Научная статья на тему 'Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы'

Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУРАТОР / CURATOR / ИНСТИТУТ КУРАТОРОВ / CURATORS INSTITUTE / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА / ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ / FORMS OF SUPERVISION AND SUPPORT / FORMS OF CURATOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельская Елена Якубовна

Рассматриваются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы. Можно констатировать, что формы деятельности куратора могут быть разнообразными, так как цели, задачи, этапы кураторской деятельности влияют на выбор и применение форм деятельности куратора. Выделены принципы, на которых базируются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки. Формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы классифицированы по трем основным группам, связанным с методической подготовкой и сопровождением деятельности кураторов, повышением квалификации кураторов, тиражированием опыта кураторской деятельности. Формы деятельности куратора в современном вузе – традиционные и инновационные. Представлены примеры форм, которые реализуются в современном вузе, а также конкретные примеры форм, реализуемые в Томском политехническом университете. Предложены и аргументированы варианты форм для использования в кураторской деятельности в современном техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZATION, SUPERVISION AND SUPPORT OF ACADEMIC GROUP CURATOR’S ACTIVITY

The author examined the forms of academic group curator activity and forms of supervision and support of academic group curator activities. The curator’s activities may vary. Goals, tasks, stages of curatorial activity influence the choice and application of the curator’s activities. The author of the article considered the principles on which the curator’s forms of activity and forms of supervision and support are based. Classified the curator’s activities in a modern university for traditional (curatorial hours, various events, interaction of the curator with the study department, academic counseling, lecture-seminar) and innovative (quizzes, quests, cases, trainings, workshops). The forms of supervision and support of academic group curator activity were classified into three main groups. The first group is connected with the methodical preparation and accompaniment of curators’ activities. The second group is associated with the upgrading of curators. The third group is connected with replicating the experience of curatorial activity. Here are the examples of forms that are implemented in the modern university (various Round Tables, seminars, schools, advanced training courses, competitions of professional skills) and specific examples of forms that are implemented in Tomsk Polytechnic University. The article proposes and argues the variants of forms for the use in curatorial activities in a modern technical university. Various forms of activity, supervision and support of the curator’s activities allow the realization of various directions of the institution educational activity and to realize the main goal of curatorial activity, which consists of creating conditions for successful academic and social adaptation, personal and professional development of supervised students.

Текст научной работы на тему «Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы»

УДК 378. 18

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-94-100

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Е. Я. Бельская

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Рассматриваются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы. Можно констатировать, что формы деятельности куратора могут быть разнообразными, так как цели, задачи, этапы кураторской деятельности влияют на выбор и применение форм деятельности куратора. Выделены принципы, на которых базируются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки. Формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы классифицированы по трем основным группам, связанным с методической подготовкой и сопровождением деятельности кураторов, повышением квалификации кураторов, тиражированием опыта кураторской деятельности. Формы деятельности куратора в современном вузе - традиционные и инновационные. Представлены примеры форм, которые реализуются в современном вузе, а также конкретные примеры форм, реализуемые в Томском политехническом университете. Предложены и аргументированы варианты форм для использования в кураторской деятельности в современном техническом университете.

Ключевые слова: воспитание, куратор, институт кураторов, формы деятельности куратора, формы сопровождения и поддержки.

Одной из форм организационно-воспитательной работы со студентами в современном вузе является кураторство. В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) институт кураторства функционирует не формально, постоянно модернизируется, реализуются новые подходы. В вузе для групп первого курса назначаются кураторы академических групп из числа преподавателей и студентов старших курсов. В вузе существует институт кураторов и студенческое кураторство, что помогает эффективно решать все задачи, стоящие перед кураторством.

В данной статье рассмотрены формы деятельности куратора академической группы, а также формы ее сопровождения и поддержки. Обращаясь к научным исследованиям по данной проблематике, можно увидеть, что формы деятельности куратора могут быть разнообразными: групповые, досуговые, индивидуальные [1]; организационные, инновационные [2]; «формы, ориентированные на развитие социального опыта студентов, на развитие сознания студентов, формы стимулирования и коррекции культуры поведения и взаимоотношений студентов» [3, с. 12]; аудиторные и внеаудиторные, массовые и индивидуальные формы деятельности [4].

