Научная статья на тему 'Профили бакалавриата по направлению Политология'

Профили бакалавриата по направлению Политология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профили бакалавриата по направлению Политология»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030200 ПОЛИТОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")*

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО — высшее профессиональное образование;

ООП — основная образовательная программа;

ОК — общекультурные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

УЦ ООП — учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)** и соответствующая квалификация (степень) приведены в табл. 1.

*) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «Магистр») будет опубликован в № 4 2011.

**) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск ? ц

Наименование ООП Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наименование Трудоемкость (в зачетных едини

ООП бакалавриата 62 бакалавр 4 года 240***)

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в табл. 1, на основании решения ученого совета высшего Учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

— общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования в качестве учителей обществознания и политологии (распространяются на выпускников вузов, где обеспечивается получение квалификации "Преподаватель");

— академические и научно-исследовательские организации, связанные с политологической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;

— органы власти и управления, редакции СМИ в качестве сотрудников, способных к участию в разработке и осуществлении реализуемых данными органами решений;

— аппараты политических партий, коммерческие и общественные структуры, осуществляющие организационную, проектную, консультативную, исследовательскую, аналитическую и информационную

***) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

деятельность в сфере политики, в качестве сотрудников, способных к участию в разработке и осуществлении реализуемых данными структурами решений.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

— различные сферы общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Российской Федерации и мира. В собственно политической сфере — это прежде всего структуры государственной власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), политические партии и общественно-политические движения, международные институты и организации. В социокультурном плане — политическая культура и общественное сознание, политические настроения в обществе, политические и этнополитические конфликты, региональные процессы. В экономическом аспекте — взаимодействие власти и бизнеса, политические интересы и устремления различных групп экономического сообщества.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 030200 Политология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

— научно-исследовательской;

— педагогической (для вузов, дающих квалификацию "преподаватель");

— организационно-управленческой;

— проектной.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030200 Политология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

— участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, в подготовке публикаций, в подготовке обзоров и аннотаций;

— составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

— составление разделов научно-аналитических отчетов, пояснительных записок;

педагогическая деятельность (для вузов, дающих квалификацию "Преподаватель "):

— преподавание отдельных дисциплин политологического знания в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

— подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам;

— участие во внеаудиторной и воспитательной работе с учащимися;

— составление установленной отчетности по утвержденным формам;

организационно-управленческая деятельность:

— участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, в аппаратах политических партий, общественных объединений, международных организаций, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, СМИ;

— участие в проведении политических кампаний, организации избирательного процесса, консалтинговой деятельности;

— обработка данных прикладных исследований для последующего анализа, прогнозирования и моделирования политических процессов;

проектная деятельность:

— подготовка документации к разработке научно-исследовательских программ и проектов;

— участие в проектировании научно-теоретических исследований и политических кампаний;

— участие в проектировании прикладных исследований политических процессов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

— владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановкой цели и выбором путей ее достижения (ОК-1);

— умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

— способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

— способностью понимать и анализировать социально и лич-ностно значимые мировоззренческие проблемы (ОК-6);

— владением средствами самостоятельного, методически правильного использования средств физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);

— осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-8);

— готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другим культурам; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений между людьми (ОК-9);

— знанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; следование в своей деятельности Гражданскому кодексу, другим правовым актам; готовностью и стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

— стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-11);

— пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

— способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, социальной мобильности, обладанием чувством социальной ответственности (ОК-13);

— знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14);

— знанием основных положений, законов и методов естественных наук и математики; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира (ОК-15);

— готовностью использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-16);

— способностью выявить естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующие математические и естественно-научные методы анализа явлений и процессов (ОК-17);

— способностью и готовностью к восприятию и адекватной ин-

терпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной деятельности (ОК-18);

— способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы (ОК-19);

— знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий (ОК-20);

— пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества, соблюдением основных требований информационной безопасности; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-21);

— свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владением одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-22);

