Научная статья на тему 'Оценка влияния инъекционного укрепления пород на напряженное состояние обделки некругового тоннеля, сооружаемого под застроенной территорией'

Оценка влияния инъекционного укрепления пород на напряженное состояние обделки некругового тоннеля, сооружаемого под застроенной территорией Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния инъекционного укрепления пород на напряженное состояние обделки некругового тоннеля, сооружаемого под застроенной территорией»

УДК 622.28 П.В. Деев

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНЪЕКЦИОННОГО УКРЕПЛЕНИЯ ПОРОД НА НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБДЕЛКИ НЕКРУГОВОГО ТОННЕЛЯ, СООРУЖАЕМОГО ПОД ЗАСТРОЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ

Семинар № 18

При строительстве тоннелей в сложных условиях, а также в случаях, когда требуется уменьшить возможные осадки поверхности, широко используется инъекционное укрепление пород, в ходе которого с поверхности или из выработки в массив грунта нагнетаются скрепляющие растворы, что приводит к образованию вокруг тоннеля зоны грунта с измененными деформационными свойствами, что, в свою очередь, оказывает влияние на напряженное состояние обделки тоннеля. Влияние предварительного укрепления грунта на напряженное состояние обделки тоннеля можно учесть, используя аналитический метод расчета, предложенный в работе [4]. В основу указанного метода положено решение плоской задачи теории упругости о двухслойном кольце произвольной формы, подкрепляющем отверстие в линейно--деформируемой весомой полуплоскости. Расчетная схема задачи представлена на рис. 1.

Здесь слои кольца Б1 и Б2 с деформационными характеристиками Е1, VI и Е2, v2, моделирующие соответственно зону укрепленного грунта и обделку тоннеля, деформируется совместно со средой йо, моделирующей массив пород. Таким образом, на линиях контакта Ь0 и Ь1 выполняются

условия непрерывности смешений и полных напряжений. Внутренний контур 12 свободен от действия внешних сил.

Действие собственного веса пород моделируется наличием в средах 50 и Б1 начального поля напряжений, компоненты которого определяются по следуюшим формулам: стх><°> = -А,у(И - у) ; сту)(0) = -у(И - у) ;

тХУ(0)= 0 ( = 0, 1); (1)

где X - коэффициент бокового давления в ненарушенном массиве, у -

удельный вес грунта Б0 и Б1,

Действие веса здания на поверхности моделируется наличием на участке границы полуплоскости равномерно распределенной вертикальной нагрузки интенсивностью Р.

Решение задачи теории упругости получено с использованием теории аналитических функций комплексного переменного, аналитического продолжения комплексных потенциалов Колосова-Мусхелишвили [5], регулярных в нижней полуплоскости вне отверстия, в верхнюю полуплоскость [1], конформных отображений и комплексных рядов.

Напряжения в обделке тоннеля, полученные в результате решения плоской задачи теории упругости, ум-

-ножаются на корректирующим множитель а* , учитывающий влияние отставание возведение обделки тоннеля от забоя, определяемый по формуле [2]

а* = 0,6е а2 = 0,6е

Рис. 1. Расчетная схема задачи теории упругости, положенной в основу используемого метода расчета

сти, в которой деформационные свойства среды положены равными деформационным свойствам упрочненной зоны грунта; а** , а2 - коэффициенты, учитывающие влияние отставания возведения обделки тоннеля и укрепления пород от забоя выработки, определяемые по формулам: 1'38'0/й - 0,6е-1,38'1/й , (4)

-1,3810/Й

а* = 0,6е

1,3810 /Я

(2)

10 - расстояние от забоя до обделки

средний радиус выра-

тоннеля, К ботки, м.