Цели, задачи, этапы кураторской деятельности влияют на выбор и применение форм деятельности куратором академической группы. Так как в ТПУ кураторы работают только с первокурсниками, то на этапе академической, социальной, психологической адаптации используются следующие формы: аудиторные занятия «Час куратора», которые проводятся в форме тренинга, лекции, семинара; внеаудиторные мероприятия (профилактические беседы, акции, конкурсы, консультации, экскурсии на профильные предприятия, беседы и

встречи с выпускниками вуза, различные мастер-классы, кейсы и квизы, тестирования, опросы и т. д.). Используя различные формы деятельности, куратору академической группы необходимо соблюдать следующие принципы: инновационности; профилактической направленности; аксилогичности; многоаспектности; последовательности и принцип легитимности.

Далее рассмотрим традиционные и инновационные формы деятельности куратора в современном вузе, где к традиционным формам отнесены: кураторский час, различные мероприятия, взаимодействие куратора с учебной частью, академическое консультирование, лекция-семинар и т. д., например:

- кураторский час может быть как аудиторным занятием (семинар, лекция и др.), так и внеаудиторным (экскурсия и др.) и проводится куратором по плану кураторской работы по определенной теме;

- мероприятие проводится во внеучебное время, где организатором мероприятия может быть куратор (экскурсия в музей, день именинника, день группы и т. д.) или вуз («Праздник первокурсника», «Посвящение первокурсников», «Спартакиада первокурсников» и др.);

- взаимодействие куратора с учебной частью заключается в общении по вопросам успеваемости, результатам учебы, посещаемости занятий, вопросам оформления стипендий, академических отпусков и т. д.;

- академическое консультирование заключается в координации, консультировании, оказании помощи студентам в вопросах, связанных с организацией учебного процесса, основной программы обучения;

- лекция-семинар проводится куратором на «Часе куратора» или в другое время по различным темам и направлениям для студентов группы с закреплением полученных знаний.

К инновационным формам деятельности куратора в современном вузе можно отнести различные квизы, квесты, кейсы, тренинги, мастер-классы и др., например:

- тренинг проводится, как правило, подготовленным куратором или психологом на «Часе куратора». Тренинги направлены на знакомство и сплочение коллектива, учебное и жизненное целеполагание, работу с тайм-менеджментом, стрессоустойчивость, сотрудничество в конфликте;

- мастер-класс может проводиться на «Часе куратора» или в любое другое время приглашенным специалистом в своей области по любым направлениям, которые реализует вуз.

Остановимся на конкретных примерах форм деятельности куратора академической группы, используемых в ТПУ:

- семинар-лекция «Облачные технологии в распределенных проектах» проводится на 5-6-й неделе осеннего семестра опытными специалистами для студентов первого курса, где дается информация об облачных технологиях, их использовании для успешной академической адаптации, в том числе в творческих проектах и конференц-неделях;

- акция «Белые журавли» - массовое мероприятие, посвященное Дню памяти павших воинов, проводится волонтерами ТПУ, проходит в октябре, где участвуют первокурсники с кураторами, студенты старших курсов и сотрудники вуза. Приглашаются ветераны ВОВ, труженики тыла. Такие мероприятия являются традицией вуза и символом духовного возрождения, а также формируют у участников патриотизм;

- психологический тренинг «Знакомство» проводится для студентов первого курса на первом аудиторном занятии «Час куратора» с целью создания коллектива. Так как тренинг является технологией «психологического воздействия на личность с целью ее обучения, коррекции и развития» [5, с. 50], то тренинг проводится по определенному сценарию, предложенному психологической службой ТПУ;

- мероприятие «Град наград» организуется Центром социальной работы (ЦСР) ТПУ, подводит итоги учебного года и торжественно проводится для участников воспитательной и социальной работы в вузе, где награждаются грамотами и призами победители и участники различных вузовских конкурсов, например, таких как: «Лучшая группа года», «Лучший куратор года», «Лучшее общежитие» и т. д.;

- мероприятие «Праздник первокурсника» организуется ЦСР ТПУ, где участниками являются студенты-кураторы вместе с академическими группами первого курса. Включает в себя шествие, спортивные состязания в различных спортивных дисциплинах. Для болельщиков проводятся конкурсы, организуются мероприятия. Победителей соревнований награждают грамотами и призами;

- мероприятие «Фото-кросс „Привет, ТПУ!"» организуется ЦСР, Советом студентов-кураторов и Советом старост ТПУ для первокурсников ТПУ с целью знакомства с кампусом университета и достопримечательностями г. Томска. Фотокросс также знакомит участников между собой, создает атмосферу содружества и развивает творческие способности участников.

