Научная статья на тему 'Оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов неязыковых вузов Крыма'

Оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов неязыковых вузов Крыма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ САМООЦЕНКА / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратовская И.В., Михайлова А.Г.

Одной из важнейших функций вуза является формирование у студента духовно-нравственных качеств. В работе произведена оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов технических специальностей вуза Крыма. Рассмотрено состояние проблемы развития нравственных качеств личности будущего специалиста. Проанализированы результаты диагностического исследования духовно-нравственной культуры: нравственная самооценка, социализированность личности, толерантность, социально ценные качества личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуратовская И.В., Михайлова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов неязыковых вузов Крыма»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378. 147

Скуратовская И.В.

Студентка ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Михайлова А.Г.

Ст. преподаватель ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ КРЫМА

Одной из важнейших функций вуза является формирование у студента духовно-нравственных качеств. В работе произведена оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов технических специальностей вуза Крыма. Рассмотрено состояние проблемы развития нравственных качеств личности будущего специалиста. Проанализированы результаты диагностического исследования духовно-нравственной культуры: нравственная самооценка, социализированность личности, толерантность, социально ценные качества личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, нравственная самооценка, социализированность личности, толерантность, социально ценные качества личности, социальная адаптированность, автономность, социальная активность.

В наши дни существует огромная потребность общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, гражданской личности, достойных продолжателей традиций и преемников духовной культуры нашего народа. В высших правительственных кругах все чаще звучит озабоченность нынешним состоянием духовности и культуры России, призывы к разработке и реализации мер в направлении духовного и нравственного оздоровления общества.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы (квалификация (степень) "специалист") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2024) прописано, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-18) [1].

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности рассматривали Г. Песталоцци, В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, немецкий педагог И. Гербарт, которые утверждали, что духовность и нравственность являются базовыми характеристиками человеческой личности, которые проявляются в поведении и поступках человека.

Взгляды отечественных психологов на проблему духовно-нравственного развития опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности (Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, В.И. Слободчиков, Б.Г. Ананьев, В.А.

Елисеев, Е.В. Бондаревская, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

По мнению В.В. Зеньковского, молодые люди не способны оценить всю глубину своих поступков, теряется чувство ответственности. Происходит искажения понятий доброты и зла, справедливости, патриотизма и гражданственности [2].

Проблемы духовно-нравственного воспитания связаны с тем, что молодёжь в XXI веке находится в окружении средств массовой информации, которые несут как позитивные, так и негативные характеристики. Молодёжь перестаёт брать пример с людей, которые жили в прошлом. Они понятия не имеют, как раньше люди решали свои проблемы, что произошло с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам лучший пример. Поэтому духовно-нравственное воспитание должно полагаться на опыт старшего поколения, которое представленно в культурно-исторических традициях.

Одной из функций любого вуза является «формирование у студента ценностного отношения к окружающему миру, к среде, в которой они пребывают, к культуре и ее образцам, которые они оценивают или, напротив, не замечают» [3]. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [4].

Цель данной статьи — определение и оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов технических специальностей. Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятия «уровень духовно-нравственной культуры»; 2. Разработать основные показатели духовно-нравственной культуры; 3. Провести диагностическое исследование сформированности уровня духовно-нравственной культуры студентов технических специальностей; 4. Определить исходный уровень сформированности духовно-нравственной культуры студентов.

Опираясь на изучение деятельности студентов и результатах обученности, мы провели эксперимент ценностных ориентаций студентов неязыковых вузов путем тестирования. Преимущество этого метода заключается в том, что можно сравнительно быстро получить данные о весьма значительном количестве студентов с ценностными ориентациями. Однако эти данные большей частью носят чисто эмпирический и поверхностный характер в силу того, что в анкете можно ставить ограниченное количество вопросов и получать краткие, годные лишь для статистических обобщений, ответы. За период эксперимента нами также были проведены анкетирования.

Исследование проводилось на базе Севастопольского государственного университета. Выборочную совокупность исследования составили студенты групп «Конструкторская технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Радиотехника» и «Физика» 1-4 курсов, 71 человек. В опытно-экспериментальной работе участвовали студенты в возрасте от 17 до 20 лет. Каждому студенту в процессе тестирования были предоставлены методики (для достижения целей исследования) и бланки ответов. Тестирование проходило в течение часа, после заполнения тестов, нами была проведена обработка полученных данных и их интерпретация.

Определяем духовно-нравственную культуру как стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию. Она предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа будущего специалиста (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие.

На основе анализа теоретико-методологических и эмпирических материалов были разработаны основные показатели духовно-нравственной культуры: нравственная самооценка, социализированность личности, толерантность, социально ценные качества

личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм.

Определяем уровень духовно-нравственной культуры как меру соответствия развитых социально-ценностных отношений студента и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Показателем сформированности духовно-нравственной культуры у будущих специалистов можно считать степень полноты знаний, умений и навыков в области духовности, этики, поведения, демонстрируемых выпускником при написании и защите выпускной квалификационной работы.

