DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.010
УДК 378.016
ББК 74.480 £
§
Л. М. Кравцова1, М. В. Чикалин2, Г. М. Шакамалов3 |
^RCID № 0000-0002-0857-7643 |
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики §
о
физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный §
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. 1
g
E-mail: [email protected] g
^СГО № 0000-0002-8833-8983 Доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта,
|
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, а
£
г. Челябинск, Российская Федерация. £
E-mail: [email protected] Л
Й
3ORCID № 0000-0003-4383-637X <3
3
Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры g
университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Материалы и методы. Для изучения деятельности куратора академической группы было проведен опрос студентов в ЮжноУральском государственном гуманитарном университете на базе Высшей школы физической культуры и спорта. В исследовании приняли 112 студентов с первого по пятый курс. Студентам было задано три вопроса:
и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический з
о
№ №
E-mail: [email protected] О
§
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Ц
КУРАТОРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
о
д р
и
Аннотация а
и
Введение. В статье подробно рассматривается и анализируется система внеучебной (воспитательной) деятельности куратора на различных ступенях обучения и воспитания студентов, а также основные направления и формы работы куратора. Перечисляются
о-
изменения, произошедшие в деятельности современного куратора. §
0
Даётся подробный анализ деятельности куратора на современном р этапе, перечисляются его основные функции и задачи. 9
о з
|
ж
о g
№ |
№ Й
§
g
О*
ж
а «
05
а
«о
о
«о
а £
- испытываете ли вы потребность в кураторе?
- какие проблемы куратор помогает решить?
- что было бы, если бы у вашей группы не было куратора?
После опроса результаты были обработаны методами математической статистики с расчетом процента опрошенных.
Результаты. Приведены результаты социологического опроса, отражающие мнение испытуемых о роли куратора в образовательном процессе. В статье представлены различные эффективные формы работы куратора со студентами.
Обсуждение. Студенты желают видеть своего куратора порядочным, ответственным и добросовестным, проявляющим уважение к личности студента, а также деятельным, искренним и честным, терпимым (толерантным) к недостаткам других людей.
Заключение. Институт кураторов академических групп обладает серьёзным воспитательным потенциалом и может рассматриваться как актуальный инновационный ресурс современного высшего образования, способствующий подготовке высокопрофессионального специалиста, конкурентоспособного, готового к творческому возрастанию и инновациям, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.
Ключевые слова: куратор академической группы; студенты; воспитательная деятельность; психолого-педагогическое сопровождение; образовательный процесс; формы работы; социологический опрос; система работы; компетенция.
Основные положения:
- куратор академической группы является ключевой фигурой в процессе воспитания студентов;
- студенты университета имеют ожидания в отношении куратора, в частности куратор должен быть порядочным человеком, олицетворяющим пример для других людей;
- в процессе учебы студенты имеют потребность в помощи и консультации со стороны куратора.
1 Введение (Introduction)
В процессе обучения студента возникает немало проблем, начиная с процесса его адаптации к новым условиям организации а образовательного процесса, построения взаимоотношений с одно- U группниками, преподавателями и руководством вуза. Ключевой фигурой в этом процессе является куратор [1].
На современном этапе образовательного процесса вуза институт кураторства является частью системы воспитательной работы. Кураторы студенческих групп являются не только наставниками, но и в определённой мере менеджерами, использующими управленческий потенциал для достижения конкретных целей. Ре- §
л
ализация воспитательных компетенций в процессе осуществления Н
-к к
Й *
у а
кураторской деятельности весьма обширны и многогранны, вклю чают различные аспекты: учебно-воспитательный, психолого- ур педагогический, этический, валеологический, экологический и другое. Различные формы работы кураторов (беседы, тренинги, лекции, проектная деятельность) направлены на формирование позитивной учебной обстановки в группе, потребности студентов в самосовершенствовании, саморефлексии, освоении учебного материала, адаптации к умственным нагрузкам [2; 3]. е
рн
Стиль работы куратора должен способствовать формирова- и
а
-к
и
и о р о в а
нию ценностей корпоративной культуры вуза, воспитанию у студентов патриотизма, гражданской позиции, условий для всестороннего развития личности. Куратор является своеобразным посредником между студентами и администрацией учебного заведения, помогающим донести до студенческого коллектива требования к учебному процессу в вузе. Кураторская деятельность на различных этапах обучения студентов имеет свои особенности и задачи, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. Общими задачами для кураторов учебных групп студентов являются способствование сплочению студенческого коллектива, адаптации а студентов к новым условиям образовательной среды, выявление групп риска, содействие рациональному режима труда и отдыха, & культурно-просветительная деятельность, контроль за правильной организацией учебно-воспитательной деятельности и успеваемостью
л
ж
и
«
и
05
а
«о
о
«о
а £
студентов, закрепление мотивации на получение профессионального образования, участие в организации производственной практики, работа с родителями, проведение тематических часов куратора, информирование о проводимых в вузе научных и методических мероприятиях и другое [4; 5].
