Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированное методическое обеспечение преподавателя информатики'

Компетентностно-ориентированное методическое обеспечение преподавателя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННЫЙ КЕЙС / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / COMPETENCE / THE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / AN ELECTRONIC CASE / COMPETENCE-ORIENTED METHODOLOGICAL SUPPORT / INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов С. А., Комарова Е. Ю.

В данной статье рассматривается необходимость создания для каждого педагога и, в первую очередь, преподавателя информатики электронного кейса компетентностно-ориентированного методического обеспечения с целью систематизации нормативно-правовых, нормативно-программных документов, на основе которых должны разрабатываться документы и материалы организационно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов С. А., Комарова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence-oriented methodical maintenance of the teacher of computer science

This article discusses the need to create for each teacher and, first foremost, a teacher of informatics electronic briefcase competence-oriented methodological support in order to systematize the legal, regulatory and policy documents on which documents should be developed and supplies the organizational and methodological support of education process in a competency approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированное методическое обеспечение преподавателя информатики»

дискуссия

журнал научных публикаций

С. Л. Новоселов, д-р пед. наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет, Е. Ю. Комарова, преподаватель, Екатеринбургский профессиональный лицей имени В. М. Курочкина, г. Екатеринбург, Россия, ekurk@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Модернизация образования и условия последнего десятилетия требуют от педагога профессиональной школы постоянного отслеживания изменений в нормативно-правовых и нормативно-программных документах, которые характеризуют различные подходы к формированию учебно-программной и планирующей документации в образовательном учреждении начального профессионального образования.

Современные требования к эрудиции и компетентности преподавателя профессионального лицея связаны, с одной стороны, с увеличением в целом информационных потоков, выходом новых нормативно-правовых документов федерального1,2 и регионального уровней, а с другой, необходимостью корректировки программной и учебно-планирующей документации, которая должна учитывать требования современной парадигмы образования, стандартов нового поколения, основанных на реализации компетент-ностного подхода, и особенности начального профессионального образования в профессиональном лицее при подготовке кадров для работодателей в конкретной отрасли.

Существующая проблема компетентност-но-ориентированного методического обеспечения педагога начального профессионального образования связана с необходимостью концентрации нормативно-правовых и нормативно-программных документов для получения информации и использования материалов в разработке документации учебно-методического комплекса и повышения профессиональной компетентности педагогов.

Электронный кейс компетентностно-ори-ентированного методического обеспечения педагога (ЭКМО) в отличие от учебно-методического комплекса имеет более широкое поле действия и более целенаправленное влияние на методическую подготовку преподавателя к ведению образовательного процесса в условиях информатизации образования и введения Федеральных государственных стандартов, регламентирующих компетент-ностный подход. Кейс соответствует современным условиям развития информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, способствует концентрации информации. Электронный кейс компетент-ностно-ориентированного методического обеспечения педагога позволяет иметь текстовый и электронный вариант всех документов и материалов, что способствует оперативному использованию информации при разработке документации, необходимой в деятельности педагога.

Преподавателям информатики наряду с другими педагогами ежегодно необходимо вносить коррективы в программную и учебно-планирующую документацию с учетом федерального государственного стандарта, регионального компонента и потребностей работодателей, в зависимости от направленности профессий обучающихся. На основе разработанных и откорректированных рабочих учебных программ требуется разрабатывать учебно-планирующую документацию и перерабатывать фонд оценочных средств на текущую, промежуточную и итоговую аттестацию

дискуссия

журнал научных публикаций

с учетом требований стандартов к освоению компетенций обучающимися.

Ежегодная потребность в корректировке и разработке программной и учебно-планирующей документации, проектирование и корректировка системы оценивания с учетом компетентно стного подхода, проведение апробации разработок требуют значительных

затрат времени и сил, что при отсутствии где представление потребителей о конечных электронных вариантов документов сделать результатах профессионального образования затруднительно. связано с уровнем освоения общих и профес-

В публикациях В. И. Загвязинского и сиональных компетенций45. В. В. Краевского отмечается, что «резкое раз- Компетентностный подход был принят в граничение функций ученых, методистов и качестве методологического принципа стан-практиков ушло в прошлое»3. Сегодня к тра- дартизации в контексте деятельностно-ориен-диционным функциям преподавателя (обу- тированной парадигмы образования, чение, воспитание, развитие способностей и В современных условиях информатиза-

формирование жизнен-

ного самоопределения) Педагог всегда должен искать

добавляется исследовательская, проектировочная, прогностическая, социально-преобразующая, оздоровительно-реабилитационная, культурологическая и другие функции.

