Научная статья на тему 'Вовлечение педагогов среднего профессионального образования в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода'

Вовлечение педагогов среднего профессионального образования в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА / СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / MASTERING AND IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH / SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаманенко Надежда Павловна

Представлены результаты применения различных способов включения преподавателей педагогического колледжа в инновационную деятельность по реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаманенко Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING TEACHERS OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION INTO IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH

The article presents the results of application of different methods of involvement of teachers of a pedagogical college into innovative activities with the purpose of to implementation of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Вовлечение педагогов среднего профессионального образования в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода»

УДК 377.812 ББК Ч447.947

ГСНТИ 14.33.07

Код ВАК 13.00.01

Гаманенко Надежда Павловна,

аспирант, кафедра педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; преподаватель, Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта; 614039, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 55; e-mail: gamanenko@mail.ru

ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСВОЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; компетентность; освоение и реализация компе-тентностного подхода; среднее педагогическое образование.

АННОТАЦИЯ. Представлены результаты применения различных способов включения преподавателей педагогического колледжа в инновационную деятельность по реализации компетентностного подхода.

Gamaiieiiko Nadezhda Pavlovna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Perm State Teacher Training Humanitarian University; Teacher of Perm Pedagogical College of Physical Training and Sports, Perm.

INVOLVING TEACHERS OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION INTO IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH

KEY WORDS: competence approach; competence; mastering and implementation of the competence approach; secondary pedagogical education.

ABSTRACT. The article presents the results of application of different methods of involvement of teachers of a pedagogical college into innovative activities with the purpose of to implementation of the competence approach.

П

едагогический коллектив, работающий над совершенствованием образовательного процесса, выступает как его совокупный субъект. От согласованности действий всех членов коллектива, от уровня их заинтересованности в результатах, сложившихся стереотипов педагогической деятельности и их устойчивости, включенности в деятельность зависит конечный результат процесса, в нашем случае - уровень компетентности выпускников. В связи с этим необходимо прежде всего, чтобы у педагогов сложилась мотивация к осуществлению подготовки специалистов таким образом, чтобы в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы у студентов были сформирована общие и профессиональные компетенции.

Эффективность деятельности педагога по формированию компетенций у студентов зависит от понимания им целей современного образования, видения собственного «компетентностного» вклада в конструирование и реализацию образовательного процесса, а также от осознания и согласованности с коллегами своих действий по преобразованию целей, содержания, технологий, критериев оценки результатов освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

Анализ научных трудов О. Л. Жук [1], Э. Ф. Зеера [2], О. И. Мартынюк, И. Н. Мед-

ведева и др. [3], С. С. Савельева [4], Н. А. Селезнева [5], О. В. Темняткина [6] по исследуемой проблематике позволяет утверждать, что в практике реализации компе-тентностного подхода в среднем профессиональном образовании возникают различные проблемы: отсутствие у многих преподавателей мотивации к изменению своей деятельности, необходимой для реализации компетентностного подхода, преподаватели затрудняются в отборе нового содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, неумение оценивать уровень сформированности компетенций, отсутствие опыта ведения занятий в интерактивных формах, а также трудности, связанные с недостаточной готовностью преподавателей разрабатывать учебно-планирующую документацию в соответствии с требованиями компетентностного подхода.

Нами не обнаружены исследования, посвященные практической реализации ком-петентностного подхода в среднем педагогическом образовании, где на основе выше обозначенных проблем были разработаны способы вовлечения педагогов в деятельность по реализации компетентного подхода и предложены средства его реализации.

В ходе экспериментальной работы, которая проводилась нами на базе Пермского педагогического колледжа физической культуры и спорта, изучалась проблема

© Гаманенко Н. П., 2014

внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Мы начали исследование с выявления проблем, препятствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом колледже, затем перешли к разработке и изучению эффективности различных способов вовлечения педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода, после чего мы обратились к изучению процесса внедрения педагогических средств реализации компетентностного подхода в работе со студентами и изучению влияния этих средств на качество образовательного процесса.

