Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА / НЕДВИЖИМОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черная О.А., Бочарова О.Ф., Петридис М.Ю., Геман А.П.

Незавершённость процесса совершенствования налогового законодательства в России актуализирует необходимость оценки результатов, полученных на промежуточном уровне введения соответствующих изменений. В настоящее время завершается процесс перехода к налогообложению недвижимости, который отразился сокращением суммы поступления налога на и имущество организаций, являющегося бюджетообразующим для регионального уровня. Совокупность имущественных налогов находится в нормативном регулировании субфедерального уровня, что позволяет учитывать особенности региона и муниципалитета при установлении налоговых льгот. Для формирования целостной картины оценку влияния различных составляющих процесса исчисления имущественных налогов целесообразно осуществлять на основе данных нескольких регионов. В статье представлен оценка практики взимания налога на имущество организаций и транспортного налога на территории Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области. Представленная динамическая оценка позволяет оценить уровень бюджетных потерь от изменений налогового законодательств при применения различных налоговых преференций на территории исследуемых регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF CHANGES IN THE TAX LEGISLATION ON THE INCOME OF REGIONAL TAXES INTO THE BUDGET

The incompleteness of the process of improving tax legislation in Russia actualizes the need to assess the results obtained at the intermediate level of introducing the corresponding changes. At present, the process of transition to taxation of real estate is being completed, which was reflected in the reduction in the amount of tax receipts on and property of organizations, which is a budget-forming one for the regional level. The totality of property taxes is in the normative regulation of the subfederal level, which makes it possible to take into account the peculiarities of the region and the municipality when establishing tax benefits. To form a holistic picture, it is advisable to assess the impact of various components of the process of calculating property taxes on the basis of data from several regions. The article presents an assessment of the practice of levying corporate property tax and transport tax on the territory of the Krasnodar and Stavropol Territories and the Rostov Region. The presented dynamic assessment makes it possible to assess the level of budgetary losses from changes in tax legislation and the application of various tax preferences in the territory of the studied regions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТУПЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ»

11. Ulybina L. K. Research of tendencies of management of insurance of financial risks in the context of subjects/ L. K. Ulybina, O. A. Okorokova / / Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - № 5 (40). - P. 527-533.

12. Ulybina L. K. Institutional and financial environment of the insurance market/ L. K. Ulybina, O. A. Okorokova//Economics and Entrepreneurship. - 2020. - № 10 (123). - P. 1020-1024.

13. Financial risk management: textbook and practice for undergraduate and graduate studies / I. P. Khominich [et al.]; edited by I. P. Khominich, I. V. Peshchanskaya. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 - 345 p.

14. Filobokova L. Yu. Financial risks of a small enterprise: assessment and management/ L. Yu. Filobokova / / Financial risk Management. - 2015. - No. 4. - pp. 318-324.

15. Statistical data financial risks: // cbr.ru insurance

10.24412/2309-4788-2021-10985

О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, choa-81@mail.ru,

O. A. Chernaya - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University;

О.Ф. Бочарова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Olga_b80@inbox.ru,

O.F. Bocharova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University;

М.Ю. Петридис - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет, Petridismariya1@gmail.com,

M.Yu. Petridis - bachelor, Kuban State Agrarian University;

А.П. Геман - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет, angeman@yandex.ru;

A.P. Geman - bachelor, Kuban State Agrarian University.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ПОСТУПЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF CHANGES IN THE TAX LEGISLATION ON THE INCOME OF REGIONAL TAXES INTO THE BUDGET

Аннотация. Незавершённость процесса совершенствования налогового законодательства в России актуализирует необходимость оценки результатов, полученных на промежуточном уровне введения соответствующих изменений. В настоящее время завершается процесс перехода к налогообложению недвижимости, который отразился сокращением суммы поступления налога на и имущество организаций, являющегося бюджетообразующим для регионального уровня. Совокупность имущественных налогов находится в нормативном регулировании субфедерального уровня, что позволяет учитывать особенности региона и муниципалитета при установлении налоговых льгот. Для формирования целостной картины оценку влияния различных составляющих процесса исчисления имущественных налогов целесообразно осуществлять на основе данных нескольких регионов.

