Однако в лейкоцитах (кровь брали путем внутрнсердечной пункции) не возникали альтеративные изменения, которые приводили бы их к склеиванию (агломерации).
Количество эозинофилов в крови подопытных животных находилось в тех же пределах, что и у контрольных. Определение способности сыворотки крови связывать in vitro добавленный гистамин показало, что колебания этого показателя у подопытных свинок статистически недостоверны (Р < 0,1). Однако следует отметить, что имелось некоторое снижение гистаминопектического индекса и гистамина у животных, получивших краски зеленую 15-260 и зеленую 34-260, но эти изменения были статистически недостоверны (Я <0,1).
Специфическими показателями сенсибилизации организма считают наличие антител и увеличение титра аутоантител, индуцируемых конкретными химическими веществами, в связи с чем мы использовали методику определения «непреципитирующих» антител методом высаливания комплекса антиген — антитело сернокислым аммонием. Результаты исследования показали, что комплексный преципитат антиген — антитело осаждался в разведении сыворотки 1 : 10 как у контрольных, так и у подопытных животных, что свидетельствовало об одинаковом уровне антител у них.
Известно, что морские свинки — наиболее подходящий объект для аллерголо-гических исследований, тем не менее в этих целях используются и другие виды животных. Поскольку краски, предназначенные для печати на упаковочных материалах, в основном поступают алиментарным путем, углубленные исследования их сенсибилизирующего действия проводили при пероральном введении белым крысам-самцам.
Животных содержали в виварии института в одинаковых условиях на полноценном рационе. Крысы получали печатные краски ежедневно в течение месяца в виде добавки к пище из расчета 0,1 и 1 мг/кг. По истечении указанного срока на выстриженный участок боковой части туловища каждой крысе наносили с помощью скарификации разрешающую дозу, равную суммарной сенсибилизирующей, в виде 20% раствора в ацетоне. Животным контрольной группы на кожу туловища наносили только чистый ацетон. Кожную и поведенческую реакции учитывали через 4, 24 и 48 ч.
Исследования на крысах показали, что изучаемые печатные краски (по результатам кожной капельной пробы и внутрикожного введения) не обладают аллергенными свойствами и не оказывают раздражающего действия на кожные покровы животных. Однако по изменению ряда биохимических и иммунологических показателей установлена возможность развития сенсибилизации под влиянием красок зеленой сг 15-160 и ст 34-260 в дозе 1 мг/кг. Следует отметить, что скарификационная проба у некоторых животных, получавших эти краски, была сомнительной, у части — отрицательной.
Примерно у 50% животных, получавших эти краски, отмечено некоторое повышение содержания гистамина в крови, это сочеталось со снижением активности гиста-миназы и гистаминопектического индекса.
Кроме того, у животных несколько возрастал процент а гломерации лейкоДитОв (в среднем на 20—30%).
Выводы
1. Типографские краски: фиолетовая 161-280, черная 12-210, зеленая 15-160, синие 11-174, 21-170 и 231-172, красная 28-133, желтая 28-150 и зеленая 34-260 при однократном внутрикожном введении в микрограммах не вызывают сенсибилизации морских свинок.
2. Краски зеленые сг 15-260 и ст 34-260 в дозе 1 мг/кг при пероральном введении в течение месяца белым крысам настораживают в отношении возможности аллергии.
Поступила 14/XI 1977 г.
УДК 613.632:877.861-074
Канд. мед. наук Н. К- Стацек
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫX ПРЕПАРАТОВ СУЛЬФОЛАНОВОГО РЯДА И ТЕКСТИЛЬНЫ X МАТЕРИАЛОВ, АППРЕТИРОВАННЫХ ИМИ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Для аппретирования тканей, используемых в быту, предложены препараты суль-фоланового ряда: сульфат-4-оксисульфолен-2, называемый условно ЛУР-1, и 3,4-ди-метоксисульфолан (ДИМОС). Оба вещества — белые порошки без запаха, температура плавления 28°С, растворимы в воде, малолетучи. Сведений об их токсичности в литературе нет, имеются лишь единичные данные об острой токсичности и местном действии на кожу сульфолана и сульфолена (3. X. Филиппова; Brown). Текстильные
материалы, обработанные указанными веществами, не подвергались гигиеническим исследованиям.
При санитарно-химическом исследовании миграции ЛУР-1 и ДИМОС (по методике тонкослойной хроматографии, разработанной в нашем институте И. С. Духовной), установлено, что из хлопчатобумажных тканей артикул 234 и сорочечной ткани «элегант» в моделируемых условиях может происходить миграция препаратов. Так, в водную среду как среду, имитирующую пот, при 37°С и 3-суточной экспозиции препараты выделяются в концентрации 0,1—0,25 мг/л (ЛУР-1) и 0,2— 0,35 мг/л (ДИМОС). При 20°С и суточной экспозиции, а также после однократной стирки тканей миграция указанных веществ не обнаружена. Оба аппарата имеют низкую упругость пара, малую летучесть и поэтому в воздухе не определяются (при 20 и 37°С).