Роль кураторов актуализируется академическим консультированием студентов по различным вопросам учебной и внеучебной деятельности, особенно в условиях рейтинговой системы оценки знаний. Деятельность кураторов имеет чётко выраженную адаптивную составляющую, способствующую повышению стресс-устойчивости организма студентов к действию различных факторов внешней и внутренней среды, направленную на сохранение здоровья одновременно контингента студентов. Особенности личности куратора, его взаимоотношения со студентами во многом определяют результат совместной деятельности. Понимание, уважение, неравнодушное отношение к студентам способствуют укреплению дружбы в коллективе и помогают позитивно решать возникающие трудности и проблемы. То есть деятельность кураторов является связующим элементом в объединении творческих усилий педагогов и студентов, между вузом и семьёй студента, между педагогическим коллективом и студентом [6; 7].
В период реформирования, трансформации, модернизации образовательного процесса возникает множество трудностей при реализации образовательных программ. Позитивный микроклимат в студенческой группе во многом способствует решению проблем обучения и воспитания. Современные инновационные технологии преподавания в ряде случаев затрагивают проблему компетентности профессорско-преподавательского состава, взаимоотношения студентов и преподавателей. Куратор может являться своеобразным посредником между студентом и преподавателем, между работодателем и будущим специалистом, сглаживая некоторые противоречия в профессиональной деятельности участников образовательного процесса. Куратор является активным участником образовательного процесса, оказывающим посильную и необходимую помощь в решении
организационных, информационных, педагогических, социально-психологических задач [8].
Институту кураторства на современном этапе необходимо развитие адекватных современных технологий передачи социокультурного опыта студентам различных групп и специальностей. Механизм взаимодействия кураторов и студентов должен совершенствоваться, приобретать новые оттенки, иметь когнитивную смысловую
направленность. В соответствии с требованиями образовательного ел
ь
процесса высшей школы должны обосновываться и апробироваться Ы критерии и показатели эффективности функционирования института ко
кураторства в общей системе воспитательной работы вуза, направ- пе
те
ленной на профессиональное и личностное самосовершенствование н
»К
студентов. Образовательная парадигма в условиях модернизации си- к<
кур
р а
стемы высшего образования ориентирована на усиление воспитательно-дидактической составляющей данного процесса. Одним из ключевых звеньев обучения студентов является работа кураторов. Трудности, которые сопровождают институт кураторства академических групп, связаны с кризисом системы высшего образования в России и смены ценностей общества и личности, проблемами соотно-
де
шения традиций и новаций, становления мировоззрения, формиро- рн вания гражданской позиции. На наш взгляд, необходимо опираться на кураторство как на один из значимых воспитательных «проводни-
ро о
в в
усло о
в и
а
-к
и
и о
ков» образовательной программы, находить наиболее оптимальные а
о
в а
формы его функционирования, разрабатывать и внедрять положения нормативно-правовой основы, регламентирующей деятельность кураторов. Имеющийся позитивный опыт возрождения, функционирования и развития института кураторства в условиях современного пр вуза способствует пониманию и реализации целостного воспитательно-образовательного пространства [9; 10; 11].
Для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо решение организационного, научно-методического обеспечения и социально-
ол
психологического сопровождения института кураторов академиче- ы
ж
и
ак и
ttj
а
«о
о гк
«о
а
¿3
ских групп [12; 13]. Для успешной деятельности кураторов академических групп необходимо учитывать следующие факторы:
- компетенции, способности и набор личностных качеств;
- готовность кураторов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области педагогики и психологии;
- эффективность организации и функционирования системы повышения психолого-педагогической грамотности преподавателей и оказание социально-психологической помощи субъектам воспитательного процесса.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для изучения деятельности куратора академической группы было проведен опрос студентов в Южно-Уральском государственном гуманитарном университете на базе Высшей школы физической культуры и спорта. В исследовании приняли 112 студентов с первого по пятый курс. Студентам было задано три вопроса:
- испытываете ли вы потребность в кураторе?
