Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ γ-АЦЕТОПРОПИЛОВОГО СПИРТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ γ-АЦЕТОПРОПИЛОВОГО СПИРТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ γ-АЦЕТОПРОПИЛОВОГО СПИРТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ»

Количество стафилококков в водных вытяжках из тканей, обработанных ЛУР-1, было в 2—3 раза выше по сравнению с необработанной тканью. При изучении влияния тканей на кишечную палочку наблюдалась обратная картина: снижение в 4 раза количества ее в вытяжках из тканей с ДИМОС и отсутствие изменений кишечной палочки при исследовании тканей, аппретированных ЛУР-1. При определении отношения тканей, обработанных аппретами, к тест-культуре стафилококка по величине зоны ингибиции роста последней не наблюдалось. Таким образом, ткани, обработанные ДИМОС и ЛУР-1, не оказывают бактерицидного и бактериостатического влияния на условно-патогенную микрофлору (стафилококк и кишечную палочку).

Проведены опыты — ношение блуз и лоскутов хлопчатобумажных тканей, обработанных ЛУР-1 и ДИМОС, испытуемыми (по 6 человек) в течение недели. Изменений со стороны кожных покровов, которые могли бы указывать на кожно-раз-дражающее действие изучаемых тканей, не отмечено. Поставленные специально компрессные пробы с тканями были отрицательными после 24 и 48 ч экспозиции. Бактерицидная активность кожи, определяемая после ношения тканей, осталась прежней. В опыте не было изменений численности микрофлоры кожи в смывах и отпечатках с кожи и изучаемых тканей по сравнению с контролем.

Выводы

1. Препараты сульфоланового ряда ЛУР-1 и ДИМОС относятся к практически нетоксичным соединениям, не оказывающим местного раздражающего действия. ЛУР-1 в 5 и 10% концентрации проявлял сенсибилизирующее влияние, что установлено по результатам положительной кожной аппликационной пробы и изменению ряда биохимических, иммунологических и клеточных реакций. ДИМОС не вызывал реакции воспаления кожи и в 10% концентрации давал сенсибилизирующий эффект на отдельных животных.

2. Оба препарата мигрируют из обработанных ими тканей в водную среду в концентрациях максимально 0,1—0,35 мг/л. Водные вытяжки из тканей не оказывают токсического, местнораздражающего и сенсибилизирующего действия на организм животных. Физические показатели тканей, аппретированных этими веществами, удовлетворительны.

3. Учитывая, что применение ЛУР-1 в качестве аппретирующего вещества может отрицательно сказаться на состоянии здоровья лиц, работающих на предприятиях по производству и переработке текстильных материалов (так как пропиточные растворы содержат 10—15% ЛУР-1), мы считаем неприемлемым с позиций гигиены использование его в текстильной промышленности для обработки тканей.

ЛИТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Петкевич А. Л. — Гиг. и сан., 1972, № 3, с. 64—67. — Клемпарская H.H., Шальнова Г. А. — Ауто-флора как индикатор радиационного поражения организма. М., 1966. — Соколов Б. В., Вольф Л. А., Маркович A.B. — Ж- микробиол., 1964, № 11, с. 54—58. — Филиппова 3. X. — В кн.: Химия сероорганических соединений, содержащихся в неф-тях и нефтепродуктах. М., 1968, т. 8, с. 701—705. — Brown V. К. H., Ferri-g а п L. W., Stevenson D. Е. — Brit. J. industr. Med., 1966, v. 23, p. 302—307.

Поступила 2/XI 1977 r.

УДК 614.777:547.2631-074

Кандидаты мед. наук Е. В. Теплякова и Е. И. Трубко

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ у-АЦЕТОПРОП ИЛОВОГО СПИРТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ

Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского

института

Исследования проводили с химически чистым 7-ацетопропиловым спиртом (АПС), полученным из Государственного института прикладной химии. Этот спирт относится к группе оксиальдегидов, он представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость с характерным запахом неочищенного этилового спирта и имеет температуру кипения 208—209°С.

Порог ощущения запаха при 20°С соответствовал 230,5 + 15,9 мг/л, а практический порог установлен на уровне 406 + 19,6 мг/л АПС. При нагревании водных растворов до 60°С интенсивность запаха возрастала, порог ощущения снижался весьма существенно — до 25,6 + 1,7 мг/л, а практический предел составлял 48,7±3,8 мг/л. Вкусовые качества водных растворов, содержащих 25—50 мг/л АПС, не отличались от таковых контрольных проб. Пятисуточное пребывание рыб (карпов) в воде, постоянно сохраняющей концентрации препарата 5 и 10 мг/л, не вызывало изменения вку-

О 2 4 Б в Ю Рис. 1. Влияние АПС на динамику ВПК.

