Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46
УДК 336.226.4
Б01: 10.17223/19988648/46/20
Д.В. Лазутина, К.А. Баннова
НАЛОГ НА РОСКОШЬ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ1
В статье рассматривается вопрос ввода в России налога на роскошь. Проведен опрос населения по вопросам ввода данного налога. Проанализирован опыт зарубежных стран по применению данного налога. Выявлены основные проблемы налога на роскошь, главной из которых является боязнь налогоплательщика высокого налогового бремени. Также выявлены проблемы законодательного характера. Составлена аналитика по расчету транспортного налога и налога на имущество при введении налога на роскошь. Рассмотрен перспективный сценарий состава и динамики поступлений налога на роскошь в РФ. По результатам исследования сделан вывод, что налог на роскошь в России в действующей редакции не решает проблем социальной несправедливости и не обеспечивает серьезных дополнительных доходов в бюджетную систему РФ. Ключевые слова: налог на роскошь, транспортный налог, доходы государства, налоговое администрирование.
По официальным данным, в России перепад в доходах между беднейшими 10% и богатейшими 10% россиянами составляет 16,5 раза. Неофициальная информация иная: разрыв в доходах - более чем в 40 раз. При этом в Германии, Дании и Швеции состояния богатых и бедных различаются лишь в 6 раз.
Во многих странах проблема социального неравенства решается за счет прогрессивной шкалы подоходного налога. В частности, в США, Великобритании, Китае, Японии и Франции ставка подоходного налога напрямую связана с уровнем дохода гражданина, а ее максимальный размер ограничен 40-55%. В России прогрессивная шкала была отменена в 2000 г. и с 2001 г. введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. Вопрос о возврате к прогрессии регулярно поднимался в Правительстве и Государственной Думе, но безрезультативно. Мнение населения по данному вопросу тоже не однозначно. Так, по результатам социологического опроса, проведенного в Тюменской области, ответы на вопрос: «Что бы вы предпочли сохранить: одинаковый для всех подоходный налог (13%) или ввести прогрессивный (повышающийся) налог для более доходных групп населения?» распределились следующим образом (табл. 1).
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2019) в рамках проекта проведения научных исследований («Трансформация налоговой стратегии в цифровую эпоху»), проект № МК-3335.2019.6.
Таблица 1. Результаты ответа на вопрос: «Что бы вы предпочли сохранить: одинаковый для всех подоходный налог (13%) или ввести прогрессивный (повышающийся) налог для более доходных групп населения?»
Ответ Частота % от опрошенных
Сохранить одинаковый 491 32
Ввести небольшое повышение для высокодоходных групп 479 32
Ввести небольшое повышение, начиная со среднедоходных групп 48 3
Небольшое повышение для среднедоходных групп и значительное для высокодоходных 169 11
Равномерное повышение, начиная со среднедоходных групп 71 5
Затрудняюсь ответить 219 14
Отказ от ответа 37 2
В с е г о 1514 100
Таким образом, почти треть опрошенных высказываются за сохранение «плоской» шкалы, при этом столько же считают целесообразным ввести небольшое повышение для высокодоходных групп и только 16% респондентов высказались за введение прогрессивной шкалы налогообложения через повышение налоговой ставки, начиная со среднедоходных групп населения.
Особо следует отметить, что более 70% опрошенных считают, что действия государства для сокращения больших разрывов между доходами различных групп населения не эффективны или совсем отсутствуют. Подробные результаты опроса представлены в табл. 2.
Таблица 2. Результаты ответа на вопрос: «Как Вы считаете, достаточно ли эффективны действия государства для сокращения больших разрывов между доходами различных групп населения?»
% от
Ответ Частота опро-
шенных
Достаточно эффективны 94 6
Недостаточно эффективны 577 38
Совсем нет действий 516 34
Затрудняюсь ответить 294 19
Отказ от ответа 33 2
В с е г о 1514 100
В связи с вышесказанным перед государством остается задача, как при сохранении «плоской» шкалы налога на доходы физических лиц бороться с социальной несправедливостью. Еще в декабре 2012 г. Президент РФ В.В. Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, предложил сохранить «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц и ввести в России налог на роскошь.