В статье представлен оценка практики взимания налога на имущество организаций и транспортного налога на территории Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области. Представленная динамическая оценка позволяет оценить уровень бюджетных потерь от изменений налогового законодательств при применения различных налоговых преференций на территории исследуемых регионов.

Abstract. The incompleteness of the process of improving tax legislation in Russia actualizes the need to assess the results obtained at the intermediate level of introducing the corresponding changes. At present, the process of transition to taxation of real estate is being completed, which was reflected in the reduction in the amount of tax receipts on and property of organizations, which is a budget-forming one for the regional level. The totality of property taxes is in the normative regulation of the subfederal level, which makes it possible to take into account the peculiarities of the region and the municipality when establishing tax benefits. To form a holistic picture, it is advisable to assess the impact of various components of the process of calculating property taxes on the basis of data from several regions.

The article presents an assessment of the practice of levying corporate property tax and transport tax on the territory of the Krasnodar and Stavropol Territories and the Rostov Region. The presented dynamic assessment makes it possible to assess the level of budgetary losses from changes in tax legislation and the application of various tax preferences in the territory of the studied regions.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налогообложение имущества, недвижимость, транспортные средства, налоговые доходы.

Keywords: tax legislation, property taxation, real estate, vehicles, tax revenues.

В любом государстве, как известно, налоги выполняют функцию финансового обеспечения органов власти и государственных институтов, создаваемых для реализации общественных благ. Обладая монопольным пра-

вом на сбор налогов и приравненных к ним других обязательных платежей налогового характера (сборов, пошлин) в качестве ключевого источника формирования своей ресурсной базы, органы власти формируют за счет них собственные денежные фонды - бюджеты. Количество бюджетов и уровни их формирования определяются типом государственного устройства.

Налогообложении имущества во всем мире является одним из основных источников региональных и мясных бюджетов и существенной частью государственного бюджета.

Налог на имущество организаций относится к региональному налогу и это означает, что данный налог вводится в действие законами субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок, сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками. В соответствии с таким порядком установления налога в каждом субъекте РФ отдельные элементы налогообложения могут значительно различаться между собой.

Для оценки практики применения налога на имущество организации нами были выбраны три региона Краснодарский край, Ставропольский край и Ростовская область.

Так в изучаемых регионах законами, регулирующими порядок взимания налога на имущество организаций, являются:

1) Закон Краснодарского края № 620-КЗ «О налоге н имущество организаций» от 26.11.2003 г.

2) Закон Ставропольского края № 44-кз «О налоге н имущество организаций» от 26.11.2003 г.

3) Закон Ростовской области № 843-ЗС «О налоге н имущество организаций» от 10.05.2012 г.

Региональным налоговым законодательством осуществляется уточнение ряда элементов налогообложения: объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты и налоговых льгот.

В период с 2017-2018 гг. были приняты рад федеральных и региональных законов, значительно повлиявших на процесс исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 242-ФЗ увеличил с 01.01.2017 г. в ст. 380 НК РФ перечень недвижимого имущества, которое облагается по ставке 0%. Данное нововведение улучшило положение некоторых налогоплательщиков, в результате чего произошло уменьшение по поступлениям в бюджет [1].

Согласно Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ, начиная с 2017 года изменилась статья 378 п.2 НК РФ, в результате чего появилось требование об отражении имущества в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Согласно статье 378 п. 15 указано, что изменение кадастровой стоимости необходимо учитывать с налогового периода, когда была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В результате чего редакция ст. 378.2 была уточнена согласно Федеральному закону от 30.09.2017 № 286-ФЗ [2].

Также с 2017 года была введена в действие статья 381.1 «Порядок применения налоговых льгот» НК РФ. Изменение названного нормативного акта в целом ведут к уменьшению сумм собираемого налога на имущество организаций.