В одном из подразделений вуза (Энергетическом институте) реализуют следующие формы деятельности куратора академической группы, которые предлагается использовать в кураторской деятельности и других вузов с учетом их специфики:

- «Деловая игра „Energystar" проводится сектором практик и трудоустройства подразделения и одним из профильных партнеров института на «Часе куратора» для нескольких академических групп первокурсников. Студенты первого курса объединяются в команды и решают поставленную перед ними задачу на тему будущего энергетики, где в процессе решения задачи формируются универсальные и профессиональные компетенции у студентов;

- «Карьера и я» проводится в форме мастер-класса на «Часах куратора» сотрудником отдела практик и трудоустройства подразделения для первокурсников по следующим темам: «Мое резюме», «Собеседование» и т. д. Такие мастер-классы необходимы «для отработки практических навыков, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания» [6, с. 1];

- «Декада энергетика» организуется кураторами, студентами-кураторами, Советом старост подразделения, включает в себя массу мероприятий, посвященных профессиональному празднику - Дню энергетика: фотоконкурс «Сердце энергетика»; «Спартакиада энергетиков»; «Роман с энергетикой»; интеллектуально-спортивный квест «Черный ящик»; спортивный квест «Восход на Олимп» и др.;

- «Энергетический инженерный кейс», позволяющий повысить интерес студентов первого курса к будущей профессии, способствует развитию профессиональных и универсальных компетенций. Для первокурсников желательно использовать кейс, где предлагается практическая задача, которая должна являться и техническим заданием и быть источником информации для его решения, а также должны быть учтены ограниченные временные рамки и отсутствие подготовки участников в области энергетики [7].

Рассмотрим формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы, которые можно классифицировать по трем основным группам, связанным с методической подготовкой и сопровождением деятельности кураторов, повышением квалификации кураторов, тиражированием опыта кураторской деятельности. Реализация этих форм строится на таких принципах, как: принцип вариативности, гуманизации, преемственности, разнообразия, продуктивности. К ним могут быть отнесены различные круглые столы, семинары, школы, конкурсы, например:

- круглый стол может проводиться для кураторов, сотрудников вуза, имеющих отношение к кураторской деятельности, где могут рассматриваться и обсуждаться различные проблемы воспитательной и кураторской деятельности, передаваться опыт кураторской деятельности и т. д.;

- семинар может проводиться приглашенными специалистами в различных формах (лекции в виде вопросов и ответов, беседы, мозгового штурма и т. д.) по различным направлениям кураторской деятельности с целью повышения познавательной активности кураторов академических групп [8];

- школы могут проводиться для кураторов в формате курсов повышения квалификации, связанных с методической подготовкой, повышением квалификации куратора, могут включать в себя проблемные лекции, лекции в формате пресс-конференций, тренинги, мастер-классы, семинары, где идет «смещение акцентов в сторону интерактивных технологий» [9];

- конкурс профессионального мастерства может проводиться для кураторов с целью повышения квалификации кураторов, тиражирования опыта кураторской деятельности, где выявляются эффективные формы, методы и инновационные подходы в работе кураторов, где «система мер морального поощрения победителей предусматривает общеуниверситетскую церемонию награждения и присвоения знания „Лучший куратор университета"» [10, с. 388].

Приведем конкретные примеры форм организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы, используемые в ТПУ:

- круглый стол «Актуальные проблемы кураторской деятельности», который ежегодно проводится для кураторов подразделения в рамках международной научно-практической конференции. Руководителем круглого стола является старший куратор подразделения, где кураторы, как преподаватели, так и студенты, выступают с докладами по различным темам кураторской деятельности с последующим обсуждением и награждением лучших выступлений;

- обучающий семинар «Организация работы кураторов академических групп» организуется и проводится ЦСР для кураторов вуза с целью повышения качества кураторской деятельности и включает в себя: семинар «Быть куратором непросто»; лекция «Особенности работы со студентами с ОВЗ»; тренинг «Знакомство и сплочение коллектива»; тренинг «Возрастные особенности студентов и методы работы с ними»; семинары «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса», «Субъекты социальной и воспитательной работы в ТПУ», «Использование современных информационных технологий в работе куратора», а также круглый стол в режиме «Вопрос-ответ», где по окончании обучения кураторы получают сертификаты;

