Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПАРАТА АНП-2 В ВОДОЕМАХ '

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПАРАТА АНП-2 В ВОДОЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF АНП-2 COMPOUND IN WATER BODIES

The investigation was aimed at determining the maximum permissible concentration of АНП-2 compound in water bodies. The results obtained showed the substance at a concentration of 0.45 mg/l, that was determined judging by its affect on the organoleptic properties of the water, to produce no changes in the processes of self purification of water bodies and to be inefficient for warm-blooded animals.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПАРАТА АНП-2 В ВОДОЕМАХ »

ЛИТЕРАТУРА

К и р e е в а И. С. Гиг. и сан., 1968, № 5, с. 35. — Я н ы ш е в а Н. Я-, Кире-е в а И. С., Ф е д о р е н к о 3. П. Тезисы докл. 8-го Украинск. съезда гигиенистов и санитарных врачей. Киев, 1970. — Espinôs G. D., Е s р i п <5 s P. D., Med. Segur. Trab., 1956, v. 4, № 14, p. 48. — Kenneway E. L., Brit. Med. J., 1924, v. 2, p. 564. — TeutschlaenderO., Z. Krebsforsch., 1930, Bd 30, S. 573.

Поступила 18/111 1971 г.

THE EFFICACY OF PREVENTIVE MEASURES AGAINST THE CANCEROGENIC HAZARDS IN PRODUCTION OF COAL BRIQUETTES

/. S. Kireeva, N. Ya. Yanysheva

The paper deals with hygienic assessment of two means of eliminating the cancerogenic properties of coal briquettes containing pitch binding: one of the means consists in changing the technology of briquette production and using bitumen binding, the second means — their thermal treatment. The authors point to a high sanitary efficacy of the use of petroleum-bitumen binding.

УДК 614.777:661.185.1

К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПАРАТА АНП-2 В ВОДОЕМАХ

В. И. Воробьев

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В настоящее время в качестве деэмульгаторов, флотационных реагентов и ингибиторов коррозии широко применяются поверхностноактивные вещества (ПАВ). К ним относится препарат АНП-2 — представитель ка-тионных коллекторов аминного ряда. Растворимость его в воде составляет 1%, в спиртах он растворяется хорошо. Удельный вес вещества 0,95± ±0,05 г/см, температура замерзания 4°. Вместе со сточными водами предприятий препарат АНП-2 может попадать в открытые водоемы, а при закачивании содержащих его стоков в нефтяные пласты возможно его проникновение в подземные воды.

Изучая воздействие АНП-2 на санитарный режим водоемов, мы определяли возможное неблагоприятное влияние его на органолептические свойства воды. Пороговая концентрация АНП-2 в водоемах по запаху находилась на уровне 0,85 мг/л (порог восприятия) и 1,9 мг/л (практический

порог). Нагревание воды

Пороговые концентрации АНП-2 по органолептическим показателям (в мг/л)

Интенсив-

Статистический параметр

до 60° усиливало интен-1 сивность запаха почти вдвое. Запах в 1 балл соответствовал концентрации 0,45 мг/л, а в 2 балла — 1 мг/л (см. таблицу). В тех же концентрациях препарат не влиял на привкус, цвет и прозрачность воды.

Стабильность препарата АНП-2 изучали по уменьшению количества его и по изменению интенсивности запаха. Определение АНП-2 в водоемах с помощью титрования раствором сульфированных спиртов показало, что на 10-е сутки разлагалось 42% первоначального количества препарата, принятого за 100%. Повторное внесение вещества в водоемы через 20 дней ускоряло процесс его распада. Так, на 10-е сутки разрушалось 61—72% первоначального количества препарата. При исследовании стабильности АНП-2 косвенными методами испытывались его концентрации, которые

иость запаха (в баллах) M m n Р M — tm

1 0,85 0,0013 310 0,16 0,847

при 20

2 0,9 0,011 213 0,6 1,878

1 при 60 2 0,46 1,09 0,0022 0,016 195 171 0,5 1,46 0,45 1,05

придают воде запах интенсивностью от 1 до 5 баллов. При этом запах в 2 балла исчезал на 3—4-е сутки, а с 5 до 2 баллов снижался на 9-е сутки.

При хлорировании воды, содержащей АНП-2 на уровне пороговых концентраций по запаху, не отмечалось усиления специфического или появления постороннего запаха. Наблюдения за качеством сырой и вареной рыбы показали, что АНП-2 в количестве до 5 мг/л не изменяет ее орга-нолептических свойств.

