Научная статья на тему 'Исторические аспекты изучения гигиенической безопасности игрушек'

Исторические аспекты изучения гигиенической безопасности игрушек Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY-ND
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Маркелова С. В.

Вопросы изучения гигиенической безопасности игрушек стояли перед исследователями еще в 19 веке. С развитием науки менялись и требования безопасности, предъявляемые к игрушкам. Значительные изменения отмечены и в нормативнометодических документах, действовавших в этот временной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Маркелова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF STUDYING HYGIENIC SAFETY OF TOYS

Problems of studying of hygienic safety of toys worried the researchers already in the 19 century. During the process of development of science requirements of safety applied to toys have changed. Significant changes were marked in normative guidance documents in force during that time period.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты изучения гигиенической безопасности игрушек»

июль №7 (208)

35

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК

С.В. Маркелова

HISTORICAL ASPECTS OF STUDYING HYGIENIC SAFETY OF TOYS

S.V. Markelova

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва

Вопросы изучения гигиенической безопасности игрушек стояли перед исследователями еще в 19 веке. С развитием науки менялись и требования безопасности, предъявляемые к игрушкам. Значительные изменения отмечены и в нормативно-методических документах, действовавших в этот временной период.

Problems of studying of hygienic safety of toys worried the researchers already in the 19 century. During the process of development of science requirements of safety applied to toys have changed. Significant changes were marked in normative guidance documents in force during that time period.

Обеспечение безопасной среды обитания ребенка — важный аспект сохранения и укрепления его здоровья. Один из путей достижения этой цели в настоящее время — оптимизация процедуры санитарно-эпидемиологической

оценки игрушек, с которыми ребенок начинает контактировать с раннего детства.

Внимание к детским игрушкам было обращено еще в 1918 г. В это время в Москве открывается Музей игрушек. В 1932 г. создается

36

ЗНиСО июль №7 (200)

первый в мире Научно-исследовательский институт игрушек в г. Загорск, организовываются Советы по игрушкам при органах власти в крупных городах, созываются съезды, конференции по игрушкам.

В 1933 г. сессия НИИ игрушки в г. Загорске вырабатывает основные требования к игрушке, которая должна быть в т. ч. «... з) гигиеничной и отвечающей силам и возможностям данного возраста». Особое внимание уделяется и качеству игрушки.

В 1934 г. в НИИ охраны здоровья детей и подростков Народного комитета здравоохранения РСФСР, впервые в нашей стране под непосредственным руководством профессора А.В. Молькова было проведено ознакомление с рынком игрушек и характером пользования ими в детских учреждениях, а также были проведены бактериологические исследования игрушек.

Одним из результатов этой работы явилась монография «Детская игрушка с гигиенической точки зрения. Бактериологические исследования утиля и детской игрушки» (М. Ляхович-Сушкова, Р. Звентова, 1934 г.). По-существу, данная монография является единственной обобщающей имеющиеся в то время литературные данные о гигиене игрушек, результаты проведенных обследований производства и эксплуатации игрушек, специальных исследований по гигиенической и бактериологической их оценке. Она имеет также большое значение для понимания путей формирования санитарных требований к детским игрушкам и задач в этой области.

Известный школьный гигиенист проф. А.В. Мольков, с присущим ему научным предвидением, в предисловии к данной книге обратил внимание на то, чтобы при изготовлении игрушек не была «упущена из виду санитарно-гигиеническая сторона этого дела». Еще тогда он ставил вопрос об «обоснованной санитарной регламентации» и о «санитарном контроле, проникающем во все фазы производства, распространения и использования массовой игрушки».

Первые экспериментальные исследования детских резиновых игрушек относятся к 1896 г. По мнению д-ра А.И. Буловского, игрушки считались безвредными, если не содержали окиси цинка и окиси свинца.

В 1903 г. К.В. Леман, исследуя резиновые изделия, окрашенные металлическими солями или содержащие их в своем составе, сделал заключение, что все резиновые вещи, с кото-

рыми приходят в соприкосновение дети, безвредны, если они: плавают в воде, эластичны, мягкой консистенции.