- «Школа кураторов ТПУ» проводится для студентов-кураторов вуза с целью развития студенческого самоуправления и включает в себя такие мероприятия, как регистрация и открытие «Школы кураторов ТПУ», мастер-класс «Перспектива. Перспектива? Перспектива!», ток-шоу «Студент и закон», тренинги по следующим темам: «Эффективные коммуникации», «Целеполагание», «Я - Куратор», «Командобразование», «Публичные выступления», «Основы методической работы куратора», работу в группах по разработке часа куратора по определенной теме с последующей презентацией, подведение итогов с последующей аттестацией всех участников обучения;

- конкурс «Лучший куратор года» проводится ЦСР, где принимают участие кураторы, ставшие лучшими в своих подразделениях с целью распространения положительного опыта в кураторской деятельности, повышения уровня квалификации кураторов. Конкурс проводится в два этапа: заочный, где оценивается «папка рабочего места», представленная участником, и открытый этап, где куратор с помощью презентации показывает свою работу, проведенную в течение учебного года.

Автор предлагает использовать следующую форму организационно-методического обеспечения и поддержки кураторской деятельности - Клуб кураторов, где целью является объединение профессионального потенциала кураторов вуза, развитие универсальных и профессиональных компетенций, повышение эффективности и уровня кураторской деятельности при помощи неформального общения, обмена практическим опытом, проведения специальных психологических упражнений под опытным руководством ведущего Клуба кураторов, психолога вуза.

Таким образом, мы видим, что формы деятельности куратора академической группы и формы ее сопровождения и поддержки в современном университете могут быть различными, дополняющими друг друга, что позволяет не только реализовывать различные направления воспитательной деятельности вуза с помощью куратора академической группы, но и реализовать главную цель кураторской деятельности, состоящую в создании условий для успешной академической и социальной адаптации, личностного и профессионального развития как курируемых студентов, так и самих кураторов.

Список литературы

1. Бейлина Н . С . Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестник Самарского гос . технического ун-та . Серия: Психолого-педагогические науки .2015 . № 2 (26) .С .10-18 .

2 . Кириллова В . Э . Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-

куратора в современном вузе // Теория и практика общественного развития . 2014 . № 5 . С . 101-104 .

3 . Зайнуллина Л . Н . Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической

основе: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Казань, 2009 . 21 с .

4 . Рожков М . И . , Байбородова Л . В . Теория и методика воспитания: учеб . пособие для студ . высш . учеб. заведений,

обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» . М . : Владос-Пресс, 2004. 384 с .

5 . Макаров Ю . В . Технологический подход к психологическому тренингу // Известия Иркутского гос . ун-та . Серия:

Психология . 2017 . Т . 19 . С . 48-58.

6 . Большакова С . В . Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации

и переподготовки учителя ИЗО // Концепт . 2014 . Спецвыпуск № 06 . 6 с . URL: http://e-koncept. ru/2014/14559. htm (дата обращения: 21. 08.2017) .

7 . Шестакова В . В . , Лисичко Е . В . Модель обучения «Школа - Вуз - Предприятие» в высшем техническом образовании

на примере электроэнергетики // Вестник Челябинского гос . пед . ун-та . 2017 . № . 3 . C . 112-118

8 . Кузьминский А. И . Педагогика высшей школы: учеб . пособие . Киев: Знание, 2005. 486 c .

9 . Шкерина Т . А. , Петрова Т . И . Педагогическое обеспечение профессиональной подготовки куратора в рамках школы

педагога-куратора // Вестник Красноярского гос . пед . ун-та им . В . П . Астафьева . 2015 . С . 119-123 .

10 . Авдеев Н . Ф . Высшая школа в условиях глобализации: учеб . пособие . М . : МГИУ, 2011. 578 с .