Для того чтобы определить исходный уровень сформированности духовно-нравственной культуры студентов, фиксировать развитие каждого отдельного показателя, всего комплекса компонентов в целом необходимо руководствоваться определенными критериями.

Гипотетически выделяем три уровня сформированности ценностных ориентаций:

- высокий — студенты имеют убеждения о значимости духовно-нравственной культуре, собственную оценку общественных явлений, поступков людей, устойчивые умения руководствоваться знаниями в поведении, высокий уровень нравственной самооценки, толерантности, социально ценных качеств личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм;

- средний — студенты имеют суждения о духовно-нравственной культуре, при высказывании оценочных суждений часто ориентируются на мнение других, умеют руководствоваться знаниями в поведении при определенной ситуации, средний уровень нравственной самооценки, толерантности, социально ценных качеств личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм;

- низкий — студенты не имеют понятия о духовно- нравственных ценностях, выражена тенденция к отрицательному поведению, низкий уровень нравственной самооценки, толерантности, социально ценных качеств личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм.

Оценка общего уровня сформированности духовно-нравственной культуры выводилась с учетом суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из показателей (нравственная самооценка, толерантность, социально ценные качества личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм).

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [4].

Для определения уровня духовно-нравственной культуры были проведены следующие анкеты и методики: анкета «Диагностика уровня нравственной самооценки», анкета «Самоанализ (анализ) личности», методика для изучения социализированности личности, методика «Направленность личности», анкета «Гражданственность и патриотизм», анкета «Уровень сформированности нравственной культуры студентов». Анкетирование было письменным, индивидуальным, и отвечало двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергался количественной и качественной обработке.

Диагностика уровня нравственной самооценки состояла из 10 вопросов. По сумме ответов определили уровень: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной

самооценки; от 24 до 33 единиц — средний уровень; от 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего; от 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки. Статистика ответов студентов представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Уровни нравственной самооценки (чел/%)

уровни высокий средний ниже среднего низкий

количество 13/18 53/74 5/8 0

По результатам исследования нравственной самооценки студентов мы наблюдали преобладание среднего уровня. Однако можем отметить, что студенты 3-го курса показали более высокие показатели. Возможно, это объясняется завышенной самооценкой данных респондентов.

Методика «Самоанализ (анализ) личности» позволила оценить уровень проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества. Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Интервалы уровней проявления фактора качества:

Низкий 1,00 - 3,65 Средний 3,66 - 4,32 Высокий 4,33 - 5,00

Результаты методики следующие: Активность нравственной позиции:

1а) уважение к людям, совестливость — 4,1 (средний уровень);

1б) стремление к нравственному самовоспитанию — 3,5 (низкий уровень).

2. Коллективизм:

2а) ответственность перед коллективом -3,2 (низкий уровень);

2б) чуткость и взаимопомощь -3,1 (низкий уровень).

3. Гражданственность в труде:

3 а) осознание значимости своего труда для общества — 4,4 (высокий уровень);

3б) бережное отношение к результатам труда, к природе — 4,3(высокий уровень).

4. Трудолюбие:

4а) добросовестность — 3,8(средний уровень);

4б) самостоятельность в преодолении трудностей — 4,1 (высокий уровень).

5. Творческая активность:

5а) стремление к улучшению процесса работы — 3,62 (низкий уровень);

5б) стремление к новому, инициатива — 3,5 (низкий уровень).

6. Волевые качества:

ба) целеустремленность — 3,5 (низкий уровень);

бб) настойчивость и самообладание — 3,5 (низкий уровень).

Оценка общего уровня сформированности уровня проявления социально ценных качеств личности выводилась с учетом суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из показателей. Х = х1 + х2 + х3 +х4 + х5, где х1 — оценка, соответствующая степени сформированности активности нравственной позиции; х2 — оценка, соответствующая степени сформированности коллективизма; х3 — оценка, соответствующая степени сформированности трудолюбия; х4 — оценка, соответствующая

степени сформированности творческой активности; х5 — оценка, соответствующая степени сформированности волевых качеств. Уровень проявления социально ценных качеств личности: У = Х/5. Снова отмечаем, что студенты 3-го курса показали более высокие показатели, что объясняется завышенной самооценкой.

У=(3,8+3,2+4,3+3,9+3,5+3,5)/5=4,25, что соответствует среднему уровню. Методика для изучения социализированности личности, разработанная профессором М.И. Рожковым, позволила оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры:

социальная адаптированность: высокий-21%, средний-54%, низкий-15%; автономность: высокий-45%, средний-42%, низкий-13%; социальная активность: высокий-40%, средний-37%, низкий-6%; приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности): высокий-43%, средний-42%, низкий-13% (табл. 2).

Таблица 2 — Уровни социализированности личности (чел/%)

показатели уровни

высокий средний низкий

социальная адаптированность 15/21 38/54 18/15

автономность 32/45 30/42 9/13

социальная активность 28/40 37/52 6/8

приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) 32/45 30/42 9/13

Методика «Направленность личности» позволила оценить уровень сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека).

С помощью данной методики были выявлены следующие направленности личности:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Результаты данного исследования показали, что значительная часть студентов имеет направленность на дело — 41%, направленность на общение — 27%, направленность на себя — 32 % (табл. 3).

