Научная статья на тему 'Сущность транспортного налога и его роль в формировании бюджета Новосибирской области'

Сущность транспортного налога и его роль в формировании бюджета Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1075
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / БЮДЖЕТ / TAX CODE / TAX / TRANSPORT TAX / TAX RATES / TAX EXEMPTIONS / TAXPAYERS / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудлицкая Н.В., Денисова М.Л.

Рассматривается сущность транспортного налога в бюджете Новосибирской области, его основные и факультативные элементы. Проведен анализ динамики изменения субъектов и объектов транспортного налога, определена его роль в бюджете Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE TRANSPORT TAX AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE NOVOSIBIRSK REGION

The essence of the transport tax in the budget of the Novosibirsk region, its basic and optional elements. The analysis of dynamics of changes of subjects and objects of the transport tax, to determine its role in the budget of the Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «Сущность транспортного налога и его роль в формировании бюджета Новосибирской области»

УДК 336

СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рудлицкая Н.В., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и предпринимательства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН)», e- mail: talya-62@mail.ru Денисова М.Л., студентка 4 курс ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

(СИБСТРИН)», e- mail: denisovaml2013@yandex.ru

Рассматривается сущность транспортного налога в бюджете Новосибирской области, его основные и факультативные элементы. Проведен анализ динамики изменения субъектов и объектов транспортного налога, определена его роль в бюджете Новосибирской области.

Ключевые слова: Налоговый кодекс, налог, транспортный налог, налоговые ставки, налоговые льготы, налогоплательщики, бюджет.

THE ESSENCE OF THE TRANSPORT TAX AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Rudlitskaya N., Ph.D., associate professor of the Economic theory and entrepreneurship chair, FSFEIHE «NovosibirskState University of

Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail: talya-62@mail.ru Denisova M., student of the 4 course, FSFEI HE «Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail:

denisovaml2013@yandex.ru

The essence of the transport tax in the budget of the Novosibirsk region, its basic and optional elements. The analysis of dynamics of changes of subjects and objects of the transport tax, to determine its role in the budget of the Novosibirsk region.

Keywords: Tax code, tax, transport tax, tax rates, tax exemptions, taxpayers, the budget.

Транспортный налог является прямым региональным налогом, устанавливается гл. 28 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта [1].

В Новосибирской области транспортный налог введен в действие Законом Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» от 16.10.2003 № 142-ОЗ (Закон №142-ОЗ). Он распространяется на все города области, такие как: Бердск, Искитим, Куйбышев, Барабинск, Карасук, Обь, Татарск, Тогучин, Краснообск, Линёво, Черепаново, Коченёво, Болотное, Сузун, Купино, Кольцово, Маслянино, Колывань, Чулым, Криводановка, Мошково, Ордынское, Каргат, Горный, Краснозёрское, а также административный центр - Новосибирск [2].

На рис. 1 показаны налогоплательщики транспортного налога, на которых зарегистрированы транспортные средства (см. рис. 1).

Информация поколичеству налогоплательщиков транспортного налога в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе и Новосибирской области представлена в таблице 1[3].

Законодательные органы Новосибирской области, Законом № 142-ОЗ, определили ставки налога, порядок и сроки его уплаты и льготы.

Ставки транспортного налога в Новосибирской области уста-

новлены в зависимостиот: мощности двигателяна одну лошадиную силу;килограммов силы тяги реактивного двигателя;валовой вместимости регистровых тонн;единиц транспортных средств. Применяемые в Новосибирской области ставкиотражены в табл. 2.

Законодательные власти Новосибирской области воспользовались правом повышать ставку налога не более чем в 10 раз. Представленная в табл. 2 информация дает нам основания сделать вывод о том, что Законом № 142-ОЗ ставки увеличены от 2,4 до 10 раз, что не противоречит п. 2 ст. 361 НК РФ. Максимально (в 10 раз) увеличены налоговые ставки по тем транспортным средствам, использование которых направлено, как правило, на извлечение прибыли (автобусам и грузовыммашинам), а также по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 250 л.с. и срока выпуска до 5 лет включительно. На легковые автомобили «среднего класса», с мощностью двигателя до 200 л.с. ставка увеличена от 2,4 до 6 раз.