— владением педагогическими навыками для работы с учащимися, умением использовать возможности педагогики и психологии для эффективного осуществления учебного процесса, применением современных методов преподавания (ОК-23).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

научно-исследовательская деятельность:

— владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации данных о политике, государстве и власти (ПК-1);

— владением навыками участия в исследовательском процессе, представление о методологии и методах современной политической науки, их применении в политологических исследованиях (ПК-2);

педагогическая деятельность:

— владением методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно излагать освоенное знание (ПК-3);

2 ВМУ, политические науки, № 1

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области общей политологии и современных политических теорий (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в основных сферах современной политологии и политической теории) (ПК-4);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области политической истории России и зарубежных стран (знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владением навыками политического анализа исторического прошлого) (ПК-5);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области сравнительной политологии (освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем, институтов и процессов) (ПК-7);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области политической психологии (знание закономерностей поведения и менталитета политических лидеров, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков) (ПК-8);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области современной российской и мировой политики (знание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения и регионы, о месте и роли основных политических институтов и институтов гражданского общества в современном обществе) (ПК-9);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области политического анализа и прогнозирования (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10);

— способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области политического менеджмента (представление о менедж-

менте в системе современной политологии, знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять адекватные политической ситуации управленческие технологии, формирование навыков политического консалтинга) (ПК-11); организационно-управленческая деятельность:

— навыками участия в организации управленческих процессов в органах власти, в аппаратах политических партий и общественных объединений, органах местного самоуправления (ПК-12);

— способностью к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочной информации для аналитических материалов (ПК-14);

— способностью рационально организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии (ПК-15);

— способностью к ведению деловой переписки (ПК-16); проектная деятельность:

— способностью использовать знания о политической диагностике в работе по группировке и систематизации политических фактов, прогнозированию и моделированию политических процессов и событий (ПК-17);

— навыками составления технических заданий, программирования научно-теоретических и прикладных исследований политических процессов (ПК-18).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (табл. 2):

гуманитарного, социального и экономического;

естественно - научного;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных)

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Перечень дисцип-

Код Учебные циклы, раз- Трудоемкость лин для разработки Коды

УЦ делы и проектируе- (зачетные примерных про- формируемых

ООП мые результаты их освоения единицы)1 грамм, а также учебников и учебных пособий компетенций

1 2 3 4 5

Б.1 Гуманитарный, соци- 40-50 Философия ОК-1

альный и экономиче- 20-25 Иностранный язык ОК-2

ский циклы Правоведение ОК-3

Базовая часть История ОК-4

В результате изуче- Экономика ОК-5

ния базовой части Политэкономия ОК-6

цикла обучающийся Логика. Теория ар- ОК-8

должен: гументации ОК-9

знать: основы фило- Педагогика и пси- ОК-10

софии, истории Рос- хология (для вузов, ОК-11

сии, иностранного обеспечивающих ОК-12

языка, правоведения, получение квали- ОК-13

экономики, логики, фикации "препода- ОК-14

способствующие раз- ватель") ОК-18

витию общей культу- ОК-19

ры и социализации ОК-22

личности, привер- ОК-23

женности этическим

ценностям;

уметь: использовать

знание иностранного

языка в профессио-

нальной деятельно-

сти, профессиональ-

ной коммуникации и

межличностном об-

щении;

владеть: навыками

ведения деловых

коммуникаций в про-

фессиональной сфе-

ре, работы в коллек-

тиве.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.2 Математический и ес- 12-22 Высшая матема- ОК-15-17

тественно-научный 6-11 тика ОК-21

цикл Информатика

Базовая часть Концепции совре-

В результате изуче- менного естество-

ния базовой части знания

цикла обучающийся

должен:

'Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5

знать: фундамен-

тальные разделы ма-

тематики, информа-

тики, концепций

современного есте-

ствознания;

уметь: создавать базы

данных и использо-

вать ресурсы Интер-

нета; применять на-

выки и умения в

этой области для ре-

шения профессио-

нальных задач;