Федеральный закон от 03.06.2018 № 297-ФЗ утвердил поправки в п. 26 ст. 381 НК РФ. Данный закон упорядочил льготы по имуществу, которое используется для свободных экономических зон на территории Республики Крым [3]. В таблице 1 рассмотрим, как изменился объект налогообложения за 2017-2019 гг.

Согласно Федеральному закону № 302-ФЗ от 03. 08. 2018 налог с движимого имущества с 01.01.2019 не уплачивается [4].

Для оценки влияния изменений налогового законодательства произведем последовательно динамическую оценку основных элементов налога на имущество организаций.

В таблице 2 нами систематизированы данные по налогоплательщикам в разрезе регионов и видов налоговых льгот.

Таблица 1 - Изменения по объекту налогообложения имущества организаций

Период Объект налогообложения

2017 - 2018 гг. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

2019 г. Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Таблица 2 - Динамика числа налогоплательщиков налога на имущество организаций, единиц

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Количество налогоплательщиков - всего 21 542 26 607 20 461 9 198 10 196 7 401 14 705 16 469 11 063

из них:

1.1 Налогоплательщики, исчисляющие налог к уплате и не применяющие налоговые льготы 9 347 25 829 19 776 4 620 9 881 7 128 6 742 15 223 9 183

1.2 Налогоплательщики, исчисляющие налог к уплате и применяющие налоговые льготы 12 195 778 685 4 578 315 273 7 871 384 240

в том числе

- применяющие льготы, установленные ст.381, 385.1 НК РФ 10 300 145 160 4 445 164 168 7 690 185 182

- применяющие льготы, предоставляемые в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации 3 3 3

- применяющие льготы, установленные в соответствии с п.2 ст. 372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ 1 873 613 514 184 151 105

- применяющие, установленную законом субъекта Российской Федерации ставку в размере «0%» 19 17 8 181 199 58

Оценивая динамику численности налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, можно отметить сокращение числа налогоплательщиков как в целом по регионам, так и в разрезе практики применения налоговых льгот.

По причине унификации налоговых льгот в отношении движимого имущества, число налогоплательщиков, имеющих право на льготу, сокращается.

Число плательщиков налога на имущество организаций нельзя назвать критерием, значительно определяющим сумму налога, поступившую в бюджет. Для суммы налога, аккумулируемой в бюджет, наиболее важным критерием является налогооблагаемая база, которая закреплена в двух вариациях исчисления - как среднегодовая стоимость и как кадастровая стоимость (для отдельных видов недвижимых объектов ст.378.2 НК РФ).

Льготы, предоставляемые налогоплательщикам при исчислении налоговой базы, приобретают денежную формы и фактически сокращают базу для исчисления налога.

Таблица 3 - Динамика налоговой базы и суммы налога на имущество организаций

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Среднегодовая сто-

имость имущества за налоговый период 2 857 942 2911 103 2 393 235 559 983 642 257 347 239 1 051 335 1 190 034 798 796

в том числе:

среднегодовая стоимость необлагаемого

налогом имущества за налоговый период 1 042 688 478 603 719 798 177 751 84 874 68 485 259 638 127 427 81 393

Уровень налогового освобождения, % 31,4 10,1 12,5 31,7 13,2 19,7 24,7 10,7 10,2

2. Кадастровая стоимость 125 087 121 522 188 117 14 262 20 188 24 498 42 13 41

в том числе:

необлагаемая нало-

гом кадастровая стоимость 3 691 550 479 4 4

Уровень налогового освобождения, % 3,0 0,5 0,3 0,02 9,68

3. Налоговая база 1 961 557 2 617 599 2 093 169 382 232 486 999 323 399 787 685 1 045 891 715 088

в том числе:

среднегодовая стоимость имущества 1 815 254 2478069 1 880 713 367 928 466 800 300 173 787 643 1 045 860 715 046

кадастровая стоимость 146 302 139 530 212 456 14 304 20 188 24 494 42 13 37

4. Сумма налога, ис-

численная к уплате в бюджет 36 083 43 950 49 747 7 547 9 177 7 050 15 297 19 192 15 449