По оси абсцисс — время наблюдения (в сут); по оси ординат — Б ПК (в мг/л); / — контроль; 2—1 мг/л; 5—5 мг/л; 4 — 10 мг/л.

Фон 1 2 д 4 5 В

Рис. 2. Протромбиновая активность крови кроликов в хроническом опыте. По оси абсцисс — продолжительность опыта (в мес); по оси ординат— протромбнновый индекс; / — контроль; 2 — доза АПС 3.5 мг/кг; 3— доза АПС 35 мг/кг.

совых свойств мяса этих рыб и приготовленного из них бульона. Провоцирования запаха при хлорировании растворов спирта не установлено.

Стабильность спирта в воде определяли фотоколориметрическнм методом, разработанным сотрудником лаборатории Государственного института прикладной химии М. Б. Колдобской. Концентрации спирта 4—6 мг/л обнаруживались в воде в течение 2—3 сут. Запах АПС на уровне порога ощущения при 20°С (200 мг/л) и практического порога (439 мг/л) сохранялся в растворах в течение 2—3 сут наблюдения. Концентрация 50 мг/л проявляла токсические свойства на дафний в течение 4—5 дней.

Изучение динамики процесса биохимического окисления органических веществ воды (биохимического потребления кислорода — ВПК) показало, что АПС, подобно другим алифатическим спиртам (В. В. Воскобойникова; С. Г. Галета), значительно повышает интенсивность потребления кислорода. С целью выявления общей тенденции БПК исследовали концентрации вещества 1,5 и 10 мг/л (рис. 1). При растворении 5 мг/л АПС интенсивность БПК по сравнению с контролем составляла 200—250%, а при растворении 10 мг/л — до 300%, причем резкий подъем в потреблении кислорода отмечен на 4—6-е сутки наблюдения. БПК при концентрации 1 мг/л идет практически на уровне контрольной пробы, следовательно, это величина является пороговой по данному показателю.

Существенный дефицит кислорода (ниже 4 мг/л) в воде развивается при содержании АПС, равном 10—50 мг/л. Именно этим объясняется значительное накопление азота аммиака и торможение процесса нитрификации при указанных количествах. Концентрации 5—25 мг/л спирта не влияют на развитие и отмирание сапрофитной микрофлоры.

Верхние параметры токсичности определяли для нескольких видов теплокровных животных. Результаты острых опытов обрабатывали методом интегрирования по Беренсу (М. Л. Беленький). Поданным острых опытов и приведенным в литературе (С. Д. Заугольников и соавт.; В. С. Поздняков и соавт.), изучаемый спирт относится к малотоксичным соединениям. Несколько чувствительными к его действию оказались белые мыши (ЬО50 равна 1960 + 102,8 мг/кг) и морские свинки (ЬЕ>60 равна 2260±117,8 мг/кг). Среднесмертельные дозы спирта для кроликов и белых крыс колебались в пределах 3,5—4,4 г/кг. При патоморфологическом исследовании органов установлены изменения в печени, характеризующиеся вакуолизацией цитоплазмы гепатоцитов, наличием мелкоочаговых некрозов и гиперплазии купферовских клеток. В почках отмечена десквамация эпителия извитых канальцев.

Для изучения выраженности кумулятивных свойств поставлен опыт на белых крысах с пероральыым введением */5 И560 АПС в течение месяца. Однако за этот период все животные остались живы, а при введении разрешающей среднесмертельной дозы процент гибели в контрольной и подопытной группах составил 33—40. Функциональное состояние центральной нервной системы белых крыс оценивали по сумма-ционно-пороговому показателю (СПП) в подостром опыте, при этом затравку вели дозами АПС, равными 1/10 и 11за У животных, получавших спирт в дозе 1/10

ЬВ50 (438 мг/кг), отмечено увеличение времени ответной реакции с 4,2 до 4,76 с, причем различие по сравнению с контролем статистически достоверно уже с 5-го дня затравки. Время порога двигательной реакции белых крыс, получавших меньшую дозу—1/го ЬО40 (219 мг/кг), колебалось незначительно — от 4,18 до 4,36 с. Поскольку, по литературным данным, алифатические спирты легко разрушаются и быстро выводятся из организма (И. Д. ГадаскинаиВ. А. Филов), доза АПС 219 мг/кг соответствует не действующей на центральную нервную систему белых крыс.