Налогообложение роскоши не является российским изобретением, за рубежом имеется практика применения данного налога. Например, во Франции еще в 1980-х гг. был введен налог солидарности на состояние (impôt de solidarité sur la fortune - ISF), также известный как налог на богатство. В настоящее время налогообложение богатства во Франции осуществляется по определенным ставкам (табл. 3).
Таблица 3. Ставки налога на богатство
Суммарная стоимость имущества Ставка, %
Менее 800 тысяч евро 0
От 0,8 до 1,3 миллиона евро 0,5
От 1,3 - 2,57 миллиона евро 0,7
От 2,57 до 5 миллионов 1
От 5 до 10 миллионов 1,25
Более 10 миллионов 1,5
При расчете налога учитывается следующее имущество:
1) недвижимость (любые недвижимые объекты, как достроенные, так и недостроенные, как жилые, так и нежилые);
2) транспорт (автомобили, яхты, самолеты, вертолеты и даже лошади);
3) драгоценности (ювелирные изделия, золото и драгоценные металлы в слитках);
4) банковские депозиты.
А с 1 января 2018 г. налог солидарности на богатство (ISF) был преобразован в налог на имущество по недвижимости (№1). Налог на имущество по недвижимости рассчитывается путем применения прогрессивной ставки к чистой стоимости имущества, облагаемого налогом, на 1 января 2018 г., т.е. после вычета расходов. К расходам (задолженности) относится:
- приобретение имущества или имущественных прав (ипотека);
- оплата работ по модернизации, строительству, реконструкции или расширения;
- оплата ремонтных работ, фактически понесенных владельцем;
- выплата определенных налогов (например, налог на землю).
Особо следует отметить, что во Франции, кроме налога на богатство, действует прогрессивная шкала подоходного налогообложения, которая охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. И Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на сверхдоходы», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 млн евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, так как многие богатые люди начали покидать страну и получать другое гражданство, чтобы избежать данного налога, поэтому сейчас повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен.
В Испании налог на богатство ввели после перерыва в 2011 г. При этом богатыми в Испании считаются люди с состоянием стоимостью свыше 700 тыс. евро, а ставка налога колеблется от 0,2 до 2,5%.
В Великобритании действует гербовый сбор - налог на дорогую недвижимость, который уплачивается гражданином при покупке такой недвижимости. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта и составляет от 1 до 5%. В США налог на роскошь множество раз вводился и отменялся. На заре становления этого государства сбор был введен с целью увеличить доходы государства. Позднее, уже в XX в., такой налог вводился для социального выравнивания общества, однако был отменен из-за того, что налогоплательщики смогли найти способы ухода от уплаты налога, покупая предметы роскоши в других странах. В 2010 г. в Соединенных Штатах были выдвинуты законопроекты, предусматривающие новое введение налога на роскошь. Предполагалось, что такие решения должны будут принести в казну около 1,5 трлн долл. Однако на данный момент введение налога на роскошь не рассматривается.
Налог на роскошь в Китае уже долгое время успешно действует, принося значительный доход государству, налог распространяется на различные товары, которые могут быть сочтены предметами роскоши. В результате многие китайцы стараются покупать предметы роскоши за рубежом, и сейчас число таких покупок достигает 80%. Например, в 2012 г. только в Европе туристы из Китая потратили более 55 млрд долл. на приобретение предметов роскоши. Соответственно уже планируется смягчение налога на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно. Кроме того, введен налог на недвижимость, согласно которому от 10 до 15% налога платят граждане, продающие купленный менее двух лет назад дом.
В некоторых других странах специального налога на богатство нет, но акцизами или налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса люкс. В том числе автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности.