в том числе:

исходя из среднегодовой стоимости 33 849 39 030 32 950 7 335 8 802 6 300 15 162 19 089 15 195

Уровень налогового изъятия, % 1,9 1,6 1,8 2,0 1,9 2,1 1,9 1,8 2,1

исходя из кадастровой стоимости 2 233 2 564 3 629 209 360 411 1 1 1

Уровень налогового изъятия, % 1,8 2,1 1,9 1,5 1,8 1,7 2,0 4,8 2,2

5. Сумма налога, не

поступившая в бюд-

жет в связи с предо-

ставлением налого-

плательщикам нало-

говых льгот, в отно-

шении имущества,

налоговая база по ко-

торому исчисляется

как среднегодовая стоимость 22 672 20 163 18 521 4 447 1 710 1 185 6 673 3 088 1 601

Уровень бюджетных потерь, % 67,0 51,7 56,2 60,6 19,4 18,8 44,0 16,2 10,5

9. Сумма налога, не

поступившая в бюд-

жет в связи с предо-

ставлением налого-

плательщикам нало-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говых льгот, в отно-

шении имущества,

налоговая база по ко-

торому исчисляется

как кадастровая стоимость 539 631 109 125 185 0 0 0,080 0 0 0,0

Уровень бюджетных потерь, % 24,2 4,3 5,1 0,0 0,0 0,019 0,0 0,0 0,0

Оценивая динамику среднегодовой стоимости имущества, являющейся основой для формирования налогооблагаемой базы, можно отметить сокращение как по основной сумме так и по сумме предоставленных налоговых льгот. Для формирования взвешенной оценки нами был расчтан показатель «уровень налогового освобождения», который отражает долю имущество освобожамого от налога. В динамике данный показатель сокращается по всем регионам в 2 раза.

Оценивая объем недвижимых объектов оцениваемых по кадатсровой стоимости, можно констатировать невостребованность данного вида налоооблагаемой базы в Ростовской области.

Так как стака налога на имущества диверсифицированна по типам объектов, то в качестве взвешенного показателя нами был расчитан показатель «уровень налогового изьятия», который по всем исследуемым регионам находится на уровне 2,0%.

В результате предоставления налоговых льгот формируются «налоговые расходы» или «бюджетные потери». По причне распространенности рименения налоговых льгот на территории Кранодарского края (применяются все предусмотренные законодательством налоговые льготы) уровень бюджетных потерь составляет более 50% от суммы налога на имущества оранизаций поступившей в бюджет.

В ставрпольском крае и Роствской области - переень используемых льгот занчительно ниже, что отразилась на уровне бюджетных потерь составляющих 19% и 11% соответвенно.

Практика исчисления налога от кадастровой стоимости в Крансодарском крае получила широкое распространение, а в результате сокращения объема льготируемого имущества показатель бюджетных потерь сокращается до уровня 5%. В Ставропольском крае и Роствской области данная налоговая база не достаточно распространена, а уровень бюджетных потерь равень нулю.

Оценку уровня налогового изъятия налога на имущества необходимо проводить через сопоставление суммы начисленного налога суммы налога поступившей в бюджет, так как сума налога не поступившая (числящаяся как задолженность по итогам финансового года) можно также назвать бюджетными потерями - рисунок 1-3.

60 000

50 000

40 000

30 000

20 000

10 000

36 083

32754

43 950

41132

49 747

38467

2017 г. 2018 г.

□Сумма начисленного налога ИСумма поступившего налога

2019 г.

0

Рисунок 1 - Динамика начисления и поступления налога на имущество организации

по Краснодарскому краю

Рисунок 2 - Динамика начисления и поступления налога на имущество организации

по Ставропольскому краю

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

15 297

15187

19 192

17966

15 449

16056

2017 г. 2018 г.

□ Сумма начисленного налога И Сумма поступившего налога

2019 г.