Результаты токсикологических исследований показали, что при однократной аппликации веществ в дозах от 1 до 6 г/кг (в подсолнечном масле) гибели крыс и явлений кожно-раздражающего действия не наблюдалось. Слабая интоксикация в виде малоподвижности и атаксии отмечена при воздействии ЛУР-1 и ДИМОС в дозах 5—6 г/кг. При эпикутанных аппликациях (5 раз в неделю) на кожу крыс веществ в дозах 0,5 и 1 г/кг и водных вытяжек из тканей, обработанных ЛУР-1 и ДИМОС (в течение 1—3 мес), также не было гибели животных и видимых проявлений интоксикации и дерматита раздражения.
При изучении в динамике (через 2 нед, 1,2 и 3 мес) функционального состояния организма (морфологического состава периферической крови, функции нервной системы по данным реобазы, хронаксии мышц-антагонистов, суммационно-порогово-го показателя, активности окислительно-восстановительных ферментов крови — ка-талазы, пероксидазы и др.) статистически достоверных изменений не наблюдалось. В отдельные сроки эксперимента (2 нед, 1 мес) при воздействии ЛУР-1 в дозе 1 г/кг отмечены изменения активности холинэстеразы и аминотрансфераз (к концу 1-го месяца). Коэффициенты массы органов оказались статистически достоверно увеличенными при воздействии ЛУР-1 в дозе 1 г/кг (после 1-го месяца). При аппликации веществ в дозе 50 мг/кг в течение 4 мес изменений в поведении, массе, функциональном состоянии периферической крови, функции почек, нервной системы, относительной массы органов у крыс не наблюдалось.
Таким образом, полученные данные указывают на то, что ЛУР-1 и ДИМОС относятся к практически нетоксичным соединениям, не оказывающим местного раздражающего действия. Водные вытяжки из тканей, обработанных ЛУР-1 и ДИМОС в 3-месячном эксперименте, не оказали отрицательного влияния (судя по функциональным изменениям и коэффициентам массы органов).
В эксперименте на морских свинках путем ежедневных аппликации исследовали способность веществ вызывать сенсибилизацию в 10, 5 и 2% концентрации (это те концентрации, которые используются в отделочных растворах при аппретировании тканей препаратами ЛУР-1 и ДИМОС). Состояние сенсибилизации животных оценивали на 14-й и 21-й дни аппликации и после нанесения разрешающей дозы по кожной аппликационной и скарификационно< пробам и по изменению активности биогенных аминов и реакциям in vitro (реакция специфической агломерации лейкоцитов по Сосонкину, тест дегрануляции тучных клеток и реакции дробного высаливания неприципитирующего комплекса антиген — антитело по Николаеву).
Результаты исследований показали, что ЛУР-1 в 5 и 10% концентрации способен вызывать кожную реакцию воспламенения при сенсибилизации животных силой 1—4 балла (классификация О. Г. Алексеевой и А. Л. Петкевнч). ДИМОС в 10% концентрации в аналогичных опытах не обусловливал видимой реакции кожи после нанесения разрешающей дозы. При сенсибилизации ЛУР-1 в 10 и 5% концентрации наблюдались существенные изменения всех перечисленных показателей у 75—100% животных после 14-го и 21-го дней и нанесения разрешающей дозы.
Данные биохимических, иммунологических тестов и клеточных реакций хорошо коррелируют с результатами кожной пробы при сенсибилизации ЛУР-1.
ДИМОС в 10% концентрации вызвал сенсибилизацию отдельных животных, положительная кожная проба отсутствовала. Ткани, аппретированные ЛУР-1 и ДИМОС, выделяющие в водную среду 0,1—0,25 мг/л препарата, не проявляли токсического и сенсибилизирующего действия (после 1—3-месячной ежедневной аппликации на кожу животных). Изучение физико-гигиенических показателей показало, что ткани, обработанные и не обработанные аппретами, по влагопоглощению различаются — соответственно 70 и 68%, капиллярность (за 30 мин) равна 85—90, воздухопроницаемость составляет 144,9 дм3-м2/с против 122,6 дм3-м2/с, т.е. показатели, характеризующие отношение тканей к воде и воздуху, после аппретирования изменяются несущественно.