Бельская Елена Якубовна, эксперт ОПиТ Управления проректора по образовательной деятельности, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, 634050). E-mail: belpen@tpu.ru

Материал поступил в редакцию 16.05.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-94-100

FORMS OF ORGANIZATION, SUPERVISION AND SUPPORT OF ACADEMIC GROUP CURATOR'S ACTIVITY

E. Ya. Bel'skaya

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

The author examined the forms of academic group curator activity and forms of supervision and support of academic group curator activities. The curator's activities may vary. Goals, tasks, stages of curatorial activity influence the choice and application of the curator's activities. The author of the article considered the principles on which the curator's forms of activity and forms of supervision and support are based. Classified the curator's activities in a modern university for traditional (curatorial hours, various events, interaction of the curator with the study department, academic counseling, lecture-seminar) and innovative (quizzes, quests, cases, trainings, workshops). The forms of supervision and support of academic group curator activity were classified into three main groups. The first group is connected with the methodical preparation and accompaniment of curators' activities. The second group is associated with the upgrading of curators. The third group is connected with replicating the experience of curatorial activity. Here are the examples of forms that are implemented in the modern university (various Round Tables, seminars, schools, advanced training courses, competitions of professional skills) and specific examples of forms that are implemented in Tomsk Polytechnic University. The article proposes and argues the variants of forms for the use in curatorial activities in a modern technical university. Various forms of activity, supervision and support of the curator's activities allow the realization of various directions of the institution educational activity and to realize the main goal of curatorial activity, which consists of creating conditions for successful academic and social adaptation, personal and professional development of supervised students.

Key words: education, curator, curators institute, forms of curator activity, forms of supervision and support.

References

1. Beylina N . S . Vospitatel'naya deyatel'nost' kuratora studencheskoy gruppy po formirovaniyu obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy [Educational activity of the curator of students' groups aimed at developing cultural and professional competences] . Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta - Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2015, no . 2(26), pp . 10-18 (in Russian) .

2 . Kirillova V E . Soderzhaniye i sostav nauchno-metodicheskogo obespecheniya vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga-kuratora

v sovremennom vuze [The content and composition of the scientific and methodological support of the teacher-curator educational activity in the modern university] . Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2014, no . 5, pp . 101-104 (in Russian) .

3 . Zaynullina L . N . Sovershenstvovaniye vospitatel'noy deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy na diagnosticheskoy os-

nove. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the educational activities of the student group curator on a diagnostic basis . Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Kazan, 2009 . 21 p . (in Russian) .

4 . Rozhkov M .I . , Bayborodova L . V Teoriya i metodika vospitaniya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy, obuch.

po spets. 031000 «Pedagogika i psikhologiya» [Theory and methods of education: a textbook for students of higher educational institutions studying in specialty 031000 "Pedagogy and Psychology"] . Moscow, 2004. 384 p . (in Russian) .

5 . Makarov Yu . V. Tekhnologicheskiy podkhod k psikhologicheskomu treningu [Technological approach to psychological training] .

Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2017, vol . 19, pp . 48-58 (in Russian) .

6 . Bol'shakova S . V. Master-klass kak integrirovannaya pedagogicheskaya tekhnologiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii i

perepodgotovki uchitelya IZO [Workshop as an integrated educational technology in the system of training and retraining of

Fine Arts teachers] . Koncept, 2014, no . 06, 6 p . (in Russian) . URL: http://e-koncept ru/2014/14559. htm (accesesed 21 August 2017) .

7 . Shestakova V. V , Lisichko E . V. Model obucheniya «Shkola - Vuz - Predpriyatiye» v vysshem tekhnicheskom obrazovanii na

primere elektroenergetiki [The model of learning "school - university - enterprise" in higher technical education by the example of the electric power industry] . Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no . 3, pp . 112-118 (in Russian) .

8 . Kuz'minskiy A . I. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnoye posobiye [Pedagogy of higher school: tutorial] . Kiev, 2005. 486 p . (in

Russian)

9 . Shkerina T A. , Petrova T I . Pedagogicheskoye obespecheniye professional'noy podgotovki kuratora v ramkakh shkoly peda-

goga-kuratora [Pedagogical support of the curator's professional training within the framework of the curator education school] . Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva - Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2015, pp . 119-123 (in Russian) .

10 . Avdeev N . F. Vysshaya shkola v usloviyakh globalizatsii: uchebnoye posobiye [Higher school in the context of globalization:

tutorial] . Moscow, 2011. 578 p . (in Russian) .

Bel'skaya E. Ya., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: belpen@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.