0

Рисунок 3 - Динамика начисления и поступления налога на имущество организации

по Ростовской области

В Ставропольском крае и Ростовской области в 2019 г. уровень поступления налога на имущество организаций превышает уровень начисления налога к уплате. Данное обстоятельство может быть следствием проведения комплексной работы налоговых органов по взысканию задолженности с должников.

Транспортный налог по его поступлениям в региональные бюджеты не может сравниться с налогом на прибыль, НДФЛ и даже с налогом на имущество организаций, однако и налоговая база транспортного налога не столь велика. При этом налог, уплачиваемый налогоплательщиками, — физическими лицами — обычно превосходит сумму транспортного налога, исчисляемую организациями.

Порядок исчисления и взимания транспортного налога установлен главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Так в изучаемых регионах законами, регулирующими порядок взимания транспортного налога, являются:

4) Закон Краснодарского края №9 639-К3 «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26.11.2003 г.

5) Закон Ставропольского края № 31-кз «О транспортном налоге на территории Ставропольского края» от 26.10.2003 г.

6) Закон Ростовской области № 265-ЗС «О транспортном налоге» от 18.09.2002 г.

На уровень поступления транспортного налога могут оказывать влияние два основных фактора: число транспортных средств, зарегистрированных на территории субъекта и объем налоговых льгот, предоставленных федеральным законодательством и установленных региональными органами власти.

Таблица 4 - Динамика числа налогоплательщиков и объектов обложения

транспортным налогом, единиц

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Количество

налогоплатель-

щиков, учтенных в базе дан-

ных налоговых

органов 1 377 538 1 570 036 1 612 091 631 595 659 836 669 109 1 065 027 1 099 003 1 116 193

в том числе:

- юридические лица 16 167 15 787 16 399 7 386 7 112 6 971 13 842 13 686 13 816

- физические лица 1 361 371 1 554 249 1 595 692 624 209 652 724 662 138 1 051 185 1 085 317 1 102 377

из них:

1.1 Налогопла-

тельщики, кото-

рым исчислен налог к уплате 1 333 468 1 517 466 1 538 284 590 947 616 170 622 782 1 018 450 1 051443 1 043 752

в том числе:

- юридические лица 15 598 15 070 16 396 7 047 6 777 6 953 13 318 13 129 13 808

- физические лица 1 317 870 1 502 396 1 521 888 583 900 609 393 615 829 1 005 132 1 038 314 1 029 944

1.2 Налогопла-

тельщики, приме-

няющих налого-

вые льготы, из

них 188 133 237 294 412 366 100 086 110 709 114 399 71 642 73 795 110 120

в том числе:

- юридические лица 11 3 3 23 19 18 12 16 8

- физические лица 188 122 237 291 412 363 100 063 110 690 114 381 71 630 73 779 110 112

2. Количество

транспортных

средств, учтенных в базе дан-

ных налогового 1 036 1 056

органа 2 336 838 2 423 772 2 488 493 999 293 480 217 1 654 456 1 706 157 1 735 240

в том числе:

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

- наземных транспортных средств 2 317 982 2 406 754 2 473 108 996 877 1 033 990 1 053 696 1 638 811 1 690 371 1 719 429

- водных транспортных средств 18 632 16 802 15 190 2 227 2 317 2 347 15 510 15 653 15 692

- воздушных транспортных средств 224 216 195 189 173 174 135 133 119

3. Количество транспортных средств, в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате 2 210 568 2 293 694 2 680 841 913 283 950 045 961 941 1 550 962 1 601 522 1 594 932

в том числе:

3.1 По наземным транспортным средствам 2 195 445 2 278 903 2 666 428 911 391 947 926 959 826 1 538 662 1 589 029 1 582 056

из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- автомобили легковые 1 828 218 1 906 613 2 289 369 740 867 777 319 791 264 1 271 467 1 321 199 1 312 420

- мотоциклы и мотороллеры 59 787 63 030 61 471 19 009 18 982 18 838 35 043 34 655 34 124