В России первые попытки внедрения налога на роскошь начали предприниматься в 2010 г. Была подготовлена концепция законопроекта, согласно которой предлагалось обложить налогом личный транспорт стоимостью больше 2 млн руб. , земельные участки и жилье стоимостью более 15 млн руб., а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тыс. руб. Однако тогда данный законопроект был отправлен на доработку. Только в 2012 г. был внесен совершенно новый законопроект в Государственную Думу, в котором предлагалось облагать новым налогом на роскошь налогоплательщиков, имеющих расположенные на территории России жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами стоимостью от 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью от 3 млн руб. по прогрессивной ставке налога [10]. Но попытка внедрить данный налог тоже закончились неудачей.
В 2013 г. Минэкономразвития и Российский союз промышленников и предпринимателей предложили свои варианты налога на роскошь. Список
попадавших под налог предметов роскоши включал в себя квартиры, загородные дома, земельные участки, а также различные виды транспорта: автомобили, яхты, самолеты и вертолеты. Также отличие состояло в том, что из перечня объектов налогообложения были исключены драгоценности, одежда и мебель из-за сложности учета данных вещей и их оценки. Было исключено имущество, находящееся в собственности государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственные награды и некоторые другие необходимые для жизни предметы [5]. Но налог на роскошь и в этом варианте не был установлен.
В связи с этим в России с 2014 г. были внесены изменения в существующие налоги путем увеличения ставок налогов на легковые автомобили и на недвижимость.
Условно закон о налоге на роскошь можно разделить на две части:
- первая часть налогового законодательства затрагивает собственников дорогих транспортных средств (точнее легковых автомобилей), изменения были внесены в главу 28 НК РФ «Транспортный налог» с 2014 г.;
- вторая часть налогового законодательства касается владельцев недвижимости, изменения были внесены в НК РФ путем введения главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» с 2015 г.
А теперь подробнее о каждом.
Налог на роскошь в составе транспортного налога устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ о транспортном налоге.
Транспортный налог обязаны уплачивать владельцы транспортных средств. И «налог на роскошь на транспортные средства» не является отдельным платежом, а предусматривает использование повышенных коэффициентов в зависимости от стоимости автомобиля и года выпуска (табл. 4).
Таблица 4. Повышающие коэффициенты по транспортному налогу
Размер коэф. Средняя стоимость легкового автомобиля С года выпуска прошло
С 01.01.2018
1,1 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно Не более 3 лет
2 От 5.000.000 до 10.000.000 руб. включительно Не более 5 лет
3 От 10.000.000 до 15.000.000 руб. включительно Не более 10 лет
3 От 15.000.000 руб. Не более 20 лет
До 31.12.2017
1,1 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно От 2 до 3 лет
1,3 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно От 1 года до 2 лет
1,5 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно Не более 1 года
2 От 5.000.000 до 10.000.000 руб. включительно Не более 5 лет
3 От 10.000.000 до 15.000.000 руб. включительно Не более 10 лет
3 От 15.000.000 руб. Не более 20 лет
Источник: статья 362 НК РФ.
Согласно ст. 362 НК РФ в 2018 г. были удалены два повышающие коэффициента - 1,3 и 1,5, вместо них используется минимальный коэффициент 1,1, а также перечень автомобилей сузился.
Таким образом, налог на роскошь уплачивают владельцы легковых автомобилей со средней стоимостью выше 3 000 000 руб. Средняя установленная цена на автомобиль может отличаться от оплаченной за транспортное средство в реальности и рассчитывается ежегодно Минпромтор-гом.
Список транспортных средств, попадающих под налог на роскошь, пересматривается 1 марта ежегодно и публикуется.
В 2019 г. перечень автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей, которые попадали под повышенный транспортный налог, сократилася до 1 040 единиц за счет исключения 10 моделей Audi, 25 - Mercedes-Benz, 8 -Bentley, 10 - Jaguar&Land Rover и др. До 2018 г. перечень только расширялся и в 2018 г. составил 1 126 легковых автомобилей, в 2017 г. - 909, перечень на 2016 г. содержал 708 машин, а в 2015 г. он насчитывал всего 280 позиций.