Безусловно, в настоящее время в профессиональном образовании, кроме указанных функций, востребованы информационная, мотива-ционная, организационная и творческая, как составляющие профессиональной компетентности. Педагогическая профессия относится к творческой. Педагог всегда должен искать лучшее, сравнивать эффективность различных подходов, находить уникальные решения в постоянно меняющихся и нередко нестандартных ситуациях3.

Тенденции развития профессионального образования в мировой практике и реально существующие условия социально-экономического развития обусловили переход на новую деятельностную парадигму образования,

лучшее, сравнивать эффективность различных подходов, находить уникальные решения в постоянно меняющихся и нередко нестандартных ситуациях.

ции образования обозначенный в концепции модернизации переход от «знаниевой» к деятель-ностной парадигме образования и реализация компетентностного подхода при проектировании образовательного процесса выявили потребности в теоретической и методической подготовке каждого преподавателя. Методическое обеспечение образовательного процесса требует от преподавателя интенсивной работы по совершенствованию собственной профессиональной компетентности и освоению необходимых компетенций.

В теоретических исследованиях компетентностный подход предполагает развитие интегративных качеств личности педагога, включающих ценностные ориентации и отношения, систему знаний, умений и опыта творческой деятельности профессионала-педагога, готовность его к принятию компетентных решений и освоению необходимых компетенций6.

дискуссия

журнал научных публикаций

Изучая научные труды многих ученых (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, и др.), где рассматриваются определения компетентность и компетенция, мы исследовали понятия компетентность и компетенции педагога в направлении компетентностно-ориентированного методического обеспечения.

«Компетентность (лат. Сотре1епй8 - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям решать, делать что либо,судить о чем-либо.

Компетенция {лат. Competentia - принадлежность по праву) -круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, ОПЫТОМ»7'8.

Компетентностный подход в научных трудах рассматривается как основа проектирования образовательного процесса, включающего: модернизацию содержания образования, использование в образовательном процессе современных технологий и средств обучения и воспитания, определение видов оценки образовательных достижений, индивидуальную поддержку субъектов образовательного процесса9,10.

С учетом приведенных понятий авторы считают, что компетентностно-ориентирован-ное методическое обеспечение предполагает организацию методической работы педагога и методической службы образовательного учреждения, когда на основе компетентностного подхода максимально используется информационно-образовательное пространство, систематизировано нормативно-правовое, нормативно-программное, учебно-планирующее и дидактическое обеспечение образовательного процесса, созданы условия для достижения, оценивания и мониторинга требуемых результатов обучения.

Профессиональная компетентность педагога при создании компетентностно-ориенти-рованного методического обеспечения требует, в первую очередь, освоения компетенций, включающих: информационную, мотиваци-онную, организационную и проектировочную функции.

Компетентностно-ориентированное методическое обеспечение образовательного процесса должно учитывать все федеральные и региональные требования к подготовке специалистов по профессии, сокращать время поиска необходимых документов, позволять оперативно пользоваться материалами, обеспечивать соответствующими проектными и отчетными формами, системой оценивания и мониторинга.

Для систематизации всей документации и методических материалов в настоящих условиях предлагается электронный кейс компетентностно-ориентированного методического обеспечения, приведенный в табл. 1.

Разработка электронного кейса методического обеспечения педагога профессионального образования направлена на создание условий для повышения профессиональной компетентности каждого преподавателя и имеет цели:

• формирование информационной культуры как условия развития профессиональной компетентности;

• создание условий для самообразования, самоактуализации и самовыражения педагогов;

• удовлетворение актуальных потребностей педагогов в осуществлении их профессиональной и творческой деятельности.