- какие проблемы куратор помогает решить?
- что было бы если бы у вашей группы не было куратора?
После опроса, результаты были обработаны методами математической статистики с расчетом процента опрошенных.
3 Результаты (Results)
Таким образом, согласно социологическому опросу, проведённому в Высшей школе физической культуры и спорта (далее -ВШФКиС) Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее ЮУрГГПУ), потребность в кураторе испытывают около 57 % студентов первого курса. Это мнение сохраняется у 43% студентов старших курсов (Рисунок 1).
Потребность в кураторе
57
"■а
е
g
a
-к
§
So № о с
а §
1 курс ш 2-5 курс
Рисунок 1 — Потребность обучающихся в кураторе учебной группы Figure 1 — Students' need for a curator of the study group
Куратор в основном помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью 5,8% (1), со здоровьем 13,3 % (2), личные проблемы 14,9 % (3), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками 15,8 % (4), приобщиться к общественной жизни факультета 18,1% (5), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ 7,8 % (6), помогает разрешить конфликт с преподавателями 12,1 % (7), улучшить бытовые условия 12,2 % (8) (Рисунок 2).
а
а
е
g е
ж к и
куз
з
| g
озо о
№ №
о о
№ и
О д
е з
ж
а
к и
и о
з
о о
№ |
о-ж
о г о а з о с g з | ж с g № |
№ Й
о g
о-
Наличие куратора в учебной группе 12,2 5,8
12,1
BV/V/'iWiViViWiVi
7,8 ■/■■vv.v.V-.v-::;; v
14,9
ж
S «
kS ttj
a
«о
о
«о
a
■ 1 v2 - 3 =4 .'5 и 6 л 7 -8
Рисунок 2 — Наличие куратора в учебной группе Figure 2 — Availability of a curator in the study group
В том случае, если бы не было куратора (Рисунок 3), было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни 25,2% (1), были бы лишены возможности общаться с интересным человеком 12% (2), было бы сложно в первые месяцы обучения 12% (3). Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе 14,1% (4), помочь при составлении курсовых и научных работ 8,8% (5), знать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам 15,5% (6). Не испытывали потребность в кураторе 6,3 % (7) студентов. Сами предпочитают решать проблемы 6,1% (8) студентов.
Рисунок 3 — Отсутствие куратора в учебной группе Figure 3 — Absence of a curator in the study group
4 Обсуждение (Discussion)
На основе анализа ответов студентов ВШФКиС мы попытались составить идеальный портрет куратора студенческой группы. Студенты желают видеть своего куратора порядочным, ответственным и добросовестным, проявляющим уважение к личности студента, а также деятельным, искренним и честным, терпимым (толерантным) к недостаткам других людей.
Институт кураторов академических групп обладает серьёзным воспитательным потенциалом и может рассматриваться как актуальный инновационный ресурс современного высшего образования. Деятельность кураторов в полной мере способствует подготовке высокопрофессионального специалиста, конкурентоспособного, готового к творческому возрастанию и инновациям, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны [14].
Развитие института кураторства будет способствовать формированию жизнеспособной личности студента, способной адекватно реагировать и быстро адаптироваться в изменяющихся условиях; повышению позитивных тенденций в студенческой среде, снижению показателей различных негативных явлений; развитию
"■а
л §
a -к S
So № О О
a
S
a
a л S л a к
S Ki
a S
О
О
№ №
О
О
№ S
О
д
л
a
a
к S
S О
I
8 О
№ a
о-
a О
г О
a О
О a
a О
S №
a
л к
О
§
о-
студенческого самоуправления и молодёжных общественных объединений; активизации работы с интеллектуально, художественно и социально одарёнными студентами; положительной динамике показателей результативности в учёбе, науке, спорте, творчестве, социальной деятельности; увеличению количества участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фестивалей, социальных проектов; положительной динамике укрепления здоровья, росту количества участников спортивных секций, соревнований. 5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в развитии системы современного высшего образования необходимо понимание значимости кураторства в вузе и создания комплексной системы её поддержки и инновационного развития. Именно поэтому деятельность куратора студенческой группы должна быть личностно и профессионально-ориентированной и базироваться на основных ценностях педагогической культуры.