Таким образом, для расчета налога на роскошь в части автомобилей необходимо размер базовой ставки транспортного налога умножить на повышающий коэффициент, соответствующий стоимости и году выпуска транспортного средства.
Согласно принятым нормам ставка налога на роскошь начисляется не только на новые, но и подержанные авто.
Налог на роскошь в части недвижимости. До 1 января 2015 г. порядок налогообложения недвижимости физических лиц регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В настоящее время этот закон прекратил свое действие. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц с 2015 г. осуществляется с учетом положений главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Но налог на роскошь в части недвижимости коснется всех только с 2020 г., когда налоговая база по налогу на имущество будет определяться в виде кадастровой стоимости объектов налогообложения (жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства и иные здания, строения, сооружения, помещения), а кадастровая стоимость существенно превышает инвентаризационную стоимость, по которой производится расчет в настоящее время.
Особо следует отметить, что в 2015 г. в 28 субъектах РФ (в том числе Москве и Санкт-Петербурге) уже установили кадастровую стоимость для расчета налога на имущество физических лиц, остальные субьекты должны перейти до 2020 г. Развернутая информация о переходе субъектов РФ по годам на кадастровую стоимость представлена в табл. 5.
Таблица 5. Информация о переходе субъектов Российской Федерации на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
Год перехода Перечень субъектов Кол-во
2015 Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Амурская область, Архангельская область, Владимирская область, Ивановская область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пензенская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Тверская область, Забайкальский край, Ярославская область, г. Москва, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Ненецкий АО 28
2016 Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Белгородская область, Брянская область, Вологодская область, Воронежская область, Калининградская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Омская область, Тульская область, Челябинская область, Санкт-Петербург 21
2017 Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Краснодарский край, Хабаровский край, Астраханская область, Мурманская область, Оренбургская область, Орловская область, Тамбовская область, Еврейская АО, Ненецкий АО 14
2018 Калужская область, Липецкая область, Пермский край, Ростовская область, Саратовская область, Тюменская область, Ульяновская область 7
2019 Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область 4
2020 Алтайский край, Томская область 2
Не установлен Республика Алтай, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Свердловская область, Чукотский АО, Республика Крым, г. Севастополь 9
Источник: составлено автором на основе https://www.nalog.ru.
Ставки налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах от 0,1 до 2% и в каждом муниципальном образовании свои. Расчет налога по новым правилам физические лица получили только в 2016 г. по итогам 2015 г., поэтому о результатах рано говорить. Однако представим структуру начислений налога на имущество физических лиц (табл. 6).
Таблица 6. Поступление налога на имущество физических лиц, тыс. руб.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений с учетом коэффициента-дефлятора, по которым предъявлен налог к уплате 12 337 074 241 9 753 328 107 5 234 910 965 3 963 057 464
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате - 44 591 203 281 71 728 386 493 82 322 256 968
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, с учетом вычетов (в том числе установленных п. 3-6 ст. 403 НК РФ) - 16 035 426 552 47 332 016 184 54 464 171 555
Сумма, подлежащая уплате в бюджет 34 644 875 45 444 262 61 581 574 74 526 256
Источник: составлено автором на основе https://www.nalog.ru
Так можно увидеть, что поступление налога на имущество в 2017 г. увеличилось в 2,15 раза относительно 2014 г.
Что касается налога на роскошь по транспорту, то можно подвести определенные итоги.
Таблица 7. Налог на роскошь в части транспортного налога в РФ
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Количество транс-
портных средств (легковых автомобилей) 31476934 39365750 39205798 39692079 40738889
В том числе
у организаций 1362931 1430522 1442063 1411112 1441071
у физических лиц 30114003 37935228 37763735 38280967 39297818
Количество легковых
автомобилей, облага-
емых налогом на рос- 140167 116155 139845 192587
кошь
В том числе
у организаций 37846 42182 46725 64612
у физических лиц 102321 73973 93120 127975
Сумма транспортного
налога, подлежащая
уплате в бюджет, тыс. 132113171 152502366 162953353 164828408 170946801
руб.