С 2015 года применяютсяповышенные коэффициенты транспортного налога на дорогостоящие автомобилистоимостью более трех миллионов рублей. Диапазон применяемого коэффициента от 1,1 до 3.А это значит, Законом № 142-ОЗ соблюдаются требования пп. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ.

Количество и виды транспортных средств, в отношении которых исчисляется налог [4],представлены в табл. 3 ина рис.2.

Основная доля транспортных средств, принадлежащих организациям,относится к автомобилям грузовым и легковым. У

Налогоплательщики

Юридические лица

В течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, рассчитанные по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, с учетом налоговых льгот.

Отчетными периодами признаются квартал, второй квартал, третий квартал.

По истечении налогового периода в срок до 1 марта года, следующего за истекшим, уплачивают сумму налога. Перечисление суммы налога и авансовых платежей налогоплательщик производит на счет Управления Федерального казначейства по Новосибирской области

Физические лица

Уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Рисунок 1 - Налогоплательщики транспортного налога [3,ст. 357]

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 | 61

Таблица 1 - Динамика изменения налогоплательщиков транспортного налога, тыс. чел.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение 2013-2014 гг. Изменение 2014-2015 гг. по НСО

РФ Сибирский федеральный округ НСО РФ Сибирский федеральный округ НСО НСО РФ Сибирский федеральный округ НСО

1.Количество налогоплательщиков всего 33713 4455 689 35022 4614 708 723 1309 159 19 15

в т.ч. юридические лица 453 56 8 468 58 9 9 15 2 1 -

физические лица 33 260 4 399 681 34 554 4 556 699 714 1 294 157 18 15

2. Количество налогоплательщиков не применяющих налоговые льготы 27 392 3 947 612 28 549 4 060 621 626 1 157 113 9 5

в т.ч. юридические лица 412 51 8 430 53 8 8 18 2 - -

физические лица 26 980 3 896 604 28 119 4 007 613 618 1 139 111 9 5

3. Количество налогоплательщиков применяющих налоговые льготы 5 212 508 77 5 501 554 86 92 289 46 9 6

в т.ч. юридические лица 33 5 - 32 5 - - -1 - - -

физические лица 5 179- 503 77 5 469 549 86 92 290 46 9 6

Таблица 2 - Информация о ставках транспортного налога в соответствии с Налоговым кодексом и законом Новосибирской области [2, 3]

№ Объект налогообложения Характеристика объекта, Налоговая ставка, руб.

п/п мощность двигателя гл. 28 НК РФ з-н № 142-оз

- до 100 л.с. 2,5 6

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. 3,5 10

- свыше 150 л.с. до 200 л.с., с учетом ко-

личества лет, прошедших с года выпуска

транспортного средства: • до 5 лет включительно • от 5 до 10 лет включительно 5 30 22,5 15

• свыше 10 лет

- свыше 200 л. с. до 250 л.с., с учетом ко-

1 Автомобили легковые личества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства: • до 5 лет включительно • от 5 до 10 лет включительно • свыше 10 лет 7,5 60 45 30

- свыше 250 л.с., с учетом количества лет,

прошедших с года выпуска транспортного

средства: • до 5 лет включительно • от 5 до 10 лет включительно 150

15 112,5 75

• свыше 10 лет

- до 20 л.с. 1 2

2 Мотоциклы и мотороллеры - свыше 20 л.с. до 35 л.с. 2 3

- свыше 35 л.с. до 40 л.с. 5 3

- свыше 40 л.с. 10

3 Автобусы - до 200 л.с. 5 50

- свыше 200 л.с. 10 100

- до 100 л.с. 2,5 25

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. 4 40

4 Грузовые автомобили - свыше 150 л.с. до 200 л.с. 5 50

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. 6,5 65

- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5 85

5 Другие самоходные транспортные средства, машины и 2,5 25

механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

6 Снегоходы, мотосани - до 50 л.с. 2,5 10

- свыше 50 л.с. 5 20

7 Катера, моторные лодки и другие водные транспорт- - до 100 л.с. 10 10

ные средства - свыше 100 л.с 20 50

8 Яхты и другие парусно-моторные суда - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20 50

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40 200

9 Гидроциклы (с каждой лошадиной силы) - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25 62,5

- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50 125

62 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2017 |

10 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20 100

11 Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели 25 25

12 Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20 20

13 Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200 1000

Таблица 3 - Динамика изменения количества транспортных средств, в отношении которых исчисляется транспортный налог, тыс. шт.

