УДК/ UDC: 377 Ф. Ш. Мухаметзянова,
доктор педагогических наук, профессор, директор ФГОУ СПО «Казанский государственный профессионально-педагогический колледж», Россия, г. Казань, [email protected]
Н. Б. Пугачева,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», Россия, г. Казань, [email protected]
Ю. Ю. Теренина,
заместитель директора ФГОУ СПО «Казанский государственный профессионально-педагогический колледж», Россия, г. Казань, [email protected]
Farida Mukhamedzyanova,
Doctor of pedagogics, professor, principal of Kazan State Vocational Pedagogical College, Russia, Kazan, [email protected]
Nathalie Pugacheva,
Doctor of pedagogics, deputy director of the Institute of Pedagogy and Psychology for Professional Education in Russian Academy of Education, Russia, Kazan, [email protected]
Julia Terenina,
deputy director of Kazan State Vocational Pedagogical College, Russia, Kazan, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА1
PEDAGOGICAL ASSESMENT OF QUALITY OF THE TRAINING AND METHODIC MAINTENANCE OF EDUCATIONAL SECONDARY VOCATIONAL CURRICULUM ON THE BASIS OF MODULE AND COMPETENCE APPROACH
Предлагаемая статья описывает опыт педагогической оценки УМО на основе модуль-но-компетентностного подхода. Раскрывается понятие учебно-методического обеспечения как системы учебно-программной документации и учебно-методических средств, диагностических методик и учебных материалов для организации учебно-воспитательного процесса, самостоятельной работы обучающихся и интенсификации деятельности преподавателя; перечислены его основные компоненты. Раскрыто понятие педагогической оценки, пред-
ставлены функции, в которых она может проявляться, принципы, на которых основывается педагогическая оценка. Описан эксперимент по реализации педагогической оценки учебно-методического обеспечения на основе модульно-компетентностного подхода.
The offered paper describes an experience of pedagogical assessment of the training and methodic maintenance on the basis of module and competence approach. The notion of the training and methodic maintenance is presented as a system of study curriculum documentation and the training and me-
1 По результатам «круглого стола» «Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании как стратегия и тактика становления будущего специалиста», г. Москва, 2010 г.
thodic means, diagnostic techniques and learning materials for study arrangement, independent work and teacher's activity intensification; major components of the approach are listed. The paper gives the notion of pedagogical assessment; it provides the functions via which it may be carried out, its basic principles are shown. We have a description of an experiment on pedagogical assessment of the training and methodic maintenance realization in accordance with of module and competence approach.
Ключевые слова: педагогическая оценка, учебно-методическое обеспечение, мо-дульно-компетентностный подход, эксперимент.
Keywords: pedagogical assessment, training and methodic maintenance, module and competence approach, experiment.
Актуальность опытно-экспериментальной работы обусловлена модернизацией профессионального образования, которая проходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформировали новые образовательные потребности населения, но и обусловили развитие коммерциализации профессионального образования, создание рынка образовательных услуг, а также комплексной системы управления качеством профессионального образования. В узком смысле качество профессионального образования может рассматриваться как категория, характеризующая результат учебнообразовательного процесса, отражающего уровень сформированности у выпускников общетеоретических знаний, профессиональных компетенций и личностных качеств. Однако переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабо-
чее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.
Понятие «обеспечение» может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность средств, инструментов, условий, которые служат решению определенных задач, а с другой, - в качестве процесса создания и предоставления упомянутых выше средств и условий. Учебно-методическое обеспечение представляет собой систему учебно-программной документации и учебно-методических средств, диагностических методик и учебных материалов для организации учебно-воспитательного процесса, самостоятельной работы обучающихся и интенсификации деятельности преподавателя. Основными компонентами учебно-методического обеспечения могут быть: учебники, методические и учебные пособия, методические рекомендации по изучению учебного предмета, методики контроля учебной деятельности студентов, методики организации самостоятельной работы студентов, справочники, опорные конспекты, электронные носители учебной информации. Качество - это интегративная категория, которая отражает и структурносодержательный аспект рассматриваемого объекта и его социальную ценность, востребованность и функциональность. Качество учебно-методического обеспечения образовательных программ СПО характеризует потенциал колледжа, результаты учебнообразовательного процесса, соответствие среднего профессионального образования установленным нормам (ФГОС). В рамках последней аккредитации образовательных программ преподаватели и мастера профессионального обучения представили полный пакет учебно-методического обеспечения образовательных программ, что позволило колледжу получить высокую оценку подтверждения своего статуса и типа образовательного учреждения (результат и показатель соответствия составил 98 %).