Первый этап исследования позволил определить степень готовности педагогов колледжа к деятельности по освоению и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Для определения уровня готовности педагогов к реализации компетентностного подхода мы разработали опросник, нацеленный на выяв-

ление того, насколько педагоги понимают суть компетентностного подхода, осознают необходимость его внедрения в образовательный процесс, каким образом выстраивают учебное занятие, ориентированное на развитие компетенций у студентов, применяют ли в процессе преподавания интерактивные формы занятий, как организуют внеаудиторную самостоятельную работу студентов, насколько готовы к разработке учебно-планирующей документации в соответствии с требованиями компетентностно-го подхода. Нами были выделены те аспекты образовательного процесса, которые должны подвергнуться существенному изменению при реализации компетентност-ного подхода в среднем профессиональном образовании, результатом этой работы стало составление шкалы готовности педагога к реализации компетентностного подхода в колледже (интерпретация уровней готовности представлена в таблице 1).

Таблица 1.

Интерпретация уровней готовности педагогов колледжа к реализации компетентностного подхода

Уровень готовности преподавателя Интерпретация уровней готовности

Высокий Понимает суть компетентностного подхода, умеет обосновывать необходимость его внедрения в среднее профессиональное образование. Использует в преподавании интерактивные формы и методы проведения учебных занятий, структура проводимых учебных занятий соответствует логике компетентностного подхода. Организует и осуществляет самостоятельную работу студентов на компетентностной основе, оценивает результаты самостоятельной работы соответствующими методами контроля. Самостоятельно разрабатывает учебно-планирующую документацию в логике компетентностного подхода.

Средний Понимает необходимость внедрения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании. Затрудняется с определением сути компетентностного подхода. Владеет теорией интерактивных форм и методов проведения учебных занятий, но редко использует их в практике. Организует и осуществляет самостоятельную работу студентов, оценивает результаты самостоятельной работы не в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Испытывает затруднения в разработке учебно-планирующей документации в логике компетентностного подхода.

Низкий Затрудняется с определением сути компетентностного подхода. Занятия проводит традиционно, не использует интерактивные формы и методы проведения учебных занятий. Слабо ориентируется в организации и оценивании самостоятельной работы студентов. Не может самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию.

Изучался уровень готовности к реализации компетентностного подхода у 45 преподавателей колледжа. Выявлено три группы преподавателей с различной степенью готовности. Высокий уровень готовности продемонстрировали 19% преподавателей, 60% - средний уровень готовности, и 21% показали низкий уровень готовности.

В группу с низким уровнем готовности вошли преимущественно «возрастные» преподаватели, которые не готовы к изменению своей профессиональной деятельности и не уверены в том, что компетентностный подход улучшит качество подготовки студентов.

В группу со средним уровнем готовности вошли как педагоги с опытом работы до 15 лет, так и молодые преподаватели, в этой группе преподаватели не до конца понимают суть компетентностного подхода, испытывают трудности как в использовании интерактивных форм и методов проведения занятий, так и в конструировании компетентно-стно ориентированного занятия, затрудняются самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию в логике ком-петентностного подхода, но готовы к изменениям своей педагогической практики по освоению новых подходов обучения, кор-

рекции целей образовательной деятельности, поэтому мы предполагали, что при организации специальной деятельности с коллегами эта группа преподавателей может быть вовлечена в процесс, связанный с внедрением компетентностного подхода.

Группу с высокой степенью готовности составили преподаватели, которые понимают суть компетентностного подхода, систематически проводит учебные занятия в интерактивных формах, умеют организовывать и контролировать самостоятельную работу студентов, готовы самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию, т. е. практически готовы к реализации компетентностного подхода или уже его осуществляют.

Поиск способов включения педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода вывел нас на использование интерактивных методов в работе с ними. Мы предположили, что преподаватель, находясь сам в позиции активного деятеля, интериоризирующего суть

компетентностного подхода, овладевающий в игре способами его использования в работе со студентами, сможет обрести опыт, который впоследствии будет применять в практической деятельности.