владеть: навыками

использования про-

граммных средств и

навыками работы в

компьютерных сетях.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.3 Профессиональный 156-166 Введение в политологию ОК-20

цикл 78-83 Политическая история ПК-1

Базовая (общепро- России и зарубежных ПК-2

фессиональная) часть стран ПК-3

В результате изуче- История политических ПК-4

ния базовой части учений ПК-5

цикла обучающийся Современная россий- ПК-6

должен: ская политика ПК-7

знать: теоретические Международные отно- ПК-8

основы основных шения и мировая поли- ПК-9

политологических тика ПК-10

дисциплин, историю Сравнительная полито- ПК-11

и основные модели логия ПК-14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современных поли- Политическая психоло- ПК-17

тических практик, гия ПК-18

технологии полити- Основы современной

ческих процессов; политической теории

уметь: использовать Политический менедж-

методы современ- мент

ной политической Безопасность жизне-

науки и политиче- деятельности

ского анализа; по- Политический анализ и

нимать, излагать и прогнозирование

критически анали-

зировать базовую

общеполитологиче-

скую информацию;

владеть: способ-

ностью использо-

вать теоретические

общеполитологиче-

ские знания на

практике.

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

Б.4 Физическая культура 2 ОК-7

Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 10-12 ОК-2 ОК-3 ОК-11 ОК-13 ОК-23 ОК-20 ПК-1-3 ПК-12-18

Б.6 Итоговая государственная аттестация 6 ОК-5 ОК-6 ОК-14 ПК-1-11

Общая трудоемкость основной образовательной программы 240

дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть "Гуманитарный, социальный и экономический циклы" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерныее симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иных тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все

виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 8. Ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7—10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы1.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области Современной российской политики, Международных отношений и ми-

1 Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. Ст. 4534).

ровой политики, Сравнительной политологии, Политической психологии, Политического анализа и прогнозирования, Политического менеджмента, Экономики (Политической экономии), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

— обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

— при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

— обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

— обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

В результате прохождения профильной учебной практики студент должен овладеть способностью преподавания обществознания и политологии в средней школе, современными методиками обучения, навыками организации самостоятельной (внеаудиторной) работы. В результате прохождения производственной практики студент должен овладеть навыками научно-исследовательской, экспертной, консультационной работы в сфере политологии и политических практик, навыками управленческой и организационной работы по принятию и реализации политических решений в органах власти и управления, в аппаратах политических партий и общественных объединений, в органах местного самоуправления, в структурах международных организаций и других участников политического процесса, а также в политологическом обеспечении процесса социальной и межкультурной коммуникации. Формы аттестации определяются ученым советом вуза.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке

программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

— изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

— участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

— осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

— составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

— выступить с докладом на конференции;

— готовить статьи и тезисы для научных сборников;

— участвовать в подготовке аналитических материалов о политических процессах в стране и мире.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.

Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в Интернете или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экз. таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1—2 экз. на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к Интернету.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения1.

1 Пункт 2 ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 3. Ст. 150; 2002. № 26. Ст. 2517; 2004. № 30. Ст. 3086; № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 25; 2007. № 17. Ст. 1932; № 44. Ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает:

— наличие компьютерного класса;

— наличие доступного для студента выхода в Интернет;

— наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

— разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

— мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

— обеспечения компетентности преподавательского состава;

— регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

— информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 2

ПРОФИЛИ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПОЛИТОЛОГИЯ"*

1. Теория политики; политический анализ и прогнозирование.

2. История политики; история политических учений.

3. Российская политика.

4. Международные отношения и мировая политика.

5. Сравнительная политология.

6. Социология и психология политики.

7. Государственная политика и управление; политическая конфликтология.

8. Политическая экономия.

9. Политический менеджмент; политические коммуникации и журналистика.

10. Политическая регионалистика и этнополитика.

* В соответствии с решением Совета по политологии УМО по классическому университетскому образованию от 14 мая 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.