Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИТЬЕВЫX МАРОК АРИЛОКСА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИТЬЕВЫX МАРОК АРИЛОКСА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИТЬЕВЫX МАРОК АРИЛОКСА»

УДК 613.632:678

А. Г. Ларионов, JI. Г. Денисова, Т. Е. Черкасова ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИТЬЕВЫX МАРОК АРИЛОКСА

Новосибирский филиал Охтинского научно-производственного объединения «Пластполимер»

При переработке в изделия и эксплуатации готовых полимерных изделий, как правило, протекают процессы нагревания. Воздействие же при повышенных температурах кислорода на синтетические материалы вызывает термоокислительную деструкцию. При этом в окружающую среду выделяются различные летучие продукты, токсические свойства которых зависят от количества последних и качественного состава полимеров. Своевременная токсикологическая оценка таких парогазовоздушных смесей является важной гигиенической задачей, особенно в настоящее время, когда быстро растет ассортимент и объем перерабатываемых полимерных материалов. Цель данной работы изучить динамику выделения низкомолекулярных веществ — продуктов термоокислительной деструкции — в воздух и токсического действия их на организм животных.

Объектом исследования служили образцы опытных партий литьевых марок арилокса 2102, 2104 и 2105, которые представляют собой композиции на основе по-лифениленоксида, получаемого окислительной поликонденсацией 2,6-диметилфенола. Эти материалы обладают высокой прочностью, хорошей диэлектрической способностью, устойчивы к агрессивным средам (кислотам, щелочам). Арилоксы будут широко применяться в радио- и электротехнике, электронной, кабельной и машиностроительной промышленности (В. П. Грицев и соавт.).

Исследования газообразных продуктов, выделяющихся с 1 г полимерного образца, проводили при максимальных температурах переработки, эксплуатации изделий из полимеров и хранения полимера: для арилокса 2102—300, 150 и 50°С соответственно, для арилокса 2104 —280, 120 и 50°С, для арилокса 2105—260, 120 и 50°С соответственно.

Методика изучения токсических свойств летучих продуктов термоокислительной деструкции полимерных материалов заимствована у ленинградских токсикологов Б. Ю. Калинина и Е. Н. Комаровой, которую несколько модифицировали.

Гранулированные образцы полимера равномерно смешивали с кварцевым пес-сом, помещали в мешочек из стекловолокна, а затем в стеклянный сосуд, имеющий отводы для входа и выхода воздуха, а также для термопары. Герметичный сосуд, изготовленный из термостойкого стекла, ставили в термошкаф с диапазоном температур от 0 до 350°С. Для анализа газовой смеси воздух протягивали через систему поглотителей Полежаева с постоянной скоростью 0,5 л/мин.

Газовую смесь, содержащую продукты термоокислительной деструкции, анализировали на следующие компоненты: метанол, фенол, формальдегид, толуол, пиридин, фтористый водород, стирол, окись углерода, предельные и непредельные углеводороды в пересчете ка С/Н. Эти вещества определяли в динамике на 5, 20, 40 и 60-й минуте от начала нагревания полимеров по общепринятым методикам (Е. А. Перегуд; И. М. Кореиман).

Время и температура воздействия на полимерные материалы обусловливают характер выделения летучих токсических веществ. При высоких температурах, как правило, максимум выделений летучих веществ приходится на первые минуты и часы нагревания полимеров, поэтому мы изучали динамику выделения летучих веществ в течение часа нагревания полимеров.

Результаты исследования показали, что сложная газовоздушная смесь состоит из компонентов, входящих в рецептурный состав изучаемых полимерных материалов, а также продуктов горения СО и суммы углеводородов, причем выделения последних увеличиваются по мере нагревания полимеров. При температуре эксплуатации полимеров арилокса 2102, равной 150°С, арилокса 2104, равной 100°С, и температуре хранения 50°С также наблюдается выделение токсических веществ, но в значительно меньших количествах. Миграция низкомолекулярных веществ при температурах эксплуатации и хранения свидетельствует о неудовлетворительных гигиенических свойствах изучаемых образцов.

Токсические свойства газодымовоздушных смесей изучали на белых крысах и мышах. Навеска 150 г каждого полимера вызывала 100% гибель животных в острых опытах на следующей экспозиции: для крыс 4 ч, для мышей 2 ч, нагревание полимеров производили до температуры переработки в изделия, скорость движения воздуха в зоне реакции была 1—2 л/мин. Установлен массовый токсико-метрический показатель Wс150 (Г. А. Васильев и соавт.): для арилокса 2102 он равен 130 г/кг, для арилокса 2104—125 г/кг, для арилокса 2105—105 г/кг.

При температуре эксплуатации полимеров навеска 150 г не вызывала гибели подопытных животных, картина отравления характеризовалась вялостью, сонливостью животных, слабой реакцией на внешние раздражители.