Наиболее эффективными методами интерактивного взаимодействия для нашего исследования оказались организационно-дея-тельностные игры (ОДИ), «мозговые штурмы», коллективное решение творческих задач (КРТЗ), деловые игры, круглые столы. Именно эти методы, используемые в специальной последовательности, позволили нам осуществить работу с преподавателями, спроектировать обучающие мероприятия, так чтобы их результатом стала коррекция педагогического мировоззрения педагогов, осознание сущности компетентностного подхода, и определение путей его реализации. Был составлен план мероприятий таким образом, что в зависимости от содержания деятельности подбирался соответствующий интерактивный метод (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Мероприятия по освоению педагогами компетентностного подхода с применением интерактивных методов обучения

№ п/п Содержание деятельности Организационная форма Участники Результат

1 Освоение коллективом сути компетентностного подхода, аргументация его внедрения в профессиональное образование Мозговой штурм Весь педагогический коллектив, администрация Осознание педагогическим коллективом сути компе-тентностного подхода, понимание его и внедрение в профессиональное образование

2 Разработка модели желаемого выпускника колледжа Деловая игра Весь педагогический коллектив, представители базовых школ, студенты Разработанная модель желаемого выпускника колледжа

3 Технология организации и проведения учебного занятия в рамках компетентностного подхода Деловая игра Весь педагогический коллектив Овладение технологией проведения компетентностно ориентированного занятия

4 Организация образовательного процесса в компетентностном формате 1.Особенности организации практики в условиях реализации компе-тентностного подхода 2.Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в рамках компетентност-ного подхода З.Особенности организации внеаудиторной работы со студентами ОДИ Весь педагогический коллектив, администрации, руководители практики, методист колледжа Разработанные инструкции о практике, рекомендации преподавателям по разработке методических рекомендаций для студентов по организации самостоятельной работы, инструкции по разработке внеаудиторных занятий

5 Разработка учебно-планирующей документации: рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик Обучающий семинар, КРТЗ Весь педагогический коллектив, методист, зам по УВР Разработанные составляющие учебно-методических комплексов (УМК)

6 Осуществление контроля и оценки качества образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода ОДИ Весь педагогический коллектив, зам по УВР, методист Разработанные рекомендации по составлению фонда оценочных средств (ФОС)

7 Обсуждение хода решения проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода в среднем педагогическом образовании Круглый стол Преподаватели колледжа и приглашенные преподаватели других образовательных учреждениях Пермского края Анализ опыта педагогов по реализации компетентност-ного подхода в работе со студентами. Разработанные рекомендации по продолжению этой деятельности.

Для определения эффективности при- подхода были разработаны критерии (см.

меняемых способов вовлечения педагогов в таблицу 3).

освоение и реализацию компетентностного

Таблица 3.

Критерии эффективности применяемых способов вовлечения педагогов в инновационную деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода

№ Показатель Метод диагностики

1 Динамика активности преподавателей в ходе проведенного занятия при обсуждении рассматриваемых вопросов Наблюдение экспертов

3 Частота и эффективность проведения занятий в интерактивных формах Анализ занятий экспертами с использованием технологической карты

5 Проведение занятий с ориентированностью на формирование компетенций Анализ занятий экспертами с использованием технологической карты

6 Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов Мониторинг разработанных методических рекомендаций, изучение способов мониторинга и оценки качества самостоятельной работы студентов

4 Разработка преподавателями учебно-планирующей документации в логике компетентностного подхода Мониторинг работы преподавателей по составлению учебно-методических комплексов

7 Обратная связь от преподавателя по результатам проведенного каждого мероприятия Заполнение «листа откровения» с оценкой мероприятия и ответов на вопрос о его практической полезности

Обратимся к оценке результатов работы по вовлечению педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода в колледже.

Если в процессе «мозгового штурма», с которого мы начали работу с коллективом, было выявлено отсутствие единого понимания педагогами необходимости внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование, большая часть коллектива затруднялась с определением сути компетентностного подхода, при обсуждении вопросов преподаватели затруднялись самостоятельно формулировать причины, обосновывать целесообразность внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование, анализируя свое отношение по итогам проведения интерактивного занятия, 43% преподавателей отметили в «листах откровения» его полезность; активность в процессе проведения занятия наблюдалась у 32% участников, то в результате проведенных «деловых игр», которые следовали за «мозговым штурмом», педагоги, интериоризируя сущность компетентностного подхода, осознав целесообразность его внедрения, смогли разработать модель желаемого выпускника колледжа, спроектировать достижение конечных результатов обучающихся (общие и профессиональные компетенции); кроме того мы наблюдали повышение активности у 45% преподавателей, и в заполненных «листах откровения» 68% преподавателей определили полезность деловых игр.

