УДК 378.12 ББК 74.489.0
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-54-60
Л.М. Кравцова, Г.М. Шакамалов
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КУРАТОРА ГРУППЫ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена актуальной проблеме работы куратора академической группы и его влиянию на качество обучения студентов. Рассматриваются теоретические основы работы куратора как человека, который является ключевой фигурой в адаптации студентов к условиям образования в вузе. Воспитательные функции куратора рассматриваются с точки зрения повышения качества усвоения учебного материала и поддержания учебной дисциплины. Представлены результаты опроса студентов вуза, в основе которого лежало выяснение роли куратора академической группы. Делается вывод о том, что работа куратора - связующее звено между студентами вуза и педагогическим составом, между внеуниверситетской жизнью студента и вузом.
Ключевые слова: куратор, качество обучения, дисциплина, воспитание студентов, образовательный процесс, технологии передачи опыта, психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
L.M. Kravtsova, G.M. Shakamalov
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia)
ASSESSMENT OF GROUP TUTOR INFLUENCE ON STUDENTS LEARNING QUALITY AT A PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL
| A topical problem of the work of academic group tutor and his/her influence on
| students learning quality is discussed. Theoretical basics of tutor's work as a person, who is a
^ key figure in students' adaptation in the higher school education, are discussed. Educational
s functions of the tutor are viewed in the aspect of improving the quality of learning material
acquisition and academic discipline maintenance. Results of students' survey to find out
HI the role of students academic group tutor are presented. It is concluded that tutor work is
to a link between the students and academics, between the university and extra university life. d.
^ Keywords: tutor, education quality, discipline, education of students, educational
^ process, transfer of experience technologies, psychological, pedagogical and social support.
С началом обучения в высшем учебном заведении у студентов-первокурсников обнаруживаются различные проблемные ситуации. Они охватывают различные сферы общественной жизни и могут проявляться в качестве долгой адаптации к коллективу группы и педагогическому составу университета, приспособлению к новым условиям и правилам процесса получения образования и т.д. [4, с. 317; 6, с. 25]. Решить эти и многие другие сложные ситуации помогает студентом куратор.
В современных условиях образовательного процесса институт кураторства подразумевает под собой важный, неотъемлемый компонент системы воспитательной работы. Куратор академической группы не выполняет одну лишь роль наставника, одновременно с этим он является менеджером, который использует свои умения и навыки управления для достижения каких-либо целей. В процессе реализации деятельности куратора осуществляются воспитательные компетенции, которые носят обширный и значительный характер. Они включают в себя учебно-воспитательный, этический, психологический, педагогический, экологический, валеологический и др. аспекты [10, с. 17].
Формы работы кураторов представляют собой различные беседы, лекции, тренинги, проекты, открытые столы и многое другое. Данные формы направлены на формирование и поддержание позитивной, дружелюбной обстановки в группе, постоянное желание студентов самосовершенствоваться, проводить саморефлексию, освоение и знание учебного материала, а также на адаптацию к умственным нагрузкам, отличающимся от школьного формата [11, с. 176].
Стиль исполнения работы куратора, прежде всего, должен содействовать патриотическому воспитанию студентов, формированию ценностей и культуры вуза, воспитанию гражданской позиции и социальной ответственности, а также способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности студента.
В зависимости от этапов обучения студентов, кураторская деятельность имеет свои специфические задачи и особенности, которые должны подразумевать повышение качества образования и качества подготовки будущих кадров. К общим задачам для кураторов академических групп относятся: содействие сплочению и созданию благоприятного психологического климата в коллективе студентов, адаптация обучающихся к новым особенностям образовательной среды, выявление и предупреждение групп риска, поддержание адекватного режима отдыха и труда, культурно-массовая деятельность, контроль за успеваемостью студентов и условий проживания в общежитии, постоянная мотивация на получение высшего образования, содействие с организацией и проведением производственной практики, проведение часов куратора, а также необходимость предупреждать студентов о мероприятиях, проходящих в стенах вуза и за его пределами [1, с. 339; 2, с. 31].
Если у студента возникает вопрос по учебе или о чем-то, что не связано с ней, то куратор может проконсультировать, дать совет или предложить альтернативные пути решения ситуации. Особенно это важно при балльно-рейтинговой системе оценке знаний [3, с. 70].
