарными правилами по производству и продаже игрушек» и инструкцией «По санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами». Однако в этих руководствах не изложены последовательно этапы проведения исследований, не даны рекомендации по токсикологической оценке мигрирующих компонентов
и не указана необходимость изучения кожно-раздражаю-щего н сенсибилизирующего действия. В связи с этим появилась необходимость в разработке основных направлений гигиенической оценки игрушек, которые изложены в настоящей статье. При этом гигиенические требования к игрушкам сводятся к следующему. Сырьем для них могут служить химические вещества и изделия из них, которые не только не обладают токсичностью, но и не вызывают отдаленных эффектов — аллергенного, мутагенного и канцерогенного. Игрушки не должны являться источником загрязнения воздуха, одежды, кожных покровов и слизистых оболочек полости рта ребенка. Игрушки не должны быть причиной изменения естественной микрофлоры среды обитания и кожных покровов ребенка.
Гигиеническая оценка игрушек имеет свою специфику и требует проведения санитарно-химическнх и токсикологических исследований. Санитарно-химические исследования в свою очередь включают визуальный осмотр и определение интенсивности запаха образцов, выявление прочности фиксации красителя, установление органолептиче-ских показателей вытяжек из образцов игрушек, изучение уровня выделения летучих веществ в воздух и определение возможной миграции в жидкие модельные среды органических веществ, введенных в рецептуру игрушек, и солей тяжелых металлов, являющихся непредвиденными примесями. Визуальному осмотру придается большое значение, так как игрушка не только предмет детских развлечений, она способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его речь, мышление, вырабатывает смекалку, инициативу. Поэтому небезразличен ее вид. Визуальный осмотр позволяет установить, насколько она эстетична, отвечает своему назначению, хорошо ли подогнаны детали, может ли се поверхность легко поддаваться мытью и дезинфекции. При наличии запаха более 3 баллов образец игрушки считается неудовлетворительным в гигиеническом отношении. По окрашиванию тампонов, смоченных 1% растворами HCl, КОН и NaHCOa, можно судить о прочности красителей.
При определении органолептических показателей модельных сред также создается возможность выявить миграцию красителя по наличию характерной окраски раствора.
Санитарно-химические исследования вытяжек из игрушек и воздушной среды из эксикаторов, в которых выдерживаются исследуемые образцы, — один из важнейших и ответственнейших этапов гигиенической оценкн игрушек. Они позволяют идентифицировать выделяющиеся вещества, устанавливать их уровень и длительность миграции в зависимости от температуры и времени контакта, дают возможность оценить с позиций гигиены технологию и рецептуру полимера, из которого изготовлена игрушка. Эти исследования по существу решают судьбу данного образца.
В водную среду из меламиноформальдегидного и моче-виноформальдегидного аминопласта может выделяться формальдегид, из полиметилметакрилатв — метилметакри-лат. Из некоторых марок суспензионного и блочного полистирола возможна миграция таких летучих веществ, как стирол, формальдегид и ксилол. Перечисленные вещества способны сорбироваться водой из воздуха (А. Г. Пестова).
В модельные среды, имитирующие слюну ребенка (воду и слабоподщелоченный или слабоподкисленный физиологический раствор), возможна миграция из игрушек нескольких химических веществ — пластификаторов, стабилизаторов, красителей и др.
Результаты санитарно-химнческих исследований вытя» жек свидетельствуют о том, что игрушки могут быть загрязнены солями тяжелых металлов — свинца и цинка, которые попадают в них из исходного сырья или из технологического оборудования в процессе изготовления иг-
Литература. Кайсина О. В. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1975, с. 55.
рушек. Особого внимания требуют окрашенные игрушки для детей грудного и дошкольного возраста из-за миграции из них красителей, тем более что иногда в рецептуру полимеров вводят пигменты неизвестного состава или недостаточно изученные в токсикологическом отношении.
Второе направление — токсикологическая оценка игрушек.
Дети в квартирах, яслях, детских садах, комнатах матери и ребенка имеют контакт с игрушками, изготовленными с применением различной технологии, из полимерных материалов, разных по составу, габаритам, физико-химическим свойствам. Следовательно, они могут подвергаться комбинированному влиянию комплекса химических веществ (О. В. Кайсина и соавт.). Выявить действие нескольких химических веществ, поступающих в организм ребенка разными путями, можно в токсикологическом эксперименте на теплокровных животных.
Учитывая, что детский организм более восприимчив к действию химических веществ, чем взрослый, исследования следует проводить на молодых животных в течение
2 мес. Вытяжки из игрушек необходимо спаивать с помощью автопоилок. При этом необходимо наблюдать в динамике за массой тела, поведенческими реакциями и морфологическим составом периферической крови, изучать функциональное состояние печени и почек. По окончании эксперимента животных нужно декапитировать, определять коэффициенты массы внутренних органов и проводить патологоморфологические исследования головного мозга и внутренних органов. Изучение кожно-раздражающего и сенсибилизирующего действия является неотъемлемой частью токсикологических исследований (Н. К. Стацек), несмотря на то что в литературе отсутствуют сведения о влиянии игрушек как химического фактора, способного вызывать раздражающий или сенсибилизирующий эффект при прямом контакте. Это, очевидно, связано с определенными трудностями диагностики, а главное установления источника, оказывающего определенное действие, так как в среде обитания ребенка в связи с применением полимеров в строительной технике, водоснабжении и быту может существовать не один, а несколько источников выделения химических веществ, дающих одинаковый эффект. Это и затрудняет дифференцирование.
Для выявления кожно-раздражающего и аллергенного действия необходимо проводить исследования посредством нанесения вытяжек из игрушек, приготовленных в агравированных условиях, на симметричные участки кожи животных, освобожденные от шерстного покрова. Наиболее подходящий объект для таких исследований— морские свинки. В качестве критериев рекомендуется использовать неспецифические и специфические тесты. Полимерные материалы и игрушки из них являются хорошей питательной средой для микроорганизмов, поэтому на них обильно развивается микрофлора. Для определения их количества и видового состава можно пользоваться методом посева смывов. Регулярная обработка игрушек, предназначенных для детей грудного и дошкольного возраста, моющими и дезинфицирующими средствами, УФ-лучами способствует удалению грязи н микроорганизмов, поэтому поверхность игрушек должна быть ровной и гладкой, легко поддающейся обработке. Образцы игрушек получают положительную гигиеническую оценку в том случае, если они отвечают следующим требованиям: внешний вид их, масса и габариты соответствуют назначению, возрасту ребенка и удовлетворяют эстетическим запросам; поверхность их ровная гладкая, без острых углов и с хорошей фиксацией красок; интенсивность запаха не превышает
3 баллов по пятибалльной системе; из игрушек не выделяются вещества, входящие в их рецептуру е количествах превышающих допустимый уровень, а также соли тяжелых металлов.
Пестова А. Г. — В кн.: Гигиена применения полимеров.
Киев, 1976, с. 129. Стацек Н. К. — Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 70.
Поступила I/VI 1980 г.