Библиографический список
1. Алиева Л. В., Руденко И. В. Внеучебная деятельность вуза -пространство полисубъектного воспитания // Воспитание студенчества: педагогический поиск: сборник научных трудов. М : Изд-во «Академия МНЭПУ», 2013. - 100 с.
2. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Концепт. 2020. № 2. С.55-68.
3. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 82-84.
4. Калимуллина О. А. Кураторство как фактор успешной адаптации студентов // Вестник КГУКИ. 2011. № 3. С.25-273.
5. Кравцова Л. М. Модель развития профессиональной готовности Js бакалавра физической культуры к внеурочной деятельности // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 11.
6. Гнатышина Е. А. Профессиональная самоидентификация преподавателя педагогической высшей школы: ценности и мотивация // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 70-87. DOI:
ж s
«
сц
a
№ О гк
g 10.25588/CSPU.2019.69.43.005.
£
7. Ермакова Н. В. К вопросу о деятельности куратора в высшей школе // Ученые записки ОГУ 2018. № 4 (81). С. 317-319. (Серия «Гуманитарные и социальные науки»).
8. Педагогический словарь / гл. ред. И. М. Коджаспирова. М. : Академия, 2000 - 175 с.
9. Загвязинский В. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш.
проф. образования. 2-е изд., стер. Москва : Издательский центр «Академия», ^ 2012. - 352 с. ^
10. Рубинштейн М. М. Проблема учителя : учеб. пособие для студентов ~ высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. - 172 с.
11. Карагодская Ю. С., Устинова Н. П. Искусство быть куратором // § Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6. С. 339-345. ^
12. Зайнуллина, Л. Н. Совершенствование воспитательной деятельности ^
„ о
куратора студенческой группы на диагностической основе: дис. ... канд. пед наук. а
Казань, 2009. - 131 с. §
13. Богачева Е. А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского университета. 2018. № 3. С. 339-343. (Серия «Философия. Психология. Педагогика»).
14. Дятченко Л. Я. Куратор — основа управления университетом // §
Студенчество. Диалоги о воспитании. 2012. № 1. С. 5-6.
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Introduction. The article discusses and analyzes in detail the
I
I e
I
о
i
L. M. Kravtsova1, M. V. Chekalin2, °
7 7 U
G. M. Shakamalov3
s a
S
1ORCID No. 0000-0002-0857-7643 S
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and methodology of Physical i Culture and Sport, South-Ural state Humanities -Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] 3
%
2ORCID No. 0000-0002-8833-8983 Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of physical
о &
n
Culture and Sport, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, g'
Chelyabinsk, Russia. o
E-mail: [email protected] ^
3ORCID No. 000-0003-4383 -637X ^
Senior lecturer at the Department of Theory and Methods of Physical ^
Culture and Sports, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, o
3' s
a
-
a
THE REALIZATION OF EDUCATIONAL COMPETENCIES § OF CURATORS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION %
OF THE EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION f
i
Abstract
o a
system of extracurricular (educational) activities of the curator at s
various stages of training and education of students, as well as the main directions and forms of work of the curator. The changes that have occurred in the activities of the modern curator are listed. A detailed analysis of the curator's activities at the present stage is given, and its main functions and tasks are listed.
Materials and methods. To study the activities of the curator of the academic group, a survey of students was conducted at the South Ural state University for the Humanities at the Higher school of physical culture and sports. The study involved 112 students from the first to the fifth year. Students were asked three questions:
Do you need a curator?
What problems does the curator help you solve? What would happen if your group didn't have a curator? After the survey, the results were processed using mathematical statistics to calculate the percentage of respondents.
Results. The results of a sociological survey are presented, reflecting the opinion of the subjects about the role of the curator in the educational process. The article presents various effective forms of curator's work with students.
Discussion. Students want to see their curator decent, responsible and conscientious, showing respect for the student's personality, as well as active, sincere and honest, tolerant (tolerant) to the shortcomings of other people.
Conclusion. The Institute of curators of academic groups has a serious educational potential and can be considered as an actual innovative resource of modern higher education, contributing to the training of a highly professional specialist, competitive, ready for creative growth and innovation, with qualities and properties that are in demand in the market, able to set and voa achieve personally significant goals that contribute to the development of the country's economy.