Работа кураторов направлена на формирование и поддержание психологически безопасной образовательной среды, на повышение стрессоустойчивости студентов, то есть на здоровьесбережение и связанные с ним технологии [8, с. 339].
Личность куратора, безусловно, должна обладать харизматичностью и лидерскими качествами. Результаты деятельности куратора и студентов напрямую зависят от взаимоотношений и взаимопонимания с обеих сторон. Куратор не должен машинально выполнять свою работу, ведь только искреннее общение, взаимоуважение и понимание смогут наладить отношения со студентами, а также помочь в решении непростых ситуаций [7, с. 55].
о ф
т
го
ч
ф
с со о
ф 5
I
ф
т ^
ю о о со н
о ф
т го
го
о н го
I
к
со
I
ф
о
Таким образом, работа куратора - соединяющий компонент между студентами вуза и педагогическим составом, между внеуниверситетской жизнью студента и вузом.
Процесс образования ежегодно претерпевает всевозможные нововведения и реформирования, что в конечном итоге приводит к появлению трудностей при реализации модернизированных образовательных программ. Благоприятный микроклимат в группе может способствовать сглаживанию проблем при обучении.
Кураторству необходимо развивать технологии передачи опыта в сфере культуры и общества студентам различного возраста и специальностей. Механизм взаимодействия «вуз-куратор-студент» должен преобразовываться и постоянно совершенствоваться, постепенно становясь одной слаженной системой [9, с. 11].
Показатели эффективности кураторства в вузе основываются и апробируются в строгой регламентации с требованиями к образовательному и воспитательному процессу. Современная образовательная модель в условиях постоянных изменений имеет ориентиром повышение воспитательно-дидактического звена данного процесса. Различные трудности не могут обойти стороной институт кураторства. Они связаны со многими факторами:
- кризис системы высшего образования в России;
- изменение ориентиров и ценностей общества и личности;
- проблема корреляции новаторства и устоявшихся традиций;
т - сложности, связанные с форми-
я рованием гражданской позиции и
2 ответственности.
10 тх
□ Институт кураторства становится
^ проводником, связующим с образова-
(о тельной программой, реализуемой ву-
ш
зом, который может помочь отыскать наиболее успешные формы работы со ^ студентами, преподнесения учебного материала и т.д.
Потенциал кураторства должен быть раскрыт с точки зрения превращения его в современный ресурс вузовского образования, решения организационно-методического, научного, психолого-педагогического и социального сопровождения [5, с. 75].
Факторы, влияющие на успешную и продуктивную деятельность кураторов студенческих групп:
- личностные качества, опыт и знания педагога-куратора;
- желание куратора постоянно повышать уровень своих компетенций, заниматься самообразованием и совершенствованием знаний по психологии и педагогике;
- достаточно высокий уровень организации и работы по повышению квалификации и психолого-педагогической квалифицированности педагогов.
Материалы и методы исследования. Чтобы изучить роль куратора в жизни студента и дать оценку результатам этой деятельности в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете был проведен опрос на базе Высшей школы физической культуры и спорта. В исследовании приняли участие 112 студентов, обучающихся с 1 по 5 курс. Опрос включал в себя следующие вопросы:
- влияет ли куратор на посещаемость студентов в университете?
- оказывают ли беседы, проведенные куратором группы на успеваемость студентов?
- если бы не было куратора, то было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни?
По окончании опроса результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики, с определением процента опрошенных.
Результаты. Подводя итоги опроса студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), обучающихся в Высшей школе физической культуры
и спорта (ВШФК и С) о влиянии куратора на посещаемость студентов 59% студентов 1, 2 и 3 курса ответили, что куратор следит за пропусками, старается агити-
ровать студентов не прогуливать занятия без уважительных причин. Такое же мнение подтвердили 41% студентов 4 и 5 курса (рис. 1).