2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение 2013-2014 гг. Изменение 2014-2015 гг. по НСО

Показатели РФ Сибирский федеральный округ НСО РФ Сибирский федеральный округ НСО НСО РФ Сибирский федеральный округ НСО

1. Количество транспортных средств всего 52 390 6 872 1 015 54 469 7 127 1 047 1 076 2 079 255 32 29

в т.ч. юридические лица 4 540 556 83 4 619 559 83 80 79 3 - -3

физические лица 47 850 6 316 932 49 850 6 568 964 996 2 000 252 32 32

5. Количество транс-

портных средств, в отношении которых 46 410 6 516 988 48 559 6 750 1 019 1 020 2 149 234 31 1

налогоплательщиком

исчислен налог к уплате

в т.ч. юридические лица 4 109 495 70 4 252 503 71 69 143 8 1 -2

физические лица 42 301 6 021 918 44 307 6 247 948 951 2 006 226 30 3

Таблица 4 - Предоставляемые налогоплательщикам в Новосибирской области льготы по транспортному налогу [2]

Объект налогообложения Категория граждан и организаций

Освобождаются от уплаты транспортного налога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Легковые автомобили мощностью двигателя до 150 л.с.(включительно), мотоциклы, мотороллеры и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу - участники Великой Отечественной войны; - инвалиды Великой Отечественной войны; - инвалиды боевых действий; - ветераны боевых действий; - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (чернобыльцы); - физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; - один из родителей в многодетной семье, в том числе приемной семье, если дети в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет - учащихся очной формы обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

2. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л. с. (до 29,42 кВт) включительно - пенсионеры по старости; - инвалиды (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий); - пенсионеры по выслуге лет или инвалидности - бывшие

3. Автобусы и грузовые автомобили - индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями

Транспортный налог уплачивают в размере 20% от установленных ставок

4. Легковые автомобили мощностью двигателя до 150 л. с. (включительно) - пенсионеры по старости; - инвалиды (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий); - пенсионеры по выслуге лет или инвалидности - бывшие военнослужащие

5. Грузовые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. - участники Великой Отечественной войны; - инвалиды Великой Отечественной войны; - инвалиды боевых действий; - ветераны боевых действий; - пенсионеры по старости;- инвалиды (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий);- пенсионеры по выслуге лет или инвалидности - бывшие военнослужащие;- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;- физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;-граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;- один из родителей в многодетной семье, в том числе приемной семье, родители в которой имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет - учащихся очной формы обучения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

ТЯЛШРОКТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2017 | 63

Транспортный налог уплачивают в размере 10 % от установленных ставок

6. Автобусы, использующие природный газ в качестве моторного топлива - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и организации, выполняющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения на основании договора об организации пассажирских перевозок

7. Грузовые автомобили, использующие природный газ в качестве моторного топлива - организации, признаваемые плательщиками транспортного налога

Транспортный налог уплачивают в размере 5% от установленных ставок

8. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу - пенсионеры по старости;- инвалиды (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий);- пенсионеры по выслуге лет или инвалидности - бывшие военнослужащие

Количество транспортных средств Количество транспортных средств по

по организациям в 2014 г. организациям в 2015 г.

Рисунок 2 - Количество транспортных средств в 2014-2015 гг.

физических лиц в общем количестве транспортных средств основная доля принадлежит легковым автомобилям.

Законодательством Новосибирской области установлены льготные категории граждан и организаций, которые освобождены от уплаты налога, либо платят его в меньшем размере, что не противоречит НК РФ.