Хронический санитарно-токсикологический эксперимент был проведен на 21 кролике, причем испытывались дозы V100 LD60 (35 мг/кг) и V1000 LD60 (3,5 мг/кг) спирта. Динамика нарастания массы тела животных в течение 6 мес показала, что у контрольных кроликов и получавших спирт из расчета 3,5 мг/кг прирост массы шюисхо-дил одинаково. Однако у животных, которых затравливали дозой АПС 35 мг/кг, интенсивность прибавки массы была несколько снижена (на 12—21%) и оказалась статистически достоверной уже с первого месяца наблюдения. О функциональной способности кроветворного аппарата судили по клинической картине крови (определение числа эритроцитов и лейкоцитов, количества гемоглобина) и при подсчете лейкоцитарной формулы. Определенные отклонения со стороны количества лейкоцитов и гемоглобина крови зафиксированы у кроликов, получавших большую дозу АПС — 35 мг/кг. У этих животных содержание гемоглобина на 2-м месяце отравления превышало контрольное на 10%, а на 3-м месяце отмечено снижение числа лейкоцитов (до 6250) по сравнению с контролем (8100). При подсчете лейкоцитарной формулы в течение всего опыта существенных сдвигов не выявлено.

Гепатотоксические свойства спирта изучали по динамике протромбиновой активности крови и аминотрансфераз. Средний протромбиновый индекс крови контрольных кроликов и подопытных, получавших 3,5 мг/кг АПС, колебался в пределах 82—97%. У животных подопытной группы, затравленных из расчета 35 мг/кг, протромбиновая активность заметно снижалась и на 4—5-м месяце составляла всего 63—57% (различие статистически достоверно), а к 6-му месяцу возвращалась к исходной — 85% (рис. 2).

В период отравления кроликов дозой АПС, соответствующей 35 мг/кг, ферментативная способность глутаминоксалатной и глутаминпируватной трансаминаз значительно повышалась. Так, при исходном уровне 32—36 фотометрических единиц активность первой к концу срока опыта увеличивалась до 56—64 фотометрических единиц. Аналогично изменялась и активность глутаминпируватной трансаминазы: если фоновая составляла 19—22 фотометрические единицы, то к 5—6-му месяцу она возрастала до 66—72 фотометрических единиц. При определении витамина С в ткани печени, проведенном в конце хронического опыта, существенной разницы в содержании его у животных контрольной и подопытных групп не выявлено (оно равнялось 41,1—45,6 мг%).

При гистологическом исследовании обнаружены изменения в паренхиматозных органах только у кроликов, которых затравливали АПС из расчета 35 мг/кг. Сдвиги проявлялись в состоянии жировой дистрофии гепатоцитов, гипертрофии и гиперплазии купферовских клеток; иногда наблюдалось слущивание эпителия собирательных трубок в пачке.

Анализ результатов хронического токсикологического эксперимента позволил установить в качестве максимально недействующей или подпороговой дозу АПС, равную 3,5 мг/кг, а дозу 35 мг/кг отнести к действующей.

Выводы

1. АПС ухудшает органолептические свойства воды. Пороговая концентрация его по влиянию на ее запах при нагревании до 60°С равна 48 мг/л.

2. Процессы естественного самоочищения, судя по ВПК, не нарушаются при концентрации 1 мг/л.

3. Не действующей на организм теплокровных животных установлена доза 3,5 мг/кг, что соответствует концентрации 70 мг/л.

4. В качестве ПДК уачетопропилового спирта в воде водоемов рекомендуется 1 мг/л, а лимитирующий показатель вредности — общесанитарный.

5. Химический метод определения спирта в воде в концентрациях от 1 до 10 мг/л позволяет обеспечить действенный санитарный контроль при поступлении спирта в водоемы со сточными водами.

ЛИТЕРАТУРА. Беленький М. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. Л., 1963. — Воскобойникова В. Б. Экспериментальные данные к гигиеническому нормированию в воде флотореагента ИМ-68 и составляющих его спиртов (гексилового, гептилового, октилового). Автореф. дис. канд. Л., 1965. — Г а -даскина И. Д., Филов В. А. Превращения и определение промышленных органических ядов в организме. Л., 1971. — Галета С. Г. Гигиеническое обоснование предельно допустимых концентраций пропилового и изогтропилового спиртов в воде водоемов. Автореф. дис. канд. Донецк. 1967. — Заугольников С. Д., Л о й т А. О., И в а -ницкий А. М. — В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М., 1967, с. 46. — Поздняков B.C., Иванов Н. Г., Казбеков И. М. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1973, вып. 13, с. 124—131.

Поступила 2S/X 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.