дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е. Ю. Комарова, преподаватель, Екатеринбургский профессиональный лицей имени В. М. Курочкина, г. Екатеринбург, Россия, ekurk@mail.ru
НАВИГАТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
Одним из аспектов эффективной организации образовательного процесса и формирования мотивации при изучении дисциплин в профессиональном лицее является качественное методическое сопровождение педагогами всей образовательной деятельности обучающихся.
В самом начале процесса обучения заявляет о себе проблема организации самостоятельной учебной деятельности поступивших в профессиональный лицей. Результаты наблюдений и собеседования подтверждают, что обучающиеся не привыкли проявлять инициативу, не умеют проектировать собственную образовательную деятельность, у них нет желания учиться, они чаще всего испытывают трудности в самоорганизации. Поэтому необходимо создать условия для повышения мотивационной потребности в интеллектуальном развитии и освоении профессии. Чрезвычайно важную роль на начальном этапе образования приобретает мотивация развития самостоятельной познавательной деятельности.
Целевые установки в ходе образова тельного процесса в профессиональном ли
Разработка навигатора интеллектуально-профессионального развития по каждой дисциплине определит в целом совокупность признаков освоения конкретной компетенции.
цее требуют от обучающегося ориентации на приобретение «способности самостоятельно ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т. е. каждый обучающийся должен становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным»1.
Стратегия проекта Федерального государственного стандарта по общему образованию нацеливает:
«во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения обучающегося в учебном предмете;
во-вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений обучающегося;
в-третьих, на обогащение педагогического и управленческого арсенала;
- в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования»2.
Стандарт задает перспективу возможного, где инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса выступает как мотивированная, целенаправ-
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ ^
журнал научных публикаций V
ленная и опосредованная учебная деятельность.
В профессиональном лицее обучающийся должен почувствовать свою ответственность, компетентность и профессионализм. Данные качества необходимы для будущего специалиста, который стремится выстроить собственную профессиональную карьеру.
Учитывая, что в профессиональном ли- =
цее обучающиеся параллельно с дисциплинами профессионального цикла получают общее среднее образование, основная профессиональная образовательная программа для каждой профессии должна соответствовать требованиям стандарта начального профессионального образования, стандарта общего среднего образования и стандарта на профессию. Отсюда требования к спектру компетенций, овладение которыми обеспечит обучающемуся адаптацию в социуме и профессиональную карьеру.
Индивидуальная образовательная траектория как персональный путь развития интеллектуально-профессионального личностного потенциала требует соответствующей методической поддержки, выработки приемов и методов организации индивидуальной учебной деятельности, освоения поисковых форм организации деятельности.
С этой целью в лицее автором разработан и предложен навигатор интеллектуально-профессионального развития обучающихся (НИПР), прилож. 1.
В системе оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся он исполняет роль путе- -
водителя. Учитывая, что обучающиеся первого курса стоят перед проблемой организации своей деятельности в новом образовательном учреждении, в новых условиях начального профессионального образования, где параллельно с общеобразова тельными предметами вводятся общетехни
Обучающиеся не привыкли проявлять инициативу, не умеют
проектировать собственную образовательную деятельность, у них нет желания учиться, они чаще всего испытывают трудности в самоорганизации.
Методика работы с навигатором интеллектуально-профессионального развития имеет целевую установку на «формирование умений самоорганизации в обучении, самоподготовки и самоконтроля»
ческие и специальные дисциплины, где оценивание должно осуществляться на каждом занятии, возникает необходимость оказания методической помощи в организации дея-
- тельности обучающихся. Они должны с самого начала представлять весь объем необходимых знаний и умений для формирования способности стать профессионалом-специалистом.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе навигатор вводит обучающихся в систему оценивания компетенций, определенных региональным областным компонентом Государственно -го образовательного стандарта начального профессионального образования для общих (ключевых) компетенций, на основе функциональных карт по профессии для профессиональных (полипрофессиональных и специальных) компетенций. Каждая изучаемая дисциплина практически развивает весь спектр общих компетенций, характеризующийся специфическими признаками именно для данного предмета. Информатика, как общеобразовательная дисциплина, имеет свои признаки освоения общих компетенций, которые важны для интеллектуального развития и получения профессии. Разработка навигатора интеллектуально-профессионального развития по каждой дисциплине определит в целом совокупность признаков освоения конкретной компетенции.