Определяли степень антимикробной активности тканей по величине зоны инги-биции роста стафилококка in vitro на плотной питательной среде МПА при соответствующем контроле с аналогичными тканями, но без их аппретирования (Б. В. Соколов). В натурных условиях измеряли бактерицидную активность кожи человека, а также численность микрофлоры в отпечатках с кожи и лоскутов тканей, контактировавших с кожными покровами человека (Н. Н. Клемпарская и Г. А. Шальнова).
Количество стафилококков в водных вытяжках из тканей, обработанных ЛУР-1, было в 2—3 раза выше по сравнению с необработанной тканью. При изучении влияния тканей на кишечную палочку наблюдалась обратная картина: снижение в 4 раза количества ее в вытяжках из тканей с ДИМОС и отсутствие изменений кишечной палочки при исследовании тканей, аппретированных ЛУР-1. При определении отношения тканей, обработанных аппретами, к тест-культуре стафилококка по величине зоны ингибиции роста последней не наблюдалось. Таким образом, ткани, обработанные ДИМОС и ЛУР-1, не оказывают бактерицидного и бактериостатического влияния на условно-патогенную микрофлору (стафилококк и кишечную палочку).
Проведены опыты — ношение блуз и лоскутов хлопчатобумажных тканей, обработанных ЛУР-1 и ДИМОС, испытуемыми (по 6 человек) в течение недели. Изменений со стороны кожных покровов, которые могли бы указывать на кожно-раз-дражающее действие изучаемых тканей, не отмечено. Поставленные специально компрессные пробы с тканями были отрицательными после 24 и 48 ч экспозиции. Бактерицидная активность кожи, определяемая после ношения тканей, осталась прежней. В опыте не было изменений численности микрофлоры кожи в смывах и отпечатках с кожи и изучаемых тканей по сравнению с контролем.
Выводы
1. Препараты сульфоланового ряда ЛУР-1 и ДИМОС относятся к практически нетоксичным соединениям, не оказывающим местного раздражающего действия. ЛУР-1 в 5 и 10% концентрации проявлял сенсибилизирующее влияние, что установлено по результатам положительной кожной аппликационной пробы и изменению ряда биохимических, иммунологических и клеточных реакций. ДИМОС не вызывал реакции воспаления кожи и в 10% концентрации давал сенсибилизирующий эффект на отдельных животных.
2. Оба препарата мигрируют из обработанных ими тканей в водную среду в концентрациях максимально 0,1—0,35 мг/л. Водные вытяжки из тканей не оказывают токсического, местнораздражающего и сенсибилизирующего действия на организм животных. Физические показатели тканей, аппретированных этими веществами, удовлетворительны.
3. Учитывая, что применение ЛУР-1 в качестве аппретирующего вещества может отрицательно сказаться на состоянии здоровья лиц, работающих на предприятиях по производству и переработке текстильных материалов (так как пропиточные растворы содержат 10—15% ЛУР-1), мы считаем неприемлемым с позиций гигиены использование его в текстильной промышленности для обработки тканей.
ЛИТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Петкевич А. Л. — Гиг. и сан., 1972, № 3, с. 64—67. — Клемпарская H.H., Шальнова Г. А. — Ауто-флора как индикатор радиационного поражения организма. М., 1966. — Соколов Б. В., Вольф Л. А., Маркович A.B. — Ж- микробиол., 1964, № 11, с. 54—58. — Филиппова 3. X. — В кн.: Химия сероорганических соединений, содержащихся в неф-тях и нефтепродуктах. М., 1968, т. 8, с. 701—705. — Brown V. К. H., Ferri-g а п L. W., Stevenson D. Е. — Brit. J. industr. Med., 1966, v. 23, p. 302—307.
Поступила 2/XI 1977 r.
УДК 614.777:547.2631-074
Кандидаты мед. наук Е. В. Теплякова и Е. И. Трубко
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ у-АЦЕТОПРОПИЛОВОГО СПИРТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ
Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского
института
Исследования проводили с химически чистым 7-ацетопропиловым спиртом (АПС), полученным из Государственного института прикладной химии. Этот спирт относится к группе оксиальдегидов, он представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость с характерным запахом неочищенного этилового спирта и имеет температуру кипения 208—209°С.
Порог ощущения запаха при 20°С соответствовал 230,5 + 15,9 мг/л, а практический порог установлен на уровне 406 + 19,6 мг/л АПС. При нагревании водных растворов до 60°С интенсивность запаха возрастала, порог ощущения снижался весьма существенно — до 25,6 + 1,7 мг/л, а практический предел составлял 48,7±3,8 мг/л. Вкусовые качества водных растворов, содержащих 25—50 мг/л АПС, не отличались от таковых контрольных проб. Пятисуточное пребывание рыб (карпов) в воде, постоянно сохраняющей концентрации препарата 5 и 10 мг/л, не вызывало изменения вку-