Рис. 1. Влияние куратора на посещаемость студентов занятий
При ответе на вопрос «оказывают ли беседы, проведенные куратором группы влияние на успеваемость студентов?» (рис. 2) 25% респондентов указали, что беседы по проблемам успеваемости повлияли на качество их обучения, они стали прислушиваться к куратору и обратили внимания на свои недочеты в знаниях. Вместе с этим, 31% респондентов подтвердили, что подобные беседы никак не повлияли на них, такой мотивации им было недостаточно. Можно предположить, что
подобные ответы обусловлены отсутствием желания обучаться в Высшей школе физической культуре и спорта, отсутствием стремления узнавать новое и равняться на студентов с хорошими отметками. 44% студентов считают, подобные беседы не нужны, они и так понимают важность успешного обучения, потому что полностью осознают значимость высшего образования, им интересно обучаться в такой сфере деятельности и они хотят продолжать повышать свою успеваемость.
Рис. 2. Влияние куратора на успеваемость студентов ЮУрГГПУ
о ф
т
го
ч
ф
с со о
ф 5
I
ф
т ^
ю о о со н
о ф
т го
го
о н го
I
ф
о
На вопрос о помощи куратора в адаптации к студенческой жизни (рис. 3) 53% респондентов ответили, что было бы намного сложнее адаптироваться к студенческой жизни, так как куратор в самом начале обучения в университете проводил множество бесед, рассказывал об университетских правилах, балльно-рейтинговой системе, о том, что успеваемость всегда надо держать на высоком уровне, помогал познакомиться всем друг с другом, а также оказывал содействие в решении проблем, возникающих при учебе и производственной практике на протяжении всего периода обучения.
20% студентов ответили, что куратор помогал им только на начальном этапе обучения в университете, но адаптироваться без него было бы намного сложнее.
18% респондентов ответили, что куратор изредка помогал адаптироваться к университетской жизни и, в основном, все вопросы, связанные с учебой, студенты решали самостоятельно. То есть им было бы незначительно сложно без куратора.
Оставшиеся 9% в опросе ответили, что они и так начали свое обучение без внимания куратора и в процессе адаптации возникали сложности, вопросы, но студенты не знали к кому обратиться.
з 9
18
-I 53
20
1 Без куратора былобы намного сложнее ^ Куратор помогал, но без него было бы не так сложно
Было бы незначительно сложно = Были без внимания куратора
Рис. 3. Сложность адаптации к студенческой жизни без куратора
Обработав результаты опроса, мы составили портрет куратора, который отвечает всем запросам студентов Высшей школы физической культуры и спорта.
Во-первых, куратор должен отслеживать посещаемость своих студентов на других предметах. Узнавать причину пропусков, напоминать, что посещать занятия необходимо и т.д. Во-вторых, куратор должен систематически проводить беседы, направленные на обсуждение успеваемости как каждого студента в группе, так и группы в целом, мотивиро-
вать их получением стипендии в случае окончания семестра без оценок «удовлетворительно». Тем студентам, которые и так учатся хорошо говорить, чтобы они продолжали учиться дальше на таком же уровне, ставить в пример, предлагать участвовать в различных университетских конференциях. В-третьих, куратор должен познакомить студентов друг с другом уже с первого курса, помочь увидеть что-то общее с каждым человеком в группе, поддерживать их на протяжении всего периода обучения в университете.
Таким образом, можно сказать, что институт кураторства является важнейшим элементом в системе высшего образования, который должен постоянно совершенствоваться и развиваться. Куратор - связующее звено между университетом и студентами. Он помогает как с ситуациями, возникшими в пределах университета, так и косвенно влияет на происходящее со студентом вне вуза.
По итогам проведенного опроса со студентами ВШФКиС, можно сделать вывод, что при помощи куратора, его бесед со студентами, его внимания и контроля можно значительно повысить успеваемость обучающихся. Именно поэтому работа куратора так важна и ответственна.
Библиографический список:
1. Богачева Е.А. Современный имидж куратора студенческой группы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2018. - №3. С. 339-343.
2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Внеучеб-ная деятельность вуза - пространство полисубъектного воспитания // Воспитание студенчества: педагогический поиск: сборник научных трудов. - М.: Изд-во «Академия МНЭ-ПУ», 2013. - 100 с.
3. Гнатышина Е.А. Профессиональная самоидентификация преподавателя педагогической высшей школы: ценности и мотивация // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. С. 70-87.