- автобусы 29 610 29 371 28 453 16 329 16 096 15 511 20 798 20 773 18 830

- автомобили грузовые 226 497 228 527 236 186 102 872 103 724 107 589 169 253 170 853 174 017

- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу 50 778 50 765 50 302 31 917 31 293 26 109 41 774 41 162 42 313

- снегоходы, мотосани 555 597 647 397 512 515 327 387 352

3.2 По водным транспортным средствам 14 954 14 586 14 221 1 824 1 962 1 959 12 176 12 363 12 757

из них:

- катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства 12 761 12 660 12 375 1 642 1 772 1 795 11 184 11 417 11 593

- яхты и другие парусно-мотор-ные суда 218 207 225 3 3 5 100 100 100

- гидроциклы 730 668 624 105 110 107 139 142 188

- несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость 292 266 267 31 33 15 404 396 395

- иные водные транспортные средства 953 785 730 43 44 37 349 308 481

3.3 По воздушным транспортным средствам 169 205 192 68 157 156 124 130 119

1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0

16 399

1 595 692

6 971

662 138

13 816

1 102 377

Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

□ юридические лица □ физические лица

Рисунок 4 - Динамика количество налогоплательщиков, учтенных в базе данныхналоговых органов в 2019 г.

По числу транспортных средств, учтенных в базе налоговых органов, Краснодарский край опережает Ставропольский край в 2 раза, а Ростовскую область на 30%. В целом по всем регионам наибольшее число транспортных средств зарегистрировано на физических лиц (порядка 98%), а в динамике их число увеличивается.

Из числа наземных транспортных средств наибольшую долю составляют легковые автомобили, а из числа водных транспортных средств - катера и моторные лодки. По числу воздушных транспортных средств превалирует Краснодарский край.

Оценивая динамику начисления транспортного налога, можно отметить стабильный рост по всем регионам.

Показатель бюджетных потерь в Краснодарском крае и Ростовской области составляет 5-6%, а в Ставропольском крае находится на уровне - 13-19%.

Таблица 5 - Динамика суммы транспортного налога, млн руб.

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 7146 7621 8086 1835 1932 2306 3 646 3832 3917

в том числе:

1.1 По наземным транспортным средствам 7054 7461 7919 1823 1920 2295 3 596 3772 3860

1.2 По водным транспортным средствам 79 144 149 4 5 5 45 55 52

1.3 По воздушным транспортным средствам 13 16 17 7 8 6 5 4 4

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога) 406 520 465 313 365 304 165 189 221

Уровень бюджетных потерь, % 5,7 6,8 5,7 17,1 18,9 13,2 4,5 4,9 5,6

Так как налоговой базой, в основном, является мощность двигателя транспортного средства и от нее зависит ставка налога. Оценку уровня начисления транспортного налога будем производить на основе детализации по видам транспортных средств и группам мощностей двигателя (таблица 6).

Таблица 6 - Динамика начисления транспортного налога по наземному транспорту

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Сумма налога по наземным транспортным средствам - всего 7054 7461 7919 1823 1920 2295 3 596 3772 3860

в том числе:

1.1 Автомобили легковые с мощностью двигателя: 5247 5609 5833 1360 1444 1495 2 700 2852 2824

- до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 786 783 736 212 219 210 444 434 421

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 квт до 110,33 квт) включительно 1553 1671 1696 340 378 407 719 779 791

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 квт до 147,1 квт) включительно 900 970 1046 195 211 224 483 532 510

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 квт до 183,9 квт) включительно 776 863 955 220 237 257 440 480 484

- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 квт) 1231 1323 1400 393 400 398 615 627 619

1.2 Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя: 26 35 37 7 8 8 13 23 24

- до 20 л.с. (до 14,7 квт) включительно 3 3 3 0 0 0 1 1 1

- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 квт до 25,74 квт) включительно 4 4 4 2 2 2 3 3 3

- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 квт) 19 27 30 5 5 6 9 19 21