Навигатор интеллектуально-профессионального развития предназначен для повышения мотивации обучающихся в процессе обучения и организации самообразо-
- вания, поэтому в начале навигатора приведен перечень общих (ключевых) и профессиональных компетенций, где обучающийся знакомится со спектром компетенций, формируемых в данном предмете или дисциплине.
Далее в нем приведен открытый план занятий при изучении данной дисциплины,
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
обозначены практические работы, которые необходимо выполнить. Для каждого раздела плана условно обозначены компетенции, подлежащие освоению. Определены контрольные точки, которые являются обязательными для получения положительной оценки при текущей, рубежной и завершающей аттестации. Для кон- =
трольных точек текущей аттестации приведены примеры заданий. Для рубежной и завершающей аттестации сформулированы условия выполнения аттестационных работ.
Таким образом, обучающийся в самом начале изучения дисциплины получает представление об объеме необходимых работ для положительной аттестации и освоения компетенций. Одновременно открытость плана и заданий мотивирует на самостоятельное изучение отдельных тем, досрочное представление практических работ преподавателю и получение высокой положительной оценки и ориентации в случае пропуска занятий.
Предъявление выполненных заданий в срок оценивается по всей шкале оценок (в зависимости от качества), от «удовлетворительно» до «отлично».
Открытость плана и заданий мотивирует на самостоятельное изучение отдельных тем, досрочное представление практических работ преподавателю и получение высокой положительной оценки и ориентации в случае пропуска занятий.
При предъявлении выполненных заданий с опозданием оценка выставляется только удовлетворительная (зачтено).
Навигатор по информатике позволяет обучающемуся использовать собственные домашние ресурсы (компьютер, Интернет) для выполнения заданий и организации самостоя-= тельной работы по дисциплине.
Методика внедрения навигатора интеллектуально-профессионального развития предполагает разработку педагогом навигатора в целом на предмет, а при большом количестве часов — на отдельные темы или полугодие.
Предъявление и выдача навигатора интеллектуально-профессионального развития по предмету должны осуществляться на первом занятии. Навигатор служит информационным источником и для родителей, которые могут оказать помощь обучающемуся, что актуально для условий лицея, т. к. наблюдается преемственность поколений и часто непосредственно по профессии, которую освоили родители.
Навигатор интеллектуально-профессионального развития (НИПР) по предмету служит для самоорганизации и текущего контроля. Он позволит обучающемуся видеть панораму и перспективы изучения каждого отдельного предмета, выполнять задания в опережающем режиме, т. е. осуществлять самообразование, и самостоятельно оценивать свои достижения, сравнивая с образцом.
Информатика в силу своей актуальности для обучающихся в настоящее время имеет широкий спектр признаков общих компетенций и частично даже профессиональных (знакомство с журналами по отрасли и профессии, поиск в Интернете современных достижений в области осваиваемой профессии). Проблемы формирования общих и профес-
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ (ÄR)
журнал научных публикаций V
сиональных компетенций широкого спектра признаков служат повышению мотивации к освоению компетенций и интеллектуально-профессиональному развитию.
После первого курса обучающийся уже глубоко вводится в профессию и осваивает профессиональные компетенции.
Методика работы с навигатором интеллектуально-профессионального развития имеет целевую установку на «формирование умений самоорганизации в обучении, самоподготовки и самоконтроля»3.
Обозначение контрольных точек текущей, промежуточной (рубежной и завершающей) и итоговой аттестации во многом способствует повышению мотивации к освоению компетенций, конкретизации требований к профессиональной подготовке и интеллектуальному развитию.
Использование навигатора в учебном процессе позволило на уровне требований стандарта обеспечить образовательный процесс в группах по профессии «Станочник» и обучающихся — выпускников специальных коррекционных школ по профессии «Токарь-универсал» и положительно оценить формирование общих и профессиональных компетенций.