Двухнедельная ингаляционная затравка белых мышей продуктами термодеструкции полимерных материалов (арилокс 2102 и 2104) в концентрациях 1/10 от

4*

99

W0160 при температуре 150 и 120°С соответственно и экспозиции 2 ч вызывала угнетение центральной нервной системы (увеличение суммационно-порогового показателя), понижение работоспособности (уменьшение времени плавания), увеличение длительности гексеналового сна. Токсических явлений у лабораторных животных при использовании газовоздушной смеси, получаемой при температуре 50°С, не отмечалось.

Результаты исследования позволяют рекомендовать арилокс 2102, 2104 и 2105 на основе полифениленоксида к применению для технических целей.

Процессы переработки указанных материалов должны быть максимально герметизированы, готовые изделия должны быть термостатированы и дополнительно дегазированы для уменьшения выделения летучих компонентов.

ЛИТЕРАТУРА. Грицев В. П., Гладкая Т. Г., Зенкова С. М. — В кн.: Синтез, исследование и применение новых полимерных материалов. Л., 1975, с. 64— 70. — К а л н н и н Б. Ю., Комарова Е. Н. — Гиг. и сан., 1965, № 6, с. 65—67. — Перегуд Е. А. Санитарная химия полимеров. Л., 1967. — Корен май И. М. Фотометрический анализ. Методы определения органических соединений. М., 1970. — Васильев Г. А. и др. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов- Киев, 1976, с. 73.

Поступила 16/11 1978 г.

УДК 613.298:867.52

Кандидаты мед. наук Т. J1. Проклина, В. Г. Сук и И. И. Швайко

АЛЛЕРГЕННЫЕ СВОЙСТВА ТИПОГРАФСКИХ КРАСОК,

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕЧАТИ НА УПАКОВОЧНЫX МАТЕРИАЛАХ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Кафедра общей гигиены Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца

Изучено сенсибилизирующее и кожно-раздражающее действие 9 красок глубокой, флексографской и трафаретной печати, предназначенных для запечатывания полиэтиленовой пленки, целлофана, пергамента, мелованной бумаги, поливинил-хлоридной пленки и других материалов для упаковки пищевых продуктов. Исследуемые краски — сложные многокомпонентные системы. В их состав входят фталоциани-новые и азопигменты, титановые белила, печная сажа, восковой лак А, дибутилфталат, кетонный лак на смоле ЦГФ-1 и другие компоненты.

Опыты проводили на 2 видах лабораторных животных: 74 морских свинках светлой масти массой 250—300 г и 240 белых крысах-самцах массой 150—200 г. Исследованию подвергали выпускные формы красок.

Наличие аллергенного эффекта выявляли с помощью кожных тестов (капельные и скарификацнонные пробы) и специфических реакций (определение агломерации лейкоцитов по И. Е. Сосонкину), определяли непреципитирующие антитела (по А. И. Николаеву), абсолютное количество эозинофилов по общепринятому методу и биохимические показатели (уровень гистамина в крови, гистаминопектический индекс, активность гистаминазы). Для первичной оценки аллергенной активности красок использовали экспресс-метод О. Г. Алексеевой и А. П. Петкевич, исключающий внешние факторы, связанные с особенностями путей поступления и длительностью курса сенсибилизации.

Предварительно подбирали концентрации красок (на уровне пороговых), не оказывающие первичного раздражающего действия на кожу животных. Применяя различные разведения красок (от 1 : 500 до 1 : 400) и учитывая количество их, которое может попасть в организм из окрашенных упаковочных материалов с продуктами питания, выбрали для морских свинок в качестве Сенсибилизирующих доз 0,01 мг/кг (внутрикожно), для белых крыс — 0,1 и 1 мг/кг (перорально).

Морским свинкам вводили сенсибилизирующую дозу в 0,02 мл ацетона в кожу наружной поверхности уха с помощью туберкулинового шприца. Всего в этой серии было 9 опытных групп и 2 контрольные (где 1-я получала по 0,02 мл ацетона, 2-я— по 0,02 мл физиологического раствора). Через 12—14 дней выявляли состояние аллергии у животных с помощью накожной скарификационной пробы на боковом участке туловища с нанесением разрешающей дозы краски, превышающей сенсибилизирующую в 2 раза. После нанесения разрешающей дозы через 4, 24 и 48 ч определяли общее состояние животных, поведение, опрятность, поедание корма, дыхание, выделения из носа, глаз и др.

Наблюдения показали, что изменения как в поведении животных всех опытных групп, так и со стороны кожи на месте нанесения разрешающей дозы не было. Известно, что кожная реакция аллергического состояния организма может не совпадать с другими показателями иммунологической и патохимической стадии аллергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.