Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода'

Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1694
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / KEY COMPETENCE / GENERAL COMPETENCE / METHOD OF EVALUATING OF COMPETENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовская С. Ю.

В статье содержится описание кейс-метода как средства оценивания ключевых компетенций будущих рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECT EMPLOYEES KEY COMPETENCE ASSESSEMENT

The article contains description of the case-method as a means of the evaluating of the key competences of future workers.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода»

УДК 377.1

С. Ю. Бордовская

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РАБОЧИХ

С ПОМОЩЬЮ КЕЙС-МЕТОДА

В статье содержится описание кейс-метода как средства оценивания ключевых компетенций будущих рабочих.

Ключевые слова: ключевые компетенции, общие компетенции, метод оценивания компетенций, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе и на рынке труда, закономерно вызывают необходимость повышения качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования и обеспечения их конкурентоспособности. Важное место занимают такие качества современного рабочего, как способность к критическому мышлению; умение планировать свою деятельность, предвидеть ее результаты, мыслить системно и комплексно; выбирать способы преобразовательской деятельности; готовность к непрерывному самообразованию, деловым коммуникациям, сотрудничеству, действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях. Требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» обучающихся, сколько в терминах, характеризующих их способы деятельности («умения», «способность», «готовность»). Необходимо, чтобы образовательными результатами начальной профшколы была профессиональная компетентность обучающихся и такие ее составляющие, как специальные профессиональные и ключевые компетенции. Компетентностный подход обеспечивает соответствие подготовки выпускников запросам рынка труда, а значит, повышает их конкурентоспособность, эффективность профессиональной адаптации и деятельности.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального профессионального

образования (ФГОС НПО) третьего поколения содержание образования формируется от результата, т. е. от компетенций (общих и профессиональных), которые должны освоить обучающиеся. Общая компетенция (ОК) - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении задачи общей для многих видов непрофессиональной и профессиональной деятельности [1]. Рассмотрев данное определение, можно сделать вывод, что термин «общая компетенция», используемый в стандарте, является понятийным аналогом термина «ключевая компетенция».

Разработчики новых федеральных государственных образовательных стандартов определили набор общих компетенций для обучающихся по профессиям НПО. Данный набор является инвариантным для всех профессий этой ступени образования. Соотнесем его с перечнем основных ключевых компетенций как качеств, приобретаемых учащимися в результате получения ими образования, вслед за А. В. Хуторским [2] (табл. 1).

На основе данного сопоставления мы установили, что ФГОС третьего поколения в качестве приоритетных ключевых (общих) компетенций обучающихся начальной профшколы, освоивших основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (ОПОП НПО), определяет следующие: ценностно-

Таблица 1

Сравнительный анализ общих и ключевых компетенций

Группы ключевых компетенций Составляющие (общие) компетенции, определенные ФГОС НПО для выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу начального профессионального образования

Ценностно-смысло- вые - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Учебно-познаватель- ные - Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Информационные - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Коммуникативные - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

смысловые, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные. В связи с этим особую важность приобретает вопрос выбора и обоснования инструмента диагностики сформированности ключевых компетенций будущих рабочих.

Проблема оценки ключевых компетенций не только актуальна, но и сложна. Анализ деятельности ОУ НПО Томской области показал, что попытка оценить ключевые компетенции обучающихся практически во всех образовательных учреждениях сводится к оценке только когнитивной составляющей данных результатов образования. Такой подход является некорректным и ошибочным. Ключевая компетенция, как утверждает Г. К. Селевко, представляет собой комплекс компонентов, включающий не только знаниевые (когнитивные), но и деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты [3, с. 142].

Следовательно, необходимо подобрать такой вид диагностики, который способствовал бы выявлению не только знаний, умений и навыков, так как ключевые компетентности формируются и проявляются в деятельности, а оценка уровня их сформированности - это оценка освоенных обучающимися способов деятельности. Результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) отслеживается через оценку продуктов деятельности или посредством однозначно формализованного наблюдения за реализацией содержания и процедуры деятельности. Именно деятельностная составляющая компетенции как результата образования не позволяет оценивать его в целом посредством традиционных контрольно-измерительных материалов (разновидностей закрытых тестовых заданий), ориентированных на воспроизведение знаний, умений [4].

Мы разделяем мнение Д. Иванова, что освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать по результату решения проблемных ситуаций [4, с. 149], с утверждением А. Г. Яковлевой и Л. Г. Смышляевой [5, с. 24] о том, что основным критерием для определения ак-центации компетенции выступает доминирующая форма ее проявления в поведении человека (в учебной или реальной жизненной ситуации).

В качестве оценочных материалов измерения ключевых компетенций мы использовали в рамках данного исследования кейс-измерители практикоориентированной, профессиональной направленности. Данное диагностическое средство помогает создать ситуацию для проявления ключевых компетенций обучающихся.