АНП-2 в концентрациях 5 и 25 мг/л значительно ускоряет биологическое потребление кислорода (БПК) и тормозит течение нитрификации органических веществ. Рост сапрофитной микрофлоры в водоемах с содержанием препарата на уровне 5 мг]л в 1-е сутки несколько отставал, а к 6—7-м суткам увеличивался по сравнению с контролем. Концентрация АНП-2 на уровне 1 мг/л, установленная по влиянию его на процессы БПК и нитрификации органических веществ, не будет изменять санитарного режима водоемов.

Пена на поверхности воды образуется при попадании препарата в концентрации 10 мг/л.

Токсичность АНП-2 исследовали в остром опыте на 98 белых мышах, 112 белых крысах и 18 кроликах. При однократном пероральном введении препарата его среднесмертельные дозы (ЬО 50) для белых мышей и белых крыс были приблизительно одинаковыми и составляли 400 и 405 мг/кг, а для кроликов — 300 мг!кг. Картина отравления животных протекала в 2 фазы: первоначальное возбуждение сменялось угнетением моторной активности животных, появлением судорог и заканчивалось смертью. Гибель животных в основном отмечалась в первые 12 часов. У мышей, погибших на 4-е сутки, наблюдался паралич задних конечностей.

Патоморфологическая картина срезов внутренних органов свидетельствовала о дистрофических изменениях паренхиматозных органов с преимущественным поражением печени.

Ежедневное введение крысам 1/ю ЬБ 50 АНП-2 на протяжении 20 дней не приводило их к гибели. На 20-й день тем же крысам была введена сред-несмертельная доза. При этом погибли 2 из 10 животных.

При исследовании кожно-резорбтивного действия АНП-2 в результате аппликации его на кожу не выявлено какого-либо токсического эффекта. Подострый эксперимент с чистым АНП-2 проведен на 32 крысах и 12 кроликах. Препарат вводили в виде водного раствора на уровне 1/10 ЬО50.

Под влиянием препарата АНП-2 изменялось поведение подопытных животных. Они становились менее подвижными, заторможенно отвечали на внешние раздражения. Кроме того, регистрировались гематологические сдвиги в организме, проявлявшиеся в повышении количества лейкоцитов, снижении содержания эритроцитов и гемоглобина, выявилось также уменьшение потребляемого кислорода.

Снижение уровня протромбина указывало на нарушение процесса синтеза этого белка в печени. Поражение печени препаратом АНП-2 подтверждала и проба бромсульфалеином. Коэффициент ретенции подопытных животных составлял 12,6±1,64, а контрольных — 4±1,2.

Активность глютамин-аланиновой и глютамин-аспарагиновой транс-аминаз увеличивалась с 30-х суток затравки препаратом АНП-2.

Увеличение количества метгемоглобина в крови белых крыс под воздействием препарата АНП-2, по всей вероятности, связано с наличием в нем аминной группы.

Нарушение деятельности центральной нервной системы в условиях подострого опыта проявлялось изменением способности экспериментальных животных суммировать подпороговые раздражения.

Кроме того, под влиянием АНП-2 несколько уменьшалось содержание витамина С в органах. Снижение его уровня в печени было статистически достоверным (ЖО.Об).

В хроническом опыте испытаны дозы АНП-2 0,025, 0,2 и 2 мг/кг, которые выбраны на основании органолептических данных и с учетом литературных сведений. Эксперимент длился 6—7 месяцев. В опыте использовано 40 белых мышей, 24 белые крысы и 20 кроликов.

Достоверное увеличение протромбинового времени наблюдалось у крыс, получавших АНП-2 в дозе 2 мг/кг.

С 4-го месяца затравки активность глютамин-аспарагиновой транс-аминазы снижалась во 2-й и еще более значительно в 3-й группе (рис. 1). Что касается содержания глютамин-аланиновой трансаминазы, то в крови животных 3-й группы, получавших АНП-2 в дозе 2 мг/кг, к концу 3-го и началу 4-го месяца оно превышало количество этого фермента у животных контрольной группы на 63% (рис. 2).

/ 2 3^66 Время затравки (6 месяцах)

Рис. 1. Влияние АНП-2 на активность глютамин-аспарагиновой трансаминазы. / — контроль: 2— концентрация 0,025 мг/кг, 3 — концентрация 0,2 мг/кг. 4 — концентрация 2 мг/кг.

12 3 4 3 Время затрабки (в месяцах)

Рис. 2. Влияние АНП-2 на активность глютамин-аланиновой трансаминазы. Обозначения те же, что на рис. 1.