Таблица 3 — Уровни сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека (чел/%)_

направленности личности количество

Направленность на себя 23/32

Направленность на общение 19/27

Направленность на дело

29/41

Для исследования методом самооценки общекультурных компетенций студентов провели анкету «Гражданственность и патриотизм». С её помощью проверяется, насколько сформированы представления о своих правах и обязанностях как гражданина своей страны; умения использовать действующее законодательство Российской Федерации, правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у студентов сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны, и на основе полученной информации спланировать тематические мероприятия. В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на категории:

- от 0 до 40 баллов — очень низкий уровень;

- от 41 до 80 баллов — низкий уровень;

- от 81 до 120 — средний уровень;

- от 121 до 159 — высокий уровень.

Результаты диагностики показали, что значительная часть студентов имеет средний уровень сформированности гражданственности и патриотизма — 62%, высокий — 15%, низкий — 8% (табл. 4).

Таблица 4 — Уровни сформированности гражданственности и патриотизма

уровни очень низкий низкий средний высокий

количество 1/8 12/15 44/62 12/15

Анкета «Уровень сформированности нравственной культуры студентов»: студентам было предложено оценить, в какой степени сформирована нравственная культура. При оценке воспользовались следующей шкалой: 4 — высокий уровень; 3 — средний уровень; 2 — низкий уровень; 1 — практически не сформирован (табл. 5).

Таблица 5 — Уровни сформированности нравственной культуры

уровни высокий средний низкий практически не сформирован

количество 21/30 35/50 15/20 0

На вопрос «Что вы подразумеваете под "нравственностью и духовностью"»? ответили только 2 человека:

- нравственность и духовность — совесть и уважение к другим людям, культурным ценностям и историческому наследию;

- твоё отношение к другим людям.

Поскольку оценка общего уровня сформированности духовно-нравственной культуры выводилась с учетом суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из показателей (нравственная самооценка, толерантность, социально ценные качества личности, эмоционально-ценностного отношение к объектам или средствам деятельности человека, гражданственность и патриотизм), суммировали и усреднили набранные респондентами баллы для определения обобщенного результата диагностирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве эталонного и равного 10 баллам мы определили уровень проявления свойств, качеств, знаний и умений, представляющий собой максимально возможное

количество баллов, которые может набрать респондент при выполнении каждого задания. Определили среднее значение по всем показателям Уобщ. = у1 + у2 + у3 +у4 + у5+у6, где

у1 — оценка, соответствующая степени сформированности нравственной самооценки;

у2 — оценка, соответствующая степени сформированности социально ценных качеств личности;

у3 — оценка, соответствующая степени сформированности социализированности личности;

у4 — оценка, соответствующая сформированности эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека;

у5 — оценка, соответствующая степени сформированности гражданственности и патриотизма;

у6 — оценка, соответствующая степени сформированности нравственной культуры.

С учетом количества выполненных заданий эталонная оценка каждого из показателей нравственной культуры соответствовала 30 баллам, а интегральная оценка — 180 баллам.

После суммирования и усреднения набранных респондентами баллов мы получили обобщенные результаты диагностирования, представленные в таблице 1.

Таблица 1- Обобщённая оценка исходного уровня духовно-нравственной культуры студентов_

Показатели духовно-нравственной культуры балл

Нравственная самооценка 22

Уровень проявления социально ценных качеств личности 16

Социализированность личности 23

Эмоционально-ценностное отношение к объектам или средствам 16

деятельности

Гражданственность и патриотизм 19

Нравственная культура 15

Общее количество баллов 111

Как показало диагностическое исследование, уровень сформированности духовно-нравственной культуры студентов технических специальностей средний, что подтверждает необходимость введения технологий для повышения уровня духовно-нравственной культуры особенно на современном этапе.

Выводы. Наша страна переживает довольно сложный период. Самым большим бедствием на сегодня являются проблемы не в политической сфере и не в экономической, а доминирование материальных ценностей над духовными. У молодёжи присутствует духовно-нравственная не зрелость. Воспитание и развитие у студентов нравственной и духовной культуры является важной задачей высшего учебного заведения. Исключительно важно пробудить в каждом будущем специалисте человеческие качества.

Высшее учебное заведение направленно лишь на преобретение профессии, но за несколько лет не возможно получить нужные качества для освоения профессии, мы получаем только базу. Поэтому у вуза появляется важная задача — это научить молодое поколение самообразовываться и саморазвиваться.

Проведенный диагностический эксперимент показал, что студенты технических специальностей крымских вузов имеют средний уровень сформированности духовно-нравственной культуры. Также отметили, что студенты 3-го курса показали более высокие показатели, что объясняется завышенной самооценкой данных респондентов. Можем

сделать вывод, что образовательный процесс должен быть направлен не только на преобретение специальности, но и на развитие нравственных, духовних, культурных ценностей личности будущего специалиста.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы (квалификация (степень) "специалист") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2024) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070866/

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — Клин: Фонд «Христианская жизнь»,2002 — 63 с.

3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.,1998. —

45 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovaшe/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaшya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.