1. 3 Автобусы с мощностью двигателя: 115 114 109 31 31 50 54 56 49

- до 200 л.с. (до 147,1 квт) включительно 72 71 69 24 24 38 39 39 36

- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 квт) 44 44 40 7 7 12 15 16 14

1.4 Автомобили грузовые с мощностью двигателя: 1609 1622 1864 388 402 712 767 778 898

- до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 76 73 74 24 24 23 60 59 57

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 квт до 110,33 квт) включительно 288 312 301 94 99 143 191 196 195

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 квт до 147,1 квт) включительно 74 78 82 13 19 22 30 31 32

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 квт до 183,9 квт) включительно 351 340 352 86 84 143 157 157 161

- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 квт) 820 819 1055 171 176 381 329 335 453

1.5 Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу 55 80 75 36 35 29 61 63 63

1.6 Снегоходы, мотосани 1 1 2 1 1 1 1 1 1

В составе наземных транспортных средств наибольшую долю стравляют легковые автомобили по всем исследуемым регионам. Из числа луговых автомобилей самой большой по число транспортных средств и самой большой по сумме начисленного налога является группа с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. Второй по уровню начисления налога является группа высокомощных автомобилей (свыше 250 л.с.), которые относятся к категории дорогостоящих и по которым применяется повышающий коэффициент.

Мотоциклы и по числу и по сумме начисленного налога преобладают в группе с мощностью двигателя более 35 л.с.

Автобусы, преимущественно, по мощности двигателя находятся в группе до 200 л.с.

По грузовым автомобилям наибольшее поступления отмечаются в группе с мощностью двигателя свыше 250 л.с. Однако по числу автомобилей и суммам начисления налога по средним по мощности грузовым автомобилям произошло разделение по регионам. Так по Краснодарскому краю вторым являются грузовые автомобили с мощностью от 200 до 250 л.с., а в Ставропольском крае и Ростовской области - грузовые автомобили с мощностью от 100 до 150 л.с.

Таблица 7 - Динамика начисления транспортного налога по водному транспорту

Показатели Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Сумма налога по водным транспортным средствам 79 144 149 4 5 5 45 55 52

в том числе:

1.1 Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя: 40 69 65 2 2 2 25 31 26

- до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 10 10 10 1 1 1 4 9 9

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 квт) 31 59 56 1 1 1 21 22 16

1.2 Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя: 6 6 7 1 2 2

- до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 1 1 1

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 квт) 5 5 6 1 2 2

1.3 Гидроциклы с мощностью двигателя: 16 28 29 2 2 2 3 6 8

- до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 2 3 3 1 1 1

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 квт) 14 25 26 2 2 2 2 5 7

1.4 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость 1 4 6 2 5 4

1.5 Иные водные транспортные средства 16 36 43 13 11 13

Водные транспортные средства по всем регионам преобладают в группах высокомощных водных транспортных средств.

Таким образом наземные транспортные средства по всем исследуемым регионам являются стабильно высоким источником дохода. При этом данные объекты являются легко контролируемыми так как подлежать обязательной регистрации в органах ГАИ.

Качество контрольной работы налоговых органов отражается в сопоставлении суммы начисленного к уплате налога и сумме поступившего в бюджет (рисунок 5-7).

7146

6356

7621

6626

Так в Краснодарском крае и Ростовской области уровень недополучения транспортного налога составляет 8%, а в Ставропольском крае - 18%.

10000 8000

6000 -

4000 -

2000 -

0

8086

7470

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. 2018 г. 2019 г.

П Сумма начисленного налога □ Сумма поступившего налога

Рисунок 5 - Динамика начисления и поступления транспортного налога по Краснодарскому краю

2500 2000 1500 1000 500 0

1835

1632

2017 г.

1932

1672

2018 г.

2306

1912

2019 г.

Рисунок 6 - Динамика начисления и поступления транспортного налога по Ставропольскому краю

5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

3 646

3274

2017 г.

3832

3374

2018 г.

3917

3672

2019 г.