Keywords: Academic group curator; Students; Education-^ al activities; Psychological and pedagogical support; Educational
ej
process; Forms of work; Sociological survey; Work system; Competence.
Highlights: S
The curator of the academic group is a key figure in the g process of educating students; g
University students have expectations about the curator, in particular the curator must be a decent person who sets an example for other people;
In the process of learning students have the need for help and advice from the supervisor.
o
s ^
d
0
c a
1 o' s a
o
>1
№
s
References
1. Alieva L.V. & Rudenko I.V. (2013), Vneuchebnaja dejatel'nost' i vuza — prostranstvo polisub#ektnogo vospitanija [Extracurricular activities £ of the University-the space of polysubject education]. Sbornik nauchnyh tru- £ dov "Vospitanie studenchestva: pedagogicheskij poisk" [Collection of scien- r tific papers "Education of students: Pedagogical search"]. Izdatel'stvo to
s
"Akademija", Moscow, 100 p. (In Russian). i
2. Kalinina T.V. & Patrikeeva Je.G. & Truhmanova E.N. (2020), Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noj rabote v uslovijah vuzovskogo obra-
ta
o
zovanija [Teacher's readiness for educational work in the conditions of high- §
pi
er education] Koncept, 2, 55-68 (In Russian). £
3. Titova G.Ju. (2011), Rol' kuratora studencheskoj gruppy v organi- ££
zacii vospitatel'noj raboty v vuze [The role of the curator of the student ° group in the organization of educational work at the University] Vestnik
ft s
Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 10, 82-84 (In a'
o s
Russian).
4. Kalimullina O.A. (2011), Kuratorstvo kak faktor uspeshnoj adap-tacii studentov [Curatorship as a factor of successful adaptation of students]. ^ Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 3, 25- ^ 27 (In Russian). ^
5. Kravcova L.M. (2018), Model' razvitija professional'noj gotovnos- i
o
ti bakalavra fizicheskoj kul'tury k vneurochnoj dejatel'nosti [Model of devel- g
opment of professional readiness of a bachelor of physical culture for extra- ^
curricular activities] Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, ^
ft
trenirovka, 5, 11 (In Russian). f
6. Gnatyshina E.A. (2019), Professional'naja samoidentifikacija H prepodavatelja pedagogicheskoj vysshej shkoly: cennosti i motivacija [Pro- S fessional self-identification of a teacher at a pedagogical higher school: val- ^ ues and motivation] Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagog- ^
icheskogo universiteta, 2, 70-87. DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.43.005. (In §.
o
Russian).
7. Ermakova N.V. (2018), K voprosu o dejatel'nosti kuratora v vysshej shkole [On the issue of curator activity in higher education]. Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija "Gumanitarnye i social'nye nauki", 4 (81), 317-319 (In Russian).
8. Chief Edr. Kodzhaspirova I.M. (2000), Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow, 175 p. (In Russian).
9. Zagvjazinskij V.I. (2012), Pedagogika [Pedagogy] Izdatel'skij centr "Akademija", Moscow, 352 p. (In Russian).
10. Rubinshtejn M.M. (2004), Problema uchitelja [The problem of teacher]. Academia, Moscow, 172 p. (In Russian).
11. Karagodskaja Ju.S. & Ustinova N.P. (2018), Iskusstvo byt' ku-ratorom [The art of being a curator]. Gumanitarnye i social'nye nauki, 6, 339-345 (In Russian).
12. Zajnullina L.N. (2009), Sovershenstvovanie vospitatel'noj dejatel'nosti kuratora studencheskoj gruppy na diagnosticheskoj osnove (Dis-sertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk) [Improving the educational activities of the curator of the student group on a diagnostic basis (Dissertation for the degree of candidate of pedagogical Sciences)]. Kazan', 131 p. (In Russian).
13. Bogacheva E.A. (2019), Sovremennyj imidzh kuratora studencheskoj gruppy [The modern image of the curator of the student group]. Izvesti-ya Saratovskogo universiteta, Seriya "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika", 3, 339-343 (In Russian).
14. Djatchenko L.Ja. (2012), Kurator — osnova upravlenija universitetom [Curator-the Foundation of University management]. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, 1, 5-6 (In Russian).
a
tí
g
a >
o -£2 a