В исследованиях Ю. П. Сурмина [6], Е. Н. Красиковой [7], А. И. Сидоренко, В. Лобода [8] рассматриваются вопросы использования кейс-метода в обучении.

Суть данного метода как метода обучения заключается в том, что учащемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [9, с. 10]. Названный метод предоставляет большие возможности по формированию у студентов профессиональной позиции, поскольку предполагает более высокий уровень анализа моделируемых профессиональных ситуаций и развивает навыки самостоятельного выбора не только решения, но и средств решения поставленных задач [9, с. 110].

Использование метода кейса как диагностического средства оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся позволяет оценить умение адекватно применять теоретические знания и навыки, личный практический опыт, социальные способности в решении практических задач. Метод помогает оценить самостоятельность мышления, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свое мнение, обнаруживает аналитические и оценочные навыки, умение работать в команде, искать и находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы и многие другие компоненты практического интеллекта. Одним из достоинств кейс-метода является получение комплексной оценки уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих. Главное же его достоинство - это возможность оценить, справится ли будущий специалист с теми задачами, которые ему еще не приходилось решать (например профессиональные задачи). При этом кейс задает наиболее близкое приближение к контексту реальной ситуации [10].

Учебный кейс характеризуется тремя составными частями:

1. Сюжетной частью, которая представляет собой совокупность действий, событий, раскрывающих содержание кейса.

2. Информационной частью, содержащей необходимую для анализа ситуации информацию.

3. Методической частью, разъясняющей место данного кейса в курсе и формулирующей задания по анализу кейса [6, с. 168].

По аналогии с учебным мы апробировали следующую структуру диагностического кейса (рис. 1).

Сюжетная часть содержит в себе типичные рабочие ситуации, содержание которых отражает проблемы, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности обучающихся или обыденной жизни, а также ситуационное

Рис. 1

упражнение, нацеленное на принятие решения. Знакомясь с практико-ориентированным заданием и осмысливая его, обучающийся демонстрирует стремление связать освоение изучаемого предмета с будущей профессиональной деятельностью, ценностные ориентиры по отношению к выбранной профессии, по которым можно судить о сформиро-ванности у него ценностно-смысловых компетенций. Оценка умения работать с информацией определяет уровень сформированности информационных компетенций. По результатам выполнения задания, сформулированного в методической части кейса, можно диагностировать развитие учебнопознавательных компетенций. В процессе решения диагностического кейса учащиеся демонстрируют способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, показывая тем самым владение коммуникативной компетенцией.

Процедуру оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся проводят эксперты - преподаватели и методисты, роль которых заключается в установлении соответствия между показателями исследуемых компетенций и внешне наблюдаемыми признаками их присутствия в поведении обучающихся, проявляющиеся в процессе решения диагностических кейсов. С помощью данного диагностического средства получаем как качественную, так и количественную оценку исследуемых компетенций будущих рабочих (каждому обучающемуся через вычисление медианы как меры центральной тенденции присваивается интегральный показатель, свидетельствующий об уровне овладения ключевыми компетенциями.) Достоинство этого средства, по нашему мнению, в том, что процедура оценивания, проводимая с его помощью, не требует громоздких расчетов при обработке результатов.

Приведем пример диагностического практикоориентированного кейса для обучающихся по про-

фессии НПО «Монтажник санитарно-технических вентиляционных систем и оборудования».

Описание ситуации (знакомство с сюжетной частью)

Жилец многоэтажного дома решил поменять на кухне раковину и слив. Для выполнения данной работы он пригласил сантехника из ЖЭУ № 6. Сантехник выполнил следующие операции:

- определил высоту установки раковины;

- вычислил расстояние между крепежными отверстиями раковины;

- нанес разметку отверстий на стену;

- установил крепеж для раковины;

- установил раковину на крепеж;

- подключил слив;

- проверил монтаж раковины и подключения слива.

Однако заказчик оказался недоволен качеством выполненной работы.

Задание:

Вам как будущим монтажникам санитарно-технических вентиляционных систем и оборудования необходимо выяснить возможные причины указанных недостатков, ознакомившись с представленной информацией (рис. 2).

Поисковая ситуация, заложенная в сюжетной части кейса, спровоцировала обучающихся к дискуссии за счет заложенного в ней профессионального затруднения, в данном случае выявления причин дефектов монтажа раковины и подключения слива. Именно на этом этапе в процессе обсуждения ситуации участники дискуссии с разной степенью активности проявляли инициативу при обсуждении профессиональной ситуации. Проявленная в процессе обсуждения активность свидетельствует об отсутствии или наличии интереса к изучаемой профессии, мотивах ее выбора, личностной значимости. Так, Сергей, Олег, Виктор и Дарья высказали больший интерес к проблемной ситуации, брали на себя инициативу по ее разрешению. Александр и

Рис. 2

Андрей, по наблюдениям экспертов, менее других были заинтересованы в решении проблемы. Мы считаем, что это связано со случайным выбором обучающимися изучаемой профессии, нежеланием работать по ней в будущем или продолжать обучение в вузе в данной сфере деятельности.