Рисунок 7 - Динамика начисления и поступления транспортного налога по Ростовской области

Таким образом, оценивая показатели имущественного налогообложения регионального уровня можно отметить ряд особенностей:

- незавершенность процесса перехода к налогообложению недвижимости по кадастровой стоимости приводит к сокращению поступлений налога на имущество организаций, так как с 2019 г. из состава объектов налогообложения полностью выведено движимое имущество;

- транспортные средства являются стабильным и контролируемым источником налоговых доходов, а возможность введения повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей позволяют компенсировать дополнительные расходы на льготы для маломощных и экологичных автомобилей.

Источники:

1. О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 03.07.2016 № 242-ФЗ.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральному закону от 30.11.2016 № 401 -ФЗ.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 03.06.2018 № 297-ФЗ.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральному закону от 03. 08. 2018 № 302-Ф3.

5. Бочарова О.Ф. Совершенствование системы межбюджетного распределения налоговых доходов / О.Ф. Бочарова, Н.Н. Тюпакова // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т. 9. № 7 (63). С. 1051-1062.

6. Бочарова О.Ф. Оценка состава и структуры налоговых доходов, аккумулируемых на территории Краснодарского края / О.Ф. Бочарова, Л.В. Гарибян, В.В. Дзебисова // Экономические исследования и разработки. 2018. № 4. С. 73-84.

7. Тюпакова Н.Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики налогообложения. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. 2016. С. 235-239.

8. Зиенко К. Этапы налоговых реформ в Российской Федерации / К. Зиенко, А.А. Адаменко // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 125-131.

9. Лобазова В.В. Повышение значимости налога на имущество в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации и ряда других зарубежных стран / В.В. Лобазова, А.А. Адаменко // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 139-143.

10. Старовойтова Е. В. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам в сельскохозяйственной организации / Е. В. Старовойтова, Т. Е. Хорольская // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы II международной научной конференции молодых ученых и преподавателей, г. Краснодар, 18 апреля 2014 г. КубГАУ. - Краснодар, 2014. - С. 231-238.

References:

1. On amendments to article 105.15 of part one and part two of the Tax Code of the Russian Federation and the recognition as invalid of certain provisions of legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of 03.07.2016 No. 242-FZ.

2. On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law No. 401-FZ of 30.11.2016.

3. On amendments to part two of the Tax Code of the Russian Federation: Federal Law dated 03.06.2018 No. 297-FZ.

4. On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation: Federal Law dated 03.08.2018 No. 302-FZ.

5. Bocharova O.F. Improvement of the system of interbudgetary distribution of tax revenues / O.F. Bocharova, N.N. Tyupa-kova // Scientific Review: Theory and Practice. 2019.Vol. 9.No. 7 (63). S. 1051-1062.

6. Bocharova O.F. Assessment of the composition and structure of tax revenues accumulated on the territory of the Krasnodar Territory / O.F. Bocharova, L.V. Garibyan, V.V. Dzebisova // Economic research and development. 2018.No. 4.P. 73-84.

7. Tyupakova N.N. Tax mechanism for ensuring the balance of regional and local budgets / N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // In the collection: Actual problems of theory and practice of taxation. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Responsible editor N. V. Gorshkova. 2016.S. 235-239.

8. Zienko K. Stages of tax reforms in the Russian Federation / K. Zienko, А.А. Adamenko // In the collection: Topical issues of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. -2015 .-- S. 125-131.

9. Lobazova V.V. Increasing the importance of property tax in the formation of regional budgets in the Russian Federation and a number of other foreign countries / V.V. Lo-bazova, A.A. Adamenko // In the collection: Topical issues of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. - 2015 .-- S. 139-143.

10. Starovoitova E. V. Accounting and audit of settlements with the budget for taxes and fees in an agricultural organization / E. V. Starovoitova, T. E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: Materials of the II international scientific conference of young scientists and teachers, Krasnodar, April 18, 2014 KubSAU. -Krasnodar, 2014 .-- S. 231-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.