Электронный кейс компетентностно-ори-ентированного методического обеспечения педагога профессионального образования открыт для пополнения и выделения специальных разделов.

Он позволяет создать всестороннее представление о методической деятельности педагога, его траектории роста и компетентности, характеризует системную методическую деятельность преподавателя по развитию отдельных компетенций, повышению профессиональной компетентности путем самообразования и обеспечение учебного процесса соответствующей документацией и современными образовательными ресурсами.

Презентация материалов кейса в текстовом варианте проведена на заседаниях методических объединений в рамках дея-

Компетентный преподаватель всегда устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самообразование.

дискуссия

журнал научных публикаций

Таблица 1

Электронный кейс компетентностно-ориентированного методического обеспечения

экмо

1. Нормативно-правовая документация

2.Нормативно-программная документация

3. Учебно-планирующая документация

4. Документация текущей аттестации

5. Документация промежуточной аттестации

б.Документация итоговой аттестации

7. Психолого-педагогическая документация

8. Презентационные материалы

9. Аттестационные материалы

Закон об образовании РФ Закон об Образовании СО

Целевая федеральная программа развития образования ФГОС НПО

Перечень профессий НПО ФГОС общего образования (макет)

Стандарт по профессии

Стандарт на предмет

Базовый учебный план

Рабочий учебный план по профессии

Примерная учебная программа

Рабочая учебная программа по дисциплине

Перспективно-тематический план Тематический план Поурочные планы План развития кабинета План методической работы и др.

Таблица диагностического минимума с контрольными точками по текущей аттестации Виды контрольных измерительных материалов Лист оценивания индивидуальных образовательных достижений

Руководства для выполнения заданий Памятки по оцениванию и др.

Таблица диагностического минимума с контрольными точками по рубежной, завершающей аттестации Виды контрольных испытаний

Оценочный лист индивидуальных образовательных достижений

Указания и памятки для выполнения и оценивания работ, и др.

Таблица диагностического минимума с видами

аттестационных испытаний

Билеты

Разноуровневые задания Тесты

Экспертные листы оценивания индивидуальных образовательных достижений на итоговой аттестации Сводный рейтинговый лист Руководства, памятки и др.

Методики и тесты для определения отдельных характеристик личности для планирования деятельности педагога с учетом особенностей контингента

« Методические рекомендации по разработке электронного кейса методического обеспечения педагога»

Пример и перечень презентаций к темам дисциплины или курса Буклеты и др.

Программа деятельности педагога на межаттестационный период Тезисы выступлений при аттестации Аналитический отчет за межаттестационный период Представление для присвоение категории Основные требования к квалификационным категориям

Программа повышения квалификации

План работы и задание в творческой рабочей группе

дискуссия

журнал научных публикаций

тельности Екатеринбургского зонального методического кабинета Института развития регионального образования Свердловской области, что позволило провести исследование на основе опросных листов о потребности передачи методических рекомендаций по разработке и формированию кейса в другие образовательные учреждения Свердловской области. Получены следующие результаты: из 385 человек положительно высказались 87 %, что подтвердило актуальность разработки и своевременность информирования педагогического сообщества на Региональной научно-практической конференции «Развитие профессионально-технического образования на Урале: теория и практика» в октябре 2005 г. Педагоги образовательных учреждений начального профессионального образования одобрили идею создания кейса. Апробация проводилась в Екатеринбургском профессиональном лицее им. В. М. Курочки-на, где в 2008 г. педагоги имели текстовый вариант кейса.

Проведенный в 2009 г. опрос 40 педагогов лицея посредством опросных листов самооценивания сформированное™ компетенций педагога показал, что владеют компьютером около 80 %, не владеют умениями работать на компьютере более 20 % педагогов, используют в образовательной = деятельности менее 50 %. Компьютер и средства проецирования имеют на рабочем месте только 25 %.

На основании анализа опросных листов обозначилось две проблемы:

• потребность в создании электронного кейса компетентностно-ори-ентированного методического обеспечения = каждого педагога в лицее, что практически востребовано временем и условиями модернизации образования, связанными с информационной составляющей компетентности педагогов;

• необходимость работы с коллективом педагогов в направлении компьютерной грамотности.