Аналитический комментарий к содержанию деятельности

Эксперты отметили, что в процессе наблюдения за исследованием проблемной ситуации, заложенной в информационной части кейса, сделать вывод о ценностно-смысловом отношении к выбранной профессии можно лишь в той или иной степени. В связи с этим возможности кейс-метода в качестве метода оценки ценностно-смысловых компетенций несколько ограничены. Это обстоятельство повлекло необходимость поиска дополнительной методики для диагностики сформиро-ванности ценностно-смысловых компетенций в полной мере, поэтому мы использовали письменное проективное интервью «Мои профессиональные планы» [11]. Адекватность этого обусловлена тем фактом, что профессиональные планы являются одним из индикаторов отношения будущих рабочих к изучаемой профессии.

Описание ситуации (работа с информацией)

Приступая к решению кейса, обучающиеся знакомились с информацией, необходимой для решения поставленных в нем вопросов. Информацию, представленную в информационных листах, необходимо было не только изучить и проанализировать, но и обработать: выбрать более важную, структурировать ее, преобразовать и т. д. Таким образом, в процессе работы с информацией учащиеся демонстрировали разные уровни сформиро-ванности информационных компетенций.

Аналитический комментарий к содержанию деятельности

По мнению экспертов, работая с информационными листами, будущие специалисты четко демонстрируют сформированные информационные ком-

петенции по целому ряду оснований - способов деятельности (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать необходимую информацию для эффективного выполнения профессиональных задач;). По степени уверенности «движения» в информационном поле можно сделать выводы о сформированности показателей критерия демонстрации навыков деятельности обучающихся по отношению к информации.

Описание ситуации (выдвижение гипотез, выбор оптимального варианта решения)

Наблюдение за обучающимися показало, что в процессе организации дискуссии и выдвижения гипотез относительно событий, изложенных в кейсе, ими осуществлялось целеполагание, планирование собственной деятельности и деятельности участников группы.

В результате обсуждения в группе учающиеся остановились на двух основных гипотезах о причинах указанных недостатков качества монтажа:

- нарушена технологическая последовательность монтажа раковины и подключения слива);

- неверно нанесена разметка.

Участники групп вели аргументированную беседу, целью которой был выбор и обоснование верного решения из данных гипотез. Эксперт Иванова отметила, что в процессе беседы удалось наблюдать следующие проявления коммуникативных компетенций: знание обучающимися способов взаимодействия с партнерами; навыки работы в группе; умение вести дискуссию, вступать в коммуникации.

Аналитический комментарий к содержанию деятельности

Анализ экспериментальных материалов, полученных на основе наблюдения за процессом дискуссии, помог увидеть эмпирические характеристики показателя оценки критерия сформированности учебно-познавательных компетенций - демонстрацию способностей обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Участники эксперимента в группе в процессе ра-

боты над кейсом осуществляли целеполагание, демонстрировали навыки организации и проектирования деятельности, понимания последовательности действий, планирование ресурсов времени. Коммуникации участников диагностического процесса проявлялись на разных уровнях: от взаимодействия до кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, что свидетельствует о разной степе-

ни сформированности коммуникативных компетенций.

Аналитическое обобщение Проанализировав высказывания экспертов, мы сделали вывод о высокой диагностической ценности кейс-метода, в процессе решения которого проявляются сформированные в учебном процессе ключевые компетенции.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100701.01 «Продавец, контролер-кассир» (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2010. № 304).

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

3. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-142.

4. Итоговый отчет о выполнении работ по техническому заданию. Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования. URL:http://mega.educat.samara.ru

5. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 23-27.

6. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

7. Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 24 с.

8. Ситуационная методика обучения: теория и практика / состав. А. И. Сидоренко, В. И. Чуба. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 256 с.

9. Качалина Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 110-116.

10. Жигилей И. М., Кучер Е. Н. Кейс-метод в оценке качества обучения. URL:http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=35048&p_ page=56

11. Акбаева А. М. Развитие позитивного отношения к профессии у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Карачаевск, 2004. 194 с.

Бордовская С. Ю., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: ksu197373@mail.ru

Материал поступил в редакцию 07.12.2011.

S. Y. Bordovskaya PROSPECT EMPLOYEES’ KEY COMPETENCE ASSESSEMENT

The article contains description of the case-method as a means of the evaluating of the key competences of future workers.

Key words: key competence, general competence, method of evaluating of competences, federal state educational standard.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: ksu197373@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.