Следующим шагом в работе с преподавателями были организационно-деятель-ностные игры (ОДИ), после их проведения мы обнаружили, что данный метод оказался наиболее продуктивным для решения вопросов, связанных с организацией образова-

тельного процессе в компетентностном формате. Преподаватели в ходе ОДИ смогли разработать технологическую карту проведения учебного занятия в логике компетент-ностного подхода, проект организации и осуществления практики студентов в условиях реализации компетентностного подхода, внесли предложения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и составили алгоритм для разработки методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов, разработали проекты компетентностных заданий, разработали конкретные мероприятия внеаудиторной профессионализирующей деятельности студентов (дискуссионные клубы, деловые и ролевые игры и т. д.).

Кроме того, фиксируем повышение активности при обсуждении вопросов у 67% педагогов, и 82% преподавателей отметили полезность проведения ОДИ в заполненных «листах откровения».

Проблемы, возникающие в ходе разработки учебно-планирующей документации в соответствии с требованиями компетент-ностного подхода (ФГОС), мы решали, используя метод решения творческих задач. В нашем случае творческой задачей являлась разработка программ читаемых курсов в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Мы разделили коллектив на несколько малых групп по циклам дисциплин, каждую группу возглавил эксперт- методист. Для проведения экспертизы разработанных материалов был создан экспертный совет, в ходе групповой работы были созданы ком-петентностно ориентированные рабочие программы и соответствующие методические рекомендации для студентов. Полезность проведенного занятия 87% преподавателей оценили как высокую.

Завершал цикл работы с преподавателями круглый стол по обмену опытом реализации компетентностного подхода в работе со студентами. Для участия в работе круглого стола были приглашены преподаватели других образовательных организаций среднего профессионального образования Пермского края.

В ходе работы круглого стола преподаватели колледжа делились опытом своей работы: проведения занятий ориентированных на формирование компетенций общих и профессиональных, внедрения интерактивных форм проведения занятий.

Были представлены презентации занятий, прочитаны доклады о проведении мониторинга формирования общих профессиональных компетенций и овладения ими.

На круглом столе был поднят вопрос педагогов-практиков об организации внеаудиторной самостоятельной работы, преподаватели колледжа поделились освоенными подходами к организации и осуществлению самостоятельной работы студентов, провели презентации методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Педагогика», «Психология», «Английский язык», «Философия», «Физиология с биохимией» и др.

Преподаватели знакомили коллег с опытом составления программ производственных практик, ориентированных на формирование профессиональных компетенций.

Результаты работы свидетельствуют, что система используемых средств «втягивания» педагогического коллектива в освоение и реализацию компетентностного подхода достаточно эффективна. Если в на-

чале эксперимента группа педагогов с высоким уровнем готовности к освоению и реализации компетентностного подхода включала 19% опрошенных, то после завершения работы в нее вошли 52% преподавателей, количество преподавателей со средним уровнем уменьшилось с 60% до 41%, в группе с низким уровнем готовности входят теперь лишь 7% преподавателей.

Результаты самоотчетов участников эксперимента, анализ их практической деятельности показали:

> 73% преподавателей научились выстраивать учебное занятие в логике компе-тентностного подхода;

> 58% преподавателей овладели навыками самостоятельной разработки контрольно-оценочных средств;

> 57% преподавателей научились составлять методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы в логике компетентностного подхода;

> 68% преподавателей расширили использование интерактивных методов обучения при работе со студентами;

> 65% преподавателей овладели практическими навыками разработки учебно-планирующей документации в логике ком-петентностного подхода.

Изложенное выше позволяет утверждать, что предложенная система работы с педагогическим коллективом позволяет осуществить коррекцию мировоззрения педагогов и обеспечить совершенствование образовательного процесса в требуемом направлении (в нашем случае - в направлении реализации компетентностного подхода в образовательном процессе колледжа).

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук О. Л., Сиренко С. Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов / под общ. ред. О. Л. Жук. Минск : РИВШ, 2007.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. М. : МПСИ, 2005.

3. Мартынюк О. И., Медведева И. Н., Панькова С. В., Соловьева И. О. Опыт формирования компе-тентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования // Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия образования: методология, теория, практика». М., 2006.

4. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. Воскресенск, 2012.

5. Селезнева Н. А. Проблема реализации компетентностного полхода к результатам образования/высшее образование в России. №8. 2009. С. 3-9.

6. Темняткина О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода : метод. пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.