В лицее было принято решение о проектировании и реализации корпоративной программы повышения квалификации. Одним из блоков модульной программы стал модуль «Работа на компьютере», разработанный автором для начинающих пользователей, и второй модуль «Разработка компетентностно-ориен-тированного методического обеспечения педагога».

На базе кабинета информатики проводились занятия для преподавателей и мастеров производственного обучения, осваивающих работу на компьютере. Результатом работы по первому модулю стало, кроме освоения работы на компьютере, создание оболочки для электронного кейса компетентностно-ориентированного методического обеспечения педагога на базе рабочего пакета педагога.

Педагоги, ранее имевшие навыки работы на компьютере, осваивали корпоративную программу на уровне второго модуля в режиме посещения организованных занятий или самообразования и посредством консультаций у преподавателя информатики. В результате педагоги осуществили разработку и наполнение электронного кейса методического обеспечения педагога, нормативными документами, методическими материалами, и собственными разработками на основе компетентно стного подхода.

В рамках методической службы лицея, каждый педагог участвовал в творческой группе по разработке в электронном варианте фонда оценочных средств к итоговой аттестации и пополнял документацией разделы текущей и промежуточной аттестации.

В перспективе предполагается, что все новые документы и материалы будут предоставляться педагогам в электронном варианте. Далее педагог самостоятельно размещает их в электронном кейсе и может использовать данные материалы в методической работе и в образовательном процессе.

^циальные перемены, происходящие в обществе, по-

новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога профессионального образования, когда работа с информацией на современной технике требует освоения необходимых компетенций на высоком уровне.

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

Сказанное выше подтверждает, что социальные перемены, происходящие в обществе, по-новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога профессионального образования, когда работа с информацией на современной технике требует освоения необходимых компетенций на высоком уровне.

Изменение требований к педагогам, готовящим профессиональные кадры, внедрение компетентностного подхода в образовании, обусловило необходимость нового подхода к использованию современных методов преподавания, способствующих повышению мотивации обучающихся, что характеризует профессиональное мастерство преподавателей и их педагогическую компетентность.

Компетентный преподаватель всегда устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самообразование. Объективной необходимостью сегодня становится создание условий для роста профессионального мастерства и информационной компетентности педагогов.

Реализация электронного кейса методического обеспечения педагога в образовательном процессе помогает эффективно использовать документацию, по-новому осмыслить свой собственный опыт. Начинающему преподавателю систематизация методического обеспечения деятельности педагога в значительной мере позволит представить спектр требований к организации педагогического процесса, а опытному педагогу - оценить свою профессиональную компетентность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях развития начального профессионального образования необходимо учесть, что методическая работа должна способствовать повышению уровня педагогического мастерства и творческого потенциала всех педагогов. Роль педагога в повышении качества образования, организации процесса обучения остается главенствующей и в связи с этим возникает необходимость в создании электронного кейса компетентностно-ори-ентированного методического обеспечения педагога для оперативного обмена информацией, систематизации и разработки материалов компете нтно стно-орие нтир ов анно го методического обеспечения образовательно-

го процесса в условиях компетентностного подхода. ^

1. Приоритетный национальный проект«Образование» [Электронный ресурс] II http://www.ed.gov.ru/priorpro-]ес1еёи (дата обращения: 11.05.2011).

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] //http://www.mon.gov. ги/Шез/та1епаЫ651 lZprilG.doc (датаобращения 10.10.2010).

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений I В. И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 4.

4. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области. Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2005 года № 1107-ПП «О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области». Екатеринбург, 2005. С. 10 - 11.

5. Методика проектирования системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: Методическое пособие I Сост. Е. Б. Шакирова, М. И. Ждановских. - Екатеринбург: РРЦ РПО, 2007.

6. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения II Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. -Красноярск, 2002. С. 22 - 29.

7. Зеер Э. В. Психология профессионального образования: Учебное пособие. - М. - Воронеж, 2003. С. 33.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования II Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 68 - 73.

9. Корчак Т. А. Организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования на основе компетентностного подхода: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. С. 18.

10. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения II Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. -Красноярск, 2002. С. 22 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.