Обнаружено также увеличение активности щелочной фосфатазы в крови животных, которых затравляли АНП-2 в дозах 0,2 и 2 мг/кг. Особенно выражено оно было у белых крыс 3-й группы (повышение на 29%).

Выраженное нарушение экскреторной функции печени выявлялось на 5-м месяце затравки. Коэффициент ретенции для экспериментальных животных, получавших АНП-2 в дозе 2 мг/кг, составлял 6,17±0,87.

На фоне предшествующего отравления препарат в дозе 2 мг/кг тормозил выработку условных рефлексов. К концу опыта у животных 3-й группы количество положительных ответов на условный раздражитель составляло 46%.

В моче крыс 3-й группы, получавших АНП-2 в дозе 2 мг/кг, количество белка составило 158,5% по сравнению с контролем.

Гистологически отмечались умеренное полнокровие внутренних органов, дистрофические изменения мышечных волокон сердца и печеночных клеток. Клетки эпителия канальцев почек были в состоянии мутного набухания, межканальцевые сосуды — полнокровны. На значительном протяжении коркового слоя надпочечников протоплазма клеток была обеднена липоидами.

Концентрация АНП-2, равная 0,025 мг/кг (или 0,45 мг/л), при поступлении в организм с водой оказалась нетоксичной для теплокровных животных и может расцениваться как подпороговая. Вследствие нарушения активности щелочной фосфатазы и незначительных дистрофических изменений в печени экспериментальных животных концентрация АНП-2 0,2 мг/кг может быть принята как минимально действующая. Введение в организм животных АНП-2 в дозе 2 мг/кг приводило к нарушению ус-ловнорефлекторной деятельности и экскреторной функции печени, сниже-

нию протромбина, изменяло активность трансаминаз и повышало уровень белка в моче. Во всех изученных нами органах определялись значительные дистрофические изменения.

Исследование активности каталазы и холинэстеразы, содержания мет-гемоглобина и холестерина, мышечной работоспособности не выявило ка-ких-либо существенных различий по сравнению с контролем.

Выводы

1. Лимитирующим показателем вредности препарата АНП-2 для хозяйственного и культурно-бытового водопользования является его влияние на органолептические свойства воды.

2. Концентрация веществ 0,45 мг/л, установленная по запаху, не оказывает вредного действия на санитарный режим водоемов и безвредна в санитарно-токсикологическом отношении при длительном поступлении в организм с питьевой водой.

Поступила 18/II 1971 г-

THE SUBSTANTIATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF АНП-2 COMPOUND IN WATER BODIES

V. I. Vorobiev

The investigation was aimed at determining the maximum permissible concentration of АНП-2 compound in water bodies. The results obtained showed the substance at a concentration of 0.45 mg/1, that was determined judging by its affect on the organoleptic properties of the water, to produce no changes in the processes of self purification of water bodies and to be inefficient for warm-blooded animals.

УДК 575.24:628.165

МУТАГЕННАЯ АКТИВНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕСНЕНИЯ ВОДЫ

Проф. Е. В. Штанников, канд. мед. наук Г. И. Рожнов, Л. А. Соколова, Б. M. Хонин

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

Опреснение воды для питья является не только инженерно-техниче-ской проблемой, но и требует разрешения ряда гигиенических вопросов.

Использование в некоторых технологических режимах опреснения (ионный обмен, электродиализ, гиперфильтрация и др.) полимерных материалов, содержащих химически активные вещества (стирол, дивинил-бензол, эпихлоргидрин, формамид и др.), обусловливает необходимость их всесторонней токсикологической оценки и апробации.

Данные последних лет свидетельствуют о возможности отдаленных неблагоприятных последстЕ! й действия этих веществ. Поэтому при проведении гигиенических исс/едований все большее значение приобретают генетические методы изучеггя полимерных материалов. Нашей целью являлось изучение цитомутам иной активности некоторых полимеров, применяемых для опреснения гсды.

Испытывали следуюши полимерные материалы: товарный неочищенный образец ионообменной < молы АВ-21, ионитовые мембраны МК-40С, МА-40С и МА-41 (очищен! и неочищенная) и 2 образца ацетилцеллю-лозной пленки (обработан! ( Г формамидом и пиридином).

Исследования проводи; на различных моделях: сложноцветном растении Crcpis capillaris, платой мушке Droscphila melanogaster и теплокровных животных (белых i ! ысах). Crépis capillaris — классический гене-тическиГ I ^ъект, имеюшм 6 морфологически легко идентифицируемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.