В случае, когда инъекционное укрепление производится после возведения обделки, его влияние на напряженное состояние конструкции можно учесть, используя методику, предложенную в работе [7]. Напряжения в обделке тоннеля, согласно указанной методике, определяются по следующей формуле: ст = а1 ст1 + а2ст2, (3)

где ст1 - напряжения в обделке тоннеля, полученные из решения задачи плоской теории упругости, расчетная схема которой представлена на рис. 1, при одинаковых деформационных свойствах внешнего слоя кольца и среды Б0; ст2 - напряжения в обделке тоннеля, полученные из решения задачи теории упруго-

(5)

Л - расстояние от забоя до места проведения инъекционного укрепления грунта.

Поскольку используемое решение плоской задачи теории упругости соответствует случаю, когда здание имеет достаточно большую длину в направлении оси тоннеля, необходимо учитывать влияние конечной длины здания на напряженное состояние обделки тоннеля. Для этой цели используется способ, предложенный в работе [6], в соответствии с которым напряжения в обделке тоннеля, полученные из решения плоской задачи теории упругости, умножаются на коэффициент, определяемый на основе решения Ёява методом угловых точек. Результаты, полученные с помощью указанного способа, хорошо согласуются с данными лабораторных экспериментов [3, 6].

В качестве примера рассмотрен тоннель, форма и размеры поперечного сечения которого приведены на рис. 2.

Деформационные характеристики массива грунта принимались равными Е0 = 500 МПа, vo = 0,35, деформационные свойства грунта в укрепленной зоне Еі = 1500 МПа, V! = 0,35, деформационные характеристики бетона обделки Е2 = 27000 МПа, V2 = 0,2. Давление здания на грунт Р = 0, 2 МН/м2, размеры здания в плане 35 х 35 м. Коэффициент бокового давления грунта в ненарушенном массиве X = 0,54, удельный вес грунта у = 0,023 МН/м3. Отставание обделки от забоя составляет 1 м, расстояние от забоя до места проведения работ по инъекционному укреплению грунта - ї\ = 3 м.

Результаты расчета на действие собственного веса пород представле-

Рис. 2. Форма и размеры рассматриваемого тоннеля

ны на рис. 3, а. Сплошные линии соответствуют случаю, когда инъекционное укрепления грунта производится до сооружения обделки тоннеля, пунктирные -после сооружения обделки (значения напряжений даны в скобках). Для сравнения на рис. 3, б показана эпюра напряжений в обделке тоннеля, сооружаемого без использования инъекционного укрепления грунта.

Из рис. 3 видно, что использование инъекционного укрепления грунта снижает максимальные сжимающие и растягивающие напряжения, возникающие на внутреннем контуре поперечного сечения обделки тоннеля. При этом в случае использования предварительного инъекционного укрепления грунта напряжения меньше, чем в случае последующего укрепления. Так, в рассмотренном примере максимальные сжимающие и растягивающие напряжения в случае использования предварительного укрепления на 26 % и 45 %, а в случае использования последующего укрепления - на 16 % и 26 % ниже, чем в обделке тоннеля, сооружаемого без использования инъекционного укрепления грунта.

На рис. 4, а представлены результаты расчета обделки рассматриваемого тоннеля на действие веса здания. Сплошные линии соответствуют

Рис. 3. Напряжения в обделке тоннеля, обусловленные действием собственного веса грунта: а - при использовании инъекционного укрепления грунта; б -в случае, когда тоннель сооружается без использования инъекционного укрепления

Рис. 4. Напряжения в обделке тоннеля, обусловленные действием веса здания на поверхности: а - при использовании инъекционного укрепления грунта; б - в случае, когда тоннель сооружается без использования инъекционного укрепления

Рис. 5. Суммарные напряжения в обделке тоннеля от собственного веса грунта и веса здания: а - при использовании инъекционного укрепления грунта; б - в случае, когда тоннель сооружается без использования инъекционного укрепления

случаю, когда инъекционное укрепления грунта производится до сооружения обделки тоннеля, пунктирные -после сооружения обделки (значения напряжений даны в скобках). Для сравнения на рис. 4, б даны напряжения в обделке тоннеля, сооружаемого без использования инъекционного укрепления грунта.