Педагогическая оценка определяется нами как познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных про-
цедур с целью вынесения суждения о качестве учебно-методического обеспечения образовательных программ и проводимая для повышения качества среднего профессионального образования.
Педагогическая оценка может иметь конструктивную и объединяющую функции. Если оценка имеет конструктивную функцию, она ориентирована на то, чтобы улучшить компоненты учебно-методического обеспечения, усовершенствовать его структуру и процедуру, разработать рекомендации по его оптимизации. В данном случае экспертами выступают субъекты учебно-воспитательного процесса колледжа. Если оценка имеет объединяющую функцию, то основное внимание уделяется отчетности в процессе аттестации или аккредитации. Такая оценка основывается на данных и показателях. В данном случае экспертами выступают специалисты органов управления образования и члены государственно-общественных организаций.
Теоретическим основанием педагогической оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ становится модульно-компетентностный подход, ориентирующий субъектов учебно-образовательного процесса на формирование у студентов компетенций, нравственных, социальных и личностных качеств. Структурообразующими компонентами педагогической оценки качества учебнометодического обеспечения образовательных программ являются учебно-программная документация и учебно-методические средства, диагностические методики, учебные материалы для организации учебновоспитательного процесса, самостоятельной работы студентов и интенсификации деятельности преподавателя. Педагогическая оценка качества учебно-методического обеспечения образовательных программ опирается на совокупность следующих принципов:
1. Принцип системности, который рассматривает учебно-методическое обеспечение образовательных программ как систему дидактических средств, обуславливающих содержание и технологии обучения, и учебно-программной документации, определя-
ющей методику учебно-образовательного процесса, а оценку качества учебно-методического обеспечения - как составляющую мониторинга результативности и качества профессиональной подготовки. Для реализации данного принципа в колледже ежегодно проектируется комплексно-целевая программа мониторинга. Результаты мониторинга выносятся на обсуждение методического и педагогического советов, а также совета по качеству. Опыт работы в данном направлении был представлен на республиканском семинаре-практикуме заместителей директоров по учебной работе ссуз РТ на тему «Управление развитием качества на основе модульно-компетентност-ного подхода».
2. Принцип интеграции, обеспечивающий устойчивое взаимодействие субъектов образовательных правоотношений в процессе оценочной деятельности, директивную регламентацию их прав и обязанностей и готовность педагогов к оценке качества учебно-методического обеспечения. Реализация данного принципа обусловила создание балльно-рейтинговой оценки результативности и качества деятельности преподавателей на основе КР1- технологии. Важным компонентом в данной структуре является самооценка.
3. Принцип компаративизма, опосредующий мониторинг качества учебно-методического обеспечения образовательных программ и консультативно-развивающий характер оценки. Для этого в колледже создан совет по качеству.
Современные требования к оценке качества учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе мо-дульно-компетентностного подхода включают: соответствие учебно-программной
документации и учебно-методических средств федеральным государственным образовательным стандартам общего среднего образования; отбор учебных материалов в соответствии с целями образовательных программ; взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики преподавания; установление интегративных связей между учебными предметами; системная целостность предметного
содержания, учебных умений и навыков; единство содержания и аппарата организации усвоения знаний.
Эксперимент показал, что качество учебно-методического обеспечения образовательных программ начинается с изучения потребностей в нем, так как именно на этом этапе определяется его общий замысел, формируется концепция, устанавливаются параметры и характеристики. Предупредительными мерами могут быть: изучение учебной и методической литературы по тематическому составу; выявление закономерностей прироста изданий конкретных видов. Поэтому критерии педагогической оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода могут включать:
1) качество информационного (предметного) уровня: соответствие федеральным государственным образовательным стандартам; преемственность содержания учебного материала и доступность его изложения;
2) качество дидактического уровня: многоуровневый и разнообразный методический аппарат; сбалансированное и продуктивное включение диагностических методик, справочников; изложение учебного знания с учетом закономерностей учебнопрофессиональной деятельности студентов;
3) качество воспитательно-развивающего уровня: эмоционально-образное изложение учебного материала; формирование у студентов нравственных, социальных и личностных качеств.