В том числе
Сумма транспортного налога по легковым 90992192 106794728 115022524 119409556 124732124
автомобилям,тыс. руб.
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
организаций 6604945 8087819 8643733 8778368 9289841
физических лиц 84387247 98706909 106378791 110631188 115442283
Сумма «налога на роскошь», тыс. руб. В том числе 5973259 4995103 5480986 6769644
организаций 1666402 1918494 2076329 2604423
физических лиц 4306857 3076609 3404657 4165221
Источник: составлено автором на основании отчетов ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.
Данные табл. 7 показывают, что количество легковых автомобилей, облагаемых налогом на роскошь, растет так: если в 2014 г. он составлял всего 0,3%, то в 2017 г. составляет 0,47% от общего количества облагаемых транспортным налогом легковых автомобилей. При этом сумма налога на роскошь в части транспортного налога с легковых автомобилей составляет 5,56% в 2014 г., 4,34% в 2015 г., 4,59% в 2016 г. и 5,43% в 2017 г.
Средняя величина транспортного налога на легковой автомобиль составляет в 2013 г. 2 891 руб., в 2014 г. - 2 713 руб. и 2015 г. - 2 934 руб., 2016 г. - 3 008 руб., в 2017 г. - 3 062 руб., а средняя величина налога на роскошь составляет в 2014 г. - 42 615 руб., в 2015 г. - 43 004 руб., в 2016 г. -39 193 руб. и в 2017 г. - 35 151 руб. Таким образом, средняя сумма налога на роскошь превышает средний транспортный налог в 10-15 раз.
Структура налога на роскошь представлена в табл. 8.
Таблица 8. Состав и динамика поступлений налога на роскошь
Коэф-фици-ент 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс.руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб.
1,1 43610 1471007 36668 1152297 33790 994549 43697 1067285
1,3 44432 1654435 33746 1082710 47832 1354728 69257 1574590
1,5 30573 588379 21869 424074 31066 566556 38633 548329
2 18563 1692725 21145 1816297 23621 1955184 36293 2786809
3 2989 566713 2727 519725 3536 609969 4707 792631
Всего 140167 5973259 116155 4995103 139845 5480986 192587 6769644
1,1% 31,11 24,63 31,57 23,07 24,16 18,15 22,69 15,77
1,3 31,70 27,70 29,05 21,68 34,20 24,72 35,96 23,26
1,5% 21,81 9,85 18,83 8,49 22,21 10,34 20,06 8,10
25 13,24 28,34 18,20 36,36 16,89 35,67 18,84 41,17
3% 2,13 9,49 2,35 10,40 2,53 11,13 2,44 11,71
Всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Источник: составлено автором на основании отчетов ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.
Данные таблицы показывают, что более 60% автомобилей облагается минимальными коэффициентами 1,1 и 1,3, при этом максимальный коэффициент - 3 применяется только для 2% автомобилей, но сумма налога с указанных автомобилей составляет более 11% от суммы налога на роскошь.
Итак, налог на роскошь в России существует с 2014 г., при этом доля этого налога в общей сумме транспортного налога составляет всего 3,9% (в 2014 г.), 3,1% (в 2015 г.), 3,3% (в 2016 г.) и 3,96% (в 2017 г.), а в части всех налоговых доходов - это 0,05%.
В связи с вышеизложенным однозначно можно сказать, что налог на роскошь в России в действующей редакции не решает проблем социальной несправедливости и не обеспечивает серьезных дополнительных доходов в бюджетную систему РФ.
Литература
1. Налог на богатство во Франции: как заплатить и не обеднеть. URL: https://dengi.fr/nalog-na-bogatstvo-vo-francii-kak-zaplatit-i-ne-obednet
2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2.
3. Отчеты ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.