Из рис. 4 видно, что в случае применения инъекционного укрепления грунта максимальные сжимающие и растягивающие напряжения в обдел-

ке рассматриваемого тоннеля, обусловленные действием веса здания на поверхности, меньше аналогичных напряжений, полученных в случае, когда инъекционное укрепление грунта не применялось. В рассмотренном примере максимальные сжимающие и растягивающие напряжения в случае использования предварительного укрепления на 23 % и 7 %, а в случае использования последующего укрепления - на 14 % и 5 % ниже, чем в обделке тоннеля, сооружаемого без

использования инъекционного укрепления грунта.

На рис. 5, а представлены эпюры суммарных напряжений от действия собственного веса пород и веса здания на поверхности. Сплошные линии соответствуют случаю, когда инъекционное укрепления грунта производится до сооружения обделки тоннеля, пунктирные - после сооружения обделки (значения напряжений даны в скобках). Для сравнения на рис. 5, б даны напряжения в обделке тоннеля, сооружаемого без использования инъекционного укрепления грунта.

1. Араманович И. Г. Распределение напряжений в упругой полуплоскости, ослабленной подкрепленным круговым отверстием// Доклады АН СССР, № 104 (3). -1955. - С. 372-375.

2. Булычев Н.С. О расчете обделок тоннелей в очень слабых грунтах// Проблемы подземного строительства в XXI веке. Труды международной конференции. Тула, Россия 25-26 апреля 2002 г. - Тула: Изд. ТулГУ, 2002. - С. 35 - 37.

3. Голицынский Д.М., Фролов Ю.С., Коньков А.Н., Булычев И.Н., Кавказский В.Н., Фотиева Н.Н., Р. Дж. Фауэлл. Особенности статической работы тоннелей мелкого заложения с учетом влияния сооружений на земной поверхности/ Проблемы прочности материалов и сооружений на транспорте// Т руды VI Международной научно-технической конференции. Санкт-Петербург, 2829 января 2004 г. - СПб.: ПГУПС, 2004. -С. 111-117.

4. Деев П. В. Расчет некруговых обделок тоннелей мелкого заложения, сооружаемых с применением инъекционного укрепле-

Из рис. 5 видно, что в рассмотренном случае при использовании предварительного укрепления грунта максимальные сжимающие напряжения на 25 %, а максимальные растягивающие - на 51 % ниже, чем в случае, когда инъекционное укрепление не используется. Последующее упрочнение грунта приводит к снижению максимальных сжимающих и максимальных растягивающих напряжений соответственно на 15 % и 30 %. Таким образом, предварительное укрепление массива грунта является более эффективным с точки зрения снижения напряжений в обделке тоннеля.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ния пород// Горный информационно-аналитический бюллетень № 9, 2о04. - С. 293-297.

5. Мусхелишвили Н.И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. - М.: Наука, 1966.

6. Фотиева Н.Н., Саммаль АС., Булычев Н.С., Голицынский Д.М., Фролов Р.С., Кавказский В.Н., Хрубесова Е, Аллорф Й, Войта-шекК., Кольцун А, МаликЙ, ФаэуллР.Д. Напряженное состояние обделок тоннелей, сору-жаемых в условиях городской застройки/ Ukrainsko-Polski forum Gornicze. Materialy Forum “Przemyst wydobywszy Ukraine i Polski actualne problemy i perspectiwy”. Jalta, Krym, 13-19 wrsesnia. Dnepropietrowsk, Narodowy Uniwersitet Gorniczy. - 2о04. - р. 140-148.

7. Fotieva N. Designing tunnel linings in tectonic regions with the rock technological heterogeneity to be taken into account / Fotieva N., Bulychev N., Sammal A. // Proc. of the IX International Conference on Computer Methods and Advances in Geomechaics. Wuhan,China 2-7 November 1997. - Balkema, 1997. - p. 13151320. ЕШЭ

— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------

Деев П.В. - Тульский государственный университет.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 18 симпозиума «Неделя горняка-2007». Рецензент д-р техн. наук, проф. Б.А. Картозия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.