Результаты апробации подтверждают использование навигатора в качестве методического обеспечения преподавателя и обучающегося.
При организации самообразования навигатор интеллектуально-профессионального развития обеспечивает следующие функции:
— мотивационная — позволяет самостоятельно осуществлять опережающее обучение;
— организационная — конкретизирует процесс обучения, обеспечивает организацию самообразования;
— координирующая — уточняет оценочный процесс при выполнении практиче-
ских заданий и прохождении контрольных точек;
— обратной связи — обеспечивает открытость образовательного процесса при взаимодействии субъектов.
Навигатор интеллектуально-профессионального развития в комплексе методического сопровождения образовательной деятельности направлен на освоение ком-петентностного подхода, ориентирован на требования стандартов, совершенствование образовательного процесса, повышение мотивации к обучению, стимулирование процесса самообразования и индивидуализацию учебного процесса в группе обучающихся.
1. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] URL: http://www.ed.gov. ru/priorprojectedu (дата обращения: 11.05.2011).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет). М., 2008.
3. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области. Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2005 года № 1107-ПП «О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области». Екатеринбург, 2005.
Приложение 1
Навигатор интеллектуально-профессионального развития по предмету «Информатика и ИКТ» Изучение предмета «Информатика и ИКТ» позволит Вам сформировать следующие компетентности:
Общие компетентности Профессиональные компетентности
ОК-1 Работа с профессионально-ориентированной информацией ПК-7.3 Анализировать дополнительные источники информации
ОК-2 Организация профессиональных коммуникаций ПК-8.1 Рационально организовывать рабочее место
ОК-3 Решение профессиональных проблем ПК-25 Осуществлять контроль выполненных работ
ОК-4 Проектирование профессиональной карьеры
ОК-5 Осуществление социально-профессионального развития
ОК-6 Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять устойчивый интерес
ОК-7 Исполнять воинскую обязанность, применять профессиональные знания
|п
№ урока Тема Сам-раб Практическая работа Проверочная работа Контрточка Компетенция
1. Первый уровень Информатика ОК-1 ПК-8.1 ПК-25
1 Введение. Информатика Основные аспекты информатики
2. Информация 5 час 2 ОК-1 ПК-8.1
2 Информация. Виды информации Основные понятия и виды информации Примеры информации
3 Информационные процессы Понятие информационных процессов Виды информационных процессов
4 Информационная культура Информатизация общества Компьютерная этика
5 Информационные основы процессов управления Схема управления объектом Управляющая система Примеры Самоуправляющих систем
=1
гп Д
А
~1
О
А
=1
О Х
О ь
о
аз
6 Информатизация общества Информационная культура ТА-1 ОК-1 -5, ПК-7.3 ПК-8.1
2. Второй уровень. Применение информационных технологий ОК-1-5 ПК-7.3
59.... Текстовый редактор MS Word Понятие документа Размер и начертание шрифта Создание, редактирование, форматирование документа ПК-8.1 ПК-25
ОК-1-5 ПК-7.3
78 Электронная почта 1 Создание учетной записи ПК-8.1 ПК-25
79 Система поисковиков Google, mail, Яндекс ТА-10
80 Зачет Тест ПА-2
m
7s А СП "О сг 2 О
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№ урока Тема № лаб. раб. Задание Контрольная точка Компетенция
1-2... Ввод и редактирование текста 1 Ввод и редактирование заданного текста Титульный лист Содержание ОК-1-5 ОК-6,7 ПК-7.3 ПК-8.1
21 Зачет ПА-1 ПК-25
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ТА-1 Задание: Пояснить определения: 1. Что такое информация? 2. Продолжите фразу: Информационная культура — это 3. Приведите примеры самоуправляющих систем. ТА-2............. ТА-10 Назовите самые распространенные поисковые программы Запишите адрес электронной почты ПА-1 Курсовая работа Реферат, эмблема профессии, Презентация. ПА-2 ТЕСТ: Информация, компьютер, текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы БИЛЕТЫ ЕГЭ
|>
I is! i П
f n
I s