В табл.4 указаны налогоплательщики, имеющие право на льготу, в соответствии с региональным законом.

Налоговые льготы по транспортному налогу для граждан предоставляются в отношении одной единицы каждой категории объектов налогообложения по выбору налогоплательщика [2, ст. 2.4].

Основанием для использования налогоплательщиком (физическим лицом) налоговой льготы по транспортному налогу, является представление письменного заявления в налоговый орган по месту

нахождения транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, и документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством отнесение физического лица к категории налогоплательщиков, имеющей право на получение налоговой льготы. [2, ст. 2.4].

Состав доходной части бюджета Новосибирской области включает в себя следующие показатели, представленные в табл.4.

В доходах бюджета основная доля принадлежит налоговым и неналоговым доходам. В которых более 43 млрд. р. это налог на доходы физических лиц. Транспортному налогу в консолидированном бюджете принадлежит более 2 млрд р.

Структура консолидированного бюджета Новосибирской области представлена на рис. 3.

64 ТЯАШРОЯТ ВШШЕ88 Ш ЯШЗТА | №2 2017 |

Таблица 4 - Доходная часть консолидированного бюджета Новосибирской области, млн р.[4]

№ п\п Наименование показателя На 31.12.2014 г. На 31.12.2015 г. На 3.12.2016 г.

Доходы бюджета, итого 153 863,0 158 015,1 173 149,3

1.1 Налоговые и неналоговые доходы 110 559,0 112 946,0 129 517,6

1.1.1 Налог на прибыль организаций 20 962,8 20 681,9 30 056,2

1.1.2 Налог на доходы физических лиц 43 011,3 43 415,3 47 095,2

1.1.3 Акцизы 13 590,2 14 522,3 17 377,7

1.1.4 Специальные налоговые режимы, доходы 6 771,4 7 543,8 8 509,5

1.1.5 Налог на имущество 9 785,2 10 074,6 10 447,2

1.1.6 Транспортный налог, всего 1 844,3 2 241,0 2 076,1

1.1.6.1 в том числе с организаций 393,8 436,9 426,8

1.1.6.2 с физических лиц 1 450,5 1 804,1 1 649,3

1.1.7 Налог на игорный бизнес 3,9 3,6 5,6

1.1.8 Земельный налог 3 727,4 3 777,9 3 904,5

1.1.9 Налог на добычу полезных ископаемых 299,7 359,0 387,8

1.1.10 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 3,7 4,1 4,3

1.1.11 Государственная пошлина 452,0 688,6 684,9

1.1.12 Прочие налоговые и неналоговые доходы 10107,1 9633,9 8 968,6

1.2 Безвозмездные поступления 43 304,0 45068,1 43 631,7

На 31.12.2014 На 31.12.2015 На 31.12.2016

г. г. г.

Рисунок 3 - Структура бюджета Новосибирской области за 2014-2016 гг. %

Доля транспортного налога за анализируемый период находилась в диапазоне 1,2 - 1,4 %.

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенкоподчеркнул, что Новосибирская область входит в число субъектов России с высоким уровнем обеспеченности собственными доходами, что позволяет региону вести сбалансированную бюджетную политику. Уровень обеспеченности собственными доходами в Новосибирской области в 2015 году, достиг 85,6%, за 10 месяцев 2016 года - 87,7 %[5].

Несмотря на то, что доля транспортного налога в формировании бюджета Новосибирской области не велика, он является основным источником финансирования экономических и социальных программ, касающихся содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Литература:

1. Налоги и налоговый менеджмент: учеб. пособие / Н. В. Руд-лицкая, А. В. Ануфриева; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2015. - 144 с.

2. О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ // Консультант-Плюс. ВерсияПроф.

3. Налоговый Кодек РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ// КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

4. Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. Публичный бюджет (Бюджет для граждан) : http:// www.mfnso.nso.ru/page/458.

5. Информационное агентство REGNUM: https://regnum.ru/ news/e conomy/ 2223312.html.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 | 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.