4. Алибекова А.М. Налогообложение имущества, относящегося к классу «роскоши»: истоки и современность // Вопросы науки и образования. 2019. № 1 (43). С. 19-28.
5. Ахвердова Т.А. Перспективы введения налога на роскошь в России // Аллея науки. 2017. № 7. С. 622-625.
6. Григорьев В.В. Правовое регулирование имущественного налогообложения физических лиц в США // Современное право. 2018. № 4. С. 130-135.
7. Ельцова Е.М. Налог на роскошь: преимущества и недостатки // Аллея науки. 2018. Т. 2, № 4 (20). С. 780-783.
8. Еремина И.В. Перспективы и возможные параметры установления в России прогрессивной шкалы НДФЛ // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 182-184.
9. Еремина И.В. К вопросу о реформировании транспортного налога в России // Инновационный транспорт. 2014. № 4 (14). С. 37-39.
10. Иванов В.М. К вопросу о введении налога на роскошь в Российской Федерации // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 20. С. 124-128.
11. Кульжабаева М. Т. Концепция налога на роскошь: зарубежный опыт, внутренняя ситуация и альтернативы // Статистика, учет и аудит. 2018. Т. 1, № 68. С. 171-177.
12. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Балацкий Е.В., Башкирова Н.Н., Белозеров С.А. и др. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2016. 503 с. (Сер. Encyclopedia).
13. Матвеев Н. Элитное жилье и налог на роскошь // Про недвижимость 35. Май 2012. № 32. URL: http://pro35.ru/article/413/
14. Очаковский В.А. Правовое регулирование налога на роскошь в других странах и введение данного налога в России // Политекс. 2016. № 2. Р. 76-83.
15. Рамазанова Б.К. Социальный аспект налога на роскошь // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1.
16. Сагитова И.Ф., Аксяева К.А. Повышенный транспортный налог в России: налог на «роскошь»? // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2, № 11 (28). С. 947-949.
17. Соловкин С.В. Справедлив ли налог на роскошь? // Высшая школа. 2017. Т. 2, № 2. С. 31-33.
18. Федорова И.А., Жихарева Ю.П. Актуальные проблемы разработки и внедрения налога на роскошь в России // Экономика. Право. Общество. 2018. № 1 (13). С. 123-128.
19. Шакирова Р.К. Концепция налога на роскошь: зарубежный опыт, отечественная практика и альтернативы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 1 (33). С. 255-268.
A Luxury Tax: The Practice of Application in Russia and Abroad
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 2019. 46. pp. 291-302. DOI: 10.17223/19988648/46/20
Daria V. Lazutina, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: 72ldv@mail.ru
Kristina A. Bannova, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: k.a.bannova@utmn.ru
Key words: luxury tax, transport tax, state revenues, tax administration.
The article discusses the issue of introducing a luxury tax in Russia. A survey of the population on the introduction of this tax has been conducted. The experience of foreign countries in the application of this tax has been analyzed. The main problems of a luxury tax have been identified, the main one being the taxpayer's fear of a high tax burden. Problems of a legislative nature have been identified. The calculation of a transport tax and a property tax with the introduction of a luxury tax has been analyzed. The perspective scenario of the composition and dynamics of luxury tax receipts in the Russian Federation is considered. According to the results of the study, it is concluded that a luxury tax in Russia in the current edition does not solve the problems of social injustice and does not provide serious additional income to the budget of the Russian Federation.
References
1. Dengi.fr. (n.d.) Nalog na bogatstvo vo Frantsii: kak zaplatit' i ne obednet' [The tax on wealth in France: how to pay and not become poor]. [Online] Available from: https://dengi.fr/nalog-na-bogatstvo-vo-francii-kak-zaplatit-i-ne-obednet.
2. Russian Federation. (2018) The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ of 05.08.2000 (as amended on 11.27.2018) (as amended and addended, effective 12.12.2018). [Online] Available from: http://www.consultant.ru/cons/. (In Russian).
3. Reports of the Federal Tax Service No. 5-TN "On the tax base and structure of transport tax charges" for 2013, 2014, 2015, 2016, 2017. (In Russian).
4. Alibekova, A.M. (2019) Nalogooblozhenie imushchestva, otnosyashchegosya k klassu "roskoshi": istoki i sovremennost' [The taxation of property belonging to the class of "luxury": the origins and the present]. Voprosy nauki i obrazovaniya. 1 (43). pp. 19-28.
5. Akhverdova, T.A. (2017) Perspektivy vvedeniya naloga na roskosh' v Rossii [Prospects for the introduction of a luxury tax in Russia]. Alleya nauki. 7. pp. 622-625.
6. Grigor'ev, V.V. (2018) Pravovoe regulirovanie imushchestvennogo nalogooblozheniya fizicheskikh lits v SShA [Legal regulation of property taxation of individuals in the USA]. Sovremennoe pravo. 4. pp. 130-135.
7. El'tsova, E.M. (2018) Nalog na roskosh': preimushchestva i nedostatki [Luxury Tax: Advantages and Disadvantages]. Alleya nauki. 2:4 (20). pp. 780-783.
8. Eremina, I.V. (2018) Prospects and possible parameters of establishment of the progressive NDFL scale in Russia. Ekonomika i predprinimatel stvo - Journal of Economy and Entrepreneurship. 12 (101). pp. 182-184. (In Russian).
9. Eremina, I.V. (2014) K voprosu o reformirovanii transportnogo naloga v Rossii [On transport tax reform in Russia]. Innovatsionnyy transport. 4 (14). pp. 37-39.
10. Ivanov, V.M. (2015) K voprosu o vvedenii naloga na roskosh' v Rossiyskoy Federatsii [On the introduction of a luxury tax in the Russian Federation]. Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov issledovaniy. 20. pp. 124-128.
11. Kul'zhabaeva, M.T. (2018) Kontseptsiya naloga na roskosh': zarubezhnyy opyt, vnutrennyaya situatsiya i al'ternativy [The concept of a luxury tax: foreign experience, the internal situation and alternatives]. Statistika, uchet i audit. 1 (68). pp. 171-177.
12. Mayburov, I.A. et al. (2016) Entsiklopediya teoreticheskikh osnov nalogooblozheniya [Encyclopedia of the theoretical foundations of taxation]. Moscow: YuNITI-DANA.
13. Matveev, N. (2012) Elitnoe zhil'e i nalog na roskosh' [Elite housing and a luxury tax]. Pro nedvizhimost' 35. May. 32. [Online] Available from: http://pro35.ru/article/413/.
14. Ochakovskiy, V.A. (2016) Pravovoe regulirovanie naloga na roskosh' v drugikh stranakh i vvedenie dannogo naloga v Rossii [Legal regulation of a luxury tax in foreign countries and the introduction of this tax in Russia]. Politeks. 2. pp. 76-83.
15. Ramazanova, B.K. (2013) Social aspect of the luxury tax. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development. 1. (In Russian).
16. Sagitova, I.F. & Aksyaeva, K.A. (2018) Povyshennyy transportnyy nalog v Rossii: nalog na "roskosh'"? [Increased transport tax in Russia: a tax on "luxury"?]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2:11 (28). pp. 947-949.
17. Solovkin, S.V. (2017) Spravedliv li nalog na roskosh'? [Is a luxury tax fair?]. Vysshaya shkola. 2 (2). pp. 31-33.
18. Fedorova, I.A. & Zhikhareva, Yu.P. (2018) Actual Problems of Development and Implementation of the Luxury Tax in Russia. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo - Economics. Law. Society. 1 (13). pp. 123-128. (In Russian).
19. Shakirova, R.K. (2016) The concept of luxury tax: international experience, domestic practice and alternatives. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika -Tomsk State University Journal of Economics. 1 (33). pp. 255-268. (In Russian). DOI: 10.17223/19988648/33/20