4. Ермакова Н.В. К вопросу о деятельности куратора в высшей школе // Ученые записки ОГУ Серия: Гумани-
тарные и социальные науки. - 2018. -№4 (81). С. 317-319.
5. Захарова Н.А., Степанова М.М. Повышение мотивации к физической культуре и спорту посредством волейбола // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. - 2013. - № 10. С. 75-83.
6. Калимуллина О.А. Кураторство как фактор успешной адаптации студентов // Вестник КГУКИ. - 2011. - №3. С. 25-273.
7. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трух-манова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Концепт. -2020. - №2. С. 55-68.
8. Карагодская Ю.С., Устинова Н.П. Искусство быть куратором // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. -№6. С. 339-345.
9. Кравцова Л.М. Модель развития профессиональной готовности бакалавра физической культуры к внеурочной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - №5. С. 11-13.
10. Михайлова Т.А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 10. С. 17-19.
11. Михайлова Т.А., Макаренко В.Г., Черкасов И.Ф. Совершенствование системы подготовки спортивного педагога в высшей школе // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2001. - С. 176-178.
Поступила 15.03.2021
Об авторах:
Кравцова Лариса Михайловн, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), [email protected]
Шакамалов Геннадий Мавлитович, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), [email protected]
о ф
т
го
ч
ф
с ш
о
ф 5
I
ф
т ^
ю о о
CG
н
о ф
т го
го
о н го
I
к
CG
I
ф
о
Для цитирования: Кравцова Л.М., Шакамалов Г.М. Оценка влияния куратора группы на качество обучения студентов педагогического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 54-60. DOI: 10.7442/2071-96202021-13-1-54-60
References:
1. Bogacheva E.A. Modern image of students group tutor // Izvestiya Saratovskogo Un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya, Psikhologiya. Pedagogika. - 2018. - №3. P. 339-343. [in Russian]
2. Alieva L.V., Rudenko I.V. Extracurricular activities at higher school - polisubject education space // Vospitanie studenchestva: pedagogicheskii poisk. - M.: Akademiya MNEPU, 2013. - 100 p. [in Russian]
3. Gnatyshina E.A. Professional self-identification of higher school teacher: values and motivation // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2019. - № 2. P. 7087. [in Russian]
4. Ermakova N.V. To the issue of tutor activities at higher school // Uchenye zapiski OGU. Series: Humanities and Social Sciences. - 2018. - №4 (81). P. 317-319. [in Russian]
5. Zakharova N.A., Stepanova M.M. Increasing motivation to physical culture and sports via volleyball // Vestnik Chelyabinskogo gos. ped. Un-ta. - 2013. - № 10. P. 75-83. [in Russian]
6. Kalimullina O.A. Tutorship as a factor of students' successful adaptation // Vestnik KGUKI. - 2011. - №3. P. 25-273. [in Russian]
7. Kalinina T.V., Patrikeeva E.G., Trukhmanova E.N. teacher's readiness to character building in higher school education conditions // Kontsept. - 2020. - №2. P. 55-68. [in Russian]
8. Karagodskaya Yu.S., Ustinova N.P. Art of being a tutor // Gumanitarnye i sotsialnye nauki. - 2018. - №6. P. 339-345. [in Russian]
9. Kravtsova L.M. Model of developing Physical Culture Bachelor professional readiness to extracurricular activities // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2018. - №5. P. 11-13. [in Russian]
10. Mikhailova T.A. Professional training of a future Physical Culture teacher in the process of pedagogical internship // Teoriya i praktika fiz. kultury. - 2007. - № 10. P. 17-19. [in Russian]
11. Mikhailova T.A., Makareko V.G., Cherkasov I.F. Inprovement of the system of sports teacher training at higher school // Vospitanie molodogo possiiskogo intelligent: problem, tendentsii, puti reshenia. Conference proceedings. - Krasnoyarsk, 2001. - P. 176-178. [in Russian]
About the authors:
Kravtsova Larisa Mikhailovna, Associate Professor, Department of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), [email protected]
Shakamalov Gennady Mavlitovich, Senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), g [email protected]
c;
For citation: Kravtsova L.M., Shakamalov G.M. Assessment of group tutor influence on 3 students learning quality at a pedagogical higher school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 54-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-154-60
ro m о J m ro