Нами выделены следующие этапы педагогической оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ: констатирующий, на котором выявляется состояние учебно-методического обеспечения, и консультативно-развивающий, на котором разрабатываются научно-методические рекомендации по его корректировке и оптимизации.
Механизм педагогической оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода включает следующие компоненты:
основания для проведения; определение основной функции педагогической оценки (конструктивной/объединяяющей) учебно-методической документации и учебно-методических средств, подлежащих оцениванию; назначение группы экспертов; научно-методическая экспертиза представленной документации и средств; внедрение в учебно-образовательный процесс; определение эффективности учебно-методических документов и учебно-методических средств, их влияние на качество профессиональной подготовки будущих специалистов.
Педагогические условия реализации современных требований к оценке качества учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода включают: готовность преподавателей к оценке качества учебно-методического обеспечения; мониторинг качества учебно-методического обеспечения образовательных программ.
Готовность преподавателей к оценке качества учебно-методического обеспечения - качественная характеристика личности, включающая методологическую компетенцию, способность к педагогическому творчеству, установку на оценочную деятельность и влияющая на ее профессиональное самоопределение и самосовершенствование, соответствие требованиям специальности, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной деятельности и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии школьников. Психологическими предпосылками формирования готовности педагогов к оценочной деятельности являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Затрудняют формирование готовности пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт.
Мониторинг качества учебно-методического обеспечения образовательных программ представляет собой непрерывную научно обоснованную диагностико-про-гностическую оценку, позволяющую сопо-
ставить полученные результаты с предполагаемыми или заданными изначально и сформировать в колледже единое учебнометодическое пространство.
К основным функциям данного мониторинга отнесены: 1) ориентирующая, направленная на документирование процесса оценивания и автоматизацию документооборота; 2) диагностическая, включающая подготовку контрольно-измерительных материалов; 3) коррекционная, проявляющаяся в непрерывном совершенствовании учебно-методического обеспечения образовательных программ.
К методам мониторинга качества учебно-методического обеспечения образовательных программ отнесены:
1) экспертиза учебников, методических и учебных пособий, методик организации самостоятельной работы студентов, справочников, опорных конспектов, электронных носителей учебной информации методических рекомендаций по изучению учебного предмета, методик контроля учебной деятельности студентов;
2) рейтинговый анализ профессиональной деятельности преподавателей;
3) учебно-профессиональные достижения студентов по отдельным предметам и их динамика.
С преподавателями были проведены научно-методические мероприятия: деловые игры; подготовка и защита проектов учебно-методического обеспечения на примере образовательных программ по специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям); «круглые столы», с целью обсуждения проблем оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ; научно-методические конференции с приглашением авторов учебной литературы. Были выявлены позитивные изменения в качестве учебно-методического обеспечения образовательных программ: усилилось стремление преподавателей к самосовершенствованию, самовыражению, научной и учебно-методической работе; в учебно-образовательный процесс активно включены вариативные виды само-
стоятельной работы студентов, проектный и кейс-метод обучения на основе материала учебников; имеет место рост учебнопрофессиональных достижений студентов, а также увеличение степени соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Анализируя полученные результаты, мы выявили три группы критериев педагогической оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе модульно-компетент-ностного подхода. Каждая группа критериев имеет ряд показателей:
1) качество информационного (предметного) уровня: соответствие федеральным государственным образовательным стандартам; преемственность содержания учебного материала и доступность его изложения;
2) качество дидактического уровня: многоуровневый и разнообразный методический аппарат; сбалансированное и продуктивное включение диагностических методик, справочников; изложение учебного знания с учетом закономерностей учебнопознавательной деятельности студентов;
3) качество воспитательно-развивающего уровня: эмоционально-образное изложение учебного материала; формирование у студентов компетенций, нравственных, социальных и личностных качеств.
Установлено, что учебно-методическое обеспечение конкретизирует учебно-образовательные цели в виде содержания и методов обучения, представляет собой технологию реализации образовательных целей, формирования компетенций, нравственных, социальных и личностных качеств студентов. Качество учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода обуславливает общую направленность профессиональной подготовки; формирование у студентов профессионального мировоззрения и готовности к обучению на протяжении всей жизни.