В 1915 г. проф. Н.М. Корниловым было установлено, что 90 % всех исследованных им игрушек не удовлетворяют гигиенические требования по окраске.

Ряд исследователей касался гигиенической характеристики игрушек (С.П. Айнберг, А.А. Минх, 1940; К.Л. Школьникова, 1951), их бактериальной загрязненности (М.Л. Ляхович -Сушкова, Т.И. Рабинович, 1950; Д.И. Кантор, 1950), методов дезинфекции (М.И. Баданов, Н.Я. Гриш, С.И. Шриро, 1938), санитарно-вирусологической характеристики предметов детского обихода в детских учреждениях (Л.В. Григорьева, В.И. Бондаренко, 1970).

Начиная с 1950 г. в порядке гигиенической экспертизы изучались различные материалы, которые использовались для изготовления игрушек: составы резинового сырья, разнообразные марки пластических масс, что нашло отражение в работах Е.Т. Смирновой, З.М. Ятаковой, 1966; Ф.М. Воловник, 1971; И. Йордановой, 1974; О.В. Кайсиной, Н.А. Крыловой, В.В. Стан, 1981; А.Г. Песто-вой,1981.

В 1952 г. Н.Т. Васенина провела специальные исследования по гигиенической оценке основных красок, применяемых в производстве резиновых игрушек.

В диссертационной работе А.С. Курмако-вой (1971, г. Ленинград) изучалось влияние таких эксплуатационных факторов, как атмосферные условия, повышение температуры, механические воздействия, действие дезинфицирующих средств на гигиенические свойства отдельных пластмасс, используемых при изготовлении игрушек.

В 1984 г. диссертационная работа В.В. Стан (Институт гигиены детей и подростков) была посвящена разработке критериев и методических подходов к гигиенической оценке игрушек из различных полимерных материалов на основе их комплексного изучения.

Первыми санитарными правилами по производству и продаже игрушек следует считать Правила, изданные в 1950 г. Этот документ являлся комплексным по сравнению с его прообразами. Он регламентировал не только красители, но и многие параметры игрушек, имеющие санитарно-эпидемиологическое значение, а также некоторые аспекты безопасности игрушек. Данными правилами разрешалось при изготовлении игрушек применять

июль №7 (208)

37

«...пластмассы, отвечающие техническим условиям на хозяйственные изделия из пластических масс - ТУ МХП № 197—49».

Позднее, в связи с внедрением в производство игрушек из пластических масс, в санитарных правилах по производству и продаже игрушек 1960 г. издания уже конкретно указывается 21 вид пластмасс, специально исследованных с гигиенической точки зрения, для использования их в производстве игрушек.

В Санитарных правилах 1964 г. впервые требования к использованию пластических масс при производстве игрушек приравнены к требованиям, предъявляемым к пластическим массам, допущенным к применению в пищевой промышленности. Это, в свою очередь, позволило шире использовать полимерные материалы, быстро внедряемые в народное хозяйство.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН принимали активное участие в работе над санитарными правилами, изданными в 1970-м и 1973 г., а также санитарными правилами, действующими в настоящее время.

Основным нормативным документом в области безопасности игр и игрушек, действующим сегодня на территории Российской Федерации, являются санитарные правила и нормы 2.4.7.007—93 «Производство и реализация игр и игрушек».

Данный документ устанавливает требования безопасности игрушек для здоровья детей. Понятно, что нормативный документ, разработанный более 15 лет назад, несколько утратил свою актуальность. За прошедшее время значительно расширился ассортимент материалов, используемых для изготовления современных игрушек, появились новые технологии и рецептуры, увеличилось разнообразие игрушек по функциональному назначению.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.007—93 «Производство и реа-

лизация игр и игрушек» при проведении санитарно-эпидемиологической оценки игрушек не учитывался возраст ребенка, его предполагаемое поведение, функциональное назначение игрушки, широкий спектр материалов, используемых для их изготовления. Отсутствовал ряд показателей санитарно-химической, токсиколого-гигиенической, физико-гигиенической безопасности. Некоторые показатели требовали пересмотра безопасного уровня их воздействия. Оценка уровня миграции химических веществ, выделяющихся из большой группы игрушек, оказывающих преимущественно перкутанное воздействие на организм ребенка, проводилась по гигиеническим нормативам, установленным для веществ, поступающих в организм перорально. В то же время, безопасные уровни воздействия на кожные покровы человека установлены для ограниченного числа токсических веществ, воздействующих в условиях рабочей зоны. А в литературе практически отсутствует информация по сравнительной характеристике воздействия химических веществ при различных путях их поступления в организм, особенно в возрастном аспекте.

Исследование всего ассортимента игрушек проводилось по единой схеме, без учета функционального назначения игрушки и возраста ребенка, для которого она предназначена (табл. 1).

Все это явилось основанием для совершенствования научно-методических подходов и оптимизации алгоритма оценки санитарно-эпидемиологической безопасности современных игрушек для здоровья детей разного возраста.

Данная научно-исследовательская работа проводилась сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

Полученные в ходе работы данные позволили обосновать необходимость разработки

Таблица 1. Условия моделирования при определении показателей безопасности в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.007—93 «Производство и реализация игр и игрушек»

Перечень игрушек Водная модельная среда Воздушная модельная среда

Все игрушки Т °С комнатная; насыщенность1 см2 : 2 см3; экспозиция 3 часа Т = +20 °С и +37 °С; воздухообмен 1 объем/ч; насыщенность 100 г/м3

38

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (208)

Таблица 2. Условия моделирования для определения органолептических, санитарно-химических показателей и индекса токсичности в водной модельной среде**

№ Перечень игрушек Модельная среда Насыщенность водного раствора Температура водного раствора, Т С Время экспозиции, час

1 Игрушки для детей ясельного возраста

2 Игрушки и/или детали игрушек предназначенные для контакта со ртом ребенка 1 и н 1 с

3 Куклы, фигурки людей и животных, в т. ч. мягконабивные для детей младше 3-х лет а нос ти нс с ос а

4 Игры настольные, в т.ч. настольно-печатные, головоломки, комбинированные книжные издания и т.п. для детей младше 3-х лет ода в ая н н а в о р и л л и т с и п сн о а а п сс о ¡2 о 3 кл с ас с 37 ± 2

5 Предметы детского творчества: — наборы для рукоделия; — формующиеся массы (пластилин, глина, масса для лепки, краски пальчиковые и т. п.); — карандаши, фломастеры, мелки и т. п.; о 2 ла 5 г : к : , с -гс -г в 2т е 8 3

6 Бижутерия для детей Ч ст ще ее

7 Карнавальные изделия (карнавальные маски, аксессуары и т.п.) щ ве ея вл § 4 ч

8 Игрушки для купания в ванне

9 Игрушки для игр на воде 22 ± 2

** При сложных конфигурациях игрушек и невозможности подсчитать их площадь, определение следует проводить при соотношении 1 г на 10 см3.

и внедрения дифференцированного подхода к оценке безопасности игрушек. Для этого игрушки были распределены на однородные группы, требующие единых методических подходов к оценке их безопасности, позволяющих приблизить условия исследования к естественным условиям эксплуатации.

Первую группу составили потенциально опасные игрушки. В нее вошли игрушки для детей младше трех лет, функциональное назначение которых предполагает контакт с полостью рта (игрушки-прорезыватели, наборы посуды, наборы, имитирующие пищевые продукты и т. п.), игрушки, контактирующие с кожей лица и головы (карнавальные маски, защитные шлемы, театральные гримы и т. п.) в связи с большой площадью поверхности головы по отношению к поверхности тела у детей и богатого ее кровоснабжения, обеспечивающего быстрое проникновение и транспорт токсических веществ. Кроме того, в первую группу вошли игрушки, имеющие контакт с кожными покровами ребенка 5 % и более от поверхности тела (пластилин, глина, масса для лепки, краски для рисования пальцами, театральные гримы и т. п.).

Необходимость учета площади кожи, контактирующей с игрушкой, была доказана в по-достром токсикологическом эксперименте на неполовозрелых крысах весом 70—90 г, проведенном на базе ГУ НИИ медицины труда РАМН.

Изучение степени миграции фенола и формальдегида в модельную среду в зависимости от температуры испытательного раствора показало, что при увеличении температуры от (20 ± 2) до (37 ± 2) °С количество мигрирующего фенола увеличивается в 1,4—4 раза, а формальдегида — в 1,4—8,6 раз.

Это потребовало изменения существующих условий подготовки проб игрушек, отнесенных к «объектам риска», при их исследовании в водной модельной среде путем повышения температуры испытательного раствора до (37 ± 2) °С, что позволило приблизить условия исследования к реальным условиям эксплуатации — температуре в полости рта ребенка.

Игрушки, не вошедшие в группу потенциально опасных и имеющие незначительную площадь контакта с кожными покровами ребенка, было рекомендовано исследовать в воздушной модельной среде.

июль №7 (208)

39

Таблица 3. Условия моделирования для определения органолептических, санитарно-химических показателей и индекса токсичности

в воздушной модельной среде

№ Перечень игрушек Модельная среда Насыщенность воздуха в климатической камере Температура воздуха в климатической камере, Т°С Время экспозиции, час Воздухообмен в климатической камере, об/час

1 Игрушки, которые могут вместить ребенка (игрушечная палатка, кукольный театр, вигвам и т. п.) Воздух 1,0 м2/м3 22 ± 2 24 1,0

2 Игрушки, несущие на себе массу тела ребенка (самокаты, велосипеды, автомобили, подвесные качели, конь-качалка, детские горки и т. п.) 0,1—1,0 м2/м3 в зависимости от реальной насыщенности 100 г/м3*

3 Напольные игрушки массой более пяти килограмм

4 Искусственные елки, елочные игрушки

5 Предметы детского творчества (краски; наборы для конструирования и моделирования; картон, бумага для рисования, аппликаций и т.п.)

6 Наборы для проведения опытов по различным отраслям знаний, фокусов

7 Куклы, фигурки людей и животных, в т.ч. мягкона-бивные для детей старше 3-х лет

8 Игры настольные, в т.ч. настольно-печатные, головоломки, комбинированные книжные издания и т. п. для детей старше 3-х лет

9 Летающие игрушки (воздушные змеи, шары, бумеранги и т.п.)

10 Озвученные игрушки, не предназначенные для контакта со ртом ребенка

11 Игрушки со снарядами (ружья, пистолеты, арбалеты, самострелы и т. п.)

12 Копии холодного оружия (ножи, сабли и т. п.)

13 Оптические игрушки

14 Спортивные игрушки

15 Оборудование для открытых детских площадок 0,1 м2/м3 2,0

* Для игрушек, изготовленных из вспененного материала и поролона

Действовавшими нормативно-методическими документами было предусмотрено проведение исследования игрушек в воздушной модельной среде по массе (табл. 1). Этот подход не позволял учитывать габариты игрушки и площадь ее поверхности, контактирующей с воздушной средой.

Сотрудниками нашего института был разработан и обоснован новый методический подход исследования игрушек в воздушной модельной среде, учитывающий габариты игрушки и площадь ее поверхности, контактирующую с воздушной средой (табл. 3).

Новый алгоритм изучения санитарно-эпидемиологической безопасности игрушек впервые основан на дифференцированном подходе к оценке безопасности игрушек для детей разного возраста, различного функционального назначения, учитывает площадь поверхности кожи, контактирующей с игрушкой, возможность контакта ее с полостью рта ребенка. Проведенные исследования позволили выделить «группу риска» среди детей и «объекты риска» среди игрушек и оптимизировать условия подготовки проб игрушек при проведении оценки их санитарно-эпидемиологической

40

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (208)

безопасности, путем приближения их к реальным условиям эксплуатации.

Полученные результаты были учтены при разработке МУК 4.1/4.3.2038-05 «Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек», вступив-

ших в действие с